Прир. Капитал (ПК) в сис-ме э-э отнош-ий. Экосист. ф-ции и экос. услуги. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Прир. Капитал (ПК) в сис-ме э-э отнош-ий. Экосист. ф-ции и экос. услуги.

2017-11-16 203
Прир. Капитал (ПК) в сис-ме э-э отнош-ий. Экосист. ф-ции и экос. услуги. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стр-ру нац. богатства страны сост-ют 3 комп-та, 3 вида капитала: физ.(произвед. активы), чел. и прир. ПК – сов-ть прир. активов, обл-щих эк. ценностью, т.е. сумм. сто-ть ПР, вкл-я энерг. и мин-сырьев. запасы недр, а также всех воз-х и квазивоз-ых рес-сов. ПК РБ сост-т сов-ть мин. (вкл-я топл.-энерг), лесных, зем-ых, водн. рес-сов, а также рекреац., экотуристских и охотничье-промысловых рес-сов. Функции ПР: 1. ресурсн. – обеспеч-е топливно-энерг. и сырьев. рес-ми про-ва ТиУ; 2. экосист./эко услуги – обес-е разл. рода функций, регул-х сост-е биосферы: регул-е климата и водн. режима, защ. св-ва оз. слоя, ассимиляция отх-ов пр-ва и потр-я, предотвр-е эрозии почв, погл-е атм. углерода и т.д. 3. «духов. эко услуги», обусл-е эстет., этич., культ., рекреац., научно-познав. и пр. св-ми прир. объектов. Реал-я экосист-х функций и услуг явл-ся важнейш. миссией ПК. Она сост-т в созд-ии эк. выгод д/ потреб-лей этих услуг, баз-хся на обесп-ии природой разл. регул. функций. Класс-я экосист. (в частности, средозащитных) функций биоразнообразия позв-т предст-ть сл. вар-ты их оценки: 1. санит-гиг. ф-я – ассимиляция вредн. в-в, попадающих в прир. среду. Эк. оценка пров-ся по предотвращ. ущербу от загр-я ОС; 2. депонирующая функция – связ-е углерода лесными и болотными экос-ми. Эк. оценка опр-ся по V депон-я СО2 и имеет особ. Знач-е в связи с формированием глобального рынка торговли углеродными квотами; 3 водоочист. ф-я болот – фильт-я поверхн. и грунт. стоков болотными экос-ми. Может оцен-ся путем сопост-я со стоимостью усредн. промыш. очистной уст-ки такой же фильт. способности, как и оцен-е болото; 4. водоохр. ф-я лес. рес-сов – увел-е сумм. стока за счет уменьш-я испар-я дожд. воды. Эк. оценка может осущ-ся по доходу от получ-я доп. V вод. рес-сов; 5. противоэроз. ф-я лес. рес-ов – уменьш-е ветровой и водной эрозии почв и повыш-е продуктивности с/х угодий. Эк. оценка опр-ся доходом, получ-м в связи с увел-ем плодородия почв. Мех-зм «долги в обмен на природу» сос-т в сл.: кредитор (в кач-ве кот. может выст-ть отд. страна, транснац. корп-ии, группы стран) закл-ет со страной-должником согл-е о том, что кредитор прощает долг (или часть его) в обмен на обяз-во должника вып-ть опр. эко проекты (чаще всего глоб. Знач-я – по сниж-ю выбросов парн. газов, исп-ю озоноразр. в-в, сохр-ю биоразнообразия и т.п.).

 


Природные и техногенные угрозы экологической безопасности (ЭБ)

разновидности эко опасности: 1.соц-эко, связ-я с ухуд. среды обит-я людей и пок-лей их здоровья и благоп-я; 2.биосферно-эко, вызв-я угрозой наруш-я прир. равновесия, деградациии ландшафтов, загр-я ОС; 3.ресурсно-эко, проявл-ся в сокр-ии прир-рес. потенциала, утрате ресурсами св-ва возобн-я, исчерпании их запасов.

Эко безопасность – сост-е защ-ти жизн. важных интересов личности, общ-ва и гос-ва от посл-ий антроп. возд-я на ОПР, а также стих. бедствий и катастроф. Особ-ть эко безоп-ти сост-т в том, что она явл-ся коллективно потребляемым благом, доступным либо всем, либо никому. Пол-ка «абсол. безоп-ти» сос-т в полном искл-ии из хоз. практики ситуаций, приводящих к превыш-ю в ОС ур-ней ПДК токс. и радиоакт. в-в, и недопущ-и люб. техног. аварий. Постулаты этой пол-ки: 1. возд-е техног. фак-ов опасности на орг-зм чел-а, вызванное загр-ем ОС хим. агентами и радиоак. в-вами вследствие хоз. деят-ти, имеет порог. знач-е, т.е. приводит к патолог. изм-ям в организме при конц-ях токсикантов ОС, превыш-х ПДК; 2 авар. ситуации на промыш. объектах м.б. практически полностью искл-ны с помощью соотв. технич. и организ-х мер безоп-ти; 3. чел-к явл-ся наиболее чувств-м к опасностям объектом в биосфере и поэтому, если «защищен чел-к – защищена прир. среда». Цель – созд-е технич. с-м и принятие организ-х мер, позв-щих искл-ть, насколько это технич-ки возможно, люб. опасность д/ здоровья чел-ка и кач-ва ОС. При этом степень ЭБ оц-сь по пок-лям ПДК, ПДВ и др. индикаторам, хар-щим степень надежности технич. сис-м, а не сост-е здоровья людей и кач-во при. среды. Пол-ка «приемл. риска» в области ЭБ баз-ся на сл. принципах: 1.переход от цели политики «абс. безоп-ти», ориент-ной т. на совершенствов-е технич. с-м безоп-ти, к цели, ориент-ной на сох-е здоровья кажд. чел-а и кач-ва ОС; 2. разраб-ке методов колич. оценки безоп-ти, основ-х на пок-лях сост-я здоровья чел-а и кач-ва ОС; 3. переориентации с-мы контроля, сконцентр-го преимущ-но на факторах опасности, к контролю преимущ-но за возд-ем этих факторов на чел-а и ОС (сохраёняя контроль за самими факторами опасности) и др. Индикаторы ур-ня ЭБ: 1.ср. ожид-я продолж-ть жизни (СОПЖ) и степень удаленности сост-я экос-м от границ их динамич. неустойч-ти(точки бифуркации), т.е. ур-нь пред-но доп. эко нагрузки (ПДЭН). 2 Частн. пок-ли: индекс кач-ва среды, индекс запаса ПР, индекс Ур-ня жизни, индекс здоровья насел-я.


 

23. Современная стратегия экологизации х\д.

экологизация - «процесс неукл. и послед. внедр-я систем технолог., управл. и др. решений, позволяющих повышать эфф-ть исп-я ест. рес-сов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды на лок., рег. и глоб. уровнях (от отдельного предприятия до техносферы).В соц.-экон. аспекте эколог-ия предп-ет переход от расточ-ти в расходовании ПР к природосберег. методам хоз-я, получение мах полезностей при мин исп-го сырья и незнач. нарушении естест. среды обитания.

В отличие от прир\охр. деят-ти, следствием кот. явл-ся преимущ-но смягчение эко последствий сущ-их технологий, экологизация экономики предп-ет процесс постоянного технико-технол. и структурно-экон. совершенствования. А это предполагает реструкт-цию пр-ва: технолог. Перевооруж-е (установку газопылеулавл. устр-в и очист. сооружений, разработку малоотходных и ресурсосберегающих технологий, экол-ски чистых линий на производстве); внедрение стандартизир-х сис-м упр-я; подготовку и переподготовку персонала в целях повышения его экологической компетенции. Наконец, радикальным условием обеспечения экологизации экономического развития должна стать перестройка отраслевой структуры экономики. Речь идет о перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве в пользу ресурсосберегающих, инновационных отраслей и видов деятельности. Огромную роль в таком перераспределении должны сыграть формирующиеся рыночные механизмы.

Критерии экологизации развития стран и регионов: 1. Обеспечение хотя бы простого воспроизводства потенциала возобновимых природных ресурсов в ходе эксплуатации (сохранение их запасов, способности к самовосстановлению, продуцирующих функций). 2. Мин-ция отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий. 3. Отрицательная динамика объемов загрязнений окружающей среды во времени (как в целом, так и по отдельным природным средам). 4. Повышение эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий. Оценка экологиз-ии возможна с помощью э-э пок-лей техногенню возд-я.

С этой целью возможно исп-е двух типов пок-лей: -универс пок-лей антроп. Возд-я, позв-щих оценить степ изм-ий ОПС, обусл-х масштабами пр-ва, стр-рой эк-ки, Ур-нем экон. Разв-я стран и регионов, хоз. освоенности тер-и;

- пок-лей природоемкости хоз-ва, непоср-но отр-щих пар-ры уд. расхода ПР и уд. величины. Выс. прир\ё хар-на для экстенсивн типа разв-я эк-ки. Уменьш-е природоемкости пр-ва должно органически увязывать два процесса в нар хоз-ве: сокр-е или опред стаб-цию потр-я ПР, объема загр-ий, с одной стороны, и рост макроэк пок-лей (выпуска прод) за счет соверш-я техн-гий, внедр-я малоотходного и ресурсосбер пр-ва, исп-я вторичн рес-сов и отх-в – с другой.


24. Пр-во явл-ся гл. ист-ком получ-я благ, необх-х для жизни чел-а, удовл-я его нужд и потр-тей.Цепочка послед. Разруш-я природы в ходе воспр-х проц-сов, накапливаясь, ведет к потребителю. Потр-ль явл. един-ым звеном в произв-о-потр-ом цикле, на выходе кот. сущ. т. отходы. К сниж-ю эко пресса может привести отказ от потребления наиболее ущербоемких видов прод., укорачивание цепи (замена первичных сырьевых р-сов на утилизируемые из отходов), повыш. эф-ти пр-ва (увел. степени перераб. и комплексности исп-я мин.-сырьевых и топливно-эн-их р-сов) и общее сниж-е мат.-эн-го V потр-я.

Наиб. эф-ым мех-м рег-я потр-го спроса явл. экон-е инстр-ты, осн-е на фин-й мотивации потр-ей, в частности:

1. Вкл. спец. экол. налога в ст-сть прод., загр-щей ОС на стадии пр-ва или потр-я. Так, в США в 1989 г. был введен налог на продажу т-в, содерж.фреоны, разруш-е озон. слой. В Норвегии и Швеции сущ. налог на мин. удобрения и пестициды. В Австралии, Австрии и Великобр. взим-ся налоги на польз-ие топливными и нефтяными продуктами.

В странах ЕС дей-т акцизные налоги на однораз-ю упак-ку и тару; смазочн. масла; нефть; мин-е удобр-я и пестициды; аккумуляторы, сод-щие кадмий и ртуть; старые автомобили.

2. Залогово-возвратная с-ма, когда в цену т-ра вкл. залоговая ст-ть тары или части товара, кот. после исп-ия м.б. возвращены продавцу или в спец. пункты приема. Этот простой мех-м позв-т ↓ поступление отходов в ОС, сберечь знач. ср-ва и р-сы за счет утилизации (ЕС, сканд-х странах, США, Канаде). Например, с 1 января 2002 г. в Герм. взим-ся залог за жестяные банки для напитков и бутылки одноразового исп-я в р-ре 0,25 и 0,5 евро соответственно.

3. Плата потр-лю за утилиз-ю различн. мат-лов. В РБ сущ-ли спец. пункты приема вторсырья, где принимали макул-ру, текстиль, резину. В последн. годы их число резко сократ-сь, а плата за утиль стала очень низкой.

«Эко след (отпечаток)» - кол-во земли, необх. для получ. ПР, пр-ва прод-ии, захор-я отх-в жизнед-ти общ-ва в расчете на 1 жителя. В целом же наша планета распол-т 2,1 га на ч-ка независ. от того, в какой стране он проживает.

Стратегия упр-я проц-сами экологиз-ции общ. воспр-ва:

- возд-ие на предлож-е (формир-ии с-мы мотивац. Возд-я (кредитные и налоговые льготы, дотации, др. эк. стимулы, экол. стандарты, инф. рычаги), кот. подталкивала бы пр-лей к переходу на «зеленую» прод-ю.

- возд-ие на спрос (эк-ки вынудить либо психол-ки убедить потребителя переходить на более экологичную продукцию.)

- возд-ие на взаимосвязи м/у произв-ми и потр-ми (экологиз-ции промеж-х звеньев, соед-их конкр. пр-лей и потр-ей.)


25. УР предп-т кач-е изм-е всей стр-ры общ-ва.

Цели развития тысяч-я:

1. Ликв-ть крайнюю нищету и голод:

- сократить вдвое долю нас-я, имеющего д-д менее 1$ в день;

- сократить вдвое долю нас-я, страд-го от голода.

2. Обеспечить всеобщее начальное образ-е – создать усл., открывающие для всех детей возможность получать в полном объеме начальное школьное образование.

3. Добиться искоренения неравенства между муж. и жен., а также расшир-я прав и возм-ей женщин (ликв-ть нерав-во м/у полами в сфере нач. и ср. образ-я, и не позднее чем к 2015 году — на всех ур-нях образ-я).

4. Сократить на 2/3 смертность детей в возрасте до 5 лет.

5. Улучшить охрану материнства - снизить на 3/4 коэф-т материнской смертности.

6. Усилить борьбу с ВИЧ/СПИДом, малярией, туберкулезом и др. заболев-ми. Остановить распростр-ние этих заболеваний и положить начало тенденции к сокращ-ю заболеваемости ими.

7. Обеспечить эко уст-ть:

- вкл.пр-пы УР в нац-е стратегии и проги, и обратить вспять пр-с утраты ПР;

- сок. вдвое долю людей, не им-щих пост.доступа к чист. пит.воде;

- к 2020 году обесп-ть сущ-е улучш. жизни, как минимум, 100 млн обитателей трущоб.

- Сформ-ть основы глоб-го партнерства во имя развития. Для достиж. этой цели были определены следующие задачи:

- увелич.объемов офиц-ой помощи для развития наим. развитых стран до 0,7% ВВП стран-доноров;

- дальнейшее разв-е открытых и свободных от дискриминации торговых и финн.отношений м/у странами;

- удовл-е специф. потр-тей наименее разв-х стран, а также развив-ся стран, не им-щих выхода к морским торг. путям, и малых островных гос-в;

- всестор-е урегулир-е проблемы чрезмерн. внешн. задолж-ти развив-я стран с пом. нац. и м/унар-х мер, чтобы ур-нь задол-ти был приемлемым в д/ср плане;

- разр-ка и осущ-ие стратегии сотруд-ва с развив-ся странами по сокращ. безраб-цы среди молодежи;

- обеспеч. доступа нас-я развив-ся стран к важнейшим лекарственным препаратам по приемлемым ценам;

- широкое распр-ие выгод от новейших н-т достижений, в первую очередь в области информационно-коммуникационных технологий.

1-6 – соц. справедливость

7-8 – эко без-ть и эк эф-ть.


 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.