Кафедра конституционного и административного права — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кафедра конституционного и административного права

2017-11-16 367
Кафедра конституционного и административного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имени Н.И.Лобачевского

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

И.Д.Фиалковская

«СИСТЕМА

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

Год

Программа дисциплины

«Система государственного и муниципального управления»

Часть 1. Система государственного управления

 

Тема 1. Понятие государственного управления

¨ Понятие и основные категории управления.

¨ Социальное управление и его виды.

¨ Содержание понятия «государственное управление», подходы к определению понятия «государственное управление» (основные научные школы).

¨ Государственное управление и исполнительная власть.

¨ Признаки государственного управления.

¨ Цели государственного управления. Формирование государственной политики и ее реализация.

Тема 2. Теоретические категории государственного управления

¨ Предмет теории государственного управления.

¨ Метод государственного управления.

¨ Система теории государственного управления.

¨ Понятие, особенности и виды правовых норм, регулирующих государственное управление, их структура и реализация.

¨ Правовые отношения в государственном управлении: понятие, основные черты и виды.

 

Тема 3. Понятие и виды субъектов государственного управления.

¨ Понятие субъектов государственного управления, их система.

¨ Федеральные и региональные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений.

¨ Особенности полномочий Президента РФ как субъекта государственного управления.

¨ Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления. Классификация органов исполнительной власти.

¨ Отличие органов исполнительной власти от других государственных структур.

¨ Федеральные органы исполнительной власти как субъекты государственного управления.

¨ Органы исполнительной власти субъектов РФ, особенности их полномочий в сфере государственного управления.

¨ Понятие и виды органов местного самоуправления. Особенности правового статуса органов местного самоуправления как субъектов государственного управления.

 

Тема 4. Правовой статус физических и юридических лиц в сфере государственного

Управления.

¨ Физические лица как объекты государственного управления.

¨ Граждане Российской Федерации и их правовой статус в сфере государственного управления.

¨ Гарантии прав граждан в сфере государственного управления.

¨ Особенности правового статуса иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, имеющих второе гражданство в сфере государственного управления.

¨ Правовой статус коллективных субъектов государственного управления (организаций, учреждений, предпри­ятий, политических партий, религиозных объе­динений и т.д.).

 

Тема 5. Формы государственного управления.

¨ Понятие и классификация форм государственного управления.

¨ Правовые и неправовые формы государственного управления.

¨ Понятие и признаки актов государственного управления (административно-правовых актов).

¨ Классификация административно-правовых актов.

¨ Отличие административно-правовых актов от других правовых актов.

¨ Требования, предъявляемые к административно-правовым актам.

¨ Действие административно-правовых актов.

 

Тема 6. Методы государственного управления.

¨ Понятие и особенности методов государственного управления.

¨ Виды методов государственного управления.

¨ Убеждение как метод государственного управления.

¨ Поощрение в системе государственного управления.

¨ Понятие принуждения в сфере государственного управления, его виды

¨ Дисциплинарное и материальное принуждение в государственном управлении.

¨ Понятие, признаки и виды административного принужде­ния в России.

¨ Регулирование как метод государственного управления.

 

Тема 9. Юридическая ответственность в сфере государственного

Управления.

¨ Понятие административной ответственности, ее основные черты.

¨ Основание административной ответственности.

¨ Виды административных наказаний.

¨ Особенности административной ответственности должностных лиц.

¨ Дисциплинарная ответственность по административному праву, ее субъекты.

¨ Основание дисциплинарной ответственности государственных служащих. Виды дисциплинарных взысканий.

¨ Материальная ответственность по административному праву, ее субъекты.

Муниципальная служба.

¨ Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления.

¨ Организация работы органов местного самоуправления.

¨ Кадровое обеспечение в системе муниципального управления.

¨ Приоритетные направления кадровой политики в муниципальном образовании.

¨ Понятие и правовое регулирование муниципальной службы.

¨ Должности в системе муниципальной службы.

¨ Правовой статус муниципального служащего.

¨ Прохождение муниципальной службы. Персональные данные муниципального служащего.

Муниципального управления.

¨ Понятие и виды юридической ответственности.

¨ Особенности юридической ответственности в муниципальном управлении.

¨ Особенности уголовной и административной ответственности в муниципальном управлении.

¨ Понятие и виды муниципально-правовой ответственности перед государством. Субъекты муниципально-правовой ответственности перед государством.

¨ Понятие и виды муниципально-правовой ответственности перед населением.

¨ Понятие и виды юридической ответственности перед муниципальным образованием.

¨ Ответственность органов и должностных лиц муниципального управления перед физическими и юридическими лицами.

Учебно-методическое обеспечение

 

Основная литература

 

Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. По­­по­ва. – М.: Юристъ, 2007. – 728 с.

 

Административное право России: курс лекций/ К.С. Бельский и др.; под ред. Н.Ю. Хаманееевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

 

Административное право зарубежных стран: учебник / под ред. А.Н.Козырина, М.А. Штатина. – М.: Спарк, 2003. –464 с.

 

Административное право и процесс: полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2001.

 

Административное право России: конспект лекций / Л.В. Тру­ха­­нович. – М.: Приор, 2007. – 128 с.

 

Административное право: Учебник для вузов / под ред. Г.В. Ата­манчук. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 391 с.

 

Алёхин, А.П. Административное право России. Основные понятия и институты / А.П. Алёхин, А.А. Кармолицкий / под ред. А.П. Алёхина. – М.: ИКД Зерцало-М, 2005. –352 с.

 

Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Ата­манчук. – М.: Омега-Л, 2006. – 584 с.

 

Атаманчук, Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учебное пособие / Г.В. Атаманчук. – М.: Экономика, 2000. – 302 с.

 

Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах. – М.: Инфра-М, 2005. – 640 с.

 

Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс / Под ред. А.В. Куракина. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004.

 

Васильев А.А. Муниципальное управление. - Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2005.

 

Выдрин, И.В. Муниципальное право России право: учебник для вузов / И.В. Выд­рин, А.Н. Кокотов. – М.: Норма, 2004. – 320 с.

 

Габричидзе, Б.Н. Административное право / Б.Н. Габричидзе. – М.: Проспект, 2004.– 480с.

 

Габричидзе, Б.Н. Служебное право / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чер­нявский. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2004. – 620 с.

 

Глазунова, Н.И. Система государственного управления / Н.И. Гла­зунова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 551 с.

 

Государственное и муниципальное управление: Справочник / под ред. Н.И. Глазуновой. – М.: изд-во Магистр, 1997. – 496 с.

 

Гневко В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. СПб, Бизнес-центр, 2002.

 

Грицюк, Т.В. Система государственного и муниципального управ­ления / Т.В. Грицюк. – М.: РДЛ, 2004. – 592 с.

 

Кнорринг, В.И. Искусство управления: учебник / В.И. Кнор­ринг.– М.:БЕК, 1997. – 264 с.

 

Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.3003. № 131-ФЗ: изд. 2-е, доп. / под ред. В.И. Шкатулла. – М.: Юстицинформ, 2006. –704 с.

 

Королев, С.В. Теория муниципального управления / С.В. Ко­ролев. – М.: ВИНИТИ, 1999. – 144 с.

 

Купряшин Г.Л. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 512 с.

 

Муниципальное право РФ / под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Феникс, 2007. – 686 с.

 

Муниципальное право России: учебник для вузов / под ред. Г.Н. Чеботарева. – М.: Юристъ, 2005. – 362 с.

 

Макарейко, Н.В. Административное принуждение в Рос­сии: учебное пособие / Н.В. Макарейко, М.В. Никифоров, И.А. Скляров / под ред. И.А. Склярова. – Нижний Новгород: Изд-во Нижего­родского госуниверситета, 2002.

 

Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Изд. Воронежский гос. университет. 2007.- 848 с.

 

Постовой, Н.В. Местное самоуправление: история, теория, прак­тика / Н.В. Постовой. – М.: Юриспруденция, 2005. – 95 с.

 

Пронкин, С.В. Государственное управление зарубежных стран / С.В. Пронкин, О.Е. Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 416 с.

 

Рой, О.М. Система государственного и муниципального управ­ления: учебное пособие / О.М. Рой. – Спб.: Питер, 2007. – 368 с.

 

Система, структура и правовое положение федеральных орга­нов исполнительной власти Российской Федерации / Сборник нор­ма­­тивных правовых актов / состав. И.А. Скляров, Т.К. Зару­бицкая. – Нижний Новгород: изд-во Нижегородского госуни­верситета, 2004. – 605 с.

 

Старилов, Ю.Н. Административное право: в трех томах / Ю.Н. Ста­рилов. – Воронеж: Воронежский госуниверситет, 2001.

 

Старилов, Ю.Н. Административное право / Ю.Н. Ста­рилов. – М.: Норма, 2007. – 800 с.

Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс / Ю.А. Тихомиров. – М.: Юринформцентр, 2001. – 625 с.

 

Уткин, Э.А. Государственное и региональное управление: учебное пособие / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. – М.: ЭКСМОС, 2002. – 320 с.

Цейтлин, Р.С. История государственного и муни­ципального са­мо­уп­равления в России: учебное пособие / Р.С. Цейт­лин, С.А. Сер­геев. – М. 2003. – 120 с.

 

Чиркин, В.С. Государственное управление. Элементарный курс / В.С. Чиркин. – М.: Юристъ, 2002. – 318 с.

 

Чиркин, В.Е. Об изучении основ публичного управления / В.Е.Чиркин // Консти­туционное и муниципальное право. – 2005. – № 3.

 

Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учебник / Е.С. Шугрина. – М.: Проспект, 2008. – 672 с.

 

 

Дополнительная литература

 

Алиуллов Р.Р. Проблемы механизма государственного управ­ления на современном этапе // Государство и право. – 2005. – № 3.

 

Архипова, Т.Г. История государственной службы в России ХVIII – XX вв.: учебное пособие / Т.Г. Архипова, А.С. Сенин, М.Ф. Румянцева. – М.: Изд-во РГГУ, 2001. – 230с.

 

Бахрах, Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в РФ / Д.Н. Бах­рах // Государство и право. – 2006. – № 7.

 

А.А.Божья-Воля. Оценка результативности государственных служащих руководящего состава: международный опыт и российские перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 82-103.

 

Гончаров, И.В. Федеральное вмешательство как способ конт­роля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов / И.В. Гончаров // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 2.

 

Гришковец, А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия / А.А. Гришковец // Государство и право. – 2004. – № 1.

 

Иванов, М.Н. О некоторых аспектах проблемы глобали­за­цион­ного лидерства / М.Н. Иванов // Юридическая мысль. – 2002. – № 1

 

Каламкарян, Р.А. Правовые средства предупреж­дения и прессе­чения коррупции в системе государственной службы / Р.А. Калам­карян, А.В. Куракин // Государство и право. – 2005. – № 4.

 

Каплунов, А.И. О классификации мер государственного при­нуж­­дения / А.И. Каплунов // Государство и право. – 2006. – № 3.

 

Крапивина, Н.С. Искусство и управление общественными про­цессами / Н.С. Крапивина // Юридическая мысль. – 2001. – № 5.

 

Комментарий к ФЗ «О гражданстве Российской федерации» (постатейный) / Изд. 3-е, перераб., доп. / под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Юстицинформ, 2006. – 208 с.

 

Куракин, А.В. Реформирование государственной службы Рос­сии должно иметь антикоррупционную направленность / А.В. Ку­ракин // Российская юстиция. – 2002. – № 7.

 

Лазарев, Б.М. Формы государственного управления / Б.М. Лаза­рев. – М.,1983.

 

Мещеряков, А.Н. Конституционные способы воздействия пре­зи­ден­та РФ на исполнительную власть и связанные с ними осо­бенности рос­сийской формы правления / А.Н. Мещеряков // Конституционное и муни­ципальное право. – 2005. – № 5.

 

Парахина В.Н., Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление.- М:Кнорус. 2008.

 

Проблемы совершенствования государственного управления / Б.М. Лазарев, М.И. Пискотин, Н.Г. Старовойтов. – М.: Изд-во ИГиП АН СССР,1987. – 170 с.

 

Пчелинцев С.В., Пчелинцев С.С. Некоторые вопросы этического регулирования в государственном управлении: нидерландский опыт обеспечения «добропорядочности» // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 1. С. 48-59.

 

Пятков, Д.В. Акты государственных органов и органов мест­ного самоуправления как основание возникновения граж­данских пра­во­отношений / Д.В. Пятков // Государство и право. – 2004. – № 8.

 

Российское полицейское (административное) право: Конец XIX – начало XX века: хрестоматия. / Состав. Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999.

 

Старилов, Ю.Н. Административно-процессуальная деятель­ность в РФ / Ю.Н. Старилов, И.В. Панова // Государство и право. – 2004. – № 2.

 

Толкачев, В.В.. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права / В.В. Толкачев // Государство и право – 2006. – № 7.

 

Фиалковская И.Д. Принципы административной юрисдикции в аспекте обеспечения прав человека. // Нижегородский юрист. 2001. № 6.

 

Фиалковская И.Д. Проблемы производства по делам об административных правонарушениях: новое законодательство. // Сб. научных трудов. Н.Новгород. 2002.

 

Фиалковская И.Д. Перспективы развития административной юстиции в России.// Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы модернизации российского общества. // Н.Новгород, 2006.

 

Фиалковская И.Д.Тоненкова О.А. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами: сравнительно-правовой анализ. //Арбитражный и гражданский процесс. 2007, № 11.

 

Фиалковская И.Д., Тоненкова О.А. Судебный контроль в сфере исполнительной власти: понятие, признаки, место в системе административного права.// Вестник ННГУ, Н.Новгород, 2008, №3.

 

Хайнрих К.Д. Признание ошибочное или соответствующее достижениям? Использование системы премиальных вознаграждений за достижения в сфере государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4. С. 72-104.

 

Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе госу­дарственной службы / В.В. Щукин // Российский следователь. – 2005. – № 6.

 

Ярцев А.А. Земское самоуправление и местные органы административной юстиции в 1890 – 1904гг., их потенциал. // Государство и право. 2004. №10.

 

 

«СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

Содержание понятия «государственное управление».

Государственное управление – властное воздействие государства на общество.

Признаки государственного управления (в общем виде):

1) в процессе управления реализуются функции государства при соблюдении публичного и частного интереса;

2) функции управления осуществляются государственными органами от имени государства;

3) субъекты управления наделены компетенцией, установленной нормативно-правовыми актами. Субъект обязан действовать в пределах компетенции.

Подходы к пониманию государственного управления:

1) Государственное управление в теоретическом (широком) понимании – регулирующая деятельность органов государственной власти по организующему воздействию общественных отношений.

Субъектами государственного управления в таком понимании являются все государственные органы: Президент РФ, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, прокуратура, органы государственной власти субъектов федерации.

Государственное управление в практическом (узком) понимании – это административная деятельность, т.е. деятельность субъектов исполнительной власти по осуществлению функций исполнительной власти, а также отношения в сфере государственной службы.

В странах, где установлен принцип разделения функций государственной власти, в том числе и в России, государственное управление понимается исключительно в узком смысле.

Государство выполняет следующие основные функции: законотворчество, государственное управление, правосудие, надзор за законностью.

Таким образом, государственное управление– этогосударственная деятельность, которая не связана ни с законотворчеством, ни с правосудием, ни с прокурорским надзором.

Следовательно, субъектами государственного управления в РФ являются:

1. Президент РФ;

2. федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства и ведомства);

3. органы исполнительной власти субъектов федерации (Глава субъекта федерации, региональные правительства, администрации, министерства);

4. иные субъекты, не входящие в систему исполнительной власти, но осуществляющие функции в сфере государственного управления и государственной службы (в частности, муниципальные органы при осуществлении отдельных государственных полномочий);

Объекты государственного управления могут быть индивидуальные и коллективные.

  1. индивидуальные объекты:

· граждане РФ;

· иностранные граждане;

· лица без гражданства;

· лица, имеющие второе гражданство;

· должностные лица.

2. коллективные объекты:

· органы государственного управления;

· муниципальные органы;

· предприятия, учреждения, организации всех форм собственности;

· политические партии;

· религиозные объединения;

· общественные объединения и др.

Государственное управление является целенаправленным.

Цели государственного управления:

1) эффективность государственного управления;

2) обеспечение должностной организации государственного управления;

3) создание условий для реализации гражданами их прав, свобод и обязанностей в сфере государственного управления;

4) защита граждан и общества от произвола со стороны субъектов государственного управления.

С учетом изложенного, можно выделить признаки государственного управления в практическом, т.е. узком понимании.

Структура правовой нормы.

Гипотеза – условия, при которых применяется норма.

Диспозиция – правило поведения.

Санкция – мера государственного воздействия за неисполнение правил.

Как правило, в одной норме редко присутствуют и гипотеза, и диспозиция, и санкция одновременно, чаще всего гипотеза и диспозиция или гипотеза и санкция.

Требования, предъявляемые к актам государственного управления.

I. Общие требования законности:

1. акт должен издаваться полномочным органом в пределах его компетенции;

2. акт должен издаваться в интересах граждан и государства;

3. акт должен издаваться в соответствии с законом;

4. акт должен издаваться в форме и порядке, установленными законом.

II. Специальные требования, предъявляемые к определенной группе актов:

1. срок издания (например, решения по жалобе);

2. акт издается при согласовании с другим органом;

3. акт издается с последующим утверждением вышестоящим органом;

4. акт издается при наличии разрешения другого органа.

III. Организационно-технические требования:

1. определяются исполнители, сроки, задачи;

2. учитывается необходимость и целесообразность самого акта;

3. проверка соответствия законодательству;

4. согласование с другими заинтересованными органами.

 

IV. Общественный контроль.

Общественный контроль – это одна из форм демократии, состоящая в реализации прав граждан и общественных объединений, их права участвовать в управлении делами государства.

Граждане и общественные объединения наблюдают за действиями органов управления (государственных и местных) и вправе реагировать на обнаруженные нарушения законности.

Признаки общественного контроля:

1. осуществляется гражданами и их объединениями (религиозные объединения, политические партии);

2. объектом контроля является деятельность субъектов государственного управления;

3. они не имеют властных полномочий (в отличие от предыдущих форм контроля и надзора);

4. применяются меры общественного воздействия (например, сообщение о нарушениях в СМИ);

5. имеет профилактическую направленность;

6. осуществляется с целью восстановления нарушенного права;

7. осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности в сфере государственного управления.

Требования, предъявляемые к государственным служащим

Требования – своеобразный «моральный кодекс» государственного служащего:

1. исполнять обязанности на высоком профессиональном уровне;

2. исходить из того, что признание прав человека составляет смысл его деятельности;

3. осуществлять деятельность в рамках законодательства;

4. не оказывать предпочтения общественным объединениям (религиозным, политическим);

5. не совершать действий, связанных с влиянием личных интересов;

6. соблюдать нейтральность – политическую, религиозную и др.;

7. не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

8. не допускать конфликта интересов и др.

II) Объективная сторона

Основной признак – деяние (действие или бездействие).

Виды деяний:

1) простые – однократные действия (например, превышение скорости) или кратковременное бездействие (например, безбилетный проезд);

2) сложные, которые могут включать несколько действий или растянуты во времени (альтернативные, собирательные, повторные длящиеся).

Факультативные признаки объективной стороны – те признаки, которые играют основную юридическую роль, но не во всех составах правонарушений: время (например, нарушение тишины в ночное время); место (например, появление в нетрезвом виде в общественном месте); другое лицо (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения); средства, орудия, обстановка; размер вреда – является критерием разграничения административной и уголовной ответственности.

III) Субъект – физическое или юридическое лицо, которое совершило правонарушение, Субъекты бывают индивидуальные и коллективные.

Виды индивидуальных субъектов:

1) общий субъект обладает следующими обязательными признаками: достижение возраста 16 лет и вменяемость, т.е. способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

2) специальный субъект - кроме обязательных имеет дополнительные признаки. Для специального субъекта предусмотрена специальная ответственность (например, нарушение иностранным гражданином правил пребывания в РФ; нарушение работодателем условий коллективного договора; превышение скорости – для водителей транспортных средств).

3) особый субъект – для него предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции; профессиональные охотники; беременные женщины; женщины с детьми до 14 лет; инвалиды, владельцы транспортных средств и др.

Виды коллективных субъектов:

1) общий субъект – нарушает общие правила, установленные для всех юридических лиц (например, нарушение правил пожарной, санитарной безопасности, уплаты налогов и др.);

2) специальный субъект – нарушает правила, которые предусмотрены специально для отдельных видов юридических лиц (например, для банков и кредитных учреждений – административная ответственность нарушение правил кредитования).

3) особый субъект – для него предусмотрены особенности административной ответственности после реорганизации юридического лица.

Дисциплинарная и материальная ответственность в государственном управлении.

Дисциплинарная ответственность в государственном управлении.

Дисциплинарная ответственность (по общему правилу) – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работников своих обязанностей перед работодателем.

Основание дисциплинарной ответственности – нарушение дисциплины, т.е. дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Признаки дисциплинарной ответственности:

1) наступает в рамках определенного коллектива,

2) субъектом правоприменения является субъект дисциплинарной власти, а субъект ответственности находится в служебном подчинении;

3) дисциплинарные взыскания налагаются и действуют, пока гражданин находится в этом устойчивом коллективе;

4) большой объем моральных санкций (например, выговор).

Дисциплинарная ответственность в государственном управлении – наложение дисциплинарных взысканий субъектом дисциплинарной власти (руководителем государственного органа) на государственных служащих, совершивших дисциплинарные и иные проступки, и подчиненных по службе.

Основанием дисциплинарной ответственности государственных служащих является служебный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Система дисциплинарных взысканий зависит от вида государственной службы.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.

Виды дисциплинарных взысканий:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности (виновный включается в резерв для занятия иной должности на конкурсной основе);
  5. увольнение по основаниям:

- неоднократное неисполнение обязанностей;

- прогул;

- появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);

- хищение по службе;

- разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны;

Выделяют также основания увольнения для руководителей:

- принятие необоснованного решения, повлекшего утрату имущества;

- однократное грубое нарушение обязанностей.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) Виновный гражданский служащий дает объяснение в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.

2) Назначается проведение служебной проверки, учитываются все юридически значимые обстоятельства (степень вины, условия и др.).

3) Виновный гражданский служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки (не более чем на 1 месяц - максимальное время проверки) с сохранением денежного содержания в полном объеме.

4) Взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения, не считая времени отсутствия по уважительным причинам (отпуск, болезнь, уход за больным и т.п.).

4) Копия акта вручается виновному под расписку не позднее 5 дней.

5) Гражданский служащий вправе обжаловать акт о назначении наказания в комиссию по служебным спорам или в суд.

Если в течение 1 года с момента применения наказания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Руководитель государственного органа вправе досрочно снять дисциплинарное взыскание

- по собственной инициативе;

- по ходатайству непосредственного руководителя виновного;

- по письменному заявлению самого государственного гражданского служащего.

2. Дисциплинарная ответственность правоохранительных служащих (на примере МВД).

Виды дисциплинарных взысканий:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. понижение в должности;

6. понижение в специальном звании на 1 ступень;

7. лишение нагрудного знака;

8. увольнение из органов внутренних дел.

Для учащихся учебных заведений МВД также установлены наряд вне очереди и отчисление из учебного заведения.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) взыскания объявляются приказами. При этом замечание, выговор и наряд вне очереди может быть объявлен устно;

2) истребуется у виновного письменное объяснение;

3) срок вынесения приказа – 10 суток;

4) наказание приводится в исполнение немедленно, но не позднее 1 месяца со дня вынесения приказа;

5) сведения о проступке заносятся в учетную карточку.

Досрочное снятие взыскания возможно в порядке поощрения.

Дисциплинарное взыскание считается снятым по истечению 1 года с момента наложения (а устное – по истечении 1 месяца), если не было совершено другого дисциплинарного проступка.

Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить, усилить взыскание, которое было наложено нижестоящим начальником.

Сотрудники милиции вправе обжаловать решение в вышестоящий орган (вплоть до МВД) или в особых случаях - в суд.

Особенности:

В органах внутренних дел создаются «суды чести», которые рассматривают дела:

1. о нарушениях служебной дисциплины;

2. о недобросовестном отношении к исполнению служебных обязанностей;

3. о совершенных правонарушениях работником милиции;

4. о недостойном поведении в свободное время.

«Суд чести» не рассматривает материалы, по которым назначены дисциплинарные взыскания.

«Суд чести», установив виновность, вправе объявить общественное порицание; возбудить ходатайство о лишении нагрудного знака, понижении в должности, понижении в звании, перемещении по службе, увольнении или отчислении.

«Суд чести» может ограничиться обсуждением.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Основания:

- дисциплинарный проступок – нарушение дисциплины, норм морали и воинской чести, общественного порядка.

Перечень дисциплинарных взысканий зависит от статуса военнослужащего:

- воинское звание;

- вид службы (по призыву или по контракту).

Виды дисциплинарных взысканий:

I. за простые дисциплинарные проступки применяются выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения, сокращение очередного отпуска, назначение наряда вне очереди.

II. за грубые проступки применяются лишение нагрудного знака отличия; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; понижение в воинском звании на 1 ступень; понижение в звании с переводом на низшую должность; досрочное увольнение в запас с военной службы (не применяется к военнослужащим по призыву и к высшим офицерам).

Также применяются следующие меры воздействия:

1. предупреждение;

2. замечание;

3. строгое указание на упущение по службе;

4. напоминание об обязанностях и воинском долге;

5. запрет ношения военной формы для лиц, состоящих в запасе или в отставке и совершившие проступки, порочащие воинскую честь;

6. военнослужащие могут быть отстранены от должности в случаях, не терпящих отлагательств.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) взыскания объявляются письменно (приказ) и устно (на совещании, перед строем);

2) сроки – не позднее 10 суток с момента обнаружения проступка (например, если военнослужащий был обнаружен в состоянии опьянения, то этот срок начинают отсчитывать с момента отрезвления);

3) запрещается срывание погон и нашивок.

Военнослужащие вправе обжаловать наказание в течение 10 дней с момента наложения взыскания.

Взыскание снимается через 1 год – срок, после которого лицо считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если не было совершено других проступков, а также досрочно в порядке поощрения.

Особенность: у военнослужащих существует товарищеские суды, которые рассматривают дела о поведении военнослужащих на службе, и во внеслужебное время.

Товарищеский суд может объявить:

- общественное порицание;

- возбудить ходатайство о применении соответствующей меры дисциплинарного взыскания.

 

Местный референдум.

Местный референдум – голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования по вопросам местного значения. Решения, принятые на местном референдуме, являются высшим непосредственным выражением воли населения.

Вопросы, по которым может проводиться референдум:

- планы, программы развития территории муниципального образования;

- формы осуществления местного самоуправления;

- отчуждение, приобретение значимых объектов муниципальной собственности.

Стадии организации и проведения местного референдума.

1. Инициатива.

Инициатива проведения референдума может исходить от:

1. граждан, имеющих право участвовать в референдуме (избирателей), которые регистрируют инициативную группу:

2. избирательных, общественных объединений;

3. совместно представительного органа и главы местной администрации.

Если инициатива выдвинута совместно представительным органом и главой местной администрации, то она должна быть оформлена соответствующими правовыми актами.

2. Назначение.

По первым двум инициативам условием проведения референдума является сбор подписей в поддержку проведения референдума (по федеральному закону – не более 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования). Подписи поступают в представительный орган, который обязан назначить референдум в 30-тидневный срок. Если референдум не назначен вовремя, то он назначается судом на основании обращения граждан.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения закона при выдвижении инициативы.

3. Голосование.

В референдуме участвуют граждане, обладающие избирательным правом и зарегистрированные по месту жительства в пределах территории муниципального образования.

Территории делятся на участки (не более 3000 избирателей на каждом), на которых действуют участковые избирательные комиссии.

  1. Результат.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.

Результаты могут быть пр


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.266 с.