Условия, закономерности и детерминанты развития научных психологических знаний. Проблема периодизации истории психологии. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Условия, закономерности и детерминанты развития научных психологических знаний. Проблема периодизации истории психологии.



Определение предмета истории психологии, проблема периодизации истории психологии, а также вопрос о развитии научных психологических знаний тесно взаимосвязаны. В истории психологии изучается (предмет) не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных (и только научных) знаний о психике.

Развитие таких знаний вызывается объективными причинами: психологическое знание - знание человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик, субъекте психической деятельности, поэтому психологическое знание имеет реальную необходимую функции в жизнедеятельности человека, в его эволюционном становлении. Таким образом, знание о психике и развивающаяся жизнь человека следует вместе, и такое знание, с одной стороны, отражает все новые и усложняющиеся стороны взаимодействия человека с миром, а с другой, включается само в это взаимодействие как важный фактор его регуляции (меняет приспособительные и активные формы поведения).

История в целом свидетельствует о неуклонном прогрессе психологических знаний, но развитие науки – нелинейный процесс (бихевиоризм хотел преодолеть субъективизм, но утратил объект – психику и сознание, гештальтпсихология критиковала ассоцианизм, но утратила проблему возрастания опыта в процессе развития субъекта)

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История - это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах. Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии.

Историк психологии должен прослеживать пути развития науки в связи с перипетиями гражданской истории, во взаимодействии со смежными областями знаний, от характеристики взглядов одного видного ученого к анализу воззрений другого. В смене научных теорий и фактов есть определенная логика. Производство научных знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной (это по Ярошевскому).



Любая попытка освоить предметную область психологии включала наряду с изучением то го, что испытывает субъект, его зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов (различных форм взаимоотношений индивида с другими людьми). Когда изменялись взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и научные данные о психике.

В системе этих трех координат (логической, социальной и личностной):

Логическая = когнитивный аппарат науки, то есть ее внутренние ресурсы, которые меняются, совершенствуются по мере того, как наука производит новое знание. Эти средства образуют интеллектуальные структуры, которые можно назвать строем мышления. Смена одного строя мышления другим происходит закономерно (для психологии это представления о картине психической жизни). Поэтому говорят об органическом росте знания, о том, что его история подвластна определенной логике. (Эту закономерность изучает только история психологии). Научная мысль переходит с одной ступени на другую. Оказавшись в русле одной из них, исследовательский ум движется по присущему этой ступени категориальному контуру с неотвратимостью (находится в рамках парадигмы и ничего не может сделать, так как в ней есть определенные правила мышления). На каждой стадии единственно рациональными (логичными) признаются выводы, соответствующие принятой объяснительной схеме.

Сначала представления о душе, которая управляет действиями организма - незримая бестелесная сила, которой можно все объяснять, а сама она в объяснении не нуждается. В XVII веке сложилось представление об организме как своего роде машине. Прогресс - в поиске и открытии реальных причин, доступных проверке опытом и логическим анализом. Научное знание - это знание причин явлений, факторов (детерминант), которые их порождают. Объяснение работы тела по образу и подобию работающей машины (механистический детерминизм Декарта), а не душой, произвело переворот в мышлении. Результатом явились открытия, на которых базируется со временная наука. В середине XIX века - учение Дарвина о зависимости всех функций (в том числе психических) от наследственности, изменчивости и приспособления (адаптации) к внешней среде - биологический детерминизм, который пришел на смену механистическому. Но прогресс науки предположил, что психика этими детерминантами не исчерпывается. Изучение деятельности органов чувств, скорости психических процессов, ассоциаций, чувствований и мышечных реакций, основанное на эксперименте и количественном измерении, позволило открыть особую психическую причинность. Крупные изменения в строе мышления о психических явлениях произошли под влиянием социологии (К. Маркс, Э.Дюркгейм). Изучение зависимости этих явлений от общественного бытия и общественного сознания существенно обогатило психологию. В середине XX века к новым идеям и открытиям при вел стиль мышления, который условно можно на звать информационно-кибернетическим (поскольку он отразил влияние нового научного направления - кибернетики, с ее понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программировании).



Стало быть, имеется определенная последовательность в смене стилей научного мышления. Каждый стиль определяет типичную для данной эпохи картину психической жизни. Изучение закономерностей этой смены - первая уникальная задача истории психологии.

Вторая задача истории психологии - раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками. Психология зависит от достижений других наук, но и они изменяются в зависимости от информации, которая добывается благодаря изучению различных сторон психического мира. В рамках других наук также накапливаются знания о психических явлениях, а в психологии используются методы других наук и происходит обмен методологичей (развитие механики – механистические концепции поведения в психологии). Все вместе эти науки и подчиняются вышеописанной закономерности, логике развития. Поэтому выделается:

Социальная координата:

Когнитивный аспект неотделим от коммуникативного. Особенности общественного развития в конкретную эпоху преломляются сквозь призму деятельности научного сообщества, имеющего свои нормы и эталоны, в котором познание неотделимо от общения. Необходим обмен идеями для сходного осмысления терминов, для их преобразования в рамках креативного общения. Информация, возникшая в научном общении, не может интерпретироваться только как продукт усилий индивидуального ума. Она порождается пересечением линий мысли, идущих из многих источников. Реальное движение научного познания вы ступает в форме диалогов - исследователь задает вопросы не только природе, но также другим ее испытателям, ища в их ответах приемлемую информацию, без которой не может возникнуть его собственное решение.

Различное видение и объяснение одного и того же психического феномена определяется "сеткой" тех понятий, из которых сплетались различные теории. Однако необходимы связи понятий не только внутри одной теории. Чтобы раскрыть их содержание нужно сталкиваться с другими теориями, научными школами, спорить и т.п. Язык науки – это не просто словарь, это то, на чем строятся "коммуникативные сети", акты общения как стимуляторы преобразования знания, рождения новых проблем и идей.

Личностная координата:

Творческая мысль ученого движется в пределах парадигм и "сетей общения", но и является самостоятельной величиной, без активности которой не было бы развития науки и общения. Коллективность исследовательского труда приобретает различные формы. Одной из них является научная школа. Наука в качестве деятельности - это производство не только идей, но и людей. Без этого не было бы эстафеты знаний, передачи традиций, а тем самым и новаторства, т.к. каждый новый прорыв в возможен благодаря предшествующему (даже если последний опровергается). Наряду с личным вкладом ученого социокультурная значимость его творчества оценивается и по критерию создания им школы (руководство группой учеников, образовавших школу как исследовательский коллектив). Школа представляет особый интерес для анализа процесса научного творчества, т.к. именно в этих обстоятельствах обнаруживается решающее значение исследовательской программы создателя школы в управлении этим процессом. Научные школы входят в научное сообщество данной эпохи, которое сплочено своими нормами и принципами и обозначается термином "парадигма" (образец, правило, пример), который указывает на те задачи и методы их решения, которые сообщество ученых считает обязательными для всех, кто в него входит. Парадигма объединяет когнитивное и социальное. На нее ориентируется в своей деятельности отдельный ученый; но он не является простым исполнителем тех правил, которые она предписывает. Изучение личностных качеств ученого позволяет проникнуть в лабораторию творчества, проследить генезис и развитие новых замыслов и идей.

Таким образом выделяются основные задачи истории психологии: 1) изучить закономерностисмены «формаций» научного мышления (преобразования одних категорий и понятий в другие), то есть знании о психике; 2) раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения; 3) выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний на научное творчество, т.е. от запросов общества (ибо наука – не изолированная система и призвана отвечать на эти запросы); 4) изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

В решении проблемы периодизации С.Л.Рубинштейн пишет, что психология имеет за собой огромную историю, начала идут от философии, хотя это молодая наука, исчисляется десятилетиями. А Эббингауз считает, что психология имеет длинное прошлое, но краткую историю (разное понимание истории).

В истории психологии есть 2 больших периода:

1. Когда психология развивалась в недрах философии и других наук (естествознания) – IV в. до н.э. – середина XIX;

2. Когда психология развивалась как самостоятельная наука – с середины XIX по настоящее время.

Но необходима более дробная периодизация, например, по хронологическому признаку. Можно различать периодизацию мировой и отечественной психологии.

Ну, конечно, стоит выделить крупные этапы соответственно смене предмета психологии –

как науке о душе - IV в. до н.э. по XVI в.,

о сознании – с XVI в. по XVIII,

о поведении (причем чем старше учение, тем дольше оно держится в науке).

Ждан и предлагает периодизацию на основе смены взглядов на природу психического:

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ
Хронология Предмет изучения Важнейшие итоги
VI в. до н.э. — V в. Душа Формирование двух направлений — материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические звания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное — приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души.
V — ХIII вв. Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии; Начало опытной методологии исследования.
XIV — XVI вв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV — XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений; Введение термина «психология».
XVII — сер. XIX вв. Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистической психологии; Понятие о бессознательной психике.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Нач. XIX — 60-е гг. XIX в. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе.
60-е гг. XIX в. _ конец XIX в.   Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении Проникновение экспериментальных ме­тодов в психологию; Формирование теоретических программ психологии; Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на ес­тествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследо­ваний в психологии; Возникновение новых областей психологии
10-е гг. — сер. 30-х гг. XX в.   Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обуслов­ленности. Смысловая структура ду­шевной жизни в соотно­шении с исторически возникшими ценностя­ми. Установка. Развитие высших психи­ческих функций.   Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимаю­щая психология, индивидуальная психология, аналитическая психоло­гия и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественнонаучных представлений о физиологических ме­ханизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психоло­гия и марксизм».
Конец 30-х — 50-е гг. XX в.   Эволюция в рамках ба­зисных подходов предшествующего периода.   Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникно­вение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павлов­ского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии.
60-е гг. XX в.   Продолжение развития ранее выявленных предметных областей Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность.   Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когни­тивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.





Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.