Понятие, предмет конст. прав РБ как отросли права. Его место в системе права РБ. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие, предмет конст. прав РБ как отросли права. Его место в системе права РБ.

2017-11-16 228
Понятие, предмет конст. прав РБ как отросли права. Его место в системе права РБ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конст право как наука права: понятие, предмет, система.

Наука - сфера чел деят-ти, ф-цей кот явл выработка и теор систематизация объекьтив знаний о действительности. Наука КП - изуч КПО, отрасль- их регулирует.

КП как отрасль права следует отличать от науки КП. Как отрасль права она представляет собой совокупность юр норм регулирующих более важные обществ отнош. Наука КП – шире понятие. Ее предмет – совокупность взглядов, знаний, идей, представлений о науке КП их назначение, цели, возд на полит, эк, соц процессы об эффективности норм права, об отмене устаревших и выработке новых, о КПО, через кот реализуется нормы КП.

Предмет изучения КП: нормы КП, акты конст законодат-ва, процесс возд норм конст права на регулир обществ отнош., изучает практику применения норм КП

Источники: - НПА содерж. КПН

- истор док в обл КП

- труды ученых

- конст правовая практика

Теоретической основой науки КП является учение о государстве в праве, о роли народа в развитии общества, о базисе и надстройке, о понятии и сущности конституции, избирательном праве, гражданство, правовой статус человека и гражданина.

Наука конст права – это совокупность знаний, представлений, взглядов и теоретических положений об отрасли конст право, предмете и методе его регулирования.

 

Источники науки конст права РБ

Наука - сфера чел деят-ти, ф-цей кот явл выработка и теор систематизация объекьтив знаний о действительности. Наука КП - изуч КПО, отрасль- их регулирует.

Предмет изучения КП: нормы КП, акты конст законодат-ва, процесс возд норм конст права на регулир обществ отнош., изучает практику применения норм КП

Источники: - НПА содерж. КПН

- истор док в обл КП

- труды ученых

- конст правовая практика

- Исследования ученых в области конст-правовой проблематики

Источником науки КП являются работы прогрессивных политический деятелей мира, дореволюционных русских ученых юристов, и так же белорусских ученых в области КП. Таким образом, предмет и система науки КП складывались постепенно в зависимости от того, кому служила эта отрасль права науки. Содержания и направления менялись.

 

Понятие, сущность и принципы Конституции

Конституция -основной источник КП, это совокупность правовых норм высшей юр силы регулирующих наиболее важные общественные отношения: Основы конст строя; Взаимоотношения между обществом и личностью; Государством и гражданином; Госустройство РБ; Конституция является гос-правовой моделью общества. Это документ особого политического и правового значения.

Термин «конституция» (лат.- установление, построение) применяется в обиходе со времен римской империи. Термин «конституция» происходит от лат. слова consti­tution, что означает «устанавливаю», «учреждаю». Первая писаная конституция гос была принята в 1787 г. в США, затем в 1791 г. в Речи Посполитой и во Франции.

· характеризуется стабильностью, т. е. определяется тем, что она закрепляет основы констит строя, и особым порядком ее принятия и внесения в нее дополнений и изменений.

· Осн закон гос, ядро правов системы общественного регулирования.

· Учредительный хар-ер, выраж в том что нормы к. выступают в качестве первоосновы явл первеич отнош ко всем иным нормам.

Сущность- компромисс различных соц, полит сил общества на базе признания общеобязат ценностей.

 

 

Понятие политической системы, его осн элементы.

Политическая система – это совокупность госорганов, должностных лиц, общественных организаций, политических партий и отдельных граждан, оказывающих влияние на политическую жизнь государства и общества. К субъектам полит системы можно отнести:

· государство;

· политические партии;

· иные общественные объединения;

· их союзы и ассоциации;

· трудовые коллективы;

Элементы политической системы:

1) правовое государство – основной элемент политической системы,

2) госорганы и должностные лица –

3) политические партии и общественные организации

4) трудовые коллективы.

5) Народ.

Важнейшим элементом полит системы является гос. Это объясняется специфичностью гос власти. Гос власть носит всеохватывающий характер, т.е. она распространяется на всех членов общества и определяет единое целое.

 

Полномочия президента РБ

1) назначает республиканские референдумы;

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Респуб и местные представительные органы;

3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конст;

4) назначает шесть членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов;

6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

7) определяет структуру Правительства РБ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра;

10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей РБ;

12) назнач на должность и освобождает от должн Председателя КГК;

13) обращается с посланиями к народу РБ о положении в гос и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту

15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительств РБ;

17) решает вопросы о приеме в гражданство РБ, его прекращении и предоставлении убежища;

18) устанавливает гос праздники и праздничные дни, награждает гос наградами, присваивает классные чины и звания;

19) осуществляет помилование осужденных;

20) ведет переговоры и подписывает международные договоры,

23) вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;

24) подписывает законы;

25) имеет право отменять акты Правительства;

27) формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ;

28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами РБ;

29) вводит на территории РБ в случае военной угрозы или нападения военное положение,

30) осущ иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

 

 

59 Законотворческие функции президента РБ В соответствии со ст. 85 Конст РБ Президент во исполнение своих полномочий наделён правом издавать сл правовые акты: декреты, указы и распоряжения.

Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республ законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Причем этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Необходимо отметить, что сфера делегированного законодательства ограничена частью второй ст. 101 Конституции. Так, не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, её толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республ бюджета и отчёта о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем, закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Часть 3 ст. 101 Конституции закрепляет положение, что в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. В случае издания таких декретов по предложению Правительства, они должны скрепляться подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трёхдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой Представителей, а затем Советом Республ. Эти декреты сохраняют силу если они не отменены квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей голосов) от полного состава каждой из палат.

В соотве с ч. 3 ст. 137 Констит, в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета были предоставлены законом.

Согласно ч. 2 ст. 85 Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспеч исполн декретов, указов и распоряж.

.

 

 

60 Конституц основы деят-ти Парламента РБ Основы деят парламента РБ закреплено конституцией, законом о нац собрании, а также регламентом палат. Порядок формирования палат парламента, кроме констит регламентируется избирательным кодексом. В РБ парламент явл представительным и законодательным органом.

В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых народом Беларуси. Депутаты должны быть гражданами Бел в возрасте от 21 г. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики. Функции Палаты представителей:

· рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента

· одобрение кандидатов, назначаемых Презид на пост Премьер-мин, оценка работы правительства, принимает отставку Президента; отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматрив не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Констит.

Совет Республики – это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов. Местные Советы избирают 56 членов: 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент Беларуси. Кандидаты в члены Совета Республики должны: быть в возрасте от 30 лет, постоянно проживать в соответствующем регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет.

Основная функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей.

61 Структура Парламента РБ Парламент – Нац собрание РБ явл представительным и законодательным органом РБ.

Парламент сост из 2 палат – Палаты представителей и Совета Республ.

Состав Палаты представ – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты предст осущв соотв с законом на основе всеобщего, свободого, равного, прямого избирательного права при тайном голосов.

Совет Республики явл палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

Депутатом Палаты представителей может гражданин РБ, достиг 21 г.

Членом Совета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

Одно и то же лицо не может одновременно явл членом двух палат Парламента. Срок полномочий Парламента – 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

 

 

62 Основы правового положения деят-ти Парламента РБ Правовое положение парламента РБ закреплено конституцией, законом о нац собрании, а также регламентом палат. Порядок формирования палат парламента, кроме констит регламентируется избирательным кодексом. В РБ парламент явл представительным и законодательным органом.

В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых народом Беларуси. Депутаты должны быть гражданами Бел в возрасте от 21 г. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики. Функции Палаты представителей:

· рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента

· одобрение кандидатов, назначаемых Презид на пост Премьер-мин, оценка работы правительства, принимает отставку Президента; отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматрив не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Констит.

Совет Республики – это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов. Местные Советы избирают 56 членов: 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент Беларуси. Кандидаты в члены Совета Республики должны: быть в возрасте от 30 лет, постоянно проживать в соответствующем регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет.

Основная функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей.

Структура Правительства РБ

Исполнительную власть в РБ осущт Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган гос управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед Парламентом РБ.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РБ.

Правительство РБ состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республ органов гос управления.

Премьер-министр назначается Президентом РБ с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент РБ вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

68 Порядок деят-ти Совета Министров РБ. Деятельность Совета Министров осущ в трех основных организационных формах:

Заседания Совета Министров РБ явл основной формой его деятельности. Проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседания Совета Министров проходят под председательством Премьер-министра. На заседаниях Совета Министров решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства. Исключительно на заседаниях Совета Министров РБ рассматрив: вопросы подготовки и исполнения республ бюджета, формир и использ гос внебюджетных фондов; проекты программ эк и соц развития РБ; основные направления внутр и внешней политики РБ.

Заседания Президиума, кот предназначен для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров. Заседания Президиума СовМин проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Первоначально на заседаниях Президиума Совета Министров рассматривается проект повестки дня, в него при необходимости вносятся изменения и дополнения. Затем заслушивается доклад или инф. После обсуждения вопроса принимается решение.

Совещания, проводимые Премьер-министром и его заместителями, по различным вопросам, требующим коллегиального обсуждения.

К иным организац формам деятельности Правительства относятся совместные заседания Президиума Правительства и иных гос.

Для организационно-технического обеспечения деятельности Премьер-министра РБ и его заместителей создается Аппарат Совета Министров РБ, оказывает консультативную и методологическую помощь подчиненным СовМин РБ гос органам и иным гос организациям, не наделен властными полномочиями и правом принимать решения, обязательные для указанных органов и организаций и их руководителей.

 

69 Понятие судебной системы РБ. Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система РБ по своей природе является децентрализованной. Судебная система — совок судов, осущ правосудие на территории РБ в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке. В систему судов входят:

· Конституционный Суд РБ;

· общие суды;

· хозяйственные суды.

Конст Суд занимает особое положение в судебной системе РБ. Констит Суд призван осущ контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

К общим судам в относ: Верховный Суд РБ; областные, Минский городской; районные (городские); военные суды.

К хоз судам относ: Высший Хозяйственный Суд РБ; хоз суды областей и города Минска.

Суды, входящие в систему РБ, имеют структурные подразделения. Так, например, областные суды состоят из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам и президиума суда. Верховный Суд РБ состоит из судебной коллегии по гражданским делам, военной коллегии, Президиума и Пленума. Каждый суд возглавляет председатель. Он имеет заместителей. При каждом суде функционирует аппарат суда, кот предназначен для организационного обеспечения деятельности суда.

 

70 Суды общей компетенции: понятие, система, правовая хар-ка. Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела. Общим судам относятся: Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и состоит их председателя суда, 1 заместителя, заместителей, судей верховного суда и народных заседателей. Количественный состав определяет президент. В структуру суда входят:

1) пленум верховного суда

2) Президиум верховного суда

3) 4 судебные коллегии верховного суда

• судебная коллегия по гражданским делам

• по уголовным делам

• военная

• по делам интеллектуальной собственности

Районые, городские и специальные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются президентом РБ. Районный, городской суд – представитель низшего, самого многочисленного звена в системе судов общей юрисдикции.

Областной и минский городской суды учреждаются в каждой области и г. Минске. Областные суды рассматривают в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.

Военные суды входят в судебную систему РБ, осущ судебную власть в вооруженных силах и др воинских формированиях гос. Подсистему военных судов составляют межгорнизонные военные суды, бел военный суд и военная коллегия верховного суда.

71 Правовое положение Верховного Суда РБ. Верхв Суд РБ явл высшим судебным органом и осущ правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов в РБ. Верх Суд состоит из председателя суда, первого заместителя председателя, заместителей председателя, судей, назначаемых на должность Президентом РБ с согласия Совета Республ бессрочно.

Верховный Суд действует в составе:

· Пленума;

· Президиума;

· Судебной коллегии по уголовным делам;

· Судебной коллегии по гражданским делам;

· Военной коллегии.

Пленум Верх Суда сост из председателя, заместителей и судей Верх Суда. Осн назнач Пленума — давать судам разъяснения по вопросам применения правовых норм при рассмотрении ими уголовных, гражд и админ дел. Пленум созывается не реже одного раза в 3 месяца и принимает постановления большинством голосов.

Полномочия Верх Суда след:

· рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· изучает и обобщает судебную практику, оказывает помощь судьям по применению норм законодательства;

· осуществляет контроль за работой всех судебных органов;

· вносит предложения в Конст Суд о проверке конституционности нормативных актов;

· иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

72 Система хоз судов в РБ Хоз суды явл органами судебной власти, осущ правосудие в обл хоз(эк) отношений. Система хоз судов двухзвенная. Ее сост высший хоз суд и хоз суды областей (и г. Минска). В системе хоз могут созд специализир хоз суды (земельные, налоговые).

Возглавляет систему хоз судов Высший хоз суд. Он явл высшим судебным органом, кот осущ правосудие путем разрешения хоз споров, возникающих из гражданских, администр и иных правоотношений, осущ надзор за судебной деятельностью хоз судов.

Высший хозяйственный суд:

1) 2) вносит в констит суд предложения о даче заключения а конституционности НПА

3) изучает и обобщает практику применения хоз судами законодательства, регулирует отношения в сфере предпринимательской и иной хоз деят,

4) оказывает судьям хоз судов пом по применению законодательства

5) разрабатывает предложения по совершенствов законодательства

6) осуществляет проверку деятельности хоз судов

Высший хоз суд состоит из председателя суда, 1 заместителя, заместителей председателя и судей. Председатель высшего хозяйственного суда назначается президентом из числа судей этого суда с согласия совета республики сроком на 5 лет.

Хоз суды областей и г. Минска:

1) изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику

3) готовят предложения по совершенствованию законодательства

Председатели хоз судов областей и г. Минска и спец хоз судов:

1) организуют деятельность соответствующего суда

2) осуществляют общее руководство аппаратом суда, назначают на должности и освобождают от должности

3) распределяют обязанности между своими замами

 

Законы в системе НПА

Закон — это такой НПА, кот принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юр силой.

В зависимости от юр силы законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также те законы, принятие кот предусмотрено Конституцией. Таковым, например, явл Закон о Совете Министров РБ и др. В РБ высшей юр силой обладает Конституция. В ней закрепляется организац структура гос власти страны, основы общественного и гос строя, основные права и обязанности граждан. В Республике установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию. Конституция явл юр базой для всего действующего законодательства.

Конституция – основн з-н гос-ва, имеющий высшую юр силу и определяющий основные общеобязат принципы для регулирования всех общ отн-ий.

Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения.

Программный з-н – з-н, кот принимается в соотв с Конст по к-л четкому, конкретному направлению.

Кодексы РБ – з-ны, кот обеспечивают системн регулирование опред области общ отн-ий, либо содержат осн часть таких отн-ий (уголовно-процессуал кодекс, уголовно-исполнительный/кодекс об образовании).

З-н — это такой НПА, кот принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общ отн-ия и обладает высшей юр силой.

80 Подзаконные акты в системе НПА. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, др законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В силу этого они и носят название подзаконных. В числе подзаконных актов большей, после законов, юр силой обладают указы Президента РБ. Следует иметь в виду, что указы Президента могут не явл источниками права(указы о назначении на должность, о присвоении почетного звания). Они не должны противоречить Конституции и другим актам законодательства. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Однако они издаются обычно по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к числу нормативных актов.

Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров РБ. Эти акты носят подзаконный характер и издаются по важным вопросам управления эк страны, обеспечения гос политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, нац безопасности. Постановления правительства обычно носят нормативный характер.

Следующим видом явл ведомственные акты. Они издаются центральными органами гос управления — министерствами, гос комитетами и ведомствами. Эти акты, как правило, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Наименование актов, издаваемых центральными органами управления, не определено в нормативном порядке. На практике большинство из них является приказами и инструкциями. Приказы могут быть как нормативного, так и ненормативного содержания. Инструкции же являются только нормативными.

Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией опр органа и не должны противоречить всем вышестоящим по юр силе нормативным акта.

Подзаконные НПА принимают также местные представительные и исполнительные органы власти (областей, городов, районов).

Местные Советы депутатов и исполнительные комитеты принимают решения согласно своему статусу. Управления и отделы исполнительных комитетов принимают приказы и инструкции.

81 Понятие избирательного права, его виды. Избирательное право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право является институтом конституционного права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Основным источником избирательного права являются конституция, избирательный кодекс и другие НПА.

Принципы избирательного права, т.е. в РБ закреплено всеобщее, равное, свободное, прямое избир право при тайном голосовании.

Обычно понятие «избирательное право» используется в двух значениях: в объективном и субъективном.

Объективное избир право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов органов представительной власти или избрания должностного лица (например, президента).

Субъективное избир право выступает в качестве одного из важнейших политических прав граждан на участие в управлении делами общества и государства.

Избирательное право — право граждан принимать участие в выборах и референдумах.

Избир право подразделяется на:

· активное избирательное право, т. е. право граждан избирать;

· пассивное избирательное право, т. е. право быть избранным.

 

82 Принципы избирательного права РБ Избир право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право явл институтом констит права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Осн источником явл конституция, избирательный кодекс и другие НПА.

Принципы избирательного права, т.е. в РБ закреплено всеобщее, равное, свободное, прямое избир право при тайном голосовании.

Всеобщее – каждый гражданин, достигший опр установленного в законе возраста имеет право избирать и быть избранным в гос органы независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, образования, социального происхождения и т.д.

Равное – все избиратели либо кандидаты находятся в равных условиях и участвуют в выборах на равных основаниях. Относительно кандидатов: равное финансирование, равное колич эфирного времени.

Свободное – каждый избиратель самостоятельно решает: участвовать ему в выборах или нет и за кого голосовать.

Прямое – избиратель отдает свой голос за или против кандидата или решает непосредственно.

Косвенное – кандидата избирают с помощью специальных коллегий или представительного органа.

Тайное голосование – никто не вправе осущ контроль за волеизъявлением человека. Это обеспечено нахождением на избирательных участках специальных кабин для голосования.

Избирательное право в узком смысле понимается как субъективное право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное).

83 Понятие избирательной системы, ее виды- Избир система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юр нормах, а также сложившейся практикой деятельности гос и общественных организаций.

1. Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников.

2. Мажоритарная система абсолютного большинства - требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа.

3. Маж. система квалифицированного большинства. При этой системе избранным считается кандидат, получивший квалифицирова большинство голосов. Квалифицир большинство устанавл законом и превышает большинство абсолютное.

4. Система единственного непередаваемого голоса. Система заключ в том, что в избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

5. Система пропорционального представительства политических партий. Главная идея этой системы, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

6. Смешанные системы – сочетание элементов как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

 

 

84 Избирательно право как институт конст права. Избир право – это система правовых норм, регулирующих процесс организации и проведения выборов и референдумов. Избирательное право явл институтом констит права, оно регулирует как процесс выборов депутатов парламента, депутатов местных советов депутатов, так и президента. Осн источником явл конституция, избирательный кодекс и другие НПА.Обычно понятие «избирательное право» используется в двух значениях: в объективном и субъективном.

Объективное избир право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов органов представительной власти или избрания должностного лица (например, президента).

Субъективное избир право выступает в качестве одного из важнейших политических прав граждан на участие в управлении делами общества и государства.

Избирательное право — право граждан принимать участие в выборах и референдумах.

Избир право подразделяется на:

· активное избирательное право, т. е. право граждан избирать;

· пассивное избирательное право, т. е. право быть избранным.

 

Понятие, предмет конст. прав РБ как отросли права. Его место в системе права РБ.

КП — отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, устанавливающих и закрепляющих основы конст строя, правовое положение личности в обществе и гос, основы организации и деятельности системы гос органов, а также органов местного управления и самоуправления.

КП регулирует общественные отношения, которые непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Предметом кп являются общественные отношения, складывающиеся в полит, эк, соц, духовной и др сферах жизни общества, среди кот выделяют отношения:

o определяющие основы конст строя РБ, суверенитет народа и формы его осуществления;

o закрепляющие основы взаимоотношений между государством и личностью, основы правового статуса личности;

o связанные с администр-территориальным деянием республики;

o связанные с организацией, формированием и принципами деятельности системы органов государственной власти.

С одной стороны КП как бы интегрирует, то есть концентрирует основы всех отраслей права, с другой стороны оно создает для них юр базу, устанавливает общие наиболее важные положения.

КП РБ возглавляет всю систему белорус права, являясь ее логическим центром вокруг которого расположены другие отрасли права.


 

2. Конст-правовые нормы: понятие, общие черты и отличия от норм др отраслей права. КПН (норма- правило поведения)- установ и санкционир гос-ом, регулир конст- админ отношения, обеспечение и использ кот гарантирует возможное применение силы граждан.

Общие черты:

- исходят от гос, явл выражением его воли

- явл. Общеобязательными правилами поведения

- выраж в НПА в письм форме

- охр-ся и обеспечив гос.

Особенности

- вкл в особу сферу регулирования конст отнош

- субъектами на кот распростр КПН явл не только граждане, но и такие специфич как народ, гос, избиратель, депутат, президент

- КПН отлич особой структурой. В основнос кн имеют 2 элемента(гипотеза и диспозиция) либо 1 элем диспозиция

- КПН имеют свои присущие только ей формы ответственности, носят сугубо полит хар-ер(роспуск парламента, отмена акта,признание выборов недействит)

 

 


 

3. Конст.-правовые нормы: понятие и виды. КПН (норма- правило поведения)- установ и санкционир гос-ом, регулир конст- админ отношения, обеспечение и использ кот гарантирует возможное применение силы граждан.

Классификация КП норм

а) по содержанию – на нормы, закрепляющие: основы конституц строя; основы правового положения личности; систему гос органов; избирательную систему, и т.д.;

в) по характеру регулируемых общественных отношений: материальные, процессуальные – регулируют порядок деятельности, производства в гос рганах

д) по территории действия нормы могут быть: республиканские (действуют в пределах государства); местные (действуют в пределах отдельной административно-территориальной единицы).

е) по действию во времени: временные (обычно содержатся в переходных положениях конституций). постоянные (их большинство, они имеют неопределенный срок действия); исключительные (устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств).

ж) по источникам, т.е. характеру актов, в которых они содержатся. Прежде всего, это конституционные нормы, устанавливаемые Конституцией РБ. Они являются основными. Все другие правовые нормы исходят из норм Конституции и на них базируются.

4. Конст-правовые


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.