Архитектурно-конструктивного проекта — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектурно-конструктивного проекта

2017-11-16 322
Архитектурно-конструктивного проекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

для студентов специальности

Проектирование зданий

Екатеринбург

УДК

Составитель Н.Н. Каганович, С.Г. Кудрявцев, Д.А. Быкова

Общеобразовательная средняя школа: Методические указания для выполнения архитектурно-конструктивного проекта по курсу «Типология и архитектурно-конструктивное проектирование» для студентов специальности 270114 – Проектирование зданий / Н.Н. Каганович, С.Г. Кудрявцев, Д.А. Быкова. Екатеринбург: УрФУ, 2010. 22с.

Методические указания предназначены для методического обеспечения теоретических и практических занятий по курсу «Типология и архитектурно-конструктивное проектирование» по данной теме.

Целью архитектурно-конструктивного проекта «Общеобразовательная средняя школа» является формирование и развитие у студентов практических навыков по разработке архитектурно планировочных и конструктивных решений общественных зданий данного типа, закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин «Типология гражданских зданий» и «Архитектура гражданских и промышленных зданий».

В процессе работы над проектом должны быть решены следующие задачи:

- выбор и разработка варианта архитектурно-планировочного решения с учетом технологических особенностей и основных требований к данному типу зданий;

- рациональный выбор конструктивной схемы и подбор строительных и отделочных материалов;

- создание выразительного архитектурного образа здания.

Методические указания содержат исходные данные и рекомендации по выполнению проекта.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..……………...5

1. Общие положения…………………………………………….……................8

2. Функциональные требования……………………………….……................10

3. Требования к учебным помещениям.………………………………………11

4. Общешкольные зальные помещения………………………..……………...16

5. Рекреации………………………………………………………..…..............17

6. Вспомогательные помещения……………..……………….…….………...17

7. Противопожарные требования………………………………………..…….18

8. Пути движения, доступные инвалидам……………………….…................19

9. Состав проекта……………………………………………………….………20

10. Контрольные стадии выполнения проекта……………………………..…21

11. Критерии оценки проекта………………………………………………….22

Приложения………………………………………………………………….…23

Литература…………………………………………………………………..…..35

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Проект «Средняя общеобразовательная школа» – это один из самых сложных проектов, выполняемых студентами за время изучения курса «Типология зданий и архитектурно-конструктивное проектирование» из-за большого количества функциональных зон со своими специфическими требованиями. И это не удивительно, так как школа – это пространственная среда, где протекает жизнь, учеба и воспитание человека в самый важный и ответственный период его жизни, в период становления его как личности.

Таким образом, школа призвана стать тем основным местом, где ученик на протяжении 11 лет может находить занятие по своим интересам, занимаясь не только программными дисциплинами, но и находя возможность для технического и художественного творчества, занятия спортом, свободного внеучебного общения и отдыха.

Школа является неотъемлемым этапом жизни любого человека. С развитием общества, технологий, науки и человека должна расти и школа. Современная школа должна «смотреть вперед», оценивая, что будет завтра, через 10-20 лет. У неё должна быть возможность меняться, трансформироваться. В основном, существующие школы морально устарели.

Это говорит о серьезной актуальности темы строительства современной школы для современных детей с современным оборудованием.

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Поэтому, для создания модели «Новой школы» необходим переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.

При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:

- содержание образования;

- детско-взрослая общность;

- статус учителя;

- инфраструктура обеспечения образовательной деятельности;

- культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой «Новой школе».

Содержание и взаимодействие этих направлений мы рассматриваем в интегративном поле управления качеством образования.

Переход к «Новой школе» потребует специально выстроенной системы управления изменениями.

Переход на новый компетентностный стандарт в части образовательных результатов учащихся требует обновления учебно-методических комплексов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.

Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования как:

- российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,

- современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу, для решения новых амбициозных задач.

Эти ценности закладываются в основу предметных программ воспитания и социализации. В этом отношении федеральные государственные образовательные стандарты впервые фиксируют в нормах образования те педагогические инновации, которые убедительно доказали свою практическую целесообразность.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы информатизации уже сегодня идет во многих школах страны, а завтра станет стандартом.

Обновленное содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.

Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учетом новых акцентов:

- переход от оценки как инструмента контроля – к оценке как инструменту управления качеством образования;

- переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;

- переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию – в соответствии с новым поколением стандартов и с учетом возрастной ступени обучения.

К настоящему времени накоплен большой опыт организации специальной проектной деятельности обучающихся: проектные часы, проектные сессии, проектные недели, конкурсы проектов и пр. Проектность должна пронизывать всю жизнь современной школы, включая управление школой и тип отношений между субъектами образования. Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую и др.

Решение задач воспитания и социализации предполагает выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощь в воспитательной работе с детьми разных национальных культур.

Городская социально-образовательная инфраструктура включает в себя школьное и внешкольное пространство и предполагает создание интегрированного пространства образования для разных категорий детей (школы, учреждения дополнительного образования, спортивные площадки и другие социальные сферы). Формирование городской социально-образовательной инфраструктуры должно быть направлено на удовлетворение, формирование и обеспечение личностных потребностей детей, реализацию деятельостно-компетентностного подхода.

Организованная таким образом инфраструктура создает условия для инновационного социального проектирования.

Задача для проектирования достаточно серьёзная; некоторые пожелания для проектирования школ:

• здание должно состоять из нескольких возрастных и функциональных блоков;

• планировка здания должна предусматривать изоляцию по роду занятий и по возрасту;

• здание должно быть расположено на достаточно крупном участке земли;

• современная школа должна обучать не только теоретическим, но и практическим навыкам;

• помещения для детей 5-6 лет (с отдельным входом), куда дети могут приходить 1-2 раза в неделю, чтобы готовиться к школе;

• медицинский блок;

• кабинеты по интересам и направлениям (информатики, биологии, литературы, физики и т.п.)

• музей, актовый зал, небольшой театр;

• помещения психологической разгрузки (несколько для разных возрастов);

• разнообразные кружки для внеклассных занятий;

• благоустроенная территория;

• парковочные места для учителей, родителей, школьного автобуса.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общеобразовательные школы подразделяют на:

1) школы обычного типа;

2) специализированные:

• с углубленным изучением иностранных языков;

• математические;

• спортивные;

• художественные и т.п.

Наиболее массовыми типами являются обычные общеобразовательные школы с контингентом детей с первого (нулевого) класса по 11 класс.

Число параллелей таких классов может быть разным. Чаще всего часть учащих общеобразовательных школ после окончания 9-го класса поступают в колледжи (техникумы) либо профессионально-технические училища и число параллелей 10–11-х классов сокращается.

Размещаются эти школы, как правило, в жилых микрорайонах, но могут располагаться и в зеленых зонах, примыкающих к селитебным районам (если обеспечено движение учащихся от места жительства к школе без пересечения ими путей движения транспорта). Радиус обслуживания общеобразовательных школ следует принимать равным 500 м.

1.2. Характерные особенности системы построения сети зданий общеобразовательных школ:

1) осуществление принципа «свободы выбора» учащимися (и их родителями) типа школы:

- обычного типа;

- специализированных;

- школ-интернатов и др.

2) проектирование, строительство и эксплуатация не только специализированных школ, но и организация специализированных классов и групп учащихся в обычных школах, расчет на индивидуализацию обучения.

3) совместное использование учащимися и населением спортивных сооружений, столовых, культурно-оздоровительных центров или актовых зало школ (с разделением по времени: утром и днем – школьники, вечером – взрослое население).

1.3. При проектировании, прежде всего, возникает сложная задача формирования единой композиции, которая включает в себя много разнообразных элементов с не менее сложными связями.

В современной практике можно выделить три типа композиции:

· централизованная – это один корпус той или иной формы – компактность и небольшая площадь застройки, короткие связи внутри объема, наконец, экономичность в строительстве и эксплуатации;

Рис.1.1. 1- классы младшей группы, 2 – кабинеты старшеклассников

· павильонная – приемлема в южных (теплых) районах т.к. связи осуществляются дорожками с тентовыми навесами; достоинством является изоляция отдельных групп, активное и эффективное использование рельефа, недостатком – большая площадь застройки (поэтому чаще всего используется при проектировании специализированных школ и школ-интернатов расположенных за городом);

Рис.1.2. 1 – кабинеты младших школьников, 2 – кабинеты старшеклассников, 3 – универсальный зал, 4 – актовый зал, 5 –обеденный зал столовой, 6 – спортивный зал.

· блочная – ряд отдельных блоков (корпусов) примыкающих или соединенных между собой теплыми переходами; обычно это школы большой вместимости. Достоинства этой схемы – оптимальная ориентация помещений и изоляция возрастных групп, гибкость в градостроительном аспекте (при сложной конфигурации участка). Также, при этой системе можно проектировать раздельные входы и гардеробы в блоки для школьников разных возрастных групп. Это самый распространенный тип в современной практике (рис.1.3):

Рис.1.3. Блочный тип композиции.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. По функциональным требованиям все помещения школы делятся на четыре основные группы:

1) учебные секции (классы младшей и старшей возрастных групп).

2) учебно-производственные (лаборатории, мастерские, кабинеты).

3) общешкольные зальные (спортзал, зал /залы/ для культурно-массовой работы /актовый зал/, столовая, библиотека с читальным залом).

4) общешкольные вспомогательные (служебные, административные, медицинские, технический центр, подсобные).

2.2. Основные функциональные взаимосвязи

Рис.2. Принципиальная схема функциональных и планировочных взаимосвязей в зданиях малокомплектных школ.

Группы помещений: А – начальных классов; Б – 5-11 классов; В – для трудового обучения; Г – общешкольных; Д – администрации; 1 – прямая связь; 2 – требуемая изоляция помещений; 3 – возможное совмещение помещений; 4 – формирование планировочной зоны; 5 – связь с участком.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ И УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

Возрастное деление школьников является первейшей и основной функциональной задачей, т.к. давно установлено, что для младших школьников, нервная система которых быстрее приходит в состояние утомления, требуется организация более частых перерывов с продолжительностью урока в 35 минут. Исходя из этого, учебные помещения должны группироваться в учебные секции:

· для 1 классов – не более трех классных помещений в секции;

· для 2–4 классов – не более шести классных помещений с рекреациями.

Учебные секции 1, 2–4 классов, а также 5–9 классов, должны быть обособленными и непроходными для учащихся других возрастных групп.

3.1. Классы

В отечественной и зарубежной практике сложилось большое разнообразие классных помещений:

1) «лежащий» класс с 3-х рядной расстановкой парт;

2) «квадратный» класс;

3) «поперечный» класс;

4) многоугольный (5ти–6ти) класс.

С обязательным естественным освещением их с левой стороны. В дополнение к левостороннему освещению допускается устройство дополнительная подсветка справа, с верхним освещением через фонари и др.

Поиски новых типов классов направлены на решение двух задач:

1) повысить естественную освещенность помещения;

2) приблизить учеников к доске и учителю.


Рис.3.

 
 

Рис.4. Организация пространства и размещение мебели в учебных кабинетах.

Рекомендуемая наполняемость классов – 25 учащихся, лингвистических – 10–12 учащихся.

Формы проведения учебных занятий:

· фронтальные занятия – все учащиеся сидят лицом к классной доске и учителю.

· групповые занятия – занятия с разделением классной группы на подгруппы по 8, 6 или 4 человека. При этом учащиеся сидят лицом друг к другу и выполняют коллективные задания.

· индивидуальные занятия – учащиеся могут быть обращены лицом на периметр стен с закрепленным на них дидактическим материалом или проводить занятия с ТСО (технические средства обучения).

Площади основных учебных помещений следует принимать из расчета:

Классы-кабинеты школы Площадь не менее м2 на 1 учащегося
При фронтальных формах занятий 2,5
При смешанных и индивидуальных формах занятий 3,0
При групповых формах занятий 3,5

Рис.5. Оборудование учебного кабинета для фронтально-групповых (а)

и групповых (б) форм ведения урока.

Высота классных помещений в чистоте должна быть не менее 3,6 м.

Одним из главных условий создания полноценной гигиенической среды в учебных помещениях является обеспечение требуемого уровня естественного освещения и необходимой инсоляции. Это достигается правильной ориентацией окон учебных помещений по сторонам горизонта.

Помещения Ориентация по сторонам горизонта
оптимальная допустимая
Классные комнаты Ю, В, ЮВ Не более 25% на ЮЗ и З
Кабинеты и лаборатории (кроме кабинетов биологии и черчения) Ю, В, ЮВ Не более 50% на остальные стороны горизонта
Кабинеты черчения и изобразительных искусств С, СВ, СЗ Любая кроме ЮВ и ЮЗ (допускается верхнее освещение)
Кабинет (лаборатория) биологии Ю ЮВ, ЮЗ, В, З

Естественное освещение должно предусматриваться во всех помещениях с постоянным пребыванием людей. Освещать естественным верхним светом допускается: комнаты психологической разгрузки детей, комнаты персонала, залы для музыкальных и физкультурных занятий, зал с ванной бассейна, зал разминки при бассейне, помещения детских кружков и секций, коммуникационно-рекреационное пространство.

Допускается проектировать без естественного освещения: зрительный зал, лекционные аудитории и кулуары, коммуникации и коридоры, не являющиеся рекреационными помещениями; умывальные, душевые и уборные при спортивных залах и бассейне, уборные персонала, комнаты личной гигиены женщин; радиоузлы, кино-фотолаборатории, помещения для замкнутых систем телевидения; книгохранилище, кладовые. В особых случаях, для соблюдения максимальной компактности здания допускается проектировать без естественного освещения обеденный зал, кроме кухни.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.