Методы изучения заболеваемости населения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методы изучения заболеваемости населения

2017-11-16 893
Методы изучения заболеваемости населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

«Методика изучения заболеваемости населения»

Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 31.05.02 - Педиатрия

Курс – 4

Семестр – 7

Количество часов – 4

 

 

Уфа

Тема:«Методика изучения заболеваемости населения» на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 15.06.2013 года, актуализированной в 2016 году.

 

 

Рецензент:

1.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Киреева Э.Ф.

2.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Борисова М.В.

 

 

Автор: доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Мустафина Г.Т.

 

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 29.06. 2016г.

1. Тема и ее аактуальность. Врач любой специальности должен уметь анализировать состояние здоровья населения, в том числе и заболеваемость. Информация о заболеваемости населения позволяет выявить уровень, частоту распространения, динамику всех болезней, вместе взятых и каждой в отдельности среди различных возрастно-половых, профессиональных и социальных групп населения в целях оценки качества и эффективности лечебно-профилактических,

а также социально-экономических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на оздоровление населения.

2. Учебные цели: овладеть методикой анализа заболеваемости населения: изучить особенности заполнения официальной документации в лечебно-профилактических медицинских организациях и регистрации при различных видах заболеваний; усвоить методику расчета и анализа показателей заболеваемости.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен

знать:

-значение изучения заболеваемости населения для практической деятельности врача и медицинской организации;

-методы изучения заболеваемости, их значение и применение;

-факторы, определяющие полноту и качество информации о заболеваемости;

виды заболеваемости по обращаемости;

-учетно-отчетную документацию по регистрации отдельных видов заболеваний и правила представления информации в кабинет медицинской статистики.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть и уметь:

-определять практическую значимость каждого из методов изучения заболеваемости;

-формулировать единицу наблюдения для изучения каждого вида заболеваемости и самостоятельно выбирать учетные документы, соответствующие единицам наблюдения;

-рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости, выявлять тенденции;

проводить параллельный анализ тенденций в показателях первичной заболеваемости и распространенности при анализе общей заболеваемости с целью выявления влияния различных факторов и овладеть следующими компетенциями ПК-4, ПК-18

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

Вопросы для самоподготовки

1. К какому виду относительных величин относится показатель структуры заболеваемости по нозологическим формам?

2. Для каких целей используется данные о заболеваемости населения?

3. В чем заключается различие понятий заболевание и заболеваемость?

4. По каким характеристикам различаются методы изучения заболеваемости (по обращаемости, по причинам смерти, по медосмотрам, по данным анкетирования)?

5. Какие факторы определяют динамику показателей заболеваемости населения?

6. Перечислите основные виды заболеваемости, изучаемые по обращаемости.

7. Какие принципы заложены в основу Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем? Какие основные классы болезней Вы знаете?

8. Какие учетные документы заполняются врачом при обращении больного в поликлинику с симптомами острого заболевания?

9. Чем различаются понятия «первичная заболеваемость» и «распространенность»?

10. Что означают термины «патологическая пораженность», «накопленная заболеваемость», «истинная заболеваемость»?

11. Как рассчитать показатель собственно заболеваемости и болезненности (распространенности)?

12. Как рассчитать показатель структуры общей заболеваемости?

13. Виды и цели медицинских осмотров.

14. Какие особенности имеют данные о заболеваемости, получаемые при медицинских осмотрах?

15. Какую информацию можно получить при анализе «Медицинских свидетельств о смерти»?

16. Какой учетный документ позволяет получить данные о госпитализированной заболеваемости?

17. Перечислите виды инфекционных заболеваний в зависимости от их регистрации.

18. Какие статистические документы заполняются в случае выявления инфекционного заболевания?

19. В каком учетно-отчетном документе обобщаются данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности?

20. Как рассчитываются показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности?

21. Какие болезни входят в группу социально-значимых заболеваний?

4. Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5. Продолжительность занятия: 4 часа.

6. Оснащение:

6.1 Дидактический материал – методические указания, таблицы, схемы,.

6.2. ТСО – вычислительная техника (калькуляторы, компьютеры).

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задание для самоконтроля: решение студентами тестовых заданий по теме.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросы, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по выполнению заданий (задания прилагаются)

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы (тесты прилагаются)

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы (тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ статистических показателей.

Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112).

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ заболеваемости по годовому отчету ф.№12.

 

Литература

Основная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ,

2009. – 655 с.

2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов / И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. – М.: МИА, 2009. – 464 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – 544 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419977.html

Дополнительная

1. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html

Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М.: Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТАДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один или несколько правильных ответов:

  1. К ИНТЕНСИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:

1) показатель смертности

2) структура заболеваний по нозологическим формам

3) обеспеченность населения врачами

4) показатель заболеваемости

 

  1. К ЭКСТЕНСИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:

1) показатели рождаемости

2) распределение числа врачей по специальностям

3) показатели младенческой смертности

4) распределение умерших по причинам смерти

 

  1. ИЗМЕНЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ ПОЗВОЛЯЮТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ

1) экстенсивные

2) интенсивные

3) соотношения

4) наглядности

 

  1. СТРУКТУРУ ЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОКАЗАТЕЛЬ:

1) экстенсивный

2) темп роста

3) темп прироста

4) соотношения

5) наглядности

 

  1. ПРИ РАСЧЁТЕ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕ:

1) 1

2) 100

3) 50

4) 100000

5) 10

  1. ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ:

1) радиальная диаграмма

2) внутристолбиковая диаграмма

3) структурная диаграмма

4) секторная диаграмма

5) замкнутая диаграмма

 

  1. РАДИАЛЬНАЯ ДИАГРАММА ПРИМЕНЯЕТСЯ:

1) для иллюстрации структуры явления

2) при изменении явления во времени

3) для иллюстрации явления в замкнутом цикле (год, сутки)

4) для сбора информации

5) для обработки явления

  1. ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИНТЕНСИВНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДИАГРАММА:

1) радиальная

2) круговая

3) картограмма

4) секторная

5) столбиковая

  1. ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАГЛЯДНОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДИАГРАММА:

1) радиальная

2) линейная

3) картограмма

4) секторная

5) столбиковая

10.К АТРИБУТИВНЫМ (КАЧЕСТВЕННЫМ) ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания

1) Верно 1,3

2) Верно 2,3

3) Верно 4

4) Верно все перечисленное

11. К КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания

1) Верно 1,3

2) Верно 2,4

3) Верно 3

4) Верно все перечисленное

ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

(ФОРМА № 12)

По району (городу):

1. Рассчитать уровень первичной и общей заболеваемости среди детей, подростков и взрослого населения.

2. Определить в этих возрастных группах долю в первичной и общей заболеваемости следующих причин:

а) болезни глаза и его придаточного аппарата

б) болезней системы кровообращения;

в) болезней органов дыхания;

г) болезней органов пищеварения;

д) болезней костно-мышечной системы;

е) травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.

3. Оформить таблицу, изобразить графически структуру общей заболеваемости.

4. Проанализировать и сделать выводы.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Выберите один или несколько правильных ответов

  1. ПОКАЗАТЕЛЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО СВОЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) интенсивным показателем 2) экстенсивным показателем 3) показателем соотношения 4) показателем наглядности 5) показатель динамики
  1. ПЕРВИЧНАЯ (СОБСТВЕННО) ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО ЧИСЛО
1) первичных обращений в календарном году по поводу хронических заболеваний, ранее зарегистрированных 2) впервые зарегистрированных хронических заболеваний за календарный год 3) новых, нигде ранее не учтённых и впервые в данном году выявленных среди населения заболеваний 4) хронических больных, повторно обратившихся за медицинской помощью в календарном году 5) всех обращений по поводу заболеваний за календарный год
  1. ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:
1) число посещений в поликлинику × 1000 / численность населения 2) количество взятых под диспансерное наблюдение × 1000 / число выявленных больных 3) количество впервые выявленных и зарегистрированных в календарном году заболеваний × 100000 / средняя численность населения 4) число обращений в п-ку по поводу заболеваний в календарном году × 100000 / средняя численность населения 5) число впервые выявленных и зарегистрированных за календарный год хронических заболеваний × 100000 / среднегодовая численность населения
  1. БОЛЕЗНЕННОСТЬ (РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ) НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО
1)число заболевших в календарном году 2)число выявленных на профосмотрах больных 3)число больных, взятых в календарном году под диспансерное наблюдение 3)число больных, состоящих на учете, выявленных в предыдущих годах 4)число больных, подлежащих учету особыми документами (онкозаболевания, туберкулез и т.д.) 5)общее число всех заболеваний, впервые выявленных в данном году и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больные впервые обратились в данном году
  1. НАКОПЛЕННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ЭТО
1) частота заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах 2) общая заболеваемость по обращаемости, дополненная случаями заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах, данными по причинам смерти и результатов анкетирования 3) все случаи первичных заболеваний, зарегистрированных в течение ряда лет при обращении за медицинской помощью (3-5 лет и более). 4) совокупность новых, нигде ранее не учтённых и впервые в данном году выявленных среди населения заболеваний.  
  1. ИСТИННАЯ (ИСЧЕРПАННАЯ) ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ЭТО
1) частота заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах 2) общая заболеваемость по обращаемости, дополненная случаями заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах, данными по причинам смерти и результатов анкетирования 3) все случаи первичных заболеваний, зарегистрированных в течение ряда лет при обращении за медицинской помощью (3-5 лет и более). 4) совокупность новых, нигде ранее не учтённых и впервые в данном году выявленных среди населения заболеваний.
  1. ЕДИНИЦЕЙ НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
1) посещение больного по поводу заболевания 2) каждое заболевание, зарегистрированное при медицинском осмотре 3) первичное обращение больного по поводу обострения хронического заболевания 4) первичное обращение больного по поводу острого заболевания
  1. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬ РАССЧИТЫВАЕТСЯ НА
1) прошедших медицинский осмотр 2) обратившихся по поводу заболеваний 3) обратившихся в поликлинику 4) среднегодовую численность населения данной территории 5) зарегистрированные случаи заболевания в календарном году
  1. ИЗУЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НЕОБХОДИМО ДЛЯ:
1) оценки состояния здоровья населения 2) оценки деятельности стационара 3) оценки деятельности поликлиники 4) планирования лечебно-профилактических мероприятий 5) разработки профилактических программ
  1. ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) по данным о причинах смерти 2) по обращаемости 3) по данным переписи населения 4) по данным медицинских осмотров
  1. ПОД СТАТИСТИЧЕСКИМ ТЕРМИНОМ "ОБРАЩАЕМОСТЬ" ПОНИМАЕТСЯ:
1) число больных, впервые обратившихся в данном году в амбулаторно-поликлиническую медицинскую организацию по поводу заболевания (на 1000 населения) 2) отношение числа всех первичных посещений по поводу болезни к общему числу обслуживаемого населения (на1000 населения) 3) абсолютное число всех первичных и повторных посещений больными медицинского учреждения (за год)
  1. ХАРАКТЕРНЫМИ НЕДОСТАТКАМИ МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО ДАННЫМ ОБРАЩАЕМОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) не дает полного представления о распространенности острой патологии 2) не позволяет судить о распространенности всех хронических заболеваний у всего населения 3) не позволяет выявить скрыто протекающую патологию 4) экономически дорогостоящий
  1. МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОБЛАДАЮТ СЛЕДУЮЩИМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ:
1) дают представление о распространенности хронических заболеваний у всего населения 2) позволяют выявить скрыто протекающую патологию 3) требуют определенных финансовых затрат 4) позволяют судить о частоте острой патологии у декретированных контингентов
  1. ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА, В СВЯЗИ С ОБОСТРЕНИЕМ КОТОРОЙ БОЛЬНОЙ ОБРАЩАЕТСЯ К ВРАЧУ ПОЛИКЛИНИКИ ЕЖЕГОДНО В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ЛЕТ, ВОЙДЕТ В СТАТИСТИКУ:
1) первичной заболеваемости 2) общей заболеваемости 3) накопленной заболеваемости
  1. ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ ОТЧЕТНОЙ ФОРМЫ №12 «СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ У БОЛЬНЫХ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» МОЖНО ВЫЧИСЛИТЬ ПОКАЗАТЕЛИ
1) первичной заболеваемости 2) общей заболеваемости 3) профессиональной заболеваемости 4) госпитализированной заболеваемости
  1. ПРИ АНАЛИЗЕ ПЕРВИЧНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ДАННОМ ГОДУ БЕРУТСЯ В РАЗРАБОТКУ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (ТАЛОН АМБУЛАТОРНОГО ПАЦИЕНТА):
1) только со знаком (+) 2) все статистические талоны 3) талоны без знака (+) и (-) 4) только со знаком (-)
  1. БОЛЬНОЙ, СТРАДАЮЩИЙ ХРОНИЧЕСКИМ ХОЛЕЦИСТИТОМ, В ТЕЧЕНИЕ 5 ЛЕТ ЕЖЕГОДНО ОДНОКРАТНО ОБРАЩАЛСЯ К ВРАЧУ В ПОЛИКЛИНИКУ. СКОЛЬКО ТАЛОНОВ ДОЛЖЕН ЗАПОЛНИТЬ ВРАЧ, В ТОМ ЧИСЛЕ СО ЗНАКОМ (+):
1) 5 талонов, один (первый) со знаком (+) 2) 5 талонов, все со знаком (+) 3) один, со знаком (+)
  1. МАКСИМАЛЬНЫЙ СРОК ПОДАЧИ «ЭКСТРЕННОГО ИЗВЕЩЕНИЯ…» О ВЫЯВЛЕНИИ НА УЧАСТКЕ БОЛЬНОГО ПИЩЕВЫМ ОТРАВЛЕНИЕМ СОСТАВЛЯЕТ:
1) 1 час 2) 3 часа 3) 6 часов 4) 12 часов 5) 24 часа
  1. «ЭКСТРЕННОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ …» ПОДАЕТСЯ МЕД. РАБОТНИКОМ В СЛУЧАЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИАГНОЗА:
1) острого гастрита 2) гонореи 3) необычной реакции на прививку 4) инфекционного гепатита 5) неактивного туберкулеза
  1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КРИТЕРИЯМИ:
1) уровнем заболеваемости 2) структурой заболеваемости 3) кратностью заболеваний в год 4) средней длительностью одного заболевания
  1. В СТРУКТУРЕ ТРАВМ И ОТРАВЛЕНИЙ НАИБОЛЬШУЮ ДОЛЮ СОСТАВЛЯЮТ:
1) травмы и отравления в связи с производством 2) травмы и отравления в быту 3) травмы и отравления по пути на работу и с работы
  1. В СТРУКТУРЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ДАННЫМ ОБРАЩАЕМОСТИ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ СТОЯТ БОЛЕЗНИ:
1) системы кровообращения 2) системы пищеварения 3) органов дыхания 4) нервной системы 5) костно-мышечной системы
  1. ПЕРВИЧНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ РАССЧИТЫВАЕТСЯ НА
1) 100 больных 2) 1000 населения 3) 10000 взрослого населения 4) 100000 взрослого населения
  1. ОСНОВНОЙ УЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ:
1) амбулаторная карта 2) листок нетрудоспособности 3) экстренное извещение 4) карта выбывшего больного из стационара 5) талон амбулаторного пациента
  1. ПЕРВОЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАНИМАЮТ:
1) инфекционные и паразитарные болезни 2) болезни нервной системы 3) болезни органов дыхания 4) болезни костно-мышечной системы 5) болезни органов пищеварения
  1. СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ – ЭТО ЗАБОЛЕВАНИЯ, ЛИДИРУЮЩИЕ В СТРУКТУРЕ
1) смертности и инвалидности 2) общей и госпитализированной заболеваемости 3) заболеваемости по данным медицинских осмотров 4) госпитализированной и инфекционной заболеваемости
  1. ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ
1) предварительный 2) периодический 3) целевой 4) профилактический 5) предсменный, предрейсовый 6) послесменный, послерейсовый
  1. СОГЛАСНО ПРИКАЗУ №302н ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ РАБОТНИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ ИЛИ ПЕРИОДИЧЕСКОМУ МЕДОСМОТРУ, ВОЗЛОЖЕНА НА
1) на лечащего врача 2) медицинскую комиссию 3) работодателя
  1. В СТРУКТУРЕ ИНФЕКЦИОННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОТИ ПЕРВОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ
1) ветряная оспа 2) острые респираторные вирусные инфекции 3) сумма острых кишечных инфекций 4) геморрагическая лихорадка с почечным синдромом
  1. В СТРУКТУРЕ ЗАБОЛЕВАЕМОТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ПЕРВОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ
1) болезни системы кровообращения 2) болезни органов пищеварения 3) болезни органов дыхания 4) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
  1. В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО ВРЕДНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ФАКТОРАМ ПЕРВОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ
1) промышленные аэрозоли 2) химические вещества 3) факторы трудового процесса (тяжесть труда) 4) физические факторы (вибрация, шум и т.д.)
  1. В МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ (МКБ-10) ВЫДЕЛЕНО КЛАССОВ БОЛЕЗНЙ
1) 18 2) 19 3) 20 4) 21 5) 22 6) 30
  1. В СТРУКТУРЕ ПЕРВИЧНОЙ ИНВАЛИДНОСТИ СРЕДИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ПЕРВОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ
1) болезни системы кровообращения 2) злокачественные новообразования 3) болезни органов дыхания 4) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
  1. В СТРУКТУРЕ ИНВАЛИДНОСТИ СРЕДИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПЕРВОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ
1) врожденные аномалии 2) психические расстройства и расстройства поведения 3) болезни органов дыхания 4) болезни нервной системы
  1. «ТАЛОНУ АМБУЛАТОРНОГО ПАЦИЕНТА, ПОЛУЧАЮЩЕГО МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ» ПРИСВОЕН НОМЕР:
1) 025-12У 2) 003У 3) 30у 4) 16ВН 5) 016У
  1. ГОСПИТАЛИЗИРОВАННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ИЗУЧАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ УЧЁТНОЙ ФОРМЫ:
1) 25-2У 2) 30У 3) 066У 4) 06У 5) 25-10У.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

«Методика изучения заболеваемости населения»

Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 31.05.02 - Педиатрия

Курс – 4

Семестр – 7

Количество часов – 4

 

 

Уфа

Тема:«Методика изучения заболеваемости населения» на основании рабочей программы ФГОС дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 15.06.2013 года, актуализированной в 2016 году.

 

 

Рецензент:

1.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Киреева Э.Ф.

2.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Борисова М.В.

 

 

Автор: доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Мустафина Г.Т.

 

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 29.06. 2016г.

1. Тема и ее аактуальность. Врач любой специальности должен уметь анализировать состояние здоровья населения, в том числе и заболеваемость. Информация о заболеваемости населения позволяет выявить уровень, частоту распространения, динамику всех болезней, вместе взятых и каждой в отдельности среди различных возрастно-половых, профессиональных и социальных групп населения в целях оценки качества и эффективности лечебно-профилактических,

а также социально-экономических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на оздоровление населения.

2. Учебные цели: овладеть методикой анализа заболеваемости населения: изучить особенности заполнения официальной документации в лечебно-профилактических медицинских организациях и регистрации при различных видах заболеваний; усвоить методику расчета и анализа показателей заболеваемости.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен

знать:

-значение изучения заболеваемости населения для практической деятельности врача и медицинской организации;

-методы изучения заболеваемости, их значение и применение;

-факторы, определяющие полноту и качество информации о заболеваемости;

виды заболеваемости по обращаемости;

-учетно-отчетную документацию по регистрации отдельных видов заболеваний и правила представления информации в кабинет медицинской статистики.

Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть и уметь:

-определять практическую значимость каждого из методов изучения заболеваемости;

-формулировать единицу наблюдения для изучения каждого вида заболеваемости и самостоятельно выбирать учетные документы, соответствующие единицам наблюдения;

-рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости, выявлять тенденции;

проводить параллельный анализ тенденций в показателях первичной заболеваемости и распространенности при анализе общей заболеваемости с целью выявления влияния различных факторов и овладеть следующими компетенциями ПК-4, ПК-18

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

Вопросы для самоподготовки

1. К какому виду относительных величин относится показатель структуры заболеваемости по нозологическим формам?

2. Для каких целей используется данные о заболеваемости населения?

3. В чем заключается различие понятий заболевание и заболеваемость?

4. По каким характеристикам различаются методы изучения заболеваемости (по обращаемости, по причинам смерти, по медосмотрам, по данным анкетирования)?

5. Какие факторы определяют динамику показателей заболеваемости населения?

6. Перечислите основные виды заболеваемости, изучаемые по обращаемости.

7. Какие принципы заложены в основу Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем? Какие основные классы болезней Вы знаете?

8. Какие учетные документы заполняются врачом при обращении больного в поликлинику с симптомами острого заболевания?

9. Чем различаются понятия «первичная заболеваемость» и «распространенность»?

10. Что означают термины «патологическая пораженность», «накопленная заболеваемость», «истинная заболеваемость»?

11. Как рассчитать показатель собственно заболеваемости и болезненности (распространенности)?

12. Как рассчитать показатель структуры общей заболеваемости?

13. Виды и цели медицинских осмотров.

14. Какие особенности имеют данные о заболеваемости, получаемые при медицинских осмотрах?

15. Какую информацию можно получить при анализе «Медицинских свидетельств о смерти»?

16. Какой учетный документ позволяет получить данные о госпитализированной заболеваемости?

17. Перечислите виды инфекционных заболеваний в зависимости от их регистрации.

18. Какие статистические документы заполняются в случае выявления инфекционного заболевания?

19. В каком учетно-отчетном документе обобщаются данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности?

20. Как рассчитываются показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности?

21. Какие болезни входят в группу социально-значимых заболеваний?

4. Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5. Продолжительность занятия: 4 часа.

6. Оснащение:

6.1 Дидактический материал – методические указания, таблицы, схемы,.

6.2. ТСО – вычислительная техника (калькуляторы, компьютеры).

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задание для самоконтроля: решение студентами тестовых заданий по теме.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросы, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по выполнению заданий (задания прилагаются)

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы (тесты прилагаются)

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы (тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ статистических показателей.

Место проведения самоподготовки: учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112).

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой, анализ заболеваемости по годовому отчету ф.№12.

 

Литература

Основная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ,

2009. – 655 с.

2. Руководство к практическим занятиям по общественному здоровью и здравоохранению (с применением медицинских информационных систем, компьютерных и телекоммуникационных технологий): учеб. пособие для студентов / И. Н. Денисов, Д. И. Кича, В. И. Чернов. – М.: МИА, 2009. – 464 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования /Ю. П. Лисицын, Г. Э. Улумбекова – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. – 544 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419977.html

Дополнительная

1. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html

Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М.: Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТАДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один или несколько правильных ответов:

  1. К ИНТЕНСИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:

1) показатель смертности

2) структура заболеваний по нозологическим формам

3) обеспеченность населения врачами

4) показатель заболеваемости

 

  1. К ЭКСТЕНСИВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:

1) показатели рождаемости

2) распределение числа врачей по специальностям

3) показатели младенческой смертности

4) распределение умерших по причинам смерти

 

  1. ИЗМЕНЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ ПОЗВОЛЯЮТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ПОКАЗАТЕЛИ

1) экстенсивные

2) интенсивные

3) соотношения

4) наглядности

 

  1. СТРУКТУРУ ЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ПОКАЗАТЕЛЬ:

1) экстенсивный

2) темп роста

3) темп прироста

4) соотношения

5) наглядности

 

  1. ПРИ РАСЧЁТЕ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕ:

1) 1

2) 100

3) 50

4) 100000

5) 10

  1. ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЭКСТЕНСИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ:

1) радиальная диаграмма

2) внутристолбиковая диаграмма

3) структурная диаграмма

4) секторная диаграмма

5) замкнутая диаграмма

 

  1. РАДИАЛЬНАЯ ДИАГРАММА ПРИМЕНЯЕТСЯ:

1) для иллюстрации структуры явления

2) при изменении явления во времени

3) для иллюстрации явления в замкнутом цикле (год, сутки)

4) для сбора информации

5) для обработки явления

  1. ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИНТЕНСИВНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДИАГРАММА:

1) радиальная

2) круговая

3) картограмма

4) секторная

5) столбиковая

  1. ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАГЛЯДНОСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДИАГРАММА:

1) радиальная

2) линейная

3) картограмма

4) секторная

5) столбиковая

10.К АТРИБУТИВНЫМ (КАЧЕСТВЕННЫМ) ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания

1) Верно 1,3

2) Верно 2,3

3) Верно 4

4) Верно все перечисленное

11. К КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания

1) Верно 1,3

2) Верно 2,4

3) Верно 3

4) Верно все перечисленное

ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

(ФОРМА № 12)

По району (городу):

1. Рассчитать уровень первичной и общей заболеваемости среди детей, подростков и взрослого населения.

2. Определить в этих возрастных группах долю в первичной и общей заболеваемости следующих причин:

а) болезни глаза и его придаточного аппарата

б) болезней системы кровообращения;

в) болезней органов дыхания;

г) болезней органов пищеварения;

д) болезней костно-мышечной системы;

е) травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.

3. Оформить таблицу, изобразить графически структуру общей заболеваемости.

4. Проанализировать и сделать выводы.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Выберите один или несколько правильных ответов

  1. ПОКАЗАТЕЛЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПО СВОЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) интенсивным показателем 2) экстенсивным показателем 3) показателем соотношения 4) показателем наглядности 5) показатель динамики
  1. ПЕРВИЧНАЯ (СОБСТВЕННО) ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО ЧИСЛО
1) первичных обращений в календарном году по поводу хронических заболеваний, ранее зарегистрированных 2) впервые зарегистрированных хронических заболеваний за календарный год 3) новых, нигде ранее не учтённых и впервые в данном году выявленных среди населения заболеваний 4) хронических больных, повторно обратившихся за медицинской помощью в календарном году 5) всех обращений по поводу заболеваний за календарный год
  1. ПЕРВИЧНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ:
1) число посещений в поликлинику × 1000 / численность населения 2) количество взятых под диспансерное наблюдение × 1000 / число выявленных больных 3) количество впервые выявленных и зарегистрированных в календарном году заболеваний × 100000 / средняя численность населения 4) число обращений в п-ку по поводу заболеваний в календарном году × 100000 / средняя численность населения 5) число впервые выявленных и зарегистрированных за календарный год хронических заболеваний × 100000 / среднегодовая численность населения
  1. БОЛЕЗНЕННОСТЬ (РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ) НАСЕЛЕНИЯ - ЭТО
1)число заболевших в календарном году 2)число выявленных на профосмотрах больных 3)число больных, взятых в календарном году под диспансерное наблюдение 3)число больных, состоящих на учете, выявленных в предыдущих годах 4)число больных, подлежащих учету особыми документами (онкозаболевания, туберкулез и т.д.) 5)общее число всех заболеваний, впервые выявленных в данном году и зарегистрированных в предыдущие годы, по поводу которых больные впервые обратились в данном году
  1. НАКОПЛЕННАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – ЭТО
1) частота заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах 2) общая заболеваемость по обращаемости, дополненная случаями заболеваний, выявленных при медицинских осмотрах, данными по причинам смерти и результатов анкетирова

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.