Русские национальные музыкальные инструменты — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Русские национальные музыкальные инструменты



Балалайка

Баян

Бубен

Гусли

Калюка

Кугиклы

Ложки

Окарина

Рожок

Свирель

Трещотка

Орнамент

Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах.

Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол - первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу.

Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов

Вот несколько примеров символичных орнаментов:

Знак Воды - волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, "хляби небесные" - горизонтальными.

Знак - символ солнца - это солярный знак. Треугольник - символ человека, человеческого общения.

. Треугольник - первая среди плоских фигур. Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия - воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия - земля).

. Растительный орнамент.Самый распространенный в народном искусстве после геометрического.

В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Часто в орнаменте присутствуют:

- крылатые руки,

- змеевидные /растениевидные/ ноги,

- ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб - древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни).

Песенно-танцевальный фольклор с. Макаровка

Кыштовского района Новосибирской области

В народном календаре

На фоне культурного многообразия русских старожилов и переселенцев из России к XIX - началу XX вв. своими песенно-танцевальными традициями выделяются жители с. Макаровка Кыштовского района Новосибирской области. Основу населения здесь составляют потомки старообрядцев Виленской, Витебской, Могилевской и некоторых других губерний России (ныне это тер­ритория Белоруссии), мигрировавших в Сибирь в 1907 - 1909 гг.



Собственно обрядовых песен в настоящее время в с. Мака­ровка не поют и не помнят, кроме двух, приуроченных к Масле­нице - "А разъезжает душа, добрый молодец", к Троице - "Как на етой на долинке". Зато хороводных и плясовых песен записано около 40. Это Дает основание предположить, что обрядовые дей­ства, которые сопровождали календарные праздники, прояви­лись, скорее всего, именно в хороводах2.

Зимний цикл хороводов продолжался от Рождества до Кре­щения и включал, таким образом, период Святок.

Вот, что расска­зывает жительница села Е.Ф. Филиппова: "Если вечёрка собира­лась (у) в праздник, то там господи..., там и старые, там и малые, там на печку залезут, там на лавку зайдут, только нам даденных круг плясать, а яны все смотрят на нас. И под гармошку танцева­ли, и под балалайку; скрыпач был, на гребенке играли, шумелки были"5.

Начинались святочные вечерки с хоровода "А мы сеяли, сея­ли лен", затем исполнялся хоровод для знакомства "А и сам пой­ду ва Иван-город", дальше веселье в виде танцев продолжалось с гармонистом.

По тематике зимние хороводы ("караводы" по местной тер­минологии) можно разделить на трудовые и любовные с поцелу­ями или выбором пары. В некоторых случаях эти две темы соче­тались или переплетались. Например, хоровод "А мы сеяли, сея­ли лен", частично отражал трудовой процесс сеяния льна, его обработку. Этот процесс, кроме поэтического текста, отражен в пляске, в движениях рук танцующих. Любовная тема выражена тем, что парень выбирает себе девушку и танцует с ней посреди­не "каравода".

Сочетание темы труда и любви есть в хороводе "А мы просу сеяли". Тема труда отражена в поэтическом тексте, а любовная -прослеживается в тексте песни и игре участников. Парни и де­вушки становились в две линии. По окончании песни один из парней уводил девушку и ставил рядом с собой.

 

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.01 с.