Практическое занятие 1. Философия как опыт свободной мысли — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Практическое занятие 1. Философия как опыт свободной мысли

2017-11-16 478
Практическое занятие 1. Философия как опыт свободной мысли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие 1. Философия как опыт свободной мысли

1. Своеобразие философии, её предмет и роль в жизни человека и общества. Структура философского знания.

2. Философия и мировоззрение: сходства и различия. Функции философии.

3. Философия и наука (сходства, различия, взаимосвязь).

4. Философия и религия.

5.Философия и искусство.

6. Размышления философов о предназначении философии, её предмете и роли в жизни человека и общества (определения философии, данные Платоном, Аристотелем, Кантом, Гегелем и др. великими мыслителями, на выбор).

Практическое занятие 2. Разрешен ли сегодня спор эмпиризма и рационализма?

1. Категория всеобщего (абсолютного) как предмет спора.

2. В чем состояло разногласие Платона и Аристотеля по этому вопросу?

3. Как этот спор развернулся в позициях номинализма и реализма (средневековая философия)?

4. Отношение к этому спору рационалистов и сенсуалистов в Новое время (XVII-XVIIIвв).

5. В чем состояло решение этого спора И. Кантом?

6. Идея универсального (абсолютного) в современной философии.

Практическое занятие 3. Человек в поиске Истины

1. Что означает-быть истинным?

2. Аристотель об истине, ее видах, истине и душе.

3. Гносеологическое и онтологическое понятие истины.

4. Диалектика знания, претендующего на истинность. Проблема относительной и абсолютной истины.

5. Критерии истины в познании.

6. Проблема истины в современной науке.

 

Практическое занятие 4. Философские модели и научные картины мира

1. Характеристика исходной познавательной ситуации

2. Требование к онтологической модели

3. Базовые онтологические модели

4. Оправдание и критика различных моделей

5. Научная картина мира

6. Современная информационная научная картина мира

7. Эволюционная научная картина мира в свете информационного подхода

Практическое занятие 5. В чем сущностное отличие человека от животного и есть ли оно?

1. В каком смысле человека можно считать животным?

2. Современные данные науки о поведении животных (этология). Об интеллекте животных.

3. Есть ли у человека потребности, которых нет у высших животных?

4. «За и против» естественнонаучной (эволюционной) теории антропогенеза.

5. Современные данные психологии об этапах и уровнях развития личности.

6. Природа человеческой личности: многообразие подходов (религиозный, материалистический, экзистенциальный подход к личности).

Практическое занятие 6. Существует ли свобода воли?

1. Можно ли доверится собственному опыту свободы воли? (Почему обычно человек думает, что он волен поступать по собственному желанию?)

2. Как возможна свобода в сфере природной необходимости?

3. Основные решения проблемы свободы воли в истории философии. (Стоики – АвгустинАврелий – Спиноза – Кант – Гегель – Бердяев - Сартр - Хайдеггер)

4. Порождает ли свобода ответственность?

5. Любовь-свобода или зависимость?

Практическое занятие 7. Проблема «сознание – тело»

1. Попробуем разобраться, что мы имеем в виду, когда говорим: «сознаю!».

2. «За и против» понимания сознания как функции “особым образом организованной материи”.

3. Основные положения трактата Аристотеля «О душе».

4. Зависят ли наши мысли от состояния тела?

5. Информационная теория сознания.

Практическое занятие 8. Во что человек может верить и на что надеяться? (Введение в философию религии)

1. Связь принципа конечности человеческого бытия с надеждой на бессмертие и потому с религиозной верой.

2. Вера как условие человеческого бытия. Разновидности веры.

3. Вера и религия. О чем свидетельствует религиозное чувство?

4. Итак: существует ли Бог?

5. Религия в жизни современного человека и общества.

Практическое занятие 9. Добро и зло

1. Что мы имеем в виду, когда говорим: «он добрый», «она хорошая», «хороший поступок» и пр.?

2. Можно ли допустить существование добра без зла? Насколько соотносительны эти моральные категории?

3. Моральные чувства. Какова их природа?Что такое стыд и совесть?

4. Моральные чувства и этические нормы (эволюция представлений о морали-от религиозного понимания до аморализма Ф.Ницше, социально обусловленной морали по К.Марксу, современной «биологической» теории происхождения морали).

5. Являются ли моральные нормы обязательными всегда, для всех и во всех случаях?

II. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

(печатные и электронные издания)

 

1. Алексеев, П. В. История философии: учебник / П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2014. – 237 с. – 10 экз. Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:738638&theme=FEFU

2. Грядовой, Д. И. Философия [Электронный ресурс]: Общий курс учебник для вузов / Д. И. Грядовой. − М.: Юнити-Дана, 2014. – 463 с. – 3 экз.http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:726620&theme=FEFU

3. Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. Москва: Проспект, 2015. – 332 с. – 1 экз. Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:796449&theme=FEFU

4. Канке, В. А.: Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов /В.А. Канке. – М.: Логос, 2014. – 375 с. – 5 экз. Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:741283&theme=FEFU

5. Кохановский, В.П. Философия. Учебник для вузов. − М.:КноРус, 2013. − 368 с. − 7 экз. Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:736473&theme=FEFU

6. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. − М.: ИНФРА-М, 2011. − 408 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=216064

7. Свергузов А.Т. Философия: Учебное пособие / А.Т. Свергузов. − М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. − 192 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=309109

8. Философия / В.В. Миронов. отв.ред. − М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. − 928 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=535013

9. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский государственный университет. − М.: Проспект, 2015. − 588 с. – 1 экз. Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:794525&theme=FEFU.

10. Философия: учебник / А. В. Аполлонов, В. В. Васильев, Ф. И. Гиренок и др.; под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. − М.: МГУ, 2013. – 670 с. – 2 экз. Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:692636&theme=FEFU.

11. Философия: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юрайт, 2015. − 711 с. – 1 экз.Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:794514&theme=FEFU

Дополнительная литература

(печатные и электронные издания)

 

1. Грядовой, Д. И. История философии. Древний мир. Античность: учебник для вузов / Д. И. Грядовой. – М.: Юнити Дата, 2014. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:725065&theme=FEFU

2. Грядовой, Д. И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант: учебник для вузов / Д. И. Грядовой. – М.: Юнити Дата, 2014. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:725066&theme=FEFU

3. Грядовой, Д. И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время: учебник для вузов / Д. И. Грядовой. – М.: Юнити Дата, 2014. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:725078&theme=FEFU

4. Современная мировая философия учебник для вузов [А. С. Колесников, С. Л. Бурмистров, С. В. Никоненко и др.]; под ред. А. С. Колесникова. – М.: Альма Матер, 2013. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:732403&theme=FEFU

5. Кузнецов В.Г. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. − М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. − 519 с.: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=397769

6. Горелов, А. А. Основы философии: учебник / А. А. Горелов. − М.: Академия, 2012. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:417610&theme=FEFU

7. Гриненко, Г. В. История философии учебник для вузов / Г. В. Гриненко. − М.: Юрайт, 2011. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:664402&theme=FEFU

8. Данильян О.Г. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. − 2-e изд., перераб. и доп. − М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. − 432 с.: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=419064

9. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. − М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. − 432 с.: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=418733

 

Практическое занятие 1. Философия как опыт свободной мысли

1. Своеобразие философии, её предмет и роль в жизни человека и общества. Структура философского знания.

2. Философия и мировоззрение: сходства и различия. Функции философии.

3. Философия и наука (сходства, различия, взаимосвязь).

4. Философия и религия.

5.Философия и искусство.

6. Размышления философов о предназначении философии, её предмете и роли в жизни человека и общества (определения философии, данные Платоном, Аристотелем, Кантом, Гегелем и др. великими мыслителями, на выбор).

Практическое занятие 2. Разрешен ли сегодня спор эмпиризма и рационализма?

1. Категория всеобщего (абсолютного) как предмет спора.

2. В чем состояло разногласие Платона и Аристотеля по этому вопросу?

3. Как этот спор развернулся в позициях номинализма и реализма (средневековая философия)?

4. Отношение к этому спору рационалистов и сенсуалистов в Новое время (XVII-XVIIIвв).

5. В чем состояло решение этого спора И. Кантом?

6. Идея универсального (абсолютного) в современной философии.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.