О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов

2017-11-16 171
О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Социалистической федеративной Советской Республики.

25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских Советов, по расчету 1 депутат на 25 000 избирателей, и представителей губернских съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125 000 жителей.

Примечание 1.В случае, если губернский съезд Советов не предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на пос­ледний посылаются непосредственно уездными съездами Советов.

Примечание 2. В случае, если областной съезд Советов непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то де­легаты на последний могут быть посланы областным съездом Советов.

26. Всероссийский съезд Советов созывается Всероссийским Цен­тральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год.

27. Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов созывается Все­российским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.

28. Всероссийский съезд Советов избирает Всероссийский Цент­ральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 чело­век.

29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Сове­тов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.

30. В период между съездами высшей властью Республики явля­ется Всероссийский Исполнительный Комитет Советов.

Глава седьмая о Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов

31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Сове­тов является высшим законодательным, распорядительным и конт­ролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Сове­тов дает общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского Правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Все­российских съездов Советов и центральных органов Советской власти.

33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Сове­тов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предло­жения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ве­домствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.

34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Сове­тов созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдель­ным вопросам.

35. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Сове­тов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления де­лами Российской Социалистической Федеративной Советской Рес-

публики и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдель­ными отраслями управления.

36. Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения Всероссийского Центрального Ис­полнительного Комитета Советов.

Глава восьмая о Совете Народных Комиссаров

37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управ­ление делами Российской Социалистической Федеративной Совет­ской Республики.

38. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государст­венной жизни.

39. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Ис­полнительному Комитету Советов.

40. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Сове­тов вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров.

41. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Ис­полнительного Комитета Советов.

Примечание. Мероприятия, требующие неотложного выпол­нения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров не­посредственно.

42. Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдель­ных народных комиссариатов.

43. Народных комиссариатов образуется 17, а именно:

а) по иностранным делам;

б) по военным делам;

в) по морским делам;

г) по внутренним делам;

д) юстиции;

е) труда;

ж) социального обеспечения;

з) просвещения;

Так в законе

и) почт и телеграфов;

к) по делам национальностей;

л) по финансовым делам;

м) путей сообщения;

н) земледелия;

о) торговли и промышленности;

п) продовольствия;

р) государственного контроля;

с) Высший Совет Народного Хозяйства;

т) здравоохранения.

44. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народ­ных Комиссаров.

45. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего народного комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несог­ласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара кол­легия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

То же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.

46. Совет Народных Комиссаров всецело ответствен перед Все­российским съездом Советов и Всероссийским Центральным Ис­полнительным Комитетом Советов.

47. Народные комиссары и коллегии при народных комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

48. Звание народного комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено быть не может.

Глава девятая

о предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов

49. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все воп­росы общегосударственного значения, как-то:

а) Утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Социалистической федеративной Советской Республики.

б) Общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской Социалистической федеративной Советской Республики.

в) Установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или принадлежащих ей прав.

г) Установление границ и компетенции областных советских со­юзов, входящих в состав Российской Социалистической Феде­ративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними.

д) Принятие в состав Российской Социалистической Феде­ративной Советской Республики новых сочленов Советской Рес­публики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей се.

е) Общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверж­дение областных объединений.

ж) Установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

з) Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира.

и) Заключение займов, таможенных и торговых договоров, а рав­но финансовых соглашений.

к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистичес­кой Федеративной Советской Республики.

л) Утверждение бюджета Российской Социалистической Феде­ративной Советской Республики.

м) Установление общегосударственных налогов и повинностей.

н) Установление основ организации вооруженных сил Российской Социалистической федеративной Советской Республики.

о) Общегосударственное законодательство, судоустройство и су­допроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.

п) Назначение и смещение как отдельных членов Совета Народ­ных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета Народных Комиссаров.

р) Издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории рес­публики.

с) Право амнистии, общей и частичной.

50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского съез­да Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы, которые они признают подле­жащими их разрешению.

51. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежат:

а) Установление, дополнение и изменение основных начал Со­ветской Конституции.

б) Ратификация мирных договоров.

52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах «в» и «з» ст. 49 предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.

Б. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ Глава десятая о съездах Советов

53. Съезды Советов составляются следующим образом:

а) Областные — из представителей городских Советов и уездных съездов Советов, по расчету 1 депутат на 25 000 жителей, а от горо­дов по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредст­венно перед областным съездом Советов.

б) Губернские (окружные) — из представителей городских Сове­тов и волостных съездов Советов, по расчету 1 депутат на 10 000 жителей, а от городов по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем в случае со­зыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским вы­боры производятся по той же норме не волостными, а уездным съез­дом Советов.

в) Уездные (районные) — из представителей сельских Советов, по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депута­тов на весь уезд (район).

г) Волостные — из представителей всех сельских Советов во­лости, по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.

Примечание 1.В уездных съездах Советов участвуют представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединяются.

Примечание 2. Сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов, посылают на волостной съезд Советов по 1 представителей.

54. Съезды Советов созываются соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (исполнительными комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.

55. Съезд Советов (областной, губернской, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган — исполнительный комитет, число членов которого не должно превышать: а) по области и гу­бернии — 25, б) по уезду — 20, в) по волости — 10. Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим его съездом Советов.

56. В границах своего ведения съезд Советов (областной, гу­бернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между съездами такой властью явля­ется исполнительный комитет.

Глава одиннадцатая о Советах депутатов

57. Советы депутатов образуются:

а) В городах — по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов.

б) В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10 000 человек, аулах, хуторах и пр.) — по расче­ту 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.

Срок полномочий депутатов — 3 месяца.

Примечание. В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

58. Для текущей работы Совет депутатов избирает из своей сре­ды исполнительный орган (исполнительный комитет) в количестве не свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не более 40). Исполнительный комитет всецело ответствен перед избравшим

его Советом.

59. Совет депутатов созывается исполнительным комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины чле­нов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.

1 Так в законе.

60. В границах своего ведения Совет, а в случае, предусмотрен­ном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателей есть высшая в пределах данной территории власть.

Глава двенадцатая о предметах ведения органов Советской власти на местах

61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Совет­ской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей дея­тельности:

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;

б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культур­ном и хозяйственном отношениях;

в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для дан­ной территории) значение;

г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

62. Съездам Советов и их исполнительным комитетам принад­лежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным — право контроля над всеми Советами данной области, губернским — над всеми Советами данной губернии, кроме го­родских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях цент­ральной Советской власти.

63. Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных комите­тах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соот­ветствующие отделы во главе с заведующими отделами.

Раздел четвертый

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Глава тринадцатая

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Фе­деративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет;

а) все добывающие средства к жизни производительным и обще­ственно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйст­вом, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельским хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты Советской Армии и флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудос­пособность.

Примечание 1. Местные советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье

возрастную норму.

Примечание 2. Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица, указанные в ст. 20 (раздел второй, глава пятая).

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из выше перечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения

прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандар­мов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России

дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевноболь­ными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Глава четырнадцатая о производстве выборов

66. Выборы производятся согласно установившимся обычаям в дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии

и представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет предсе­датель избирательной комиссии, а за отсутствием такового — предсе­датель избирательного собрания.

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяется местными Советами согласно инструкции Всероссийского Централь­ного Исполнительного Комитета Советов.

Глава пятнадцатая о проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов

71. Весь материал по производству выборов поступает в соответ­ствующий Совет.

72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.

73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.

74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.

75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет на­значает новые выборы.

76. В случае неправильности выборов в целом вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.

77. Последней инстанцией по кассации советских выборов явля­ется Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно обще­му положению.

Раздел пятый БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО Глава шестнадцатая

79. Финансовая политика Российской Социалистической Феде­ративной Советской Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граж­дан Республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетво­рения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.

80. Государственные доходы и расходы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объединя­ются в общегосударственном бюджете.

81. Всероссийский съезд Советов или Всероссийский Централь­ный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды до­ходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие посту­пают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пре­делы обложения.

82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общего­сударственные удовлетворяются за счет средств, отпускаемых из го­сударственного казначейства.

83. Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведен без установления на него кредита в росписи государственных доходов и расходов или путем издания особого пос­тановления центральной власти.

84. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударст­венное значение, в распоряжение местных Советов предоставляются подлежащими народными комиссариатами необходимые кредиты из государственного казначейства.

85. Все предоставленные Советам кредиты из средств государст­венного казначейства, а равно кредиты, утвержденные по сметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметных подразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не могут быть обра­щаемы на удовлетворение каких-либо других потребностей без особо­го постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров.

86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов, а также сметы уездных органов Советской власти утверждаются со­ответственно губернскими и областными съездами Советов или их исполнительными комитетами; сметы городских, губернских и обла­стных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Цент­ральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Сове­ты испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.

88. В случае недостаточности местных средств для удовлетво­рения местных потребностей необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейст­ва местным Советам разрешаются Всероссийским Центральным Ис­полнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

Раздел шестой

О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Глава семнадцатая

89. Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:

а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Рес­публика, и

б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

90. Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого — у древ­ка, наверху, помещены золотые буквы РСФСР или надпись:

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Подписали: Председатель V Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Я.Свердлов. Члены Президиума Всероссийского Центрального Ис­полнительного Комитета Советов: Т.И. Теодорович, Ф.А. Разин, А.П. Розенгольц, А.Х. Митрофанов, К. Г. Максимов. Секретарь Все­российского Центрального Исполнительного Комитета Советов В. А. Аванесов.

Распубликована в № 151 Известий Всероссийского Центрального Комитета Советов от 19 июля 1918 года.

СУ РСФСР, 1918, №51. cm. 582.

 

1918 г., сентября 16

КОДЕКС ЗАКОНОВ ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, БРАЧНОМ, СЕМЕЙНОМ И ОПЕКУНСКОМ ПРАВЕ

 

Раздел I

АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ Глава I Отделы записей актов гражданского состояния

1. Акты гражданского состояния ведутся исключительно граж­данской властью: отделами записей актов гражданского состояния.

Примечание 1. Ведение актов гражданского состояния российских граждан за границей возлагается на представителей России за границей.

Примечание 2. Регистрация рождений, браков и смертей, произошедших на судне во время плавания или в войске во время похода, возлагается на капитана судна или на заведующего дело­производством войсковой части. Означенные лица обязаны, сохранив копию акта, подлинный регистрационный документ, при первой воз­можности передать ближайшему отделу записей актов гражданского состояния для представления в надлежащий местный отдел.

2. Отделы записей актов гражданского состояния учреждаются:

а) Центральный — при Отделе местного самоуправления Народ­ного комиссариата по внутренним делам;

б) окружные — при городских Советах депутатов главных горо­дов, губерний и областей;

в) местные — при волостных и городских, а в крупных городах — при районных Советах депутатов.

3. На местные отделы записей актов гражданского состояния воз­лагается:

а) регистрация всех произошедших в пределах ведения соответ­ствующего Совета депутатов событий, влияющих на гражданское положение лиц (ст. 7);

б) изготовление по требованию заинтересованных лиц засвиде­тельствованных выписей из реестров.

4. На окружные отделы записей актов гражданского состояния возлагается:

а) составление на основании сведений, поступающих к ним из местных отделов, реестров лиц, зарегистрированных в пределах соот­ветствующей губернии или области;

б) выдача справок и выписей из реестра лиц;

в) надзор за делопроизводством местных отделов записей актов гражданского состояния.

5. На Центральный отдел записей актов гражданского состояния возлагается:

а) составление и ведение общего реестра лиц, зарегистрирован­ных в пределах Российской Республики, и русских граждан, за­регистрированных за границей;

б) выдача справок и засвидетельствованных выписей из общего реестра;

в) общий надзор за делопроизводством окружных отделов записей актов гражданского состояния и преподание им руководящих указаний.

6. Служебное положение должностных лиц, на коих возлагается регистрация актов гражданского состояния (регистраторов), порядок их назначения, перемещения и увольнения, а равно и ответствен­ность за преступления по должности определяются положением о сотрудниках правительственных учреждений.

Глава II Порядок ведения регистрационных книг

7. Местными отделами записей актов гражданского состояния ве­дутся нижеследующие реестры:

а) книга записей рождений;

б) книга записей смертей;

в) книга записей отсутствующих;

г) книга записей браков;

д) книга записей разводов;

е) книга заявлений о происхождении зачатых детей;

ж) книга записей лица, изменивших фамилии и прозвища, и ал­фавит к ней.

название суда, № постановления и число, когда постановление состоялось.

48. Если просьба о расторжении брака подана в порядке, уста­новленном ст. 91, непосредственно в отдел записи актов гражданско­го состояния, должностное лицо, прежде занесения записи о разводе в регистрационные книги обязано удостовериться в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов.

49. Занесение записи об отцовстве зачатых детей в соответствую­щую книгу должно происходить немедленно по поступлении заяв­ления, указанного в ст. 140-й.

50. Записи о перемене прозвищ и фамилий заносятся в соответ­ствующую регистрационную книгу по получении заявления и по соб­людении формальностей, установленных статьями 2-й и 3-й декрета «О праве граждан изменять свои фамилии и прозвища» (Собр. Узак. и Расп. 1918 г. № 37. Ст. 488).

Раздел II БРАЧНОЕ ПРАВО Глава 1 Форма заключения брака

52. Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, со­вершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком.

Примечание. Церковные и религиозные браки, заключен­ные до 20 декабря 1917 года с соблюдением условий и формы, предус­мотренных ст. ст. 3, 5, 12, 20, 31 или 90 прежде действовавших зако­нов гражданских (прежний Свод законов, т. X, ч. 1, изд. 1914 г.), имеют силу зарегистрированных браков.

53. Браки заключаются в местных отделах записей актов граж­данского состояния или в заменяющих их нотариальных отделах при местных Советах депутатов.

Примечание 1. Заключение браков за границей возлага­ется на представителей России за границей, которые о заключенных браках обязаны сообщать Центральному отделу записей актов граж­данского состояния с представлением копий брачных свидетельств.

Примечание 2. Заключение браков на судне во время плавания и в войске во время похода возлагается на лиц, указанных в примечании 2 к ст. 1.

54. Браки заключаются публично в специально для совершения браков предназначенном помещении.

Вне такого помещения бракосочетание допускается только на судне во время плавания, в войске во время похода, а также и в слу­чае, если медицинским свидетельством устанавливается, что жених или невеста вследствие болезни лишены возможности явиться в присутственное место.

55. Браки заключаются в присутствии председателя отдела записей актов гражданского состояния или его заместителя и совер­шающего запись секретаря отдела или его помощника, а в нотариаль­ных отделах — в присутствии нотариуса и секретаря.

56. Имена должностных лиц, заключающих браки, должны быть обнародованы посредством опубликования в местном органе печати и посредством выставления в помещении, где заключение браков производится.

57. Заключение браков происходит в определенные дни и часы, заранее устанавливаемые и обнародуемые должностным лицом, кое­му совершение браков вверено.

58. Желающие вступить в брак словесно о том объявляют или подают письменное заявление в местный отдел записей актов граж­данского состояния по месту своего пребывания.

59. К заявлению о желании вступить в брак должны быть прило­жены: свидетельство о личности брачущихся и подписка последних о добровольном вступлении в брак и об отсутствии препятствий к бра­ку, указанных в ст.ст. 66—69.

61. Непосредственно после свершения бракосочетания должност­ное лицо выдает супругам, по их желанию, свидетельство о заклю­чении брака.

62. Брак считается заключенным с момента занесения записи о нем в книгу записей браков.

63. Если до окончания записи брака в книгу от кого-либо пос­тупит заявление о наличности законных препятствий для вступления в брак, должностное лицо обязано приостановить запись брака до разбора дела местным судом.

Явно необоснованный протест против брака может быть должно­стным лицом отклонен без дальнейшего рассмотрения дела.

Примечание. Местный суд рассматривает дела о протестах против брака вне очереди и в трехдневный срок. Решения местного суда по этим делам обжалованию не подлежат.

64. Виновные в умышленном сообщении ложных сведений с целью помешать совершению брака отвечают за лжесвидетельство и присуждаются к возмещению всех вызванных их поступком убытков.

Глава II Материальные условия вступления в брак

66. Вступающие в брак должны достигнуть брачного возраста. Брачный возраст определяется для женского пола в 16, а для мужского пола — в 18 лет.

67. Вступающие в брак должны быть в здравом уме.

68. Не могут вступать в брак лица, уже состоящие в за­регистрированном браке или в браке, имеющем силу за­регистрированного.

69. Не могут вступать в брак между собою родственники по пря­мой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Примечание. Препятствием к браку между родст­венниками, указанными в настоящей статье, служит всякое, в том числе и внебрачное, родство.

70. Заключение брака возможно только при наличии взаимного согласия вступающих в брак лиц.

71. Не служит препятствием для заключения брака разноверие лиц, желающих вступить в брак.

72. Не служит препятствием для вступления в брак монашество и состояние в иерейском или диаконском сане.

73. Не воспрещается вступление в брак лицам, давшим обет без­брачия, даже если лица эти являются представителями духовенства белого (католического) или черного.

Глава III Недействительность брака

74. Брак может быть признан недействительным только в случа­ях, положительно предусмотренных законом.

75.

77. Недействительным признается брак, совершенный до достижения супругами или одним из них брачного возраста, кроме

случаев:

а) когда дело о недействительности брака возбуждено после на­ступления брачного возраста или

б) когда брак имел последствием рождение детей или беремен­ность жены.

78. Недействительны браки, заключенные душевнобольными или лицами, находившимися в таком состоянии, в котором они не могли действовать рассудительно и понимать значение своих действий.

79. Недействителен брак, совершенный в то время, когда кто-либо из сочетавшихся еще состоял в другом браке, действительном и не прекратившемся смертью другого супруга или разводом.

80. В случае признания брака недействительным по основанию, указанному в ст. 79-ой остается в силе предшествующий брак.

81. Недействителен брак, когда он совершен без согласия кого-либо из сочетавшихся или когда согласие дано в бессознательном сос­тоянии либо по принуждению.

82. Недействительны церковные и религиозные браки, заклю­ченные до 20 декабря 1917 года с нарушением условий и формы, ус­тановленных в ст. ст. 3, 5, 12, 20, 28 и 31 прежде действовавших за­конов гражданских (Св. Зак. т. X. Ч. 1. Изд. 1914 г.).

84. Лица, брак которых признан недействительным, могут вновь вступить в брачный между собой союз на основании общих правил.

Глава IV Прекращение брака

85. Брак прекращается смертью одного из супругов, а равно и судебным объявлением его умершим.

86. Брак при жизни супругов может быть прекращен разводом. Примечание. Все постановления настоящего закона о разводе распространяются и на действительные церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года.

87. Основанием для развода может служить как обоюдное сог­ласие обоих супругов, так и желание одного из них развестись.

88. Просьба о расторжении брака может быть приносима как в письменной, так и в устной форме, с занесением ее в протокол.

89. К просьбе о расторжении брака должно быть приложено свидетельство о браке или, за неимением у заявителя такого свиде­тельства, подписка о состоянии в браке и о месте совершения брака, с принятием на себя ответственности за правильность сообщаемых све­дений.

90. Просьбы о расторжении брака подаются в местный суд по ме­сту жительства обоих супругов или в местный суд по выбору обоих разводящихся, а если просьба о разводе исходит от одного из супру­гов, то по месту жительства супруга истца или ответчика.

Примечание. При неизвестности местожительства супру­га, подлежащего вызову, а также в случае, если просьба о растор­жении брака подается истцом по его местожительству, вызов ответчика производится в порядке, установленном для случаев неизвестности местожительства ответчика.

91. При наличности обоюдного соглашения супругов просьба о расторжении их брака может быть подана как в местный суд, так и в отдел записей браков, в котором хранится запись о заключении данного брака.

92. Заведующий отделом записей актов гражданского состояния, убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов, делает запись о разводе и выдает бывшим супругам по их желанию свидетельство о разводе.

93. Дела о разводах разбираются местным судьей публично и единолично.

94. Каждый местный судья назначает определенные часы не менее одного раза в неделю для рассмотрения дел о расторжении браков.

95. В случае единовременной и совместной явки в местный суд обоих супругов или их поверенных судья может немедленно рассмот­реть дело о расторжении брака, не нарушая, однако, очереди назна­ченных к рассмотрению в этот день дел.

96. По получении просьбы о разводе по обоюдному согласию суп­ругов судья назначает день для рассмотрения просьбы, вызывая обоих супругов или их поверенных.

99. После смерти кого-либо из супругов или признания брака их недействительным не может быть начато дело о расторжении брака;

начатое ранее дело прекращается.

Глава V Права и обязанности супругов

100. Лица, состоящие в браке, носят общую фамилию (брачная фамилия). П


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.