Тема 11. Преподаватель как субъект научно-педагогической деятельности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 11. Преподаватель как субъект научно-педагогической деятельности

2017-11-16 1115
Тема 11. Преподаватель как субъект научно-педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя вуза.
  2. Коммуникативная компетентность преподавателя.
  3. Организаторская компетентность преподавателя.
  4. Креативная компетентность.
  5. Личностные свойства преподавателя.
  6. Сущность и основные характеристики общения.
  7. Функции и стиль педагогического общения.
  8. Приёмы и формы педагогического общения.
  9. Барьеры общения и способы их устранения.

 

Задания:

1. Работа в парах: подготовьтесь представить теоретический материал на практическом занятии по 1-5 (6-9) вопросам с использованием таких активных приёмов организации учебного занятия, как лекция вдвоём, лекция пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками.

2. Изучив информацию о стилях педагогического общения, проанализируйте материал, представленный в таблице. Найдите ошибки, исправьте их. Заполните последнюю строку таблицы.

Критерии анализа Стили педагогического общения
авторитарный либеральный попустительский
Модель взаимодействия Учебно-дисциплинарная модель «твердой руки» Модель невмешательства «руки прочь» Личностно ориентированная модель «возьмемся за руки»
Цель взаимодействия Дать знания, сформировать умения и навыки Хочу, чтобы меня оставили в покое Развитие индивидуальности ребенка
Лозунг взаимодействия «Сам справится» «Думай и делай как я» «Мы вместе»
Способ общения Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения Холодное наблюдение, уход, раздражение, неприятие Понимание и принятие личности ребенка
Тактика Мирное сосуществование Диктат или опека Сотрудничество
Личностная позиция преподавателя Удовлетворить требования контролирующей инстанции Не брать на себя ответственность Исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития
Результат взаимодействия      

 

3. Как полагает А.Ю. Панасюк, имидж может быть рассмотрен с позиции прямой и косвенной имиджеформирующей информации. Косвенная информация передается через посредника общения – третье лицо, например, мнение ученика или родителей. Прямая – «та, которую человек получает при непосредственном контакте с вами». Как правило, это информация:

а) об особенностях психики педагога (например, о характере, темпераменте, интеллекте, а также об ценностных установках, мировоззренческих и других позициях и т. п.);

б) о внешности педагога.

Развивая мысли А.Ю. Панасюка, Ю.В. Андреева предлагает классифицировать имидж по четырем основным каналам восприятия информации человеческим сознанием: визуальным, аудиальным, обонятельным, кинестетическим (Андреева Ю.В. Психология имиджа руководителя. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002).

Визуальный имидж – визуальный образ человека, который складывается и закрепляется в нашем сознании. Большую часть информации мы получаем благодаря визуальному каналу – восприятию. Визуальный имидж может состоять из множества аспектов, таких как: визуально-динамический образ; личностные качества (обаяние); личностный стиль (формирование индивидуального образа); имидж аксессуаров и т. д.

Аудиальный имидж, как правило, не существует вне визуального контекста. Особенность взаимосвязи визуального и аудиального имиджа в их согласованности (конгруэнтности). Малейшие разногласия могут нанести ущерб имиджу педагога. Так, интеллигентный «визуальный имидж» будет разрушен неверным использованием понятий. Аудиальный имидж включает: имидж голосовой структуры (красота речи; тембр; модуляция и т. п.); аудиально-эмоциональный имидж (умение передавать эмоции, управлять ими); аудиально-логический имидж (умение логически строить объяснение, беседу и т. п.); вербальный имидж (умение слышать и слушать).

При формировании первоначального представления об имидже индивид, его воспринимающий, определяет место оцениваемой «фигуры» в пространстве, в «фоне». Авторитарный педагог ассоциируется с габаритной фигурой, мощным сильным голосом, решительными резкими движениями. Оценивая имидж, оперируют кинетическими понятиями: в хорошей форме, сильный-слабый, жесткий-мягкий и т. п.

Кинестетический имидж составляют: имидж жеста и позы (важно, чтобы жесты были уверенными, позы – открытыми); имидж кинестетических ассоциаций (то, с каким кинестетическим рядом ассоциируется учитель).

На основании просмотра художественного фильма или чтения художественного произведения, где персонажем выступает учитель, составьте характеристику педагогического имиджа с использованием предложенной Ю.В. Андреевой классификации.

Существует ли взаимосвязь между авторитетом и педагогическим имиджем? Имеет ли значение в педагогической деятельности внешний вид учителя, его манера одеваться? Свой ответ аргументируйте.

4. Составьте кроссворд по теме занятия.

5. Ситуационная задача. Студенты регулярно опаздывают на Ваше занятие, тем самым нарушая его ход, мешая другим учащимся, создавая нерабочую обстановку в ученическом коллективе.

Каковы Ваши действия в данной ситуации? Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему с опозданиями учащихся?

6. Ситуационная задача. На занятии студент систематически отказывается отвечать на вопросы преподавателя, не выполняет задания, обосновывая это тем, что ему не интересно, этот предмет «лишний» для изучения.

Что Вы предпримете в данных сложившихся условиях?

7. Ситуационная задача. При ответе на вопрос между учащимися возник конфликт из-за того, что они одновременно подняли руку, но преподаватель предоставил право ответить одному из учащихся. Конфликт нарушил ход занятия, поднялся шум, другие учащиеся поспешили присоединиться к спору.

Что Вы предпримете в данных сложившихся условиях?

 

Литература:

1. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – С. – 394-439.

2. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д. Столяренко [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 431 – 442.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

1. Авторитет преподавателя вуза.

2. Актуальные проблемы психологии высшей школы.

3. Болонский процесс и высшая школа России.

4. Болонский процесс как способ интеграции и демократизации высшего образования стран Европы.

5. Взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности в научном познании. Проблемы нравственной оценки результатов научного творчества.

6. Воспитание как процесс формирования системы отношений личности студентов.

7. Девиантное поведение студентов. Проблемы профилактики.

8. Дифференцированный и индивидуально-творческий подход в воспитании и обучении студентов.

9. Единство профессионального и нравственного воспитания в вузе.

10. Игровые методы обучения в вузе.

11. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза.

12. Интеграционные процессы в отечественной высшей школе: содержание, структура и функции.

13. Информационные технологии в высшей школе: классификация, характеристика, анализ.

14. История возникновения компетентностного подхода в образовании.

15. История развития американской системы высшего образования.

16. История развития высшего образования в России.

17. История развития европейской (континентальной) системы высшего образования.

18. Концепции высшего образования: характеристика. Сравнительный анализ, выводы.

19. Культура речи преподавателя.

20. Методы и формы активизации познавательной деятельности студентов.

21. Методы организации и самоорганизации студенческого коллектива.

22. Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики.

23. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания.

24. Механизмы развития личности в вузовском обучении.

25. Молодежные субкультуры в студенческой среде.

26. Мотивация студентов в учебной деятельности.

27. Мотивация учения студентов: проблемы формирования и изучения.

28. Мотивация, ее роль в учении и поведении студента.

29. Научно-исследовательская работа и ее роль в становлении специалиста. Научно- исследовательская работа студентов в России и в зарубежных странах (США, Англия, Германия, Франция).

30. О соотношении новой информационной и традиционной культуры в вузовском образовании.

31. О соотношении фундаментального и прикладного образования в вузе.

32. Обобщение передового педагогического опыта преподавателей вуза.

33. Общая характеристика основных методов и стилей воспитания.

34. Оптимизация учебного процесса в высшей школе.

35. Организация и руководство самостоятельной работы студентов: анализ основных подходов.

36. Организация НИРС в вузе, различные её формы.

37. Организация самостоятельной учебной работы студентов.

38. Основные задачи, принципы и этапы формирования зоны европейского пространства высшего образования.

39. Основные педагогические категории: педагогика как наука и как искусство.

40. Основные проблемы развития высшей школы России.

41. Основы коммуникативной культуры преподавателя.

42. Особенности коммуникативных способностей студентов.

43. Особенности познавательной деятельности студентов и ее формирование в процессе обучения в вузе.

44. Педагогика высшей школы как наука и как искусство.

45. Педагогическая культура.

46. Педагогические технологии, их основные классификации.

47. Педагогический конфликт: причины возникновения и способы разрешения.

48. Педагогический такт.

49. Педагогический эксперимент в учебном процессе.

50. Педагогическое общение.

51. Педагогическое руководство развитием творческих способностей студентов.

52. Педагогическое творчество.

53. Перспективы построения систем высшего образования стран Европейского союза.

54. Планирование и организация научно-исследовательской работы в вузе. Характеристика исследовательской программы.

55. Планирование и организация педагогического эксперимента в вузе: характеристика основных этапов.

56. Повышение квалификации и переподготовки кадров в системе высшего образования.

57. Преподаватель и студенты как субъекты целостного педагогического процесса в вузе.

58. Принципы и закономерности целостного педагогического процесса в высшей школе.

59. Причины отсева студентов.

60. Проблема классификаций средств обучения.

61. Проблема компетентностного ориентированного образования.

62. Проблемы активизации НИР студентов в вузе.

63. Проблемы разработки моделей выпускников вузов и профессиограмм специалистов.

64. Проблемы учета и контроля учебной деятельности студентов.

65. Проект как вид научно-исследовательской работы студента.

66. Проектирование педагогических систем, процессов и явлений.

67. Профессионализм вузовского преподавателя: факторы формирования и критерии измерения.

68. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя высшего учебного заведения.

69. Психодиагностика в высшей школе.

70. Психологические основы научного творчества студентов в вузе.

71. Психологические основы педагогического общения.

72. Психологические особенности студенческого возраста.

73. Психологические особенности юношеского возраста.

74. Психологические техники взаимодействия преподавателя с аудиторией и конкретным слушателем.

75. Психологические установки преподавателя и конкретные техники при построении взаимодействия с аудиторией.

76. Психологический анализ деятельности преподавателя.

77. Психологический климат в студенческой группе как фактор учебной деятельности.

78. Психология студенческого возраста.

79. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона.

80. Пути формирования и воспитания педагогических способностей.

81. Пути формирования педагогического мастерства и профессионального становления начинающего преподавателя.

82. Развитие интеллектуальной сферы студентов.

83. Развитие личности студентов в процессе обучения и воспитания.

84. Развитие личности в юношеском возрасте и молодости.

85. Рефлексия преподавателя в процессе преподавания.

86. Речевое мастерство преподавателя в высшей школе.

87. Роль и место контроля и оценки в организации и управлении учебным процессом в вузе.

88. Самостоятельная работа как вид познавательной деятельности студентов.

89. Система отбора абитуриентов в вузах России и зарубежья: характеристика и сравнительный анализ.

90. Система профориентационной работы в отечественных и зарубежных вузах.

91. Системный подход как методологическая основа исследования проблем высшей школы.

92. Системы высшего образования в странах Европы, принципы и пути их интеграции.

93. Современная трактовка принципов доступности и наглядности в обучении.

94. Содержание, структура и функции высшего образования за рубежом: характеристика основных подходов.

95. Содержание, структура и функции педагогической деятельности в вузе.

96. Социализация личности и периодизация ее развития. Стадии социализации. Взаимосвязь периодов возрастного развития, ведущей стороны социализации и ведущей деятельности.

97. Социально-педагогические и психологические проблемы студенческого возраста.

98. Социальные и личностно-развивающие функции высшего образования.

99. Способы коррекции и дальнейшего повышения эффективности взаимодействия преподавателя с аудиторией.

100. Способы оптимизации формирования и развития психологической системы деятельности у обучающихся.

101. Способы повышения успеваемости и профилактика отсева студентов.

102. Сравнительный анализ развития системы высшего образования в России и за рубежом: основные направления и перспективы.

103. Сравнительный анализ содержания, структуры и функций деятельности альтернативных высших учебных заведений.

104. Сравнительный анализ форм организации учебно-воспитательного процесса в отечественной высшей школе.

105. Студенческая группа как коллектив.

106. Студенческое самоуправление в вузе и роль тьютора (или педагога-куратора).

107. Сущность и основные компоненты педагогического мастерства преподавателя.

108. Сущность и условия формирования основ культуры студентов (интеллектуальной, духовной, эстетической, экологической и т.д.).

109. Сущность, структура и функции педагогических технологий в отечественных и зарубежных вузах: характеристика и сравнительный анализ.

110. Характеристика отечественных высших учебных заведений.

111. Тенденции развития высшего образования в России. Традиции, современное состояние и перспективы развития системы отечественного высшего образования.

112. Традиции и особенности университетского образования.

113. Требования к современной вузовской лекции.

114. Условия планирования и управления современным вузом.

115. Условия продуктивного общения преподавателя и студентов.

116. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности студентов.

117. Формирование психологической системы деятельности (Ломов Б.Ф., Шадриков В.Д.).

118. Формирование системы профессиональных отношений у студентов высших учебных заведений.

119. Фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.

120. Характеристика методов обучения студентов в вузе. Активные методы обучения. Средства обучения.

121. Цели и задачи, противоречия и принципы развития высшего образования на современном этапе.

122. Целостный педагогический процесс в вузе: содержание, структура и функции. Характеристика основных подходов.

123. Электронный учебник и его развивающие возможности.

124. Эффективность рейтингово-балльной системы и метода учета учебных единиц в вузовском обучении.

ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ

Коллоквиум 1

1. Сущность понятия «содержания образования».

2. Виды содержания образования (по М.Н. Скаткину, И.Я. Лернеру, В.В. Краевскому).

3. Состав «содержания образования» по В.С. Ледневу.

4. Принципы отбора содержания высшего образования.

5. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

6. Виды учебных изданий. Функции и структура учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий.

7. Уровни высшего профессионального образования и их содержание.

8. Факторы, которые детерминируют содержание образования.

9. Сущность и особенности педагогической технологии.

10. Технология модульного обучения.

11. Технология знаково-контекстного обучения.

12. Технология игрового обучения.

13. Информационно-компьютерная технология обучения.

14. Компьютерные обучающие системы.

15. Электронный учебник, его структура, особенности разработки и использования.

16. Сущность и особенности дистанционного обучения.

Коллоквиум 2

1. Общая характеристика деятельности (виды, структура, психологические характеристики).

2. Сущность, виды и свойства познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).

3. Структура и виды учебно-познавательной деятельности студентов.

4. Мотивы учебно-познавательной деятельности.

5. Общая характеристика деятельности преподавателя вуза.

6. Основные функции научно-педагогической деятельности.

7. Основные мотивы педагогической деятельности.

8. Педагогическое мастерство: сущность, структура, содержание.

9. Методы и формы повышения квалификации преподавателей вуза.

10. Общая характеристика учебного сотрудничества.

11. Сущность и основные характеристики общения.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.