Современные воспитательные технологии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Современные воспитательные технологии

2017-11-16 690
Современные воспитательные технологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несмотря на свою сложность, длительность и неопределенность результатов, процесс воспитания технологичен. Процесс в технологии просматривается целостно и в обязательном соединении с его результатом. Это позволяет обоснованно судить об эффективности различных технологий, качественном своеобразии создаваемых ими продуктов.

Под воспитательной технологией (технологией воспитания) понимается комплекс увязанных между собой методов форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта. В воспитании продукт есть заданные целью качества человека. Ни цели, ни продукт в состав технологии не входят. Они лишь задают и венчают технологию, например цель сформировать определенный тип поведения — это еще не технология и даже не ее элемент, а полученный продукт — это уже не технология, а ее результат. Поэтому технологией можно назвать все, что существует (происходит) между целями и продуктами.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

- по подходу к ребёнку.

Современные воспитательные технологии:

- технология проектного обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- технология здоровьесберегающая;

- технология учебной деловой игры;

- технология развития критического мышления;

- технология КТД И. П. Иванова;

- технология проведения учебных дискуссий;

- Тьюторство – технология педагогической поддержки;

- технология создания ситуации успеха;

- шоу-технологии;

- ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

1. Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)

2. нтеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)

3. Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1) задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2) даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3) выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4) обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

Здоровьесберегающие технологии

- это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;

- создание благоприятного психологического климата на уроке;

- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Какие бы технологии не использовали учителя в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?

Современные трансформации

Технология свободного воспитания.

В основе современных технологий свободного воспитания лежит гуманизм как общий принцип уважения человека, его жизни и достоинства, прав и свобод. Если трактовать гуманизм упрощенно, на «школьном уровне» - как стремление сделать добро ученику, - то практически все наши школы гуманистичны. Однако до полного практического воплощения на деле принципа гуманизма во всем его объеме еще далеко. Декларируемый гуманизм и реальный школьный мир все еще существенно различаются между собой.

Степень гуманизации (реализации принципа гуманизма) может служить критерием и индикатором воспитательной технологии. Определим закономерности, влияющие на применимость гуманистических технологий воспитания.

1. В гуманистической технологии господствуют гуманистические ценности. Их провозглашение и степень практической реализации не всегда совпадают. Практика служит критерием истины, а также первым и очевидным доказательством того, что технология направлена на реализацию гуманистических ценностей.

2. Гуманистические технологии могут применяться только в гуманистически сориентированных воспитательных системах. Они характеризуются ценностным отношением к личности, основное значение придается жизни воспитанника здесь и сегодня, не в будущем, а в настоящем. В данных воспитательных системах действуют традиции, существуют усвоенные большинством образцы привычного поведения, роль наказаний незначительна. В нашей стране школы, в которых система отношений приближается к характеристикам гуманистической воспитательной системы, пока единичны.

3. Гуманистическая воспитательная система может существовать только в гуманистическом обществе. В обществе гуманистически не созревшем, невозможно гуманистическое воспитание.

Отсюда вытекает общая закономерность: в каждом обществе существует воспитательная система, которая соответствует ценностям и уровню развития данного общества.

Западные модели

В западных странах существует множество вариантов технологии свободного воспитания, которые объединяет общий принцип -предоставление воспитанникам права самим решать свои проблемы, выбирать тот или иной вариант собственного развития. Воспитатели направляют, подсказывают, контролируют, но право свободного выбора соблюдается всегда.

Рассмотрим некоторые наиболее известные технологические схемы свободного воспитания.

1. Технология, созданная французским педагогом С. Френэ (1930), отражает идею свободной школы. Основной принцип технологии — осуществление обучения через самодеятельность учеников. Обучения как такового нет, есть занятия интересным для ребенка делом. Программ тоже нет, есть индивидуальные и групповые планы. Применяется метод проектов. Выполняя интересные задания, дети приучаются работать сообща, помогать друг другу. Домашних заданий не задают. Каждый учится как хочет, и как может. Класса в обычном понимании нет. Дети свободно перемещаются, постоянных рабочих мест не имеют. Нет и оценок за успеваемость, но отмечается личный прогресс каждого ученика. Поскольку такой прогресс можно обнаружить всегда, то детей постоянно хвалят. Нет ошибок, бывают недоразумения. В школе существует самоуправление. В ней создан кооператив, который возглавляет избираемый самими учениками совет. В режиме дня предусмотрена работа в мастерской, саду, на ферме.

Совершенно отличаются от общеизвестных функции учителей. Педагога в нашем понимании в такой школе нет. Есть друг детей. Воспитывают детей формы организации работы, спроектированные учителем вместе с детьми. Педагог никого не воспитывает, не развивает, а лишь принимает участие в общих делах. Нет правил поведения, классом правит принятый самими детьми кодекс поведения.

В школах, работающих по системе Френэ, нет показателей успеваемости, дисциплинированности, по которым их можно было бы сравнивать с другими учебными заведениями. Свои практические рекомендации С. Френэ адресовал, прежде всего, сельской малокомплектной начальной школе. По некоторым данным, сегодня во Франции «по Френэ» работают тысячи школ. В России организована ассоциация педагогов Френэ, распространяющая его идеи.

2. Вариант «новой школы» предложил немецкий педагог Г. Виникен (1910). Его главная идея - школа должна представлять собой свободную воспитательную общину, в которой сообща работают ученики и учителя. Цель школы - подготовка детей к жизни. Большое значение придавалось самоуправлению и участию воспитанников в хозяйственной жизни общины. Среди воспитательных средств важное место занимало искусство (музыка, школьный театр, изобразительная деятельность). Отличительная черта -отсутствие религиозного воспитания. Технология Виникена доступна для сельскохозяйственных общин, не ставящих перед собой высоких интеллектуальных задач: качество обучения невысокое, хорошо поставлено только эстетическое воспитание. Изолированность школы от внешней среды препятствовала подготовке детей к жизни, хотя именно эта задача и ставилась перед ней. В современных школах, расположенных в сельской местности, иногда встречаются похожие технологии.

3. Технологию так называемых кластер-скулз предложил американский исследователь Л. Кольберг (1982). Ее сущность лучше всего передает приветственный плакат при входе во все школы данного типа, обращенный к ученику: «Ты — наша самая большая ценность!». В основу технологии положена идея партнерства, сотрудничества, кооперации. Школа моделирует «справедливое общество», идею которого пропагандируют в США и других странах западной демократии.

Занятия проходят в обычном режиме по принятым в большинстве американских школ канонам. По показателям эффективности обучения кластер-скулз не отличаются от других. Их цель иная - улучшить школьный климат, способствовать развитию демократических отношений в обществе.

Авторские модификации

Познакомимся с лучшими авторскими модификациями технологии свободного воспитания (обучения), развивающимися в нашей стране. Авторская модификация - это индивидуальное прочтение общей идеи и воплощение ее на практике в соответствии с личным пониманием, конкретными возможностями. Сегодня в нашей стране сотни учебно-воспитательных заведений, где трудятся тысячи замечательных педагогов. Лучшие образцы наших технологий превосходят знаменитые западные системы. Для нас они особенно ценны тем, что вписаны в наши реалии, созданы для наших условий.

1. Авторская система В. А. Караковского.

В. А. Караковский, народный учитель СССР, академик, директор московской школы №825. В этой школе идеи педагогики сотрудничества разиваясь и совершенствуясь, воплотились в целостную технологию воспитания. И хотя ядром воспитательной системы В. А. Караковский считает сплоченный разновозрастный общешкольный коллектив, в его системе много элементов, характерных для демократического свободного воспитания. «Обновление воспитательной системы, - пишет В. А. Караковский, - пошло по пути актуализации».

В основе рассматриваемой идеологии воспитательной системы лежат общечеловеческие, вечные моральные ценности. Детей воспитывают на базисных понятиях:

1) земля — общий дом человечества;

2) отчизна — единственная для человека родина;

3) семья — ближайшее окружение человека, его опора;

4) труд — основа человеческой жизни;

5) знания — необходимое для человека средство развития;

6) культура — духовное богатство человечества;

7) мир — главное условие существования Земли и человечества;

8) человек — высшая абсолютная ценность.

Для усвоения каждым школьником главных ценностей, подчинения вытекающим из них требованиям разработана и внедрена целостная система воспитательной работы. В ней в оптимальной пропорции сочетаются общешкольные и классные воспитательные дела. Годовой цикл воспитательной работы концентрируется вокруг нескольких ключевых дел школьного коллектива. Ключевые дела - это как правило, яркие события, периоды повышенного напряжения, воспитание «большими дозами».

Главный композиционный узел системы - коммунарский сбор. Он проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками. Его трудно определить как отдельный вид работы, коммунарский сбор - это самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передаваемый от поколения к поколению. Коммунарский сбор - действующая модель оптимальных человеческих отношений.

В школе действует система больших и малых традиций. Уже много лет ко Дню учителя, например, готовится специальная творческая программа, в которой принимают участие все педагоги школы. Одна из ее частей — торжественный ритуал посвящения в учителя школы. Новые учителя (а это обычно выпускники школы) принимают обязательства трудиться в соответствии со школьными традициями, приумножать их и развивать.

Не только учителя, но и воспитанники школы обязаны развивать в себе «семь добродетелей»:

1) верность школе, благонравие, 3) честное отношение к делу, 4) высокий профессионализм, 5) тремление к самосовершенствованию, 6) любовь к детям, 7) уважение к администрации.

Перечень всех форм и методов воспитательной работы, применяемых в школе №825, велик. Среди них: общественный смотр знаний; работа штабов знаний; межпредметные, интегрированные уроки; межвозрастные уроки; разнообразные творческие работы учеников; учебно-воспитательная диагностика; перенесение на семью школьных форм работы; взаимное обучение; уроки обмена; дополнительные уроки по выбору; профильные факультативы; зачетная система обучения; уроки-бенефисы; уроки трех уровней; уроки под открытым небом; конкурс шпаргалок; создание ситуаций свободного выбора; многовариативность заданий; партнерство учителей и учеников; проведение уроков учениками педагогических классов; интегрированные зачеты; защита идей; «тихий опрос»; путешествие в страну тайн; клуб «почемучек»; читай-город; познавательный КВН; исторические игры; педагогиада; защита фантастических проектов; новые формы экзаменов; деловые и ролевые игры; мозговая атака; университет старшеклассников; научная конференция; брифинг; праздник знаний; суд над предметом; 60 секунд интересной информации; предметный ринг; посвящение выпускников начальной школы в пятиклассники; работа учеников начальной школы на компьютерах; организация персональных выставок учеников и учителей; работа на уроке справочного бюро «Прямая линия»; практикум доброты; встречи на уроке; интервью с историческим персонажем; пятиминутка рефлексии; конкурс вопросов; использование коммунарской методики; обозреватели за круглым столом; час вопросов и ответов; устный журнал «Необыкновенное рядом»; дидактические сказки; путешествие по предмету; аукцион знаний; пятиминутка любознательных; робинзонада; дидактический театр; азбука дидактических знаний; экскурсии; походы; экспедиции и т.д.

В школе №825 существует развитое самоуправление. Три-четыре раза в году собирается Большой совет. Это ученический актив пятых -одиннадцатых классов с классными рукводителями, совет старшеклассников и все «взрослое» руководство школы. Особое место в воспитательной системе школы занимает трехдневный лагерный сбор актива. Образ жизни его - молодежная коммуна.

Какова результативность авторской технологии В. А. Караковского? Вне всякого сомнения, эго значительный шаг вперед в деле демократизации школы, превращения ее в открытую социальную систему, вывод учебно-воспитательного процесса за рамки строгой регламентации, отход от жестких командно-административных схем управления. Школа Караковского движется в направлении свободного воспитания.

2. Школа М.П. Щетинина

М.П. Щетинин - известный педагог, много лет отстаивающий идеи преобразования школы на принципах гуманизма. Подобно Витторио де Фальтре, открывшего 550 лет тому назад свою «Школу радости», создал в наши дни и нашем воспитательном пространстве свою во многом необычную школу. В школе Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей, никто не может сказать, в каком он классе, нет уроков в нашем обычном представлении, нет установленных и утвержденных тем занятий, нет программ и учебников, нет педагогического коллектива в общепринятом смысле.

Пять основ щетининской педагогики:

1) морально-духовное развитие каждого;

2) стремление к познанию;

3) труд, любовь к труду во всех его проявлениях;

4) воспитание чувства прекрасного;

5) физическая подготовка.

В школе Щетинина детей воспитывают не суровыми проповедями и запретами - воспитывает принятый уклад жизни. Здесь живут в любви и уважении друг к другу, работают на общее благо, учатся, создают красоту. Моральнодуховное развитие каждого есть результат образа жизни. Духовные качества воспитанника формируются в конкретных ситуациях, демонстрирующих образцы нравственного поведения, доброты и милосердия.

Обучение осуществляется по методике погружений. Разновозрастные группы учеников по собственному желанию могут изучать любые темы, курсы, предметы. Приглашаются специалисты, приобретаются необходимые средства поддержки процесса. Погружения сочетаются с самоподготовкой. Группы учеников разбиваются на подгруппы по два, три, пять человек, им помогают ученики, которые уже сдали экзамен и получили сертификат тренера.

Ведущая роль в формировании личности отведена труду. Руками самих воспитанников построены конференц-зал, хореографический зал, спортивная площадка, кухня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока, баня, столярные мастерские, швейный цех, водозабор. Воспитанники здесь не учатся работать, они работают.

Чувство прекрасного развивается всей школьной жизнью, организованной по законам гармонии и красоты. Все подчинено тому, чтобы растущий человек осознал, что нельзя быть неряшливым, стыдно не знать народные песни, не уметь танцевать. Ежедневные, будничные дела, постепенно формируют духовно и эстетически развитого человека.

Ядро физического воспитания составляет русский рукопашный бой, пронизанный особенной философией и эстетикой. Занятия помогают сформировать важнейшие качества человека: уметь властвовать собой, уважать соперника, воспитывают быстроту реакции, силу, точность, неожиданность маневра, милосердие к побежденному. Детей учат понимать, что владение способами русского рукопашного боя необходимо для защиты слабых, защиты Родины.

 

Вопросы для самоконтроля

1) Какие технологии выделяются по критерию свободы личности?

2) Какими признаками отличается технология проектного обучения?

3) Какие общие характеристики технологии свободного воспитания?

4) Почему идея коллективного воспитания является ведущей?

5) В чем сущность личностно-ориентированной технологии?

6) Что является результатом эффективного осуществления творческих дел независимо от их ориентации в технологии И. П. Иванова?

7) В чем заключается главная идея свободного воспитания?

8) Чем отличается свободное воспитание от принудительного?

9) В чем заключается цель разработки ситуативных технологий?

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.