Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения

2017-11-16 259
Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица, предпосылкой распространения на него всех прав и свобод, признаваемых государством, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами. Отношения гражданства должны быть юридически оформлены.

Все отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, регламентируются Конституцией РФ, международными договорами РФ (например, Конвенцией о сокращении безграж-данства от 30 августа 1961 г., Конвенцией между СССР и HP Болгарией об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством от 12 декабря 1975 г.), Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативно-правовыми актами (например, Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 и т.д.)).

Конституция РФ и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» установили общие принципы гражданства в РФ: единство гражданства; равенство гражданства; свободный и открытый характер российского гражданства; недопущение лишения гражданства РФ; возможность иметь двойное гражданство в случаях, предусмотренных международным договором; сохранение гражданства за лицами, проживающими за пределами России; отрицание автоматического изменения гражданства при заключении брака российским гражданином с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, а также в связи с изменением гражданства другим супругом; принцип защиты и покровительства граждан, находящихся за пределами РФ.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ (ст. 28 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ в общем порядке, восстановления в гражданстве РФ в общем порядке, выхода из гражданства РФ в общем порядке, отмены решений по вопросам гражданства РФ. Президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ. Президент РФ издает указы по вопросам гражданства РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ; принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; направляют Президенту РФ в случаях, предусмотренных законом, заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ; рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке; ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; оформляют гражданство РФ; осуществляют отмену решений по вопросам гражданства РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, обладают аналогичными полномочиями в отношении граждан РФ, находящихся за пределами РФ.

Заявление по вопросам гражданства РФ подается по месту жительства заявителя. Заявление подается заявителем лично. Заявление по вопросам гражданства РФ составляется письменно по установленной форме. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приеме в гражданство РФ и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке осуществляются в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения по вопросам гражданства РФ оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

Основания приобретения гражданства РФ. Гражданство РФ приобретается:

а) по рождению (филиация). Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» (ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места своего рождения) и «права почвы» (ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился). В РФ действует смешанный принцип. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;

б) в результате приема в гражданство РФ иностранных граждан по их заявлению (натурализация). Закон различает общий и упрощенный порядок приема в гражданство РФ. Общий порядок требует соблюдения ряда условий для иностранных граждан, желающих получить российское гражданство. В их числе: проживание на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение 5 лет непрерывно (выезд за пределы РФ допускается не более чем на 3 месяца в течение 1 года); обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ; имеют законный источник средств к существованию; обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; владеют русским языком. Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года (при наличии у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладании лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ; предоставлении лицу политического убежища на территории РФ; признании лица беженцем и т.п.). Упрощенный порядок приема в гражданство РФ не требует соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания на территории РФ. Он распространяется на иностранных граждан, которые родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее 3 лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ, и т.д.;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ. Данный порядок приобретения гражданства распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Восстановление в гражданстве РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для приема в гражданство РФ на общих основаниях (срок проживания на территории РФ сокращается до трех лет);

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (например, оптация, т.е. приобретение российского гражданства при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ; признание гражданами государства всех лиц, имеющих гражданство РФ на день вступления в силу ФЗ «О гражданстве»).

Гражданство РФ прекращается: а) вследствие выхода из гражданства РФ; б) по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве» или международным договором РФ.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Федеративное устройство Российского государства

Федеративное государство — это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых обладает самостоятельностью, за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Принципы федеративного устройства РФ:

1) совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства РФ;

2) принцип свободного регионального развития субъектов РФ (ст. 72, 73, 76, 77 Конституции РФ);

3) принцип равноправия и самоопределения народов;

4) принцип равноправия тождественных субъектов РФ;

5) принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

Статус Российской Федерации. Российская Федерация — демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Как государство Российская Федерация имеет все необходимые атрибуты (символы): государственные флаг, герб, гимн. Государственным языком на всей территории РФ является русский язык (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ). Столица РФ — г. Москва. РФ имеет единое гражданство.

Государственная территория Российской Федерации включает территорию субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ). Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 67 Конституции РФ).

Российская Федерация имеет также все иные признаки государства: наличие Конституции РФ и законодательства РФ; федеральная система государственных органов; единая внутренняя и внешняя политика РФ; единые федеральные Вооруженные Силы, возглавляемые Верховным главнокомандующим (Президент РФ); единая система служб внутренних дел, безопасности; денежно-финансовая система государства (с единой денежной единицей — рублем, системой налогов, кредитно-денежным обращением, Центральным банком РФ и т.д.); наличие единой экономической системы, построенной на плюрализме форм собственности, свободе конкуренции и экономической деятельности.

Федеративное устройство предполагает разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

В соответствии с Конституцией РФ компетенция в государстве разделяется на собственно федеральную (ст. 71 Конституции РФ); совместную — Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ); собственно субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ).

Конституционный статус субъектов РФ. Все субъекты РФ по объему их компетенции можно разделить на три основные группы.

1. Республики в составе РФ. Часть 2 ст. 5 Конституции РФ определяет республики в составе РФ государствами. Они могут принимать свои конституции (утверждение конституции федеральными органами власти не требуется). Республики могут иметь государственные символы (герб, флаг, гимн). Государственная символика республики и ее наименование, закрепленное в ст. 65 Конституции РФ, отражают национальные особенности, исторические традиции и дух нации проживающих на данной территории. Они также имеют право устанавливать наряду с русским свой государственный язык (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Наряду с русским языком может быть закреплено двуязычие и многоязычие (Дагестан).

Республики вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций.

2. Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы (не нуждаются в государственной регистрации федеральными органами государственной власти), учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и области (автономии). Они являются самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РФ, если это не противоречит Конституции РФ.

Представительные органы власти и администрации краев, областей и городов федерального значения избирают представителей в Совет Федерации и Государственную Думу; вправе вносить на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ. Края, области имеют свои административные центры.

3. Автономные округа и автономная область. Автономные округа и автономная область имеют устав. По их представлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в «двойном подчинении» — и у России, и у области (края), в составе которых они находятся. Предусматривается возможность взаимного урегулирования отношений автономий с краем, областью, в состав которых они входят, путем заключения соглашений между ними. Данная специфика статуса не распространяется на Чукотский автономный округ и Еврейскую автономную область, которые считаются непосредственно входящими в состав РФ. Автономная область и автономные округа — самостоятельные участники международных отношений и внешнеэкономических связей.

Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава РФ путем принятия нового субъекта, а также путем образования в ее составе нового субъекта. Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ и вхождение в ее состав нового субъекта оформляются путем принятия федерального конституционного закона (субъекты права законодательной инициативы вносят предложение о поправке в ст. 65 Конституции РФ; одобрение поправки органами 2/3 субъектов РФ не требуется).

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Система органов государственной власти Российской Федерации: общая характеристика

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11 Конституции РФ).

Президент РФ. Президент РФ является главой государства. Он выступает в роли гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Перечень основных выполняемых Президентом РФ полномочий содержится в ст. 83—89 Конституции РФ. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

По вопросам своей компетенции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Федеральное Собрание РФ. Федеральное Собрание — парламент РФ — является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами: Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы обозначены в ст. 102 и ст. 103 Конституции РФ соответственно.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Правительство РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Перечень вопросов, входящих в компетенцию Правительства РФ, содержится в ст. 114 Конституции РФ, а также в гл. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ.

Судебная система РФ. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом; дает толкование Конституции РФ; по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

 

РАЗДЕЛ II ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

 

Гражданское право: предмет, функции, понятие и система t

Предметом гражданско-правового регулирования являются:.

1) имущественные отношения;

2) личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения — это конкретные волевые экономические отношения по поводу независимости использования, перехода средств производства, предметов потребления и других материальных благ.

Личные неимущественные отношения личные неимущественные права на блага, неотделимые от личности: жизнь, здоровье, честь, достоинство, имя и авторство. Они индивидуализируют личность, осуществляют ее моральную оценку со стороны общества. Указанные права делятся на группы:

• личные права, связанные с имущественными (например, личные права авторов произведений в области науки, литературы, изобретений);

• личные права, которые возникают независимо от имущественных, т.е. не связанные с ними (например, право на имя, честь и достоинство).

Функции гражданского права — это определенные направления влияния гражданско-правовых норм, обусловленные содержанием общественных отношений, которые включены в предмет гражданско-правового регулирования. Различают регулятивную, охранную, предупредительно-воспитательную и предупредительно-стимулирующую функции. Реализация регулятивной функции обеспечивает урегулирование нормами гражданского права отношений собственности, товарно-денежных, а также личных неимущественных (ст. 224—229 ГК РФ). Действие охранной функции обеспечивает защиту нарушенных субъективных имущественных и личных прав (ст. 440 ГК РФ). Предупредительно-воспитательный эффект достигается посредством института гражданско-правовой ответственности. Сам факт существования норм об ответственности позитивно влияет на правосознание граждан, удерживая их от правонарушений. Содержание предупредительно-стимулирующей функции состоит в стимулировании различными гражданско-правовыми средствами необходимого обществу и государству поведения граждан и организаций.

Таким образом, гражданское право это совокупность гражданско-правовых норм, которые регулируют на принципах юридического равенства имущественные отношения и некоторые личные неимущественные отношения при участии граждан, организаций и других социальных образований с целью более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.

Система современного гражданского права — это структура, элементами которой являются гражданско-правовые нормы и институты, размещенные в определенной последовательности. Они делятся на общие и особенные.

Общую часть гражданского права составляют нормы о субъектах, объектах гражданского права, договоры, представительство и доверенность, исковая давность.

Особенная часть регулирует особенные общественные отношения и состоит из таких институтов: 1) право собственности и другие вещные права; 2) обязательственное право; 3) авторское право; 4) право на изобретение и другие результаты творчества, которые используются в производстве; 5) правоспособность иностранных граждан и юридических лиц; применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.