Критерии оценки качества знаний аспирантов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Критерии оценки качества знаний аспирантов

2017-11-16 362
Критерии оценки качества знаний аспирантов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обучение ведётся на основе модульной технологии. Данная технология обучения предусматривает разделение учебного материала на логически завершённые блоки (модули). Каждый модуль содержит теоретические вопросы и практические задания по соответствующему разделу, по результатам работы по темам модулей аспирант может набрать максимум 60 баллов. Также аспирант в течение семестра может получить дополнительно 25 баллов за выполнение индивидуальных творческих заданий. Кроме того, предусматривается система поощрительных баллов (всего 15) за участие обучающегося в научно-исследовательской работе по проблемам методического, психолого-педагогического характера и выступления на конференциях. Таким образом, максимальное количество баллов, которое аспирант может набрать в течение семестра, составляет 100. Если к концу изучения курса обучающийся получил не менее 55 баллов, он имеет право получить зачёт (с оценкой) без участия в итоговом аттестационном испытании по дисциплине. Аспирант, по уважительной причине пропустивший контрольные мероприятия в течение семестра, может отчитаться по индивидуальному графику.

Итоговая оценка знаний аспирантов осуществляется в соответствии с таблицей:

Балльная оценка 0 – 54 55 – 69 70 – 84 85 – 100
Академическая оценка Неудовл. Удовл. Хорошо Отлично
Зачёт Незачтено Зачтено

Баллы начисляются в соответствии со следующей таблицей:

Форма работы Количество баллов
Посещение лекционных занятий (1 балл за занятие)
Работа на практических занятиях (2 балла за занятие)
Подготовка творческой работы (реферата)  
Подготовка презентации к творческой работе (реферату)  
Подготовка научного сообщения и выступление на занятии-конференции, круглом столе  
Выполнение тестовых заданий  
Общее кол-во баллов  

 

Дополнительные 25 баллов аспирант может получить, выполняя следующие задания:

· подготовка презентации по учебному материалу (5 баллов),

· разработка тестовых заданий по темам дисциплины (5 баллов),

· решение педагогических ситуаций (3-15 баллов).

 

Поощрительные 15 баллов аспирант может получить за:

· подготовку публикации по психолого-педагогической теме (10 баллов);

· выступление с докладом на конференции (5 баллов).

Аспирант, набравший менее 55 баллов, сдает зачёт.

 

Критерии оценки знаний аспирантов на зачёте:

«Зачтено» выставляется на зачёте на основании следующих показателей:

· полнота раскрытия проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте;

· решение конкретной практической ситуации с учётом изложенных в теории вопроса положений;

· умение грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

«Незачтено» выставляется на зачёте на основании следующих показателей:

· проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта;

· отсутствие решения конкретной практической ситуации, или неверное решение ситуации;

· неумение грамотно выстроить свой ответ, непонимание задаваемых вопросов, неумение обосновать свою позицию.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Психология и педагогика высшей школы: учебник / Под ред. Столяренко Л.. – М.: Феникс, 2014. – 624 с.

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие [электронный ресурс] / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с. – http://www.rucont.ru.

Дополнительная литература:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

2. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс [электронный ресурс] / А.А. Андреев. - М., 2002. - www.razym.ru.

3. Андреева, Ю.В. Психология имиджа руководителя / Ю.В. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002

4. Баженова Н.Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? (Из жизни вуза) / Н. Г. Баженова // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 81-86.

5. Балицкий А.Г. Социокультурный вектор развития университета. / А. Г. Балицкий // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. - С. 75-79.

6. Бердникова Э.Р. Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера / Бердникова Э.Р. // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С. 98-104.

7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – СПб.: Университетская книга; М.: АСТ, 1998. – 397 с.

8. Бодалев, А.А. Психология общения: Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 256 с.

9. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

10. Вострокнутов, С.И. Особенности организации самоуправления и общественной деятельности студентов в высшем учебном заведении / С.И. Вострокнутов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 7. - С. 54-61.

11. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. – М.: Академия, 2013. – 240 с.

12. Григораш, О.В. Интерактивные методы обучения в современном вузе / О.В. Григораш // Научный журнал КубГАУ. – 2014.– № 101 (07). [Электронный ресурс]. URL: http: ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/84.pdf (дата обращения: 28.04.2017).

13. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Dubna Psychological Journal. – 2012. – № 2. – С. 1-18. [Электронный ресурс]. URL: http://hist.isu.ru/ru/staff/teacher/docs/programmi_2015/grushin_interact.pdf (дата обращения: 28.04.2017)

14. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко. – Минск, 2006.

15. Дьяченко, М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие. Минск: Университетское, 1993

16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 2008.

17. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.

18. Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования / А.Г. Казакова. – М., 2007.

19. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги; Пер. с англ. З.П. Вольской, Ю.В. Семенова; Под ред. В.П. Зинченко, Ю.М. Жукова. – М.: Прогресс, 1989. – 720 с.

20. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М., 1994.

21. Клецко, Н.П. Организация студенческого самоуправления в УГЛТУ / Н. П. Клецко // Аккредитация в образовании. - 2009. - № 31. - С. 78-79.

22. Куприянов, Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель-студент: монография [Электронный ресурс] / Р.В. Куприянов. – Казань: КГТУ, 2011. – 193 с. – http://www.rucont.ru.

23. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1985.

24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.

25. Педагогика высшей школы [электронный ресурс]. – Саранск, 2010 (электронная библиотека ФГБОУ ВО Орловский ГАУ).

26. Педагогика и психология высшей школы / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов н/Д, 2006.

27. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Баева [и др.]; под ред. Л. Регуш, А.Орловой. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.

28. Педагогические технологии дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. – М., 2006.

29. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред В.С. Кукушкина – Ростов н/Д, 2002.

30. Пиз, А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам / А. Пиз. – М.: Ай Кью, 1996. – 257 с.

31. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы [электронный ресурс] / Р.С. Пионова. - Мн.: Университетское, 2002. - www.razym.ru.

32. Попков В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие / В.А. Попков, А.В. Коркуев. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.

33. Попков, В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие / В.А. Попков, А.В. Коркуев. – М.: Академический проект, 2010. – 341 с..

34. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 108 – 128, 186 – 355.

35. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методика исследования, практикум. – СПб., 2006.

36. Реан, А.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум; под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

37. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М., 1980.

38. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2010. – 480 с.

39. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие / С.Д. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271 с.

40. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов / Н.П. Дедов и др.; Под ред. А.В. Морозова. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

41. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 542 с.

42. Татур, Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: учеб. пособие / Ю.Г. Татур. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 262 с.

43. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. – М., 2002.

44. Чернова, Г.Р. Психология общения: учеб. пособие – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.

45. Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман; пер. с англ. Н. Исупова и др. – СПб.: Питер, 2010. 302 с.

Периодические издания:

1. Альманах современной науки и образования // http:// www.elibrary.ru.

2. Вестник педагогического опыта // http:// www.elibrary.ru.

3. Вопросы образования.

4. Высшее образование в России.

5. Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология // http:// www.cyberleninka.ru.

6. Педагогические науки // http:// www.elibrary.ru.

7. Проблемы современного образования // http:// www.cyberleninka.ru.

8. Человек и образование // http:// www.cyberleninka.ru.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Научная электронная библиотека eLIBRARIY.RU // http:// www.elibrary.ru.

2. Научная электронная библиотека "Киберленинка" // http:// www.cyberleninka.ru.
3. Национальный цифровой ресурс "Руконт" // http://www.rucont.ru.
4. Педагогическая библиотека // www.pedlib.ru.

5. Электронная Библиотека Гумер - психология, педагогика // www.gumer.info.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Авторитарность – характеристика личности, отражающая ее тенденцию подчинять в максимальной степени партнеров по взаимодействию и общению.

Авторитет – признание за индивидуумом права на принятие ответственных решений в условиях совместной деятельности.

Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – приспособлениестроения и функций организма к условиям среды.

Адаптация социальная – процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, а также как характеристика реальности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека (его способностей, знаний, умений и навыков, стремлений, целей и задач).

Альтруизм – ориентация личности на интересы других людей, готовность жертвовать для их блага личными интересами.

Аморальность – противоположность морали, отказ от законов нравственности, оправдание безнравственного, игнорирование общечеловеческих ценностей.

Аннотация – это краткая характеристика печатного издания (книги, статьи и т.п.). Она включает сведения о целях, структуре и содержании работы, об авторе и достоинствах печатного издания; о тех, кому она предназначена (круг читателей).

Барьер общени я – это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, препятствующее процессу взаимодействия.

Благородство – качество, характеризующее действия, поступки личности, совершающиеся на основе возвышенных мотивов. Включает такие качества, как самоотверженность, верность нравственным принципам и идеалам, мужество, великодушие и др.

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Основывается на уважении к другому человеку, внимании, доброжелательности к людям.

Вежливость – это доброжелательное, приветливое и бескорыстное отношение к людям.

Взаимопомощь – категория, выражающая отношения между людьми, возникающие в условиях общности интересов, целей и предполагающая объединение усилий, взаимную поддержку.

Внимание – активная направленность сознания на определенные объекты с одновременным отключением от других объектов.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Восприятие – это отражение предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при воздействии их на органы чувств.

Выбор нравственный — акт нравственной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении нравственной линии поведения или конкретного поступка в ходе самостоятельного принятия решений личностью.

Выдержанность - качество, включающее умение человека контролировать собственные чувства, действовать в соответствии с целями вопреки трудностям. Проявляется в самообладании.

Высокомерие — качество, характеризующее неуважительное отношение к другому человеку; связано с себялюбием, преувеличением собственных достоинств.

Гордость – моральное чувство, в котором отражается осознание соответствия высшим ценностям и стандартам. Отражает также внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможность реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Стандарт образования является основным нормативным документом, определяющим цели и содержание образования, его уровень, структуру и форму предъявления, методы измерения и оценки результатов обучения. Для каждого уровня образования (школьного, начального и среднего профессионального, высшего) разрабатывается и используется соответствующий стандарт.

Грубость – качество, характеризующее пренебрежение, недоброжелательность к людям, невнимание к интересам других, неумение сдерживать раздражение, неспособность быть тактичным.

Гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение личности, доброе отношение ко всему живому.

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии (преподаватель и учащийся разделены пространственно) с помощью учебников, учебно-программных, компьютерных, телекоммуникационных и других средств.

Добродетель – обобщенная характеристика нравственных положительных качеств личности (группы, коллектива людей), указывающая на их моральную ценность, на деятельную форму освоения добра.

Доверие – отношение к действиям другого человека (группы людей), основывающееся на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, порядочности.

Долг – категория, означающая превращение нравственного императива в личную задачу конкретного человека, продиктованную или его социальным статусом или побуждением совести.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Достоинство – этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни. Важнейшей предпосылкой достоинства человека является наличие у него положительных личностных качеств.

Духовность – стремление к общечеловеческим идеалам добра, справедливости, чуткости, честности, уважения индивидуальности каждого чело­века и его культуры.

Жизненная позиция – категория, характеризующая жизнедеятельность личности и ее направленность в жизни, определяемая убеждениями, совестью, идеалами личности. Выражается в отношении к идеалам, целям, установкам, характеризуя последовательность, принципиальность, решительность в отстаивании личностью своих взглядов, убеждений, в реализации их на деле, в единстве слова и дела.

Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.

Золотое правило – одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Индивидуальность педагога – выражение неповторимости, самобытности личности человека в труде и его профессионального мировоззрения.

Индивидуальные различия в педагогическом труде – отдельные эпизодические проявления особенностей выполнения данным человеком профессиональной деятельности, профессионального общения.

Индивидуальный стиль деятельности – выражение взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности, обеспечивающее достижение определенного результата.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Индивидуум (индивид) – 1. Человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода, носитель индивидуально своеобразных черт; 2. Отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и деятельностью. Индивидуальность рассматривается как высший уровень саморазвития личности.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Искренность – качество, характеризующее личность и ее поступки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе.

Итоговый контроль проводится в конце семестра и учебного года по каждой изучаемой дисциплине в форме зачета или экзамена согласно учебному плану

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Кодекс профессиональной этики учителя содержит систему основных нравственных требований, регулирующих взаимодействие педагога со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса в учебном заведении.

Коллектив – это социальная группа людей, объединенная для реализации общественно значимых целей.

Компетентность – это то, чего достиг конкретный специалист; она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные «местом» задачи.

Компетенция – это то, на что претендует человек; это круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – это характеристика места, а не лица, т.е. параметр социальной роли человека.

Конспектирование – сжатое и последовательное письменное изложение содержания прочитанного. В учебном процессе чаще используется конспектирование первоисточников (кроме конспектирования лекционного материала).

Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравственной нормы и цели.

Креативность – способность самому вырабатывать новые знания.

Лабораторные занятия – одна из форм практической работы студентов, в которой путем проведения экспериментов осуществляются углубление и закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков в интересах профессиональной подготовки.

Лекция (от латинского «lection» чтение) главное звено в системе организационных форм обучения в вузе. Ее цель – формирование ориентировочной основы учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на усвоение знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине.

Личность – это человек, способный совершать поступки и ответственно к ним относиться. Личность обладает мировоззрением, в котором центральное место занимают нравственные взгляды. Цельной личности свойственны сила характера, стремление к истине, умение отличать добро от зла, честность мыслей и поступков, искренность, верность своему слову.

Малая группа – это общность людей, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на остальных и сам находится под их влиянием.

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

Методы обучения – пути достижения (реализации) цели и задач обучения. Это способы совместной учебной деятельности преподавателя и учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие познавательных способностей, мышления и памяти.

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место в нем человека, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы.

Мораль – предмет изучения этики, форма общественного сознания. Регулирует поведение человека.

Моральная свобода – свобода выбора формы и линии поведения человеком, не стесненная самореализация индивида, определяемая его внутренним убеждением, моралью. Моральная свобода предполагает ответственность человека перед другими людьми и перед собой за мотивы и последствия выбора.

Моральные ценности – систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п.

Мотивация – одна из фундаментальных проблем психологической науки. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности и поведения.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, отражения существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений, процесс открытия существенно нового.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Ненасилие – моральный принцип, форма общественного сознания, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни (в труде, в быту, в политике, в науке, в педагогическом процессе, в семейных, внутри групповых и международных отношениях). Ненасилие как моральный принцип проявляется как качество личности, неотъемлемая черта индивида, сообразно с которой он строит свою деятельность.

Норма моральная – форма нравственного требования, выступающая как нравственный закон для личности.

Носитель мировоззрения – личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общества; показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках личности, в ее поведении. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

Обособление – процесс автономизации (индивидуализации) человека в обществе.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ об образовании, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными ФЗ об образовании или указом Президента Российской Федерации.

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Объект (предмет) педагогической деятельности – студент, егоучебно-познавательная деятельность

Обязанность — нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности.

Оптимизм – воззрение на окружающие события, явления, согласно которому существует возможность приблизить дейст­вительность к идеалу добра.

Организация учебного процесса – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты (продукты) обучения.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Отсроченный контроль – проверка остаточных знаний и умений учащихся какое-то время спустя после изучения дисциплины (через три месяца и более).

Оценка (оценивание) – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Количественным выражением оценки является отметка.

Ощущение – простейший познавательный процесс. Это отражение отдельных свойств предметов или явлений: цвета, звука, запаха, вкуса, жажды, голода и т.д.

Память – это психический процесс, включающий запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Педагогическая интуиция – это быстрое принятие преподавателем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Интуитивный способ педагогического мышления необходим преподавателю, ибо многообразие педагогических ситуаций, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают точный расчет невозможным.

Педагогическая компетентность преподавателя представляет собой совокупность знаний, умений и способностей, необходимых для выполнения функции обучения и воспитания студентов.

Педагогическая наблюдательность – понимание преподавателем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир студента по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям «читать» человека как книгу.

Педагогическая рефлексия – обращенность сознания преподавателя на самого себя, учет представления студентов о его личности и деятельности. Рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности. Следовательно, педагогическая рефлексия означает также осознание преподавателем себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях.

Педагогическая справедливость – представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.

Педагогическая технология – систематическое и последовательное воплощение на практике спроектированного процесса обучения, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Педагогическая эрудиция – запас современных знаний, которыепреподаватель применяет при решении педагогических задач.

Педагогические умения – совокупность самых различных действий преподавателя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности.

Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

Педагогический артистизм – это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми учащимся на занятиях, причем жить искренне.

Педагогический долг – совокупность требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению им профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определённой педагогической системы.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Педагогический такт – способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.

Педагогическое мастерство преподавателя – это синтез его научных знаний, умений, навыков, методического искусства и комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности

Педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров (преподавателей и студентов).

Педагогическое предвидение – умение предвосхищать поведениеи реакцию студентов до начала или до завершения педагогической ситуации

Педагогическое сознание – осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений.

Познавательные процессы – активное отражение окружающего мира при помощи органов чувств, мышления, которые, принимая информацию, пе


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.