Русские национальные музыкальные инструменты — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Русские национальные музыкальные инструменты

2017-11-16 195
Русские национальные музыкальные инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Балалайка

Баян

Бубен

Гусли

Калюка

Кугиклы

Ложки

Окарина

Рожок

Свирель

Трещотка

Орнамент

Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах.

Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол - первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу.

Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов

Вот несколько примеров символичных орнаментов:

Знак Воды - волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, "хляби небесные" - горизонтальными.

Знак - символ солнца - это солярный знак. Треугольник - символ человека, человеческого общения.

. Треугольник - первая среди плоских фигур. Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия - воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия - земля).

. Растительный орнамент.Самый распространенный в народном искусстве после геометрического.

В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Часто в орнаменте присутствуют:

- крылатые руки,

- змеевидные /растениевидные/ ноги,

- ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб - древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни).

Песенно-танцевальный фольклор с. Макаровка

Кыштовского района Новосибирской области

В народном календаре

На фоне культурного многообразия русских старожилов и переселенцев из России к XIX - началу XX вв. своими песенно-танцевальными традициями выделяются жители с. Макаровка Кыштовского района Новосибирской области. Основу населения здесь составляют потомки старообрядцев Виленской, Витебской, Могилевской и некоторых других губерний России (ныне это тер­ритория Белоруссии), мигрировавших в Сибирь в 1907 - 1909 гг.

Собственно обрядовых песен в настоящее время в с. Мака­ровка не поют и не помнят, кроме двух, приуроченных к Масле­нице - "А разъезжает душа, добрый молодец", к Троице - "Как на етой на долинке". Зато хороводных и плясовых песен записано около 40. Это Дает основание предположить, что обрядовые дей­ства, которые сопровождали календарные праздники, прояви­лись, скорее всего, именно в хороводах2.

Зимний цикл хороводов продолжался от Рождества до Кре­щения и включал, таким образом, период Святок.

Вот, что расска­зывает жительница села Е.Ф. Филиппова: "Если вечёрка собира­лась (у) в праздник, то там господи..., там и старые, там и малые, там на печку залезут, там на лавку зайдут, только нам даденных круг плясать, а яны все смотрят на нас. И под гармошку танцева­ли, и под балалайку; скрыпач был, на гребенке играли, шумелки были"5.

Начинались святочные вечерки с хоровода "А мы сеяли, сея­ли лен", затем исполнялся хоровод для знакомства "А и сам пой­ду ва Иван-город", дальше веселье в виде танцев продолжалось с гармонистом.

По тематике зимние хороводы ("караводы" по местной тер­минологии) можно разделить на трудовые и любовные с поцелу­ями или выбором пары. В некоторых случаях эти две темы соче­тались или переплетались. Например, хоровод "А мы сеяли, сея­ли лен", частично отражал трудовой процесс сеяния льна, его обработку. Этот процесс, кроме поэтического текста, отражен в пляске, в движениях рук танцующих. Любовная тема выражена тем, что парень выбирает себе девушку и танцует с ней посреди­не "каравода".

Сочетание темы труда и любви есть в хороводе "А мы просу сеяли". Тема труда отражена в поэтическом тексте, а любовная -прослеживается в тексте песни и игре участников. Парни и де­вушки становились в две линии. По окончании песни один из парней уводил девушку и ставил рядом с собой.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.