Связь педагогики с другими науками и ее структура — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Связь педагогики с другими науками и ее структура

2017-11-16 141
Связь педагогики с другими науками и ее структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Связь педагогики с философией -система общих принципов и способов научного познания.

Связь педагогики с психологией - необходимость понимания свойства человеческой природы, ее ес­тественные потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека — одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии.

Связь педагогики с политологией стремление выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания.

Связи педагогики с социологией – планирование образования, выявление закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах..

Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности об­разования;

возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика — сурдопедагогика (обучение и вос­питание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обу­чение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

частные методики - пре­подавание отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педаго­гических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

 

Методы (способы) педагогического исследования

Методология -научное познание, система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Все их многообразие можно разделить на три группы:

Методы изучения педагогического опыта,

Методы теоретического исследования

Математические методы.

Методы изучения педагогического опыта (или практические методы, или методы эмпирического познания)

Это способы исследования образовательного процесса: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Наблюдение
целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.


Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа — диалог, дискуссия. Ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование метод массового сбора материала с помощью анкеты. Выделяют индивидуальное, групповое, массовое анкетирование.

Типы анкет:

открытые(свободный ответ) и закрытые(выбор варианта ответа),

именные и анонимные и т.д.

«полярная» анкета с балльной оценкой.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельностиучащихся: творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей и т.д.

Изучение школьной документации: личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, и т.д.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания (Научный опыт).

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный создание искусственных условий. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе или преобразующим(вносящим изменение). Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп.

Методы теоретического исследования.
Теоретический анализ это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование…

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются ранжирование (распределение предложенной информации по рангу ), шкалирование. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Идеалы воспитания

Идеал — это выработанное веками представление о совершенном человеке. Сейчас в мире популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых общих базовых (основных) ценностей

Национальное воспитание прежде всего связано с возрождением патриотизма. В Конвенции о правах ребенка сказано, что оно должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности.

Целеполагание в педагогике

Цель воспитания — предполагаемый результат (или система решаемых воспитанием задач, или определяющая характеристика воспитательной системы).

Наивысшее предназначение воспитания — (создать условия) обеспечить каждому человеку всестороннее и гармоническое развитие, т.е способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.