Классификация воздушных судов и их компонентов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Классификация воздушных судов и их компонентов.

2017-11-16 1146
Классификация воздушных судов и их компонентов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Цели и задачи дисциплины 7

Лекция 1. Основные сведения о сертификации продукции и услуг 7

1.1. Общие понятия о сертификации продукции и услуг 8

1.2. Обязательная и добровольная сертификация

продукции и услуг 10

1.3. Сертификация продукции в СССР и Российской Федерации 11

Лекция 2. Принципы, методы и средства обеспечения

качества продукции 13

2.1. Принципы обеспечения качества продукции 13

2.2. Семейство международных стандартов ISO серии 9000 по управлению качеством продукции 16

2.3. Система менеджмента качества предприятия 19

2.3.1. Обоснование необходимости СМК 19

2.3.2. Термины и определения СМК 20

2.3.3. Принципы менеджмента качества 22

2.3.4. Подход к СМК 23

Лекция 3. Безопасность полетов. Основные понятия

о сертифифкации авиационной техники 24

3.1. Исторические предпосылки обеспечения безопасности полетов авиационной техники. Основные понятия о сертификации авиационной техники. Безопасность полетов в гражданской авиации 24

3.2. Основные понятия о сертификации авиационной техники 27

3.3. Безопасность полетов в гражданской авиации 30

3.4. Надежность и отказобезопасность авиационной техники 31

Лекция 4. Система сертификации авиационной техники

гражданского назначения 34

4.1. Система сертификации авиационной техники в США 34

4.2. Система сертификации авиационной техники в Европе. 35

4.3. Система сертификации авиационной техники гражданского назначения в СНГ 36

Лекция 5. Система сертификации авиационной техники гражданского назначения в Российской Федерации 41

5.1. Система сертификации авиационной техники гражданского назначения в Российский Федерации 41

5.2. Основные элементы системы сертификации авиационной техники 47

Лекция 6. Основные сведения об авиационных правилах

и нормах летной годности 49

6.1. Общие сведения об авиационных правилах 49

6.2.Нормы летной годности авиационной техники 49

6.3. Нормы летной годности самолетов 50

6.4. Нормы летной годности винтокрылых летательных

аппаратов (вертолетов) 52

 

 

6.5. Правила сертификации авиационной техники. 52

6.6. Гармонизация Авиационных правил. 53

Лекция 7. Авиационные правила 55

7.1. Авиационные правила, Часть 21. Процедуры сертификации

авиационной техники 55

7.2. Авиационные правила, Часть 23. Нормы летной годности

легких самолетов 56

7.3. Авиационные правила, Часть 25. Нормы летной годности

самолетов транспортной категории 56

7.4. Авиационные правила, Часть ОЛС. Нормы летной годности

очень легких самолетов 60

Лекция 8. Авиационные правила (продолжение) 60

8.1. Авиационные правила, Часть 27. Нормы летной годности

винтокрылых аппаратов нормальной категории 60

8.2. Авиационные правила, Часть 29. Нормы летной годности

винтокрылых аппаратов транспортной категории 61

8.3. Авиационные правила, Часть 33. Нормы летной годности

двигателей воздушных судов 63

8.4. Авиационные правила, Часть ВД. Нормы летной годности вспомогательных двигателей воздушных судов 63

8.5. Авиационные правила, Часть 34. Охрана окружающей среды.

Нормы эмиссии для авиационных двигателей 64

8.6. Авиационные правила, Часть 35. Нормы летной годности

воздушных винтов 64

8.7. Авиационные правила, Часть 36. Сертификация воздушных судов

по шуму на местности 64

8.8. Авиационные правила, Часть 39. Директивы летной годности 65

8.9. Авиационные правила, Часть 145. Ремонтные организации 66

8.10. Авиационные правила, Часть 183. Представители

Авиационного регистра 66

Лекция 9. Связь проектирования и сертификации воздушных судов.

Классификация воздушных судов и их компонентов.

Органы, организации и эксперты по летной годности 67

9.1. Связь проектирования и сертификации воздушных судов 69

9.2. Классификация воздушных судов и их компонентов 72

9.3. Организации и эксперты, участвующие в сертификации

типа воздушного судна 73

9.4. Органы по летной годности в организации Разработчика 75

Лекция 10. Сертификация разработчиков авиационной техники 75

Лекция 11. Этапы сертификации воздушного судна.

Сертификационный базис и таблица соответствия 81

11.1. Этапы сертификации воздушного судна 81

11.2. Сертификационный базис. Таблица соответствия 83

11.3. Таблица соответствия воздушного судна сертификационному базису. 85

11.4. Методы определения соответствия 86

Лекция 12. Заявка на получение сертификата типа.

Этап макета воздушного судна 87

12.1. Подача заявки на получение Сертификата типа 87

12.2. Этап макета воздушного судна 88

Лекция 13. Сертификационные испытания воздушного судна.

Лекция 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Лекция 2. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Подход к СМК

Подход к разработке и внедрению СМК состоит из последовательных ступеней:

1. Установление потребностей и ожиданий потребителя;

2. Разработка целей и политики организации в области качества;

3. Установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

4. Установление и определение необходимых ресурсов, и обеспечение ими для достижения установленной цели;

5. Разработка методов для измерения эффективности каждого процесса;

6. Применение данных измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

7. Определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

8. Разработка и применение процесса постоянного улучшения СМК.

Процессный подход. Любая деятельность или комплекс действий в которых используются ресурсы для преобразования входов и выходов может рассматриваться, как процесс. Чтобы организация результативно функционировала она должна сохранять управление многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует вход следующего. Система управления процессами прежде всего обеспечивает их взаимодействие, которое может считаться процессным подходом.

 

Лекция 3. БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СЕРТИФИФКАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Основные понятия о сертификации авиационной техники

Авиация, являясь для государства одной из наиболее важных областей деятельности, требует высокого качества используемой техники и организации ее эксплуатации. К настоящему времени сложилось два направления авиационной деятельности - военное и гражданское. Несмотря на кажущуюся схожесть этих направлений, они имеют совершенно различные концепции. Различия в требованиях, предъявляемых к авиации военного и гражданского назначения на всех этапах жизненного цикла, привели к различным подходам к системам их сертификации.

Основной целью военной авиации является нанесение материального ущерба противнику, иногда даже ценой собственных потерь. Наиболее общим критерием оценки эффективности выполнения боевой операции военной авиацией является отношение материальных и людских потерь противника к затратам, связанным с выполнением этой операции, включая потери техники и людей. В результатах деятельности военной авиации заинтересованы либо одно государство, либо группа государств. Военная авиация приносит государству прибыль только при продаже авиационной техники другому государству. Как правило, деятельности военной авиации и торговля авиационной техникой военного назначения не поддерживается мировым сообществом и не способствует глобальному мировому развитию.

Требования, предъявляемые к авиационной технике военного назначения, отражены в стандартах Министерства обороны и являются групповыми ведомственными стандартами. К ним относятся требования к надежности, стойкости к внешним воздействующим факторам, стойкости на воздействие механических и климатических факторов и ряд других требований.

Сертификация авиационной техники военного назначения имеет две составляющие. Первая – это определение соответствия типовой конструкции требованиям стандартов, СТУ и другим нормативным документам в части эффективности боевого применения и работоспособности в условиях специфических воздействий. Вторая составляющая сертификации связана с подтверждением эффективности систем качества, развернутых у субъектов деятельности, связанных с данной авиационной техникой: разработчика, изготовителя, эксплуатанта и т д. Сертификация военной авиационной техники не связана с международными требованиями, является ведомственной и определяется взаимно согласованной деятельностью между потребителем этой техники и ее производителем. При продаже военной авиационной техники за рубеж сертификационные работы проводится на основе соответствующих соглашений между ведомствами продавца и покупателя.

Специальные требования к конкретному типу авиационной техники изложены в Тактико-техническом задании (ТТЗ) или Специальных технических условиях (СТУ) и содержат технические показатели, необходимые для выполнения задач, сформулированных заказчиком.

Что касается сертификации производства авиационной техники военного назначения, то оно должно удовлетворять одной из моделей систем качества, обеспечивающих идентичность выпускаемых образцов АТ эталонному образцу и стабильность характеристик продукции. Действующая на предприятии система качества продукции должна быть понятна для Заказчика, в том числе и зарубежного. Одной из наиболее известных и понятных зарубежным покупателям является Система качества, основанная на международной системе стандартов ISO серий 9000/2000 или соответствующего им отечественного государственного стандарта ГОСТ Р ИСО 9000. Одна из этих систем должна лежать в основе Системы сертификации разработки и производства продукции военного назначения, в том числе и авиационной техники.

Основной целью авиации гражданского назначения является извлечение прибыли из транспортной деятельности, т.е. доставка в пункт назначения коммерческой нагрузки, состоящей из пассажиров и грузов за плату, без причинения ущерба перевозимой нагрузки, третьим лицам и окружающей среде. Деятельность гражданской авиации приносит прибыль государству и авиакомпаниям и имеет всестороннюю поддержку мирового сообщества.

За полувековой период существования гражданской авиации менялись ее приоритеты, однако на первом месте всегда была безопасность полета (табл. 3). Необходимо отметить, что с ростом объема авиационных перевозок увеличивалась значимость экологических приоритетов, - сначала шума вблизи аэропортов, а начиная с начала 90-х годов 20 века, появилась группа приоритетов, объединенных термином "охрана окружающей среды". В нее, наряду с шумом, в настоящее время входит эмиссия (выброс) экологически вредных веществ: топлива, газообразных веществ и дыма с выхлопными газами газотурбинных двигателей.

 

 

Таблица 3

 

Приоритеты в гражданской авиации

1950…1970 г.г. 1970…1990 г.г. 1990…2010 г.г.
Безопасность полетов Безопасность полетов Безопасность полетов
Скорость полета Экономичность полетов Охрана окружающей среды *
Дальность полета Шум вблизи аэродромов Регулярность полетов
Экономичность полета Регулярность полетов Экономичность полетов
Комфорт Комфорт Комфорт
Регулярность полетов Скорость полета Скорость полета
Шум вблизи аэродромов Дальность полета Дальность полета
* Этот термин включает в себя шум вблизи аэродромов и эмиссию вредных веществ авиационными двигателями

 

 

Несмотря на разнообразие требований, предъявляемых к авиационной продукции гражданского назначения по ее техническим (скорость и дальность полета, грузоподъемность, длина потребной взлетно-посадочной полосы и т.п.) и потребительским (регулярность полета, стоимость перевозки, состав оказываемых в полете услуг и т.п.) характеристикам, эта продукция и услуги обладает двумя общими свойствами - высоким динамизмом международных контактов путем продажи АТ в другие страны и выполнение международных полетов, а также безопасное выполнение этих полетов как для пассажиров воздушного судна, так и для третьих лиц и окружающей среды. Поэтому основной концепцией системы сертификации авиационной продукции гражданского назначения и услуг является обеспечение безопасности полетов и защита окружающей среды от воздействия авиации. С развитием гражданской авиации возможно появление других приоритетов.

Применительно к авиационной технике гражданского назначения сертификация - это установление соответствия авиационной техники требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

Для коммерческой деятельности на международном рынке авиационной техники национальные требования к авиационной технике должны быть гармонизированы с аналогичными Нормами других государств и не противоречить международным рекомендациям. Аналогичным образом должны быть гармонизированы Правила сертификации гражданской авиационной техники. Эти подходы позволяют сделать сертификацию авиационной техники гражданского назначения прозрачной и понятной для зарубежных покупателей, что, наряду с другими факторами, позволяет успешно конкурировать на международном рынке авиационной техники.

 

Гражданского назначения

При сертификации в РФ авиационной техники зарубежного производства необходимым, но не достаточным условием для допуска изделия к эксплуатации в России является наличие сертификата государства, изготавливающего данную АТ. МАК выдает свой сертификат, удостоверяющий соответствие отечественным нормам, основываясь на результатах собственных дополнительных сертификационных проверок, с учетом сертификационных материалов, принятых авиационными властями государства разработчика для выдачи своего сертификата.

При наличии двустороннего соглашения процедуры сертификации могут быть существенно упрощены, т.е. объект сертификации проверяется только на соответствие дополнительным техническим условиям, вытекающим из различия отечественных и зарубежных норм.

Система сертификации авиационной техники, используемая в Российской Федерации, распространяется на Разработчика АТ, тип АТ, производство АТ и экземпляр АТ (рис. 9). В соответствии с этой схемой каждому объекту и субъекту сертификации предъявляются определенные требования и при их удовлетворении выдаются соответствующие документы (табл. 6).

 

Таблица 6.

Объекты сертификации АТ, требования соответствия и выдаваемые документы

Объекты или субъекты сертификации Требование соответствия Выдаваемый документ
Разработчик авиационной техники Требованиям Авиарегистра МАК Сертификат Разработчика
Тип авиационной техники Нормам летной Годности Сертификат типа
Производство авиационной техники Требованиям Авиарегистра МАК Свидетельство об одобрении производства или Сертификат на производство
Экземпляр авиационной техники Типовой Конструкции Удостоверение о годности к полетам (сертификат летной годности)

 

 
 

 


Рис. 9. Виды сертификатов, выдаваемых при сертификации авиационной техники

АП-ВД содержит Нормы летной годности для выдачи Сертификатов типа газотурбинных вспомогательных двигателей (ВД) воздушных судов (ВС) и Дополнений к этим Сертификатам.

Формирование требований АП-ВД осуществлено на основе требований JAR-APU (Раздел 1 и Приложение 1) и Технического стандарта ТSO-С77а, с учетом требований Главы 9 Норм летной годности гражданских транспортных самолетов СССР (НЛГС-3) "Вспомогательный газотурбинный двигатель (ВГТД)" и АП-33 "Нормы летной годности двигателей воздушных судов".

Основное содержание АП-ВД:

- Введение;

- Раздел 1. Правила;

- Приложение 1. Нормы для газотурбинных вспомогательных двигателей;

- Дополнение ДВД 1. Документация по установке, эксплуатации и поддержанию летной годности;

- Дополнение ДВД 2. Установление и увеличение ресурса вспомогательного двигателя и его основных деталей

 

Организации и эксперты,

Сертификационный базис. Таблица соответствия

В процессе проведения работ по сертификации воздушного судна используются два основных документа, в которых содержатся требования к летной годности и охране окружающей среды: сертификационный базис (СБ) и таблица соответствия (ТС).

Сертификационный базис - комплекс требований к летной годности и охране окружающей среды, распространенных на данный образец авиационной техники.

В основе сертификационного базиса лежат Нормы летной годности, сформулированные в соответствующих частях Авиационных правил. Они отражают общие требования к конструкции ВС, связанные с классом создаваемого воздушного судна в части обеспечения безопасности полета и охране окружающей среды (рис. 17).

 

 

 


Рис. 17. Схема формирования сертификационного базиса воздушного судна

 

Если действующие на момент подачи заявки на сертификат типа Авиационные правила не содержат соответствующих требований к летной годности ВС, заявляемого на сертификацию вследствие наличия новых или необычных особенностей в его конструкции, характеристиках, области применения или условиях эксплуатации, то для данного образца разрабатываются специальные технические условия. СТУ содержат дополнительные по отношению к действующим Авиационным правилам требования к летной годности типа ВС. СТУ с обоснованием этих условий разрабатываются Заявителем, под руководством АР МАК, и включаются в сертификационный базис образца ВС отдельным разделом.

Закладываемые в СБ требования к охране окружающей среды, применяемые к разрабатываемому типу ВС, содержат требования действующих авиационных правил: АП-34 "Нормы эмиссии для авиационных двигателей" и АП-36 "Сертификация воздушных судов по шуму на местности". Если устанавливаемые для ВС требования не содержатся в АП-34 и АП-36, то необходимо использовать требования, изложенные в Приложении 16 ICAO, регулирующего охрану окружающей среды от воздействия гражданской авиации.

Таким образом, Сертификационный базис данного типа воздушного судна содержит:

- требования к летной годности, предъявляемые к сертифицируемому типу ВС, которые состоят либо из требований действующих Авиационных правил (Норм летной годности), дополненных при необходимости СТУ, либо из критериев летной годности;

- требования к охране окружающей среды, предъявляемые к сертифицируемому типу АТ, состоят из требований действующих Авиационных правил или соответствующих требований ICAO, регулирующих область охраны окружающей среды.

Созданию Сертификационного базиса предшествует разработка план-проспекта СБ.

План-проспект сертификационного базиса типа воздушного судна содержит перечень глав, разделов и пунктов применимых авиационных правил, содержащих требования к летной годности, относящиеся к данному образцу ВС, а также требования к охране окружающей среды, применяемые к этому ВС.

После изучения особенностей воздушного судна специалистами Авиарегистра МАК план-проспекта СБ при необходимости проводится его корректировка и согласование в Авиарегистре. На основе план-проспекта СБ разрабатывается Сертификационный базис на образец ВС.

Сертификационный базис составляется Разработчиком ВС и представляется в Авиарегистр для утверждения. Окончательно СБ утверждается Авиарегистром по результатам сертификации типа АТ и включает также указание требований, по которым обеспечено эквивалентное соответствие.

Сертификационный базис, откорректированный по результатам сертификационных работ, регистрируется Авиарегистром МАК и является документом, указываемым в Сертификате типа на образец авиационной техники.

Если на сертификацию заявлен тип ВС, для которого не изданы Авиационные правила, содержащие требования к летной годности, то для этого типа ВС создаются критерии летной годности (КЛГ). Решение о необходимости создания КЛГ принимает Авиарегистр МАК. Проект КЛГ готовит Разработчик. При создании КЛГ максимально используются требования действующих авиационных правил, которые могут быть применены к данному типу ВС. КЛГ утверждаются Авиарегистром МАК.

В отдельных случаях Авиарегистр МАК может признать приемлемым отступления от требований к летной годности типа АТ, включенных в его СБ, если эти отступления компенсируются мерами, обеспечивающими уровень летной годности, эквивалентный уровню, установленному действующими авиационными правилами.

Сертификационный базис используется в следующих работах (рис. 18):

1. При проектировании ВС и доводки его типовой конструкции до требований СБ по результатам сертификационных заводских испытаний;

2. Для создания Таблицы соответствия, служащей для подтверждения соответствия ВС требованиям СБ;

3. Для разработки Программы сертификационных испытаний.

 
 

 

 


Рис. 18. Использование сертификационного базиса при создании воздушного судна

 

 

В соответствии с АП-21 одной из основных задач сертификационных заводских испытаний является доведение конструкции ВС, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям сертификационного базиса. На этапе СЗИ при выявлении несоответствий проводится доработка типовой конструкции и повторение повторных испытаний. Особое внимание уделяется установлению соответствия типовой конструкции особо ответственных функциональных систем ВС: аэродинамическим и прочностным характеристикам ВС, планеру, шасси, системе управления, тормозной, гидравлической и другим системам и характеристикам, непосредственно влияющим на летную годность ВС.

Если доработка не приводит к желаемым результатам, то, по согласованию с Авиарегистром, рассматривается вопрос о корректировке Сертификационного базиса. (Необходимо отметить, что корректировка СБ, ведущая к корректировке ТТЗ, может повлиять на конкурентоспособность ВС и существенно увеличивает затраты и сроки его создания и, в сочетании с другими факторами, свидетельствует о недостаточной компетенции Разработчика в области создания ВС данного типа).

 

Таблица соответствия воздушного судна сертификационному базису.

Таблица соответствия (ТС) - документ, в котором определяется соответствие типовой конструкции образца ВС требованиям пунктов Сертификационного базиса.

Таблица соответствия оформляется отдельно для требования к летной годности и для требования к охране окружающей среды, а также подразделяется на системы и характеристики.

Для каждого требования указывается знак соответствия:

“+” – соответствие требованиям СБ;

“-” – несоответствие требованиям СБ;

“экв” – обеспечено эквивалентное соответствие.

Кроме того проводится краткая мотивировка соответствия и указываются виды сертификационных работ, которые необходимо выполнить, чтоб подтвердить соответствие. В ТС, оформляемой по результатам сертификации, вместо видов сертификационных работ и доказательных документов, которые оформляются по результатам работ, ставятся кодовые обозначения.

 

 

Таблица 13.

Таблица соответствия сертификационному базису

Название предприятия Название системы № системы № страницы
№ пункта МОС Соответствие Подтверждение соответствия Доказательные документы Исполнитель и соисполнитель
  25.1187 (в)     + Пример: Установленные пожароопасные зоны мотогондол и отсеков ВСУ, эффективно вентилируются   №1,2,3,4   ТАНТК

 

На основе таблиц соответствия составляется контрольный перечень соответствия для проверки учета пунктов СБ и метода определения соответствия.

Для этапа макета разрабатывается проект Таблицы соответствия. Эта версия ТС отличается тем, что, в ней введена запись 6, в которой по каждому пункту требований приводятся организации-участники сертификации ВС.

 

11.4. Методы определения соответствия

Метод определения соответствия(МОС) - документ, в котором описаны виды работ, условия и процедуры их проведения, применяемое оборудование, методы обработки и интерпретации результатов, которые рекомендуется выполнить, чтобы подтвердить соответствие типовой конструкции требованиям отдельных пунктов Сертификационного базиса. МОСы, как правило, применяются в тех случаях, когда для оценки соответствия требованиям СБ необходимо проведение работ, связанных с проведением сложных испытаний, комплексных экспертных оценок или процесс оценки может дать неоднозначные результаты. МОСы разрабатываются Сертификационными центрами и одобряются Авиарегистром.

 

Таблица 14

Коды методов определения соответствия

Код МОС Виды работ и испытаний
  Рассмотрение распространения требования и учет определений
  Рассмотрение конструкторской и эксплуатационной документации
  Расчеты и анализ
  Анализ отказобезопасности
  Стендовые и лабораторные испытания
  Наземные испытания воздушного судна и осмотр на макете и воздушном судне
  Летные испытания ВС
  Моделирование
  Сертификация компонентов ВС 1-го класса и квалификация компонентов ВС 3-го класса
  Обобщение опыта эксплуатации

Подготовка и проведение первого полета вертолета

В начале наземных испытаний вертолетов проводится оценка работоспособности бортовых систем и уточняются нагрузки на жизненно важные агрегаты экземпляра опытного вертолета, на котором в дальнейшем будет выполняться первый вылет и проводиться летные испытания по программе СЗИ. Перед началом наземных испытаний на вертолет устанавливаются контрольно-записывающая аппаратура для регистрации параметров различных систем и для измерения вибраций и нагрузок в жизненно важных элементах конструкции и агрегатах, а также соответствующие датчики.

При подготовке к первому вылету производится проверка и, если необходимо, доводка агрегатов и систем, неисправности которых непосредственно влияют на безопасность проведения испытаний.

Наземные испытания сначала проводятся без запуска двигателей, а затем при работе силовой установки с раскруткой несущей системы.

При наземных испытаниях вертолетов, в отличие от испытаний самолетов, необходимо учитывать, что при запуске двигателей и раскрутке трансмиссии на земле несущим и рулевым винтом создаются значительные силы и моменты. Возможно возникновение неустойчивых колебаний в трансмиссии, аэроупругих колебаний винтов разных форм и колебаний вертолета на земле типа "земной резонанс".

Эти особенности вертолета требуют особенно тщательной отработки методики проведения таких испытаний, так как возникновение таких явлений может вызывать нерасчетное нагружение конструкции вертолета и его разрушение. Поэтому после контрольных проверок агрегатов и систем, в которых измеряются параметры, характеризующие их работу, производится оценка нагрузок на лопасти и втулки винтов, в системе управления, в трансмиссии и в других силовых агрегатах при запуске двигателей.

После опробования режимов работы двигателей, на которых при небольшом шаге винта достигается полетная частота вращения несущей системы, выполняются весьма ответственные проверки лопастей несущего винта на флаттер.

Одновременно в этих испытаниях предварительно оценивается безопасность колебаний несущего винта типа "земной резонанс" на упругой системе "шасси - конструкция". При положительных результатах наземных испытаний выполняются режимы висения у земли и перемещения с небольшой скоростью до 50 км/ч на высотах 5...10 м, разгоны и торможения с небольшими ускорениями при углах тангажа до ±10о, а также развороты по курсу на режиме висения.

Эти режимы позволяют получить качественно новую информацию о работе систем и нагруженности агрегатов при достаточно высокой мощности двигателей, передаваемой на несущую систему вертолета. На этих же режимах летчик-испытатель впервые оценивает качество работы системы управления, устойчивость и управляемость вертолета, системы регулирования двигателей, приборного оборудования, пилотажно-навигационного и связного оборудования и системы сигнализации.

Известны случаи, когда по результатам, полученным при гонках двигателей на земле и на режимах висения у земли, конструкторы вынуждены были производить серьезные доработки элементов трансмиссии, несущего и рулевого винтов, шасси и других агрегатов.

Выполнение наземных испытаний и гонок двигателей на земле, режимов висения и перемещения у земли позволяет оценить возможность выполнения первого полета и при положительной оценке выполнить его.

 

Воздушного судна

Целью сертификационных заводских испытаний является:

- доведение конструкции ВС, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям СБ и установление такого соответствия в полном объеме указанных требований в ожидаемых условиях эксплуатации, оговоренных заявителем в спецификации ВС;

- установление типовой конструкции особо ответственных функциональных систем ВС: планера, шасси, системы управления и их прочностных характеристик, аэродинамических характеристик, тормозной и гидравлической системы и других систем и характеристик, непосредственно влияющих на летную годность ВС;

- определение условий предъявления ВС на СКИ.

Сертификационные заводские испытания воздушного судна проводятся Заявителем, т.е. Разработчиком воздушного судна.

Испытания могут быть начаты, когда экземпляры воздушного судна, их компоненты и системы, предназначенные для проведения испытаний, доведены до состояния, позволяющего определить их соответствие требованиям сертификационного базиса.

Заявитель и Независимая инспекция в организации заявителя направляют в Авиарегистр уведомление о готовности воздушного судна, его компонентов и систем к проведению конкретных видов сертификационных заводских испытаний и о наличии всех необходимых документов.

До начала сертификационных заводских испытаний Заявитель должен представить в Авиарегистр отчеты о метрологическом обеспечении сертификационных испытаний воздушного судна, его компонентов и систем, согласованные с Независимой инспекцией в организации заявителя.

Заявитель должен показать, что на всех экземплярах воздушного судна, предназначенных для проведения сертификационных летных испытаний, экипажу обеспечивается возможность использования аварийно-спасательных средств и покидания воздушного судна с парашютами.

Авиарегистр, уполномоченный им Сертификационный центр и Независимая инспекция на предприятии Заявителя осуществляют на этапе СЗИ контроль за соответствием воздушного судна требованиям сертификационного базиса и соблюдением процедур сертификации.

Участие в СЗИ других организаций определяется в каждом конкретном случае Авиарегистром.

До начала сертификационных заводских испытаний Заявитель и Авиарегистр утверждают план сертификационных испытаний воздушного судна и его компонентов после согласования этого плана с Независимой инспекцией, Сертификационными центрами и организациями, участвующими в сертификационных испытаниях.

Перечень работ, проводимых на этапе сертификационных заводских испытаний самолета транспортной категории, приведен в таблице.

Программа СЗИ, включая лабораторные, стендовые, наземные, летные и специальные испытания, разрабатывается и утверждается Заявителем по согласованию с его Независимой инспекцией, Сертификационными центрами и организациями, участвующими в испытаниях. Программа СЗИ подлежат одобрению Авиарегистром.

В целях сокращения объема сертификационных контрольных наземных и летных испытаний воздушного судна Заявитель проводит совместно с Сертификационным центром специальные СЗИ, которые нецелесообразно выполнять дважды, а также любые другие виды наземных и летных испытаний.

Результаты сертификационных заводских испытаний ВС, проведенных Заявителем совместно с сертификационным центром, принимаются в зачет Сертификационных контрольных испытаний при соблюдении следующих условий:

Таблица 16

Работы, проводимые на этапе сертификационных заводских испытаний

1. Подготовка отчета о метрологическом обеспечении СЗИ самолета, его компонентов и систем и предоставление его в Авиарегистр;
2. Прочностные статические испытания элементов планера и самолета в целом;
3. Ресурсные испытания бортовых систем;
4. Ресурсные испытания конструкции планера самолета;
5. Определение характеристик функциональных систем;
6. Определение характеристик пожарной защиты;
7. Определение характеристик силовой установки и ее систем;
8. Определение характеристик функциональных систем и оборудования при отказах, в том числе при автоматическом управлении, на стенде и на тренажере;
9. Определение характеристик устойчивости и управляемости на разрешенных в эксплуатации режимах, на больших углах атаки и на режимах, близких к срывным;
10. Определение летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости и характеристик функциональных систем самолета в условиях близких к стандартным, высоких и низких температур наружного воздуха и в условиях высокогорья;
11. Определение характеристик прочности в типовых полетах на разрешенных в эксплуатации и на предельных режимах, в том числе: с максимальной расчетной скоростью и максимальным числом М, с максимальной эксплуатационной перегрузкой, с максимальной взлетной массой, с максимальной посадочной массой, с максимальной вертикальной скоростью приземления, с максимально допустимыми скоростями при взлетно-посадочной механизации в различной полетной конфигурации и с выпущенными стойками шасси, с максимально допустимыми отклонениями рулевых поверхностей, с максимальным избыточным давлением в герметической кабине;
12. Определение характеристик устойчивости и управляемости при полетах с имитаторами льда, и при естественном обледенении и, в том числе сильной интенсивности;
13. Определение характеристик топливно-измерительной системы;

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.