Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий.

2017-11-16 167
Фронтальная работа с учащимися. Формирование новых понятий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитель записывает тему урока на доске, просит учеников отметить её в тетрадях. В начале урока учитель объясняет сущность по­нятий «социализация» и «воспитание».

Социализацияэто последовательная смена состояний стадий социального развития. Социализация - процесс формирова­ния, становления личности.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какой-то мере рассматривать и как процесс социали­зации (влияния общества), с одной стороны, и как процесс самосовер­шенствования человека изнутри, с другой стороны.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается всю жизнь. Избежать этого процесса во взрослом воз­расте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс со­циализации человека представляет собой взаимосвязь трех других про­цессов: идентификации, индивидуализации, персонализации.

Эти процессы не происходят автономно, а взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале становления личности все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса социали­зации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и ее объектом, и ее предметом.

На процесс социализации личности влияют всякого рода фак­торы, но основными можно назвать биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человеке, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но необязательно у гениальных родителей должны рождаться гениальные дети.

Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитыва­ется человек. Так, наглядным примером этому могут служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом воз­расте у представителей разных социальных слоев поменялись семьи.

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и жен­ского, и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открыто­стью границ и возможностью получения информации со всего мира, и с развитием всего человечества.

По мнению Нейла Смелзора, процесс социализации обуслов­лен тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения, стремле­нием к конформизму. Он приводит пример из жизни школьников, когда часть ребят, выделившись из общей массы, навязывает модели поведе­ния другим.

Смелзор выделяет три основных аспекта социализации: биологический, культурный и социокультурный. Автор считает, что уже при рождении в человеческом организме заложены определенные элементарные модели поведения и навыки, которые помогают ему органично вливаться в общество. Но навыки эти очень и очень огра­ниченны и поэтому, особенно в первые годы, для ребенка столь важно присутствие родителей.

С точки зрения Смелзора, для процесса социализации особен­но важно влияние культуры, сложившейся в том или ином обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого нача­ла жизни через коммуникативные каналы вынужден усваивать нормы и ценности, принятые в данном обществе. Все проявления индивиду­альности в той или иной мере наказуемы.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, фор­мирование духовно развитой личности в процессе исторического раз­вития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание матери­альных возможностей, объективных социальных условий, так и на реа­лизацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых воз­можностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духов­ных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объектив­ных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития от­ношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы обществен­ной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то вос­питательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традицион­но сложившиеся ее формы, результат действия которых может ока­заться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспе­чивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравст­венных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эф­фективное функционирование новых форм воспроизводящей деятель­ности.

Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целе­направленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества по­стоянного и сознательно организуемого, совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сло­жившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ре­бенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существу­ет опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизма в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъек­та, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта ак­тивность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, соз­даны у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответ­ственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь рас­тущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развитии.

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения обще­ственно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определен­ные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие ка­ждого растущего человека как неповторимой человеческой индивиду­альности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.

«Воспитывать - это значит направлять развитие субъек­тивного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ре­бенка.

Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зре­ния - только организатор социальной воспитательной среды, регуля­тор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником». Такой под­ход к построению процесса воспитания - как активного целенаправ­ленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечест­венных философов и психологов, Педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной* среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная вы­работка программ социального поведения человека, формируется че­ловек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассив­ного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окру­жающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельно­сти.

Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельно­сти формируется в человеке важнейшая, определяющая его как разви­тую личность потребность в благе другого.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.