Ресурсосбережение и охрана окружающей среды. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Ресурсосбережение и охрана окружающей среды.

2017-11-16 320
Ресурсосбережение и охрана окружающей среды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретико-методологические основы ресурсосбережения и охраны окружающей среды. Основные термины и определения в области ресурсосбережения и охраны окружающей среды. Экономика ресурсосбережения. Перспективные направления ресурсосбережения на автомобильном транспорте. Экологические аспекты ресурсосбережения.

Графическая часть: Воздушный фильтр, выпускной коллектор.

 

 


Таблица 4

Номер варианта соответствует номеру по журналу:

Номер варианта Наименование завода Последняя цифра зачетки соответствует модели автомобиля
  Porsche 1 – 911 2 – Boxster 3 – Carrera GT 4 – Cayenne 5 – Cayman 6 – Macan 7 – Panamera 8 – Cayenne 9 – Macan 0 – Panamera
  BMW 1 – M3 2 – M6 3 – 118 4 – 218 5 – 318 6 – Z4 7 – 530 8 – X5 9 – 760 0 – X6
  Mercedes-Benz 1 – A140 2 – C220 3 – CLC350 4 – CLK270 5 – E320 6 – GLK350 7 – GL500 8 – ML400 9 – S600 0 – SLK55AMG
  Toyota 1 – Auris 2 – Avensis 3 – Camry 4 – Corolla 5 – Land Cruiser 6 – Picnic 7 – RAV4 8 – Yaris 9 – Celica 0 – Aygo
  Infiniti 1 – EX30 2 – G35 3 – M37 4 – FX 5 – M35 6 – Q45 7 – Q70 8 – QX50 9 – EX35 0 – QX56
  Honda 1 – Accord 2 – Civic 3 – CR-V 4 – Jazz 5 – Legend 6 – CRX 7 – HR-V 8 – Insight 9 – Logo 0 – FR-V
  Lexus 1 – GS250 2 – GX470 3 – IS300 4 – LS460 5 – LX570 6 – RX350 7 – RX450 8 – NX300 9 – ES330 0 – LS600
  Audi 1 – S3 2 – A2 3 – A3 4 – A4 5 – S6 6 – A6 7 – TT 8 – A8 9 – Q5 0 – RX5
  Bentley 1 – Azure 2 – Arnage 3 – Continental 4 – Eight 5 – Flying Spur 6 – Turbo R 7 – Brooklands 8 – Continental GT 9 – Mulsanne 0 –Turbo RT
  Buick 1 – Century 2 – Electra 3 – Enclave 4 – La Crosse 5 – Le Sabre 6 – Park Avenue 7 – Regal 8 – Riviera 9 – Roadmaster 0 – Skylark
  Cadillac 1 – Allante 2 – ATS 3 – BLS 4 – Seville 5 – STS 6 – XLR 7 – Eldorado 8 – Escalade 9 – CTS 0 – Deville
  Chevrolet 1 – Alero 2 – Astro 3 – Camaro 4 – Beretta 5 – Captiva 6 – Colorado 7 – Impala 8 – Matiz 9 – Kalos 0 –Malibu
  Chrysler 1 – Stratus 2 – Aspen 3 – Grand Voyager 4 – Viper 5 – Vision 6 – ES 7 – Pacifica 8 – New Yorker 9 – GS 0 – Daytona
  Citroen 1 – Berlingo 2 – C1 3 – Xantia 4 – C5 5 – Xsara Picasso 6 – C3 7 – Nemo 8 – Jumper 9 – C6 0 – SAXO
  DODGE 1 – Avenger 2 – Caliber 3 – Magnum 4 – Viper 5 – Dakota 6 – Challenger 7 – Neon 8 – Charger 9 – Grand Caravan 0 – RAM
  Ferrari 1 – California 2 – Enzo 3 – F40 4 – 612 5 – 550 6 – 458 7 – 488GTB 8 – FF 9 – LaFerrari 0 – Superamerica
  Fiat 1 – Punto 2 – Multipla 3 – Brava 4 – Linea 5 – Panda 6 – Bravo 7 – Stilo 8 – Tipo 9 – Ulysse 0 – Tempra
  Ford 1 – Escape 2 – C-Max 3 – Focus 4 – Mustang 5 – Galaxy 6 – Fusion 7 – Fiesta 8 – Mondeo 9 – Explorer 0 – Crown
  Lada 1 – Aleko 2 – Forma 3 – Granta 4 – Kalina 5 – Niva 6 – 2112 7 – Priora 8 – Granta 9 – Vesta 0 – Kalina
  Hyundai 1 – i10 2 – Accent 3 – i30 4 – Sonata 5 – Tucson 6 – i50 7 – Santa Fe 8 – XG30 9 – Matrix 0 – ix55
  Jaguar 1 – Daimler 2 – E-Type 3 – XE 4 – XJ6 5 – XJS 6 – X-Type 7 – MK2 8 – F-Type 9 – S-Type 0 – XF
  Jeep 1 – Cherokee 2 – CJ 3 – Commander 4 – Compass 5 – Grand Cherokee 6 – Patriot 7 – Renegade 8 – Wrangler 9 – Cherokee 0 – Patriot
  Opel 1 – Agila 2 – Astra 3 – Combo 4 – Corsa 5 – Insignia 6 – Meriva 7 – Mokka 8 – Omega 9 – Vectra 0 – Zafira
  Tesla 1 – Model X 2 – Model S 3 – Roadster 4 – Model X 5 – Roadster 6 – Model S 7 – Roadster 8 – Model S 9 – Roadster 0 –Model X
  Volkswagen 1 – Amarok 2 – Fox 3 – Passat CC 4 – Golf 5 – Jetta 6 – Phaeton 7 – Polo 8 – Sharan 9 – Scirocco 0 – T4
  Volvo 1 – S60 2 – XC70 3 – C30 4 – S80 5 – C70 6 – V50 7 – V60 8 – S60 9 – S80 0 – XC90
  Aston Martin 1 – Virage 2 – Vanquish 3 – V8 Vantage 4 – V12 Vantage 5 – Rapide 6 – DBS 7 – V8 Vantage 8 – Virage 9 – DBS 0 – Rapide
  Lamborghini 1 – Aventador 2 – Diablo 3 – Espada 4 – Huracan 5 – Gallardo 6 – Aventador 7 – Murcielago 8 – Espada 9 – Diablo 0 –Gallardo
  Land Rover 1 – Discovery Sport 2 – Range Rover 3 – Range Rover Sport 4 – Discovery 5 – Freelander 6 – Range Rover Sport 7 – Discovery 8 – Range Rover Evoque 9 – Discovery Sport 0 – Freelander
  Mazda 1 – 3 2 – 6 3 – Premacy 4 – CX-7 5 – MPV 6 – RX-8 7 – Tribute 8 – Xedos 9 – Millenia 0 – Demio

 


ЛИТЕРАТУРА

Основная.

1. Технология производства и ремонта автомобилей: учеб. пособие / В. К. Ярошевич, А. С. Савич, В. П. Иванов. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. — 640 с.

2. Восстановительные технологии при ремонте автомобилей: учеб. пособие / А. С. Савич, И. А. Ивашенко, В. П. Иванов. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008. — 380 с.

3. Ремонт автомобилей: Учебник для вузов./ Под ред. Л.В. Дехтеринского. – М.: Транспорт, 1992. – 295с.

4. В.П. Иванов. Восстановление деталей машин. — М.: Машиностроение, 2004. — 672 с.

5. Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей. – М.: Высшая школа, 2001.

6. Расторгуев Г.В. Технология и организация ремонта машин. Лабораторный практикум. М.: Изд-во РУДН, 2008, - 54 с.

7. Шахаев Ж.А., Бондаренко Е.В. Курсовое проектирование по основам технологии производства автомобилей: Учебное пособие. В 2-х частях. – Оренбург: Изд. ИПК ГОУ Оренбургский ГУ, 2002. Ч.1 – 232с.; Ч.2 – 455с.

 

Дополнительная.

8. Ремонт автомобилей: Учебник./ Под ред. С.И. Румянцева – М.: Трнаспорт,1988. – 327с.

9. Шадричев В.А. Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей. – Л.: Машиностроение, 1976. – 380с.

10. Клебанов Б.В., Кузьмин В.Г., Маслов В.И. Ремонт автомобилей. – М.: Транспорт, 1974.

11. Приходько В.М. Автомобильный справочник. -М.: Машиностроение, 2004. -704с..

12. Боднев А.Г., Шаверин Н.Н. Лабораторный практикум по ремонту автомобилей. – М.: Транспорт, 1989. – 142с.

13. Канарчук В.Е. Восстановление автомобильных деталей: Технология и оборудование. Киев: Вища школа. 1995.

 

 


Приложение 1.

Выполнение схем

Под схемой, согласно ГОСТ 2.102-68, понимается документ, на котором показаны в виде условных изображений составные части изделия и связи между ними. Схемы подразделяются на кинематические, электрические, пневматические, гидравлические, оптические и комбинированные, например, электропневматические. В конструкторской части проекта разрабатываются кинематические или комбинированные схемы.

Элементы схемы изображаются без соблюдения масштаба в соответствии с установленными на них стандартами графическими обозначениями (символами). Элементы, обозначения которых стандартом не предусмотрены, изображаются произвольно, но достаточно наглядно, в виде контура изображаемого элемента и снабжаются надписью с указа­нием вида элемента или его наименования.

При необходимости на схеме допускается показывать элементы схем другого вида (например, на кинематической схеме - гидроцилиндры, электрические элементы, на оптической - элементы кинематические), если они непосредственно влияют на работу схемы этого вида. Можно также изображать элементы, не входящие в состав изделия, но необходимые для понимания его работы. Указанные элементы ограничиваются условной штрихпунктирной линией.

Элементы, составляющие функциональные группы, допускается выделять штрихпунктирными линиями с указанием наименования или назначения группы. Для наглядности и уяснения расположения элементов схемы разрешается вписывать ее в контур изделия.

На схемах помещаются технические данные (наименования, обозначения, характеристики) элементов и групп, а также текстовые указания и пояснения, необходимые, в частности, для описания работы изделия и расчетов.

Схемы снабжаются основной надписью по форме 1 (первый лист) и 2а (последующие листы) по ГОСТ 2.104 - 68.

После наименования изделия проставляется наименование документа. Например, «Прибор для контроля параллельности. Схема».

Обозначение схемы в графах 2 и 2б основной надписи состоит из обозначения изделия (шифра проекта) и шифра схемы.

Стандарт предусматривает следующее обозначение схем. Буквенный знак: для кинематической схемы - К, электрической - Э, пневматической - П, гидравлической - Г, оптической - Л, комбинированной - С; цифровое обозначение: для структурной - 1, функциональной - 2, принципиальной - 3.

Так, например, при шифре изделия (проекта) «13.91.320.100» обозначение схемы: «13.91.320.100 СЗ»- схема комбинированная принципиальная, «13.91.320.100 Э2» - схема электрическая функциональная.

Правила выполнения каждого вида схемы оговорены соответствующими стандартами: ГОСТ 2.702-75 «ЕСКД. Правила выполнения электрических схем», ГОСТ 2.703-68 «ЕСКД. Правила выполнения кинематических схем», ГОСТ 2.704-76 «ЕСКД. Правила выполнения гидравлических и пневматических схем», ГОСТ 2.412-84 «ЕСКД. Правила выполнения чертежей и схем оптических изделий».

На принципиальной кинематической схеме эскизного проекта (литера Э) должны содержаться:

- изображения всех функциональных кинематических элементов с указанием их вида: двигатели, передачи, валы, опоры и направляющие муфты, упругие элементы, ограничители движения и успокоители, отсчетные устройства и др.

- номера позиций и кинематические параметры элементов: а) для источников движения двигателя (электрического, гидравлического, пневматического) - мощность, скорость вращения; магнита, пневмо- или гидроцилиндра - усилие, ход, скорость; б) для зубчатых и цепных передач — число зубьев; в) для передач гибкой связью и фрикционных - передаточное отношение или диаметры; г) для винтовых передач - ход винтовой линии; д) для кулачковых механизмов - ход, углы движения и стояния; е) для рычажных механизмов - передаточное отношение или длины плеч; ж) для отсчетных устройств - пределы показаний, цена деления;

- изображения рабочих органов, захватов, центров, установочных поверхностей столов и других аналогичных элементов, необходимых для понимания принципа действия и взаимодействия элементов схемы;

- необходимые текстовые и графические пояснения (указания функциональных групп, параметры электрических или иных элементов, указания последовательности и характера движений и др.), необходимые для разработки конструктивного решения изделия.

На принципиальной кинематической схеме технического проекта (литера Т), кроме перечисленных выше данных, должны содержаться:

- указания масс или момента инерции всех подвижных звеньев (в том числе ротора двигателя, поршня и штока пневмо - или гидроцилиндра);

- указания полезных нагрузок и силовых параметров упругих элементов;

-указание КПД или данных, необходимых для его определения, потерь на трение, сопротивление движению (например, модуль зубчатой передачи, профиль ремня, диаметр и профиль резьбы ходового винта);

- прочие данные, необходимые для расчетов работоспособности и надежности (например, характеристики путевых выключателей, предохранительных устройств и т.п.).

Все данные схемы должны полностью соответствовать дан­ным на чертежах общего вида технического проекта.

Обозначения элементов кинематических схем установлены - ГОСТ 2.770-68 «ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы кинематики» и ГОСТ 2.721-74 «ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Обозначения общего применения».

По ГОСТ 2.703-68 кинематическую схему изделия вычерчи­вают, как правило, в виде развертки, допускается в аксонометрии. Необходимо стремиться к равномерному заполнению поля чертежа и обеспечению последовательности чтения схемы по ходу движения от привода слева направо.

Если в состав изделия входит несколько одинаковых механизмов, следует подробно изображать схему только одного из них, обведя его контуром как функциональную группу. Остальные механизмы такого же устройства изображаются как повторение контура группы.

Если элемент или группа элементов при работе меняют положение, например, один и то же инструмент последовательно подводится к различным поверхностям обрабатываемой детали или отводится в нерабочее положение, эти положения рекомендуется изображать на чертеже. Группа элементов в одном положении вычерчивается обычно, а последующие изображения - условными штрихпунктирными линиями.

Соотношение размеров элементов на схеме должно выдерживаться с учетом соотношений реальных размеров без соблюдения масштабов.

Соотношение толщин линий по стандарту должно быть следующее:

- валы, стержни, шатуны, кривошипы и другие аналогичные элементы вычерчиваются сплошной основной линией толщиною S;

- элементы, изображенные упрощенно внешними очертаниями: зубчатые колеса, звездочки, червяки, шкивы, кулачки и т.п. – сплошной, линией S/2;

- связи между сопряженными звеньями, т.е. кинематические, немеханические и расчетные - соответственно одной, двумя и тремя параллельными штриховыми линиями S/2;

- контур изделия, в который вписывается схема (если он изображается), - тонкой сплошной линией S/3.

Для курсовых и дипломных проектов, учитывая объем схем и их форматы, можно рекомендовать толщину линий: 1; 0,5; 0,3 мм.

Каждый кинематический элемент, изображенный на схеме, снабжается полкой-выноской, на которой арабскими цифрами проставляются порядковый номер элемента (номер позиции) и его характеристики. Нумерация позиций - по ходу движения, начиная от двигателя.

Для кинематических элементов, не имеющих стандартных изображений, обязательно указание названия или назначения элемента. Например, «12. Передача волновая фрикционная, и = 250».

Всем валам присваивается номер, проставляемый на полке-выноске со стрелкой, касающейся изображения вала. Нумерация валов - римскими цифрами по ходу движения.

Наименование или назначение функциональных групп, рабочих органов или других элементов, не являющихся самостоятельными кинематическими звеньями, проставляется на полке-выноске от этого элемента по типу «механизм подачи», «блок питания», «стол», «сменный наконечник». Номер позиции в таких случаях не присваивается.

Текстовые пояснительные надписи на схеме типа «Загрузка деталей», «Выход перфоленты» и другие помещаются на стрелках, указывающих направление движения. Текст, поясняющий работу или дающий общие характеристики схемы, располагается над основной надписью

 

Выполнение чертежей

1.2.1 Габаритный чертеж

По ГОСТ 2.102-68 габаритный чертеж (ГЧ) – документ, содержащий контурное (упрощенное) изображение изделия с габаритными, установочными и присоединительными размерами. Габаритные чертежи не предназначены для изготовления по ним изделий и не должны содержать данных для изготовления и сборки. В проектной документации выполнение такого чертежа рационально, если изделие состоит из нескольких самостоятельных частей, разрабатываемых раздельно, или разработке подлежат только некоторые из них. В последнем случае габаритный чертеж необходим для уяснения расположения проектируемой части в изделии, возможности доступа к ней, а также для получения общего впечатления о внешнем виде изделия.

Если разработке подлежит все изделие, его конфигурация и размеры достаточно наглядны из чертежа общего вида, выполнение габаритного чертежа в задание не включается. На габаритных чертежах изображается только внешний вид изделия с максимально возможными упрощениями, дающими представление о контурах и архитектуре изделия. Размеры и сечения, как правило, отсутствуют. Из размеров проставляются только те, которые определяют габариты и крайние положения подвижных частей изделия, а также необходимые для установки изделия на фундамент, транспортировки, присоединения к другим изделиям.

 

1.2.2 Чертеж общего вида

Чертежи общего вида разрабатываются как обязательный документ в составе эскизного и технического проектов.

По ГОСТ 2.119-73 чертеж общего вида эскизного проекта должен содержать:

- изображение изделия (виды, разрезы, сечения) и текстовую часть (надписи и другие указания), необходимые для понимания конструкции изделия и взаимодействия его частей;

- наименования, а также обозначения (если они имеются) тех составных частей изделия, данные которых используются для пояснения чертежа, описания работы и состава изделия;

- необходимые размеры.

Чертеж может содержать также схему, необходимую для понимания работы изделия, но не выполняемую как отдельный документ проекта.

Чертежи общего вида технического проекта дают окончательный вариант предлагаемого конструктивного решения и должны содержать данные, необходимые для разработки рабочей документации (чертежей деталей, спецификации, сборочных чертежей и т.д.).

По ГОСТ 2.120-73 чертеж общего вида технического проекта выполняется как в эскизном проекте, но дополнительно содержит:

- указания на точность размеров, посадки и предельные отклонения;:

- технические требования, указания на материал, термообработку, покрытия и другие указания, соблюдение которых обязательно для обеспечения проектируемых показателей качества изделия;

- технические характеристики изделия и его составных частей, если они необходимы для разработки рабочей документации.

Изображения выполняются с максимальными упрощениями, предусмотренными стандартами ЕСКД. Количество изображений должно быть минимальным, но достаточным для разработки чертежей деталей. Местные виды, размеры, сечения следует располагать так, чтобы все данные, относящиеся к одной детали, находились на одном месте и, по возможности, близко друг к другу.

На чертежах общего вида должны проставляться габаритные и присоединительные размеры, при этом величина размера может указываться либо точно («Æ25», «360»), либо с ограничением одного из пределов («250max», «360min»), либо приблизительно («~250», «~40»). Проставляются также принципиально важные размеры и посадки, которые определяют назначение изделия, указывают на подвижность или неподвижность деталей или связаны с особенностями изготовления.

В техническом проекте, кроме перечисленных, указываются размеры, необходимые для изготовления рабочей документации.

Указание точности деталей на чертежах общих видов делаются только в тех случаях, когда соблюдение именно этой нормы является существенным условием обеспечения требуемого качества изделия.

Принципиально важные размеры и другие параметры детали проставляются на полке-выноске после обозначения детали.

Чертеж общего вида может содержать также указание материала, покрытия, термической обработки и свойств деталей, если это необходимо для обеспечения проектируемого качества изделия и когда их выбор не может быть предоставлен разработчику рабочей документации. В курсовых и дипломных проектах предпочтительно указывать такие требования в текстовых документах, которые выполняются на чертежах общих видов по правилам, установленным ЕСКД для рабочей документации.

 

1.2.3 Сборочный чертеж

По ГОСТ 2.102-68 сборочный чертеж — документ, содержащий изображение сборочной единицы и другие данные, необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля.

Содержание сборочного чертежа, выполняемого в составе документации курсового или дипломного проекта, должно полностью соответствовать требованиям ГОСТ 2.109-73 «ЕСКД. Основные требования к чертежам». По стандарту сборочный чертеж содержит: изображение сборочной единицы; номера позиций составных частей, входящих в изделие; размеры, предельные отклонения и другие параметры, которые должны быть выполнены по данному чертежу; габаритные, установочные, присоединительные и другие необходимые справочные размеры; техническую характеристику.

Оформление чертежа и заполнение основной надписи - по правилам ЕСКД.

Изображения на сборочных чертежах выполняются, как правило, с упрощениями. Допускается не показывать:

а) фаски, округления, проточки, углубления, выступы, накатки, оплетки и другие мелкие элементы, не влияющие на процессы сборки, обработки в сборе, регулировки и контроля изделия;

б) зазоры между стержнем и отверстием, например, в болтовых соединениях;

в) крышки, щиты, кожухи, если необходимо показать закрываемые ими части, при этом на чертеже дается указание по типу «Кожух поз. 31 не показан» или «Крышка поз. 65 снята»;

г) видимые составные части и их элементы, частично закрытые расположенными впереди элементами;

д) надписи на таблицах, шкалах, фирменные знаки и т.п.

Составные части, на которые оформлены самостоятельные чертежи, на разрезах изображают нерассеченными. Это же касается покупных изделий, а также повторяющихся элементов, если один из них разрезается (например, опорные катки, ролики рольганга и т.п.), а остальные нет.

На сборочном чертеже допускается помещать схему, если она необходима для обеспечения сборки, обработки в сборе, регулировки или контроля, а также изображения соседних изделий, если это необходимо для обеспечения сборки. С той же целью на сборочных чертежах подвижные части изображаются в положениях, в которых они устанавливаются при сборке, например, в среднем или крайнем.

Дополнительный вид в таком случае снабжается указанием по типу «Крайнее положение стола поз.6».

Если изделие содержит небольшое количество элементов, его сборочный чертеж может быть совмещен со спецификацией при условии размещения того и другого на формате А4. Так поступают, например, для изделий, изготовленных наплавкой, заливкой, запрессовкой, сваркой и т.п. Такому совмещенному документу дается обозначение основного документа — спецификации изделия.

Все детали и сборочные единицы, входящие в состав изделия, снабжаются указанием их позиций в соответствии с номером, присвоенным им в спецификации.

Номера позиций даются на полках-выносках к тем изображениям составной части, где она показана как видимая и где показано ее соединение с другими частями.

Допускается делать общую линию-выноску на несколько полок с обозначением позиций:

- для основной части с отчетливо видимой взаимосвязью с другими частями, в том числе основной части с крепежными деталями;

- для двух или более составных частей, когда графически трудно изобразить одну из них, например, в случае обклейки поверхности детали тканью, обертки жгута проводов киперной лентой и т.п.;

- для группы крепежных деталей, относящихся к одному и тому же месту.

Полки с номерами позиций располагают вне изображения и группируют в колонки или строки по возможности в одну линию. Размер шрифта в указании позиции на один-два номера больше размера, принятого для других надписей на чертеже. Можно рекомендовать соотношение надписи - шрифт №3, позиции - №5.

На сборочных чертежах проставляются размеры и допуски, которые должны быть выполнены и проконтролированы по данному чертежу, а также необходимые справочные размеры, в том числе габаритные и присоединительные. На чертеже помещаются:

- размеры и допуски, определяющие расположение поверхностей деталей, обрабатываемых в сборе, например, координаты штифтовых отверстий, если на одной из деталей не было предварительно обработано отверстие под штифт;

- размеры и допуски, в том числе формы и расположения, а также шероховатость поверхностей, обрабатываемых в сборе, например, диаметры и шероховатость поверхности отверстий под штифт;

- допуски расположения деталей и зазоры, обеспечиваемые подгонкой, подбором или установкой детали при сборке, например, допуск параллельности штифтуемых направляющих планок, допуск соосности осей двигателя и редуктора, допуск симметричности привариваемого ребра жесткости;

- указание характера сопряжений и методов его осуществления, если это обеспечивается не заданными предельными отклонениями размеров, а подбором, притиркой, приработкой, пригонкой или другими методами совместной обработки деталей в процессе сборки.

Проставляемая посадка сопровождается пояснением в тех­нических требованиях по типу: «Посадка обеспечивается притиркой».

Для изделий, содержащих детали, на которые не выпускаются чертежи, на сборочном чертеже проставляются все размеры и допуски, как на рабочих чертежах деталей, если такие данные не приводятся в спецификации. Повторение данных недопустимо, за исключением справочных.

Если деталь больших размеров и сложной конфигурации соединяется запрессовкой, сваркой, пайкой, клепкой с другими менее сложными и меньшими по размерам деталями, на сборочном чертеже допускается указывать все размеры и допуски, необходимые для изготовления основной детали и обработки в сборе. Для сборочных единиц, изготовляемых наплавкой, заливкой, заформовкой в пластмассу или керамику одной или нескольких одинаковых деталей указывают все размеры и допуски, необходимые для изготовления этих деталей, добавив данные для изготовления и контроля сборочной единицы в целом.

В качестве справочных даются габаритные и присоединительные размеры, при необходимости с допусками (например, если это требуется для установки или подсоединения изделия при обработке в сборе, настройке, регулировке или контроле). В случае необходимости допускается указывать координаты центра тяжести.

На чертежах единичного производства также допускается указывать в качестве справочных посадки сопрягаемых деталей, которые определяют технологию сборки (от руки, под прессом и т.д.).

Посадки указываются обозначениями полей допусков.

 

1.2.4 Чертежи деталей

Основные требования к ним регламентированы ГОСТ 2.109-73. Рабочие чертежи выпускаются на все детали, подлежащие изготовлению на данном предприятии, за исключением заимствованных или покупных изделий (подшипники, крепежные детали, электрооборудование, двигатели и т.д.).

По ГОСТ 2.109-73 допускается не выпускать чертежи на следующие детали.

Детали, изготовляемые из фасонного или сортового материала отрезкой под прямым углом, по окружности или периметру прямоугольника, без последующей обработки, т.е. во всех случаях, когда форма, размеры и точность детали могут быть полностью определены указаниями в спецификации или на сборочном чертеже.

На одну из деталей, если сборочная единица изготовляется наплавкой материала на деталь, заливкой детали металлом, пластмассой, заформовкой в керамику и т.п. В таких случаях данные, необходимые для изготовления и контроля детали, указываются на сборочном чертеже.

Детали изделий с неразъемными соединениями. Например, изделий сварных, паяных, клееных, и т.п., если их конфигурация проста и размеры могут быть проставлены на сборочном чертеже.

Детали изделий единичного производства, форма и размеры которых устанавливаются по «месту». Например, отдельные части ограждений и настилов, обшивки каркасов и переборок, шины заземления, трубы подвода жидкости и др.

Согласно стандарту, на каждую деталь, входящую в изделие, выпускается отдельный чертеж. Исключение составляет группа деталей, обладающая общими конструктивными признаками, например одинаковые по форме, но различные по размерам валики, втулки, крышки или одинаковые по форме и размерам, но различные по материалу и покрытиям винты, гайки и т.п. На такие детали по ГОСТ 2.113-75 выпускается групповой чертеж.

Формат чертежа принимается минимальным, но достаточным для размещения всех изображений изделия и необходимых текстовых указаний. Применение форматов более А1, например, АО (ГОСТ 2.301-68), нежелательно. В случае невозможности разместить все изображенияизделия наодном листе, чертеж выполняется на двух или более листах.

Рабочие чертежи деталей в совокупности с техническими указаниями должны содержать все данные, определяющие форму, размеры, точность, шероховатость поверхности, материал, термообработку, отделку и другие сведения, необходимые для изготовления деталей соответствующего качества и для проведения контроля. На рабочих чертежах деталей не допускается помещать технологические указания. В виде исключения можно указывать совместную обработку или тип технологической заготовки.

Центровые отверстия на чертежах не изображают и в технических требованиях никаких указаний не приводят, если наличие их конструктивно безразлично. Изображение детали должно содержать минимальное количество видов, разрезов и сечений, достаточное для выявления формы детали и простановки размеров. Деталь изображают с теми размерами, обозначениями шероховатостей, предельными отклонениями и другими параметрами, которые она должна иметь перед сборкой.

Правила постановки размеров определены ГОСТ 2.307-68, предельных отклонений размеров – ГОСТ 253.46-82; 253.47-82, допусков формы и расположения поверхностей – ГОСТ 2789-73.

Текстовая часть рабочего чертежа, располагаемая над основной надписью в правой части формата, содержит следующие технические требования:

- неуказанные предельные отклонения размеров;

- термообработка детали или ее отдельных поверхностей;

- справочные размеры;

- другие требования, обеспечивающие изготовление детали с заданными размерами, показателями физико-механических свойств и т.д.

На рабочих чертежах зубчатых колес приводятся таблицы параметров в соответствии с ГОСТ 2.403-75 для цилиндрических, 2.405-75 – для конических, 2.406-76 – для червячных колес и червяков.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.