Лекция №3. Формы и методы воспитания. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лекция №3. Формы и методы воспитания.

2017-11-16 759
Лекция №3. Формы и методы воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Общее понятие о формах воспитания. Классификация форм воспитания.

2. Общее понятие о методах, приемах и средствах воспитания.

3. Проблема совершенствования методов воспитания. Классический и современные подходы к классификации методов воспитания (Г.И. Щукина, В.А Сластенин и др.).

Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина):

-методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений).

- методы формирования положительного опыта поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы воспитания по классификации И.С. Марьенко (объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания и др.)

5. Современные подходы к классификации методов воспитания

(В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Г.М. Коджаспирова и др.).

Классификация методов воспитания В.А. Сластенина:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Классификация методов воспитания И.П. Подласова:

- методы формирования сознания (рассказ, диспут, доклад, объяснение, лекция, этическая беседа). Сущность методов воспитания (увещевание, внушение, разъяснение, инструктаж, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающая ситуация);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

6. Условия оптимального выбора методов воспитания.

7. Понятия и сущность самовоспитания. Методы самовоспитания как основа самоактуализации, саморазвития и самореализации личности. Взаимосвязь самовоспитания с самообразованием и саморазвитием. Пути, условия, способы и приемы самовоспитания, Особенности самовоспитания подростков и старшеклассников.

 

1. Общее понятие о формах воспитания. Классификация форм воспитания.

 

Воспитание - сложный и многогранный по своей структуре и содержанию процесс, который осуществляется при помощи разнообразных форм.

 

По мнению Л.Н. Седовой и Н.П. Толстолуцких (http://dalib.ru/b/sedova_teoriya_i_metodika_vospitaniya_konspekt_lektsiy/1#41), категория «формы воспитания» («формы воспитательной работы») является одной из самых трудно определяемых в педагогической науке – во-первых, в силу многозначности самого понятия (например, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма»), а во-вторых, из-за множества классификаций форм воспитательной работы.

Понятие форма (от латинского forma - наружный вид, внеш­нее очертание) означает «способ организации и способ существова­ния, выражения содержания предмета, процесса, явления».

 

Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и учащихся.

 

Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [Титова Е. В. Если знать, как действовать. —М.: Просвещение, 1993. — С. 103].

 

Форма воспитания как педагогический феномен выполняет следующие функции:

1. Организаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

2. Регулирующая, поскольку использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам воспитания, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия, формируются нормы социальных отношений.

3. Информативная. Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

 

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

-цель воспитания;

-содержание и направленности воспитательных задач;

-возраст учащихся;

-уровень их воспитанности и личного социального опыта;

-особенности детского коллектива и его традиций;

-особенности и традиции региона;

-технические и материальные возможности школы;

-уровень профессионализма учителя.

 

Классификация форм воспитательной работы (по Е.В. Титовой):

-мероприятия,

-дела,

-игры.

Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Автор выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения [Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.: Просвещение, 1993. — С. 105—110].

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

 

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

 

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);

 

3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).

 

4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

 

5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;

 

6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

 

7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

 

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

 

Таким образом, формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания [ http://vaniorolap.narod.ru/theme8.html ].

 

2. Общее понятие о методах, приемах и средствах воспитания.

 

Метод воспитания — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников (http://uchebnikfree.com/vospitatelnyiy-protsess_996/chto-takoe-metod-18146.html - Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М., 2010).

 

И.П. Подласый также определяет методы воспитания как пути (способы) достижения заданной цели воспитания.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение.

Средство воспитания можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.