Индивидуальная работа учащихся. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальная работа учащихся.

2017-11-16 154
Индивидуальная работа учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитель предлагает учащимся на основе представленной таб­лицы самим сделать вывод об отраслевой структуре российского мало­го бизнеса.

 

Таблица 1

 

Отраслевая структура малого предпринимательства, %)
  Отраслевая структура чис­ла МП Отраслевая структура полной чис­ленности занятых на МП Структура произ­водства про­дукции (ра­бот, услуг) по основным отраслям МП
Промышленность 14,6 24,0 20,0
Сельское хозяйство 0;8 0,3
Лесное хозяйство 0,05 0,05  
Транспорт и связь 2,3 2,2  
Строительство 16,6 29,9 16,3
Торговля и общест­венное питание 42,7 24,6 50,5
Материально-техническое снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0
Информационное обслужи­вание 0,8 0,5 0,2
Общая коммерче­ская деятельность 4,8 3,9 2,5'
Прочая деятель-      
ность в ма­териальном произ­водстве 1.5 1,4 0,7-
Бытовые услуги, жилищ­ное хозяйство 1,8 1,1 3,3
Здравоохранение, спорт, социальное обеспе­чение L9 1,3 0,1
Народное образова­ние 0,9 1,0 0,04
Культура и искусст­во 0,9 0,7 0,06
Наука и научное обслужи­вание 5,6 5,3  
Финансы, пенсион­ное обеспечение 1,3 0,9  
Прочие 1,05 3,15  

Таблица 2

 

Региональная структура малого предпринимательства
Экономические районы Доля в общем числе МП
Центральный, 30,5
в том числе Москва 20,0
Северный 2,9
Северо-западный 9,6
Волго-Вятский 2,9
Центрально­черноземный 2,7
Поволжский 9,6
Северо-Кавказский 9,8
Уральский 10,6
Западно-Сибирский 10,5
Восточно-Сибирский 5,2
Дальневосточный 5,0

 

Далее, обобщая высказывания учащихся, учитель, указывает, что в 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным ста­тистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчи­тывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек.

В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономиче­ский район с ядром в Москве.

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся, в пер­вую очередь, в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые стра­ницы «новейшей истории».

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшею СССР в конце 80-х годов.

Огромные льготы всех видов, в том числе, за счет средств гос­бюджета, в целом, более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производ­ство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозмож­ных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые пред­приятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно - управ­ляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукрими­нального и просто криминального псевдорыночого предприниматель­ства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом «доразграбления» госсектора, за небольшим ис­ключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его ин­фраструктуры.

 

Заключительная часть (5-7 мин.)

Учитель обобщает весь изученный материал и дает домашнее задание. На домашнее задание выносится § 13 учебника и задания к параграфу. Отдельной группе ребят целесообразно поручить выпол­нить задание 5: подобрать материал из СМИ о фактах вытеснения кон­курентов с внешних рынков. Как можно оценить эти явления?

Другим ученикам предлагается заранее подготовить материал о деятельности известных миру предпринимателях: например, Генри Форде и др.

При этом учитель поясняет учащимся, что Генри Форд (30.07,1863 - 7.04.1947)- американский промыисленник, один из осно­вателей автомобильной промышленности США. С 1879 г. работал учеником механика в Детройте, затем механиком в разных компаниях. В 1893 г. создал свой первый автомобиль с четырехтактным двигате­лем внутреннего сгорания. Основал в 1903 г. фирму «Форд - мотор», которая стала крупнейшей автомобильной компанией. Написал книги «Моя жизнь, моя работа» (переведенанарусский язык в 1924 г.), «Движение вперед».

Ученикам можно посоветовать заранее познакомиться со сле­дующими книгами:

Форд Генри. Моя жизнь, моя работа /Пер. с англ. М., 1989.

Форд Генри. Сегодня и завтра /Пер. с англ. М., 1992.

Д

оклады ученикам (для подготовки к следующему уроку или для дополнительного изучения):

1. Исторические условия для развития предпринимательства в России и его основные виды.

(В докладе ученики должны показать, что история предпри­нимательства в России столь же глубока, как и история самой Рос­сии. Еще" в конце! тыс. н.э. формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Но условия для развития предпринимательства были сложны, что объясняется целым рядом природно-географических, исторических и других факторов.)

2. Правовые условия для развития предпринимательства в Рос­сии.

(В докладе ученики должны проанализировать нормативно-правовые акты, документы, в которых регулировалась предпринимательская деятельность, поощрялось развитие промышленности. Пусть ученики подумают, какую роль в развитии свободного предпри­нимательства играло крепостное право.)

3. Пионеры российского бизнеса.

(В докладе ученики ученики могут рассказать о купцах-предпринимателях: Ю. Гужоне, Ф. К. Сан-Галли, Н. В. Мешкове и др.)

 

Для подготовки к докладам можно прочитать:

Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. М, РОССПЭН, 1997; Хрестоматию по отечествен­ной истории, а также любую доступную литературу.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.