Раздел 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Раздел 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников

2017-11-16 726
Раздел 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста - является одной из основных дисциплин в системе подготовки специалистов, а также частью методико-педагогической подготовки студентов в области дошкольного образования и рассматривает вопросы, связанные с предлогической и предматематической подготовкой детей дошкольного возраста.

Данные методические указания к лабораторным занятиям разработаны в соответствии с требованиями типовой программы «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей» для студентов, обучающихся по специальности 1-01 01 02-03 «Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)» дневной формы обучения.

Методические указания содержат: вопросы для подготовки к лабораторным занятиям, перечень разнообразных заданий, позволяющих проводить обучение на основе дифференцированного подхода, учета индивидуальных возможностей и творческих проявлений студентов, накопление методических разработок в виде электронного портфолио, а также дополнительные задания, выполнение которых предусмотрено во внеаудиторное время. Для подготовки к занятиям и при выполнении самостоятельной работы предлагается список необходимой литературы.

В методических указаниях предусмотрены задания для анализа и разработки конспектов занятий, с последующим проведением этих занятий в форме деловой игры по формированию элементарных математических представлений у детей. Это способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, осознанному освоению содержания теоретических знаний, умений и навыков.

Данные методические указания способствуют формированию у студентов педагогического мышления, умений анализировать педагогические ситуации, педагогические факты и явления, и на основе анализа строить обоснованные обобщения, выводы, творчески подходить к будущей профессиональной деятельности.

Преподаватели имеют возможность использовать методические указания для организации лабораторных занятий, а также для самостоятельной работы студентов по усвоению данной учебной дисциплины.

Пособие адресовано преподавателям и студентам.

Раздел 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников

Лабораторное занятие № 1

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ

Вопросы для подготовки

1. Современное состояние теории и технологии математического развития дошкольников в трудах отечественных педагогов: П. Гальперин, В. Давыдов, Г. Корнеева, З. Михайлова, А. Столяр, А. Соловьева, Г. и А. Кравцовы, А. Белошистая, Т. Будько, А. Носова, И. Житко, Л. Петерсон, А. Артёмова и др.

2. Современное состояние теории и технологии математического развития дошкольников в трудах зарубежных педагогов: Ж. и Ф. Папи, М. Фидлер, Д. Альтхауз, Э. Дум, Р. Грин, В. Лаксон, Т. Игнатова, Д. Голабова и др.

Задания

1. Подготовить аннотацию к учебным пособиям:

а) Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.:Владос, 2004.

б) Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – 2-е изд. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.)

в) Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М., 1998.

г) Житко, И.В. Гуляем, навучаем, развiваем, цi знаемiм дзяцей з матэматыкай / И.В. Житко. – Минск, 1998.

д) Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова. – М., 1992.

2. Подготовить выступление в виде мультимедийной презентации «Компьютерные обучающие игры для дошкольников».

3. Охарактеризовать структуру и содержание и сравнить серии учебных пособий «Я хочу учиться», «Мир детства», «Математический калейдоскоп»

4. Проанализировать методические рекомендации «Математика и физкультура» (Т.С. Будько, 2009г.)

Литература

Основная

1. Будько, Т. С.Развитие математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. - Минск,1998.

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. - М., 1988.

3. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития дошкольного возраста / З.А. Михайлова и др. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2008.

4. История развития методик дошкольного образования в Республике Беларусь: учеб.-метод. пособие / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова и др. – Минск: БГПУ, 2011. – 184 с.

Дополнительная

1. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с.

2. Интернет-ресурсы для дошкольников:

- Режим доступа: - сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную память, логическое мышление;

- Режим доступа: - развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- Режим доступа: - детский портал “Играемся” - развивающие компьютерные игры;

- Режим доступа: - детские электронные презентации и клипы;

- Режим доступа: - компьютерная программа для развития детей;

- Режим доступа: - развивающий игры для детей он-лайн;

- Режим доступа: - игры для детей;

- Режим доступа: - детские развивающие игры;

- Режим доступа: .ua - интерактивные обучающие упражнения;

- Режим доступа: - настольная игра “Викторина первоклассника”;

- Режим доступа: - развивающая игра “Лунтик познаёт мир”;

- Режим доступа: - “Лунтик учит буквы”;

- Режим доступа: - “Лунтик учит цифры”;

- Режим доступа: - “Лунтик. Тренируем память и внимание”;

- Режим доступа: - он-лайн игры;

- Режим доступа: - он-лайн игры.

Лабораторное занятие № 2

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В «УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» И ГОСТ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ»

Вопросы для подготовки

1. Изучить задачи формирования элементарных математических представлений у дошкольников:

  • первая младшая группа;
  • вторая младшая группа;
  • средняя группа;
  • старшая группа.

2. Изучить содержание образовательной области «Элементарные математические представления» во всех возрастных группах:

  • первая младшая группа;
  • вторая младшая группа;
  • средняя группа;
  • старшая группа.

3. Изучить содержание и сущность понятий и законспектировать их в педагогический словарь:

  • готовность к школе;
  • дошкольное образование;
  • дошкольное учреждение;
  • интеллектуальная готовность;
  • личностная готовность;
  • морфофункциональная готовность;
  • начальное образование;
  • образовательный стандарт дошкольного образования;
  • образовательный стандарт;
  • образовательный уровень;
  • профессиональная компетентность;
  • психолого-педагогические условия;
  • специальная готовность.

Задания

1. Работа с таблицей № 1.

Таблица чертится постепенно, по мере заполнения каждого раздела программы по всем возрастным группам.

Таблица чертится постепенно, по мере заполнения каждого раздела программы по всем возрастным группам.

Таблица № 1

Разделы Группа
1 млад- шая 2 млад- шая Сред-няя Старшая (от 5 до 6) Старшая (от 6 до 7)
Количество и счет          
Величина          
Геометрические фигуры и форма предметов          
Пространство          
Время          
  • Найти в программе каждой возрастной группы раздел «Элементарные математические представления» и вложить туда закладки.
  • Прочитать в программе первой младшей группы задачи развития представлений из раздела «Количество и счет» и записать их в таблицу.
  • Выполнив это задание, найти соответствующий раздел во второй младшей группе, сравнить, есть ли изменения, выделить цветным карандашом при записи в тетрадь эти изменения, объяснить, чем они вызваны.
  • Найти программные задачи, которые имели место в предыдущей группе, выписать их, цветным карандашом подчеркивая усложнение в содержании задачи, проверить у преподавателя правильность выполнения.
  • Проделать такой же сравнительный анализ программных задач обучения в средней и старшей группах.
  • После выполнения задания сделать вывод о том, как изменяются содержание и объем знаний от группы к группе.
  • Подвести черту, написать название «Величина», проделать аналогичную работу по сравнению задач обучения в разных группах. Проверить качество выполнения у преподавателя.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Провести сравнительный анализ задач обучения по разделам: «Геометрические фигуры и форма предметов», «Пространство», «Время».

2. Провести сравнительную характеристику образовательных задач (образовательная область «Элементарные математические представления» в «Учебная программа дошкольного образования») отечественных и зарубежных программ.

3. Провести сравнительную характеристику содержания образовательной области «Элементарные математические представления» в группе старшего возраста(5-7 лет) и ГОСТ «Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность».

Литература

Основная

1. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.

2. ГОСТ «Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность». – М., 2001.

- Режим доступа: /documents/razn/pos11/postn11791/page4.htm

3. Зарубежные программы

- Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/rabochaya-programma-po-detstvu-2-mladshaya-gruppa-3-4-let

- Режим доступа: http://doshkolniki.org/ekologiya/318-programma-raduga.html

Лабораторное занятие № 3

ДЛЯ ПОРТФОЛИО

1. 9 физкульминуток.

2. 6 дидактических игр.

3. 6 релаксационных физкульминуток.

Литература

Основная

1. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А.М. Леушина. - М., 1974.

2. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – М.:ИД ФОРУМ: ИНФРА – М., 2006.- 208с.

3. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.

Дополнительная

1. Аверина, И.Б. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. Практическое пособие. Изд-во: Айрис-пресс. – М., 2008.

- Режим доступа: /a.php?id=10199187

2. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. - М., 2004.

3. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ, 2012. – С 256.

Лабораторное занятие № 4

Литература

Основная

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. - М., 1988.

2. Михайлова, 3. А.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / Михайлова 3. А. и др.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3. Гетманова, А.Д. Логика / А.Д Гетманова.: Учеб. для пед. учеб. зав. – 6-е изд. – М.: ИКФ Омега-Л; Высшая школа, 2002. – 416 с.

4. Савченко, Н.А. Курс лекций. Логика / Н.А Савченко. – М., 2002.

5. Щадрин, Д.А. Логика: конспект лекций / Д.А. Щадрин. – М., 2008.

Дополнительная

1. Ерышев, А.А. Логика / А.А.Ерышев. – М., 2004.

Лабораторное занятие № 5

ВЕЛИЧИНА. ПРОСТРАНСТВО

Вопросы для подготовки

1. Величина, её свойства.

2. Однородные и разнородные величины.

3. Скалярные и векторные величины.

4. Характеристика величин.

5. История развития метрических систем.

6. Пространство. Его свойства. Многомерность пространства.

Задания

1. Используя справочники, энциклопедии, учебники, найти ответы на вопросы:

- Чему равны аршин, локоть, сажень, верста, вершок, пядь, фут, ярд? Какого роста Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик?

2. Что означают выражения «мерить на свой аршин», «дай с ноготок, запросит с локоток», «на аршин голова, да ума на пядь». Подобрать не менее 5 выражений по данной теме и обсудить их за круглым столом.

3. Подготовить реферат (сообщение) на одну из тем: «Как люди научились измерять?», «Старинные русские меры длины» (длину, массу, площадь и др.).

Для подготовки сообщения рекомендуется использовать не менее 3-5 источников. Рекомендуемый объем сообщения – 2-4 страницы.

4. Подобрать стихи, высказывания из художественных произведений о старинных русских мерах.

5. Объяснить, в каких ситуациях человек может использовать эти пословицы. Аргументировать свой ответ. Выполнить письменно задание:

1. Фунт (…) пуду (…) уступает (русская).

2. Чужой вершок (…) видит, а свой аршин (…) не замечает (японская).

3. Дела на вершок (…), болтовни на сажень … (индонезийская).

4. Болезнь приходит пудами (…), а уходит по золотнику (…) (башкирская).

5. И у насекомого с вершок (…) полвершка (…) душа занимает (японская).

6. Семи пядей (…) во лбу (русская).

7. За семь верст (…) комара искали, а он на носу (русская).

8. Человека узнаешь, когда с ним пуд (…) соли съешь (русская).

9. Мал золотник (…), да дорог (русская).

10. Знает, почем фунт (…) лиха (русская).

11.Один грамм хвастливости портит центнер (…) достоинства (французская).

12. Грамм любви перевешивает тонну (…) законов (английская).

6. Самостоятельно разобрать решение предложенных задач. Разработать свои задачи и предложить их решить другим студентам на лабораторном занятии.

Меры длины.

Задача № 1. Определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).

Решение: 1 вершок = 4,5 см 2 вершка = 4,5*2 = 9 см

25+9=34 см

Ответ: высота 34 см.

Задача № 2. Колос пшеницы, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?

Решение: 9 вершков * 3 месяца = 27 вершков

4,5 см * 27 вершков = 121,5 см.

Ответ: Высота колоса будет примерно 120 см.

Задача № 3. Как глубоко видит человек, о ком говорят: “на три аршина в землю видит?”

Решение: 1 аршин = 71,1 см, 3 аршина = 71,1*3 = 213,3 см = 2 м 13,3 см.

Ответ: Так говорится о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Задача № 4. Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани?

Решение: 1 аршин = 71 см, 100 аршин = 71*100 = 7100 см = 71 м.

Ответ: Купили 71 метр ткани.

Меры объема.

Задача № 1. 1 бочка = 40 ведер

Атаман велел к приходу войска сварить сбитень. В большой котел выли 2 ведра меда, 68 ведер воды, 13 ведер давленой малины, ведро хмеля. Сколько бочек напитка получится?

Решение: 1) Сколько ведер жидкости в котле: 2+68+13+1=84 ведра

2. Узнаем, сколько бочек получится:84/40 = 2 бочек 4 ведра

Ответ: 2 бочки и 4 ведра.

Задача № 2. В XIII вв. 1 кадь = 14 пудов

Крестьянин посеял 70 пудов ржи. Сколько кадь составило его поле?

Решение: 70/14 = 5 кадь.

Ответ: 5 кадь поле крестьянина.

Задача № 3. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. За сколько дней жена его выпьет ту же кадь.

Решение: человек вместе с женой выпивает 1/14 часть кади, а с женой 1/10 кади в день. Следовательно, жена выпивает в день - 1/10-1/14 = 1/35. Значит, всю кадь жена выпьет за 35 дней.

Меры площади.

Задача № 1. На мельнице имеется три жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 60 четвертей зерна, на втором 54 четверти, а на третьем 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трех жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько для этого на каждый жернов надо зерна насыпать?

Решение: Ясно, что все три жернова должны работать одинаковое время, потому что простой любого из них увеличивает время помола зерна. За сутки все три жернова могут смолоть 60+54+48=162 четверти зерна, тогда 81 четверть зерна они смелют за 0,5 суток, т.е. за 12 часов. За это время на первом жернове можно смолоть 30 четвертей зерна, на втором 27 четвертей, а на третьем 24 четверти зерна.

Ответ: за 12 часов,30, 37, 24 четверти зерна.

Меры веса.

Задача № 1. Крестьянину нужно заплатить оброк за свою семью из 12 человек. За каждого нужно отдать 30 фунтов зерна. Сможет ли он увести оброк верхом на лошади, если сам весит 5 пудов, а лошадь поднимает 15 пудов?

Решение: 1) Найдем, сколько весит оброк: 30*12 = 360 фунтов

2) Так как 1 пуд = 40 фунтам то:360 / 40 = 9 пудов

3) Сколько весит хозяин с оброком:5+9 = 13 пудов.

Ответ: да.

Задача № 2. Ягодное решето весит 1 3/5 фунта и стоит 16 копеек. Почем за фунт следует заплатить за ягоды, чтобы покупатель не потерпел убытка, принимая решето в общий вес с ягодами, т.е. платя за решето не дороже, чем за ягоды?

Решение. 1 3/5 фунта = 8/5 фунта — вес решета, а стоит оно 16 копеек, значит цена "одного фунта решета" 16: 8/5 = 10 копеек. Значит и за ягоды надо платить не дороже 10 копеек

Задача № 3. Найти вес чугунной линейки в 1 фут 2 дюйма длины, 2 дюйма ширины и 4 линии толщины, если удельный вес чугуна равен 7.

Решение: 1) 1 фут 2 дюйма = 14 дюймам, 4 линии = 0,4 дюйма,

2) Объем линейки 14*2*0,4=11,2 куб. дюйма,

3) Вес воды того же объема: 3,84*11,2 = 43.008 золотника (Для вычисления веса надо знать, что вес одного кубического дюйма воды равен 3,84 золотника),

4) Вес линейки 43,008*7=301,056 золотника = 3 фунта 13,056 золотника.

Литература

Основная

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. - М., 1988.

2. Михайлова, 3. А. и др.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА. – М., 2006. - 208с.

Дополнительная

1. Ерышев, А.А. Логика / А.А. Ерышев. – М., 2004.

Лабораторное занятие № 6

ДЛЯ ПОРТФОЛИО

1. 4 мини-конспекта занятий для возрастных групп.

Литература

Дополнительная

1. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416 с.

2. ГОСТ «Дошкольное образование. Готовность к школе. Специальная готовность». – М., 2001.

3. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005.

Лабораторное занятие № 7

ДЛЯ ПОРТФОЛИО

1. 6 упражнений по обучению дошкольников счету по осязанию, на слух и движений.

Литература

Основная

1. Будько, Т. С.Развитие математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. - Минск, 1998.

2. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А.М. Леушина. - М., 1974.

3. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб., 1994.

4. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Лабораторное занятие № 8

ДЛЯ ПОРТФОЛИО

1. 4 упражнения по обучению детей отсчитыванию предметов по образцу, по названному числу.

2. 4 мини-конспекта по обучению детей делению целого предмета на 2 (4), 8 и 16 частей.

Литература

Основная

1. Будько, Т. С.Развитие математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. - Минск, 1998.

2. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А.М. Леушина. - М., 1974.

3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. - М., 1988.

4. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Дополнительная

1. Грин, Р. Введение в мир числа. / Р. Грин, В. Лаксон. - М., 1982.

РАЗДЕЛ 7. Содержание и методика формирования пространственных представлений и ориентировок у детей дошкольного возраста

Лабораторное занятие № 9

ДЛЯ ПОРТФОЛИО

1. 1 мини-конспект ситуации с приложением использованных дидактических средств.

2. 10 примеров графического диктанта.

3. 1 мини-конспект плана-схемы по выбору студента.

Литература

Основная

1. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития / Н.И. Фрейлах. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА – М., 2006. – 208 с.

2. Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

РАЗДЕЛ 10. Организация процесса формирования и развития элементарных математических представлений у детей в дошкольном учреждении

Лабораторное занятие № 10

Младший дошкольный возраст

1. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком в форме игры (тематические представления и умения определяются в трех направлениях: умение находить в окружающем пространстве группы предметы, которых много, и по одному (игра «Расскажи медвежонку (кукле) о группе»);

2. Умение сравнивать множества по количеству входящих в них элементов практическим путем (наложения или приложения), при помощи счета (до 3-х), (игра «К нам гости пришли»), графически (в пределах 5-ти);

3. Умение определять и воспроизводить множества на слух (в пределах 3-х элементов), (игра «Путешествие в лес»).

Игра «К нам пришли гости»

Материал: прямоугольная карта («стол»), изображения тарелок (7), яблок (7), ложек (7) и матрешек (5). Возможно использование не только карточек и изображений, а настоящих предметов.

1. Воспитатель рассказывает, что в гости к детям пришли матрешки. Ставит их вдоль стола. Необходимо их угостить. Предлагает разложить на столе столько тарелок, сколько матрешек к ним пришло. На тарелки положить яблоки – столько, сколько тарелок. Рядом с тарелками поставить чашки – столько, сколько тарелок, то же сделать с ложками. Спрашивает у ребенка: «Сколько ты положил ложек? Поставил тарелок? Чего больше? Меньше? Почему ты так думаешь?»

2. Аналогично с карточками с изображениями матрешек и яблок (на одной карточке 5 матрешек и 5 яблок).

3. В гости «приходят» 3 матрешки. Предлагаются 3 тарелки, 3 яблока, 3 чашки, 3 ложки. При «угощении» воспитатель спрашивает: «Сколько матрешек? Сколько тарелок (яблок, ложек, чашек)? Чего больше? Чего меньше? Поровну, по сколько?»

Игра «Путешествие в лес»

Ребенок вместе с воспитателем «идет в лес». По дороге ему надо сделать столько шагов, сколько раз кукушка скажет «ку-ку»; «сорвать» столько ромашек, сколько раз зайчик хлопнет в ладоши; дать белочке столько грибов, сколько раз белочка стукнет в барабан и т.д. необходимо дать детям не менее 5 заданий. При этом уточнять: «сколько?».

Деятельность детей в процессе игры соотносится с соответствующими показателями разных уровней сформированности тех или иных математических представлений, умений и навыков. Имя ребенка записывается в диагностическую таблицу (Таблица № 1) напротив описания определенного уровня.

Таблица № 1

Область знаний и критерии оценки Уровень Показатели сформированности Имя ребенка
1. Нахождение в окружающем пространстве предметов, которых много и по одному. Критерий оценки: степень проявления самостоятельности Высокий Средний Низкий Самостоятельно находят и называют предметы, которых в группе много и по одному. Называют предметы, которых в группе много и по одному с помощью взрослого, который указывает места в групповой комнате, где можно найти эти предметы. Самостоятельно не находят и не называют, когда воспитатель указывает на предметы, которых много и по одному, отвечает на вопрос «сколько предметов?» правильно.  
2.Сравнение множеств по количеству находящихся в них элементов практическим путем (наложения и приложения, графическое соотношение). Критерий: степень проявления самостоятельности, адекватность использований выражений «больше», «меньше», «столько-сколько». Высокий Средний Низкий Знает способы сравнения (наложение, приложение, графическое соотнесение), самостоятельно действует. При описании результатов сравнения отвечает на вопросы «чего больше? чего меньше?». Использует слова «больше», «меньше», «столько», «сколько». Знает способы сравнения, допускает при наложении, графическом соотнесении, приложении ошибки в действиях. В связи с этим иногда делает ошибочные заключения. С помощью взрослого справляется с определением чего больше, чего меньше. При описании результатов сравнения использует слова «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько». Затрудняется в определении способов сравнения. Делает ошибки при выполнении действий. Не использует в своей речи выражений «поровну», «столько», «сколько».  
3.Определение мощности множества при помощи счета. Критерий: степень интериоризации счетной деятельности. Высокий Средний Низкий Правильно определяет количество всех пяти элементов множества, считает про себя. Может допускать ошибки при счете про себя, исправляет их, считая вслух. При счете вслух и при счете про себя допускает ошибки.  
4.Определение мощности множества на слух (в пределах 3). Критерий: степень проявления самостоятельности; адекватность использования выражений «больше», «меньше», «столько-сколько». Высокий Средний Низкий Выполняет указанные действия самостоятельно. При определении количества использует слова «1», «2», «3» при определении результатов сравнения – выражение «столько», «сколько»… Допускает ошибки в воспроизведении множества. Выполняет задание с помощью взрослого. Сравнение делает только с помощью вопросов взрослого. Речевые показатели такие же, как и у детей с высоким уровнем. Множество восстанавливает без соотнесения со звуковым образцом. Не делает количественного сравнения. Отвечает неправильно на вопросы о количественной характеристике множества, о результатах сравнения.  

Литература

Основная

1. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. - М., 2004.

Лабораторное занятие № 11

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Вопросы для подготовки

1. Дидактические средства, учебные пособия и материалы.

Задания

1. Подготовить реферат (сообщение) или выступление в виде мультимедийной презентации по следующим вопросам:

  • логические блоки Дьенеша;
  • цветные палочки Кюизенера;
  • дидактические материалы М. Монтессори;
  • «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор» и др.;
  • Разные варианты уникубов и др.

2. Законспектировать краткое содержание рефератов (сообщений).

3. Подготовить примерный комплекс заданий с играми-головоломками.

4. Изготовить пособие игр-головоломок («Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др.) из плотного картона. Рекомендации по изготовлению студенты могут получить в статье Михайловой З.А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» («Дошкольное воспитание», №8, 1998).

5. Придумать свои варианты аналогичных игр. Составить план обучения детей этим играм.

6. Организовать проведение игр-головоломок на занятии.

Литература

Основная

1. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

Дополнительная

1. Логика и математика для дошкольников / Сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб., 1996.

Лабораторное занятие № 12

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Вопросы для подготовки

1. Специфика организации разных форм разных видов деятельности дошкольников в разных возрастных группах: их отбор, способ организации детей, место проведения.

2. Специфика методов и приемов знакомства детей разных возрастных групп с элементами математики.

Задания

1. Продумать различные способы организации детей в разных возрастных группах в различных видах деятельности с математическим содержанием.

2. Ознакомиться с содержанием писем, вынести на коллективное аудиторное обсуждение.

В журнал «Дошкольное воспитание» пришло такое письмо: «Хочу поделиться с вами тем, что меня волнует и беспокоит. Наша дочь очень способный ребенок. Память у нее отличная, она не просто запоминает, а все понимает и объяснить потом может сама. Галя всегда очень любила слушать, как ей читают книжки, и постепенно, рассматривая заголовки, с нашей помощью выучила все буквы. Потом ее просто захватило желание научиться читать. То же самое произошло со счетом. Мы ее научили читать и считать, даже производить простые арифметические действия сложения и вычитания. Теперь Гале 5 лет, она может читать книги и просит нас научить ее складывать и вычитать в пределах сотни … Мы не знаем, что делать дальше. Ведь если учить, то не будет ли ей скучно в школе? А может быть, несмотря на ее просьбы, не заниматься с ней?».

Вопрос студентам: Что бы вы ответили обеспокоенным родителям? Учить или не учить ребенка до школы?

В редакцию журнала «Дошкольное воспитание» обратились родители пятилетней девочки с таким письмом: «Наша дочь до трех лет развивалась, как все, без каких-либо особых отличий. Девочка послушная, любознательная, добрая. В 3 года мы отдали ее в детский сад. Там она на занятиях научилась лепить из пластилина. И тут все началось. Теперь это ее любимое занятие. Она не играет в обычные игрушки, она лепит их сама из пластилина и играет в них. Лепит буквально все: людей, зверей, мебель, машины, дома и т.д. У нее уже свой вылепленный зоопарк, магазин, дом. Причем лепить может часами, не отрываясь, даже обедать не дозовешься. Если ей мешают, становится грубой и вредной. Получается у нее неплохо. У нас в роду этим никто не занимался. Помочь мы ей ничем не можем, потому что не умеем. Даже не знаем, что делать. Может, у нее правда талант? Может быть, стоит его развивать? Но не сделает ли это ее развитие односторонним? Может, обратиться к специалистам. Посоветуйте, что делать…».

Вопрос студентам: Что бы вы ответили родителям?

Литература

Основная

1. Будько, Т.С. Развитие математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. - Мн., 1998.

2. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. - М., 2004.

Дополнительная

1. Практикум по дошкольной педагогике. - М., 1998. – 157 с.

2. Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина. - М., 1992.

3. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Е.И. Ерофеева и др. - М., 1992.

 

Введение

Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста - является одной из основных дисциплин в системе подготовки специалистов, а также частью методико-педагогической подготовки студентов в области дошкольного образования и рассматривает вопросы, связанные с предлогической и предматематической подготовкой детей дошкольного возраста.

Данные методические указания к лабораторным занятиям разработаны в соответствии с требованиями типовой программы «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей» для студентов, обучающихся по специальности 1-01 01 02-03 «Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)» дневной формы обучения.

Методические указания содержат: вопросы для подготовки к лабораторным занятиям, перечень разнообразных заданий, позволяющих проводить обучение на основе дифференцированного подхода, учета индивидуальных возможностей и творческих проявлений студентов, накопление методических разработок в виде электронного портфолио, а также дополнительные задания, выполнение которых предусмотрено во внеаудиторное время. Для подготовки к занятиям и при выполнении самостоятельной работы предлагается список необходимой литературы.

В методических указаниях предусмотрены задания для анализа и разработки конспектов занятий, с последующим проведением этих занятий в форме деловой игры по формированию элементарных математических представлений у детей. Это способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, осознанному освоению содержания теоретических знаний, умений и навыков.

Данные методические указания способствуют формированию у студентов педагогического мышления, умений анализировать педагогические ситуации, педагогические факты и явления, и на основе анализа строить обоснованные обобщения, выводы, творчески подходить к будущей профессиональной деятельности.

Преподаватели имеют возможность использовать методические указания для организации лабораторных занятий, а также для самостоятельной работы студентов по усвоению данной учебной дисциплины.

Пособие адресовано преподавателям и студентам.

Раздел 1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольников

Лабораторное занятие № 1


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.