Тема: «Микробиология холеры» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема: «Микробиология холеры»

2017-11-16 494
Тема: «Микробиология холеры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель:

1. Ознакомиться с морфологическими и культуральными свойствами возбудителя холеры.

2. Изучить патогенез холеры.

3. Овладеть методами оценки результатов лабораторной диагностики холеры.

4. Научиться практически решать вопросы профилактики холеры.

План самостоятельной работы:

1. Классификация вибрионов (изучить таблицу).

2. Лабораторная диагностика холеры:

а) рассмотреть схему лабораторной диагностики холеры;

б) решить задачу по бактериологической диагностике холеры (задание 1, стр. 179-180);

в) решить задачу по ускоренной диагностике холеры методом З.В. Ермольевой (задание 2, стр. 181-182);

г) решить задачу по ускоренной диагностике вибрионосительства; изучить препараты для профилактики холеры (задание 3, стр. 181-182).

3. Изучить специфические препараты для диагностики холеры (задание 4, стр. 182-183).

4. Итог по микробиологии кишечных инфекций:

а) тестовый контроль;

б) устный опрос по основным группам специфических препаратов, применяемым при кишечных инфекциях.

Вопросы для подготовки:

1. Классификация вибрионов. Этиология холеры.

2. Эпидемиология и патогенез холеры.

3. Лабораторная диагностика холеры. Дифференциация биоваров холерных вибрионов. Ускоренные методы диагностики холеры. Диагностика бактерионосительства.

4. Профилактика холеры.

Задачи для самостоятельной работы дома:

1) Произошла вспышка острого диарейного синдрома. Заболело несколько десятков человек. Возникло подозрение на холеру. Для предотвращения распространения заболевания необходимо срочно поставить диагноз и назначить профилактические мероприятия. Перечислите методы экспрессной и ускоренной диагностики холеры? Какие неспецифические препараты необходимо назначить для экстренной профилактики контактных лиц? (Дайте письменный ответ).

2) Цель: Изучить препараты, используемые для диагностики холеры (заполнить таблицу).

Название препарата Состав препарата К какой группе диагностических препаратов относится Практическое использование (метод диагностики)
Противохолерные агглютинирующие ОН-, О-сыворотки      
Типовые фаги (холерный фаг Эль-Тор, холерный монофаг С)      

З А Н Я Т И Е № 4

I. Тема: Микробиология туберкулеза и дифтерии.

II. II. Цель:

1. Изучить этиологию, эпидемиологию, патогенез дифтерии, туберкулеза и проказы.

2. Овладеть основными методами лабораторной диагностики дифтерии и туберкулеза.

3. Научиться практически решать задачи специфической терапии и профилактики дифтерии, туберкулеза.

III. План самостоятельной работы на занятии:

1. Рассмотреть рост палочек дифтерии на элективных питательных средах. (демонстрация)

2. Изучить схемы лабораторной диагностики туберкулеза и дифтерии (стр. 135-137).

3. Решить практические задачи на проблемную ситуацию:

3.1. Лабораторная диагностика и терапия дифтерии (задание 1, стр. 140).

3.2. Лабораторная диагностика туберкулеза легких (задание 4, стр. 141-142).

4. Изучить специфические препараты, применяемые для диагностики, терапии, профилактики дифтерии и туберкулеза.

IV. Вопросы для самоподготовки:

1. Таксономия микобактерий. Морфобиологические свойства микобактерий туберкулеза.

2. Эпидемиология и патогенез туберкулеза. Роль ГЗТ в патогенезе и иммунитете при туберкулезе.

3. Методы лабораторной диагностики туберкулеза. Аллергическая проба и ее практическое значение.

4. Специфическая профилактика туберкулеза. Терапия.

5. Таксономия и характеристика возбудителя дифтерии.

6. Эпидемиология и патогенез дифтерии.

7. Лабораторная диагностика дифтерии. Выявление токсигенности дифтерийной палочки.

8. Иммунитет при дифтерии. Выявление антитоксинов (РПГА).

9. Специфическая профилактика и терапия дифтерии.

10. Лабораторная диагностика, профилактика и терапия коклюша.(пед.фак) и терапия проказы. (леч.фак.)

Задача для домашней письменной работы:

В семье заболела дочь-студентка, предполагаемый диагноз “Туберкулез легких”. Проведено лабораторное обследование на туберкулез всех членов семьи, результаты которого представлены в таблице. По результатам обследования заполните графы таблицы.

Виды исследований   Отец Мать Дочь Сын Какие методы диагностики были использованы? (Ответы)
Проба Манту + - - -  
Обнаружение антител + + - -  
Обнаружение M.tuberculosis в мокроте (окраска по Цилю-Нильсену) - - + -  
Выделение чистой культуры M.tuberculosis - - + +  
Вопросы Кто болен туберкулезом?          
У кого скрытая форма инфекции?          
Кто был раньше всех инфицирован?          
У кого бессимптомная форма болезни?          

З А Н Я Т И Е № 5

Тема: «Микробиология зоонозных инфекций».

Цель.

1. Изучить морфо-физиологические свойства возбудителей зоонозных инфекций.

2. Выяснить особенности эпидемиологии, патогенеза и иммунитета при зоонозных инфекциях.

3. Ознакомиться с принципами лабораторной диагностики зоонозных инфекций.

4. Овладеть методами оценки результатов лабораторной диагностики бактериальных зоонозов.

5. Научиться практически решать вопросы специфической профилактики и терапии бактериальных зоонозов.

План самостоятельной работы студентов:

1. Изучить таблицы: лабораторная диагностика бруцеллеза, туляремии, чумы, сибирской язвы.

2. Выполнить практические работы:

a. Лабораторная диагностика бруцеллеза (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 1, с. 200).

b. Биологический метод диагностики сибирской язвы (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 3, с. 204).

c. Демонстрация микропрепарата «Палочка чумы в органе».

Вопросы для подготовки:

1. Своеобразие резервуара и источников заражения при зоонозных инфекциях. Природно-очаговые заболевания.

2. Виды бруцелл и их патогенность.

3. Фазы патогенеза, принципы и методы лабораторной диагностики бруцеллеза.

4. Иммунитет и аллергия при бруцеллезе, реакция Бюрне.

5. Специфическая профилактика и лечение хронического бруцеллеза.

6. Патогенез и клинические формы туляремии.

7. Принципы и методы лабораторной диагностики туляремии.

8. Специфическая профилактика туляремии.

9. Клинические формы чумы. Принципы и методы лабораторной диагностики чумы. Специфическая профилактика и лечение чумы.

10. Особенности циркуляции палочки сибирской язвы в природе как спорообразующего микроба.

11. Патогенез сибирской язвы. Факторы патогенности возбудителя. Клинические формы.

12. Принципы и методы лабораторной диагностики сибирской язвы.

13. Специфическая профилактика и лечение сибирской язвы.

Задача для самостоятельной работы дома:

Задача. В населенном пункте, неблагополучном по бруцеллезу у овец, в семье, состоящей из 4-х человек, заболела дочь – студентка во время зимних каникул острым заболеванием с высокой температурой, предполагаемый диагноз «Бруцеллез». Проведено лабораторное обследование на бруцеллез всех членов семьи, результаты которого представлены в таблице 1.

    Отец Мать Дочь Сын Какие методы диагностики были использованы?
Виды исследований Выделение гемокультуры - - + +  
Реакция Райта - 1:100 - 1:400  
Реакция Бюрне   + + - +  
Вопросы Кто болен острой формой бруцеллеза?          
У кого скрытая форма инфекции или бруцеллез в прошлом?          
У кого бессимптомная форма болезни?          

2. Выписать специфические препараты для профилактики, лечения и диагностики бруцеллеза, чумы, туляремии и сибирской язвы (Практикум под ред. О.В. Бухарина – Задание 4, с. 204).

З А Н Я Т И Е № 6

Тема занятия: «МИКРОБИОЛОГИЯ АНАЭРОБНЫХ ИНФЕКЦИЙ»

Цель занятия:

- Выяснить особенности этиологии, патогенеза клостридиальных (столбняк, ботулизм, газовая гангрена) и неклостридиальных инфекций (1 уровень усвоения).

- Овладеть умением оценки результатов лабораторной диагностики столбняка, ботулизма, газовой инфекции (3 уровень усвоения).

- Научиться решать практические задачи по специфической профилактике, терапии столбняка, ботулизма, газовой гангрены и неклостридиальной анаэробной инфекции (2 уровень усвоения).

 

Вопросы для подготовки:

1. Своеобразие условий заражения возбудителями столбняка, ботулизма, газовой гангрены.

2. Патогенез столбняка, ботулизма, газовой гангрены. Факто­ры вирулентности возбудителей.

3. Методы лабораторной диагностики клостридиозов.

4. Особенности иммунитета при столбняке, ботулизме, газо­вой гангрене.

5. Специфическая профилактика и лечение столбняка, боту­лизма, газовой гангрены.

6. Значение неспорообразующих анаэробов в патологии чело­века.

7. Методы лабораторной диагностики и терапии неклостридиальных анаэробных инфекций.

 

План самостоятельной работы:

1.Изучить схемы лабораторной диагностики ботулизма, столбняка, газовой гангрены и неклостридиальных анаэробных инфекций.

2. Освоить бактериологический и биологический методы диагностики ботулизма (Задание 5, стр. 207).

3.Освоить микроскопический и экспресс (РПГА) методы диагностики газовой гангрены (Задание 6, стр. 208).

 

ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Решить предлагаемую задачу.

Пострадавшему в автомобильной катастрофе больному С., 45 лет, после оказания экстренной хирургической помощи было введено 3000 МЕ противостолбнячной антитоксической сыворотки. Вопрос о давности вакцинации против столбняка не был выяснен. Спустя два месяца он был доставлен в инфекционное отделение с диагнозом «Столбняк». В течение указанного срока никаких других травм не было.

 

Вопросы Ответы
1. Мог ли развиться столбняк у данного больного в результате автокатастрофы?  
2. Основные клинические симптомы, позволяющие поставить диагноз «столбняк»  
3. Возможная причина развития столбняка у данного больного?  
4. Укажите врачебные ошибки, которые могли способствовать развитию заболевания  
5. Какой препарат используется для создания активного иммунитета против столбняка, какой иммунитет по направленности он создает и на какой срок (при однократном введении)?  

 

Изучить препараты для специфической профилактики, терапии и диагностики анаэробных инфекций. Заполнить таблицу.

 

Название препарата Состав Показания к применению Характер действия в организме Единица измерения силы антитоксических сывороток
         

 

З А Н Я Т И Е № 7

 

МИКРОБИОЛОГИЯ СПИРОХЕТОЗОВ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Этиология, эпидемиология и патогенез сифилиса.

2. Методы лабораторной диагностики сифилиса в различные фазы заболевания.

3. Механизм реакции Вассермана, ее отличие от РСК.

4. Лептоспироз. Этиология, эпидемиология, лабораторная диагностика.

5. Специфическая терапия и профилактика лептоспироза.

 

 

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ЗАНЯТИИ:

1. Оценить диагностическую ценность РСК и р. Вассермана по результатам серологической диагностики сифилиса (Работа 1).

2. Освоить методику оценки результатов серологической диагностики лептоспироза (Работа 2).

3. Решить задачу по специфической терапии и профилактике лептоспироза (Работа 3).

 

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

Самостоятельно домав тетради для практических занятий заполнить таблицу:

 

Инфекция Возбу-дитель (лат.) Морфологи-ческие отличия (рис.) Источник инфекции (перенос-чики) Методы диагнос-тики Специфические лечебно-профилактические препараты
Сифилис          
Лептоспи-роз          
БолезньЛайма          

 

З А Н Я Т И Е №8

МИКРОБИОЛОГИЯ РИККЕТСИОЗОВ

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Морфологическое и биологическое своеобразие риккетсий. Особенности культивирования.

2. Классификация риккетсиозов по П.Ф. Здродовскому.

3. Патогенез основных риккетсиозов.

4. Лабораторная диагностика сыпных тифов, Ку-лихорадки, пятнистых лихорадок.

5. Специфическая профилактика риккетсиозов. Неспецифические противоэпидемические мероприятия при риккетсиозах.

6. Хламидии, морфо-биологические свойства, культивирование.

7. Патогенез хламидиозов.

8. Лабораторная диагностика хламидиозов.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ЗАНЯТИИ:

 

1. Освоить навыки оценки результатов серологической диагностики сыпного тифа (Работа 1).

2. Определить диагностическую ценность серологического исследования в дифференциальной диагностике болезни Бриля (Работа 2).

3. Изучить препараты для специфической диагностики и профилактики риккетсиозов (Работа 3).

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради для практических занятий составить и заполнить таблицу:

 

  Риккетсиоз Возбу-дитель (лат.) Источник инфекции Перенос-чик Пути передачи Методы диагностики
1. 1. Эпидемический 2. сыпной тиф   3. 2. Эндемический 4. сыпной тиф   5. 3. Ку-лихорадка 6.          

 

 

З А Н Я Т И Е №9

Клиническая микробиология

Тема: «Оппортунистическая (моно- и смешанная) инфекция. Условно-патогенные бактерии – возбудители эндогенных заболеваний».

Цель.

1. Изучить роль отдельных групп условно-патогенных микроорганизмов (УПМ) в патологии человека.

2. Овладеть основными методами лабораторной диагностики смешанной инфекции при оппортунистических заболеваниях.

3. Изучить препараты для специфической профилактики и терапии оппортунистических инфекций(бактериофаги, сыворотки, вакцины и др.).

План самостоятельной работы студентов:

  1. Изучить таблицу: Механизмы и пути передачи инфекционных заболеваний.
  2. Выполнить практические работы (брошюра):

а) Лабораторная диагностика смешанных инфекций для выявления патогена (Работа 1).

б) Лабораторная диагностика хеликобактериоза: ознакомиться с методом определения уреазной активности Н. рylori (Работа 2).

в) Изучить препараты для специфической профилактики и терапии оппортунистических инфекций (Работа 3).

Вопросы для подготовки:

1. Понятия «постоянная (аутохтонная) и транзиторная (аллохтонная) микрофлора», «условно-патогенный микроорганизм», «оппортунистическая инфекция». Факторы, способствующие развитию оппортунистической инфекции.

2. Основные виды УПБ, возбудителей оппортунистических инфекций (энтеробактерии, стафилококки и стрептококки). Анаэробные УПБ (клостридии и неспорообразующие анаэробы).

3. Факторы патогенности УПБ (факторы колонизации, вирулентности и персистенции). Механизмы персистенции бактерий.

4. Этиология, патогенез и особенности клинической картины оппортунистических болезней.

5. Лабораторная диагностика моно- и смешанных инфекций при оппортунистических заболеваниях.

6. Выявление возбудителей при смешанных инфекциях.

7. Основные направления профилактики и лечения оппортунистических инфекций.

Задача для самостоятельной работы дома:

Заполните таблицу (впишите род):


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.