Церковь и государство в XV - XVII вв. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Церковь и государство в XV - XVII вв.

2017-11-16 381
Церковь и государство в XV - XVII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В период формирования русского гос-ва церковь поддерживала князей, тк была заинтересована в укреплении гос-ва, между церковью и гос-вом нет конфликтов.

XV век:

1439 г. Василий II отказался признать союз между католической и православной церквами во главе с папой римским. Этим было положено начало независимости русской церкви от константинопольского патриарха.

1453 г. Константинополь взят турками - русская церковь полностью независима.

Церковь в материальном положении не зависела от гос-ва, что позволяло ей вести самостоят внутреннюю политику. Первым это заметил Иван III, который и начал попытки секу­ляризации церковных земель. Хотя ему это не удалось: он перессорился с церковными иерархами и в итоге пошел просить прощения у церковного владыки, т о церковь вступила в противоречие с гос-вом.

Ереси:

- в XV-XVI вв. большая часть иерархов церкви поддержала велико-княжескую власть, т к на Руси появились религиозные ереси и в лице гос-ва они видели того, кто мог бороться с ересями. Ересь – форма классовой борьбы против церковного феодализма.

- ересь стригольников: на голове выстригался крест, полагая, что вера станет крепче, если будет опираться на разум.

- ересь жидовствующих (Новгород), к-ые отрицали власть священника и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имели права владеть землей и крестьянами. Среди церковников не было единства в этом вопросе, развилась внутрицерковная борьба. Одна часть отстаивала право владеть землей и крестьянами (иосифляне). Другие возражали против накопления богатств и земельных владений церквами (нестяжателями).

XVI век + Стоглавый собор (1551 г.):

- власть церкви снижалась. Иван Грозный в 1550 году приступил к реформам, наме­ченным Избранной Радой и являющимися попыткой ограничения церковного землевладения. В январе-феврале 1551 года созван Стоглавый Собор по вопросам внутренней организации церкви, церковн. ритуала; роли церкви в культуре (образовании, воспитании и тп), церковного землевладения.

Результаты Собора: Собор отказал царю в передаче части церк. земель гос-ву, но согласился на то, что в дальнейшем увеличения церк. земель не будет. + Собор утвердил единый пантеон русских святых. +

В мае 1551 г. на основе решений Стоглавого Собора царь принимает законы:

1) все земли, отошедшие церкви в период боярского правления (1533-47гг.), возвращаются гос-ву,

2) церковь не может приобретать земли без согласия царя,

3) запрещается создание новых слобод в городах

4) церковь лишается права полной неуплаты налогов (участвует с сборе полоняничного(?) налога - на выкуп пленных)

XVII век:

Далее церковь играла важную роль и в смутное время, так как оставалась единственной стабилизирующей централизованной силой. Духовенство в середине XVII в. составляло особое сословие: черное духовенство (архиереи и монахи) и белое духовенство (священники).

Церковный раскол, патриарх Никон:

Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви.

По поруч Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу:

устанав единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

земные поклоны заменялись поясными и т.д.

-Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум.

- В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов, произошел раскол церкви.

Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Церковный собор 1666 года вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь.

- собор 1667 г подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.

- в 1700 г после смерти патриарха Адриана царь не провел выборы, а лишь назначил исполняющего обязанности («местоблюстителя»), а новая церковная реформа произошла уже в 1721 г в ходе общей реформы управления Петра Великого.


 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.