Каковы же методы руководства игрой детей? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Каковы же методы руководства игрой детей?

2017-11-16 410
Каковы же методы руководства игрой детей? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего воспитатель обогащает их впечатления: напри­мер, в присутствии малышей он может погладить ленточки, полить цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая при этом интерес к своей работе. На прогулке можно по­наблюдать за игрой старших ребят, за действиями взрослых. Спе­циальные показы тех или других действий обогащают опыт ребен­ка: он самостоятельно купает куклу,, кормит ее, укладывает спать.

Организуя игру детей и руководя ею, воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла лапку, ее надо полечить, лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша ушла из комнаты, чтобы принести ему воды, и т. д.

Методы обучения маленьких детей во время самостоятельной деятельности постепенно меняются. Так, в начале второго года жизни воспитатель действует рукой ребенка: вместе с ним, напри-


 


мер, открывает матрешку и закрывает ее, нанизывает кольца на стержень пирамиды и снимает их. Основной метод, которым пользу­ется при этом воспитатель,— это показ, сопровождаемый словом; во втором, полугодии, с развитием понимания ребенком речи, пе­дагог использует словесные инструкции.

Важно, чтобы.методы руководства игрой постепенно услож­нялись. Это может быть за счет подготовки ситуации для развития игры, которая, как известно, в первом полугодии готовится вос­питателем, а во втором — совместно с детьми либо дети делают это самостоятельно.

Усложняются и задачи, которые воспитатель ставит перед ре­бенком. Создавая «проблемные ситуации», он предлагает малышу не прямо решать задачу, а ставит вопрос так, чтобы он мог сам ее решить. Такой метод является особенно эффективным, так как способствует развитию мыслительных процессов во время игры. Например, воспитатель говорит: «Твоя кукла грязная. А где же у нас ванночка, мыло, полотенце?» При этом он не говорит, что куклу надо купать. В подобных играх воспитатель побуждает ребен­ка выполнять воображаемые действия; например, из игрушечного крана «налить» воды и «напоить» лошадку и т. п. Игру можно ус­ложнить и за счет введения в нее дополнительных предметов — рас­чески, салфетки, вытереть ею кукле рот после кормления, измерить температуру заболевшему медведю — поставить ему градусник, за­бинтовать собачке больную лапку. Для поддержания интереса к таким играм следует использовать предметы-заместители: мыло — кубик, ложка — палочка, яблоко — шарик.

Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если малыш хорошо справился с задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как хорошо у него получилось.

Нужно следить за тем, чтобы правильно разрешались конфлик­ты между детьми. Обидчику воспитатель выражает свое порицание соответствующим тоном. Однако в работе с детьми данного воз­раста следует широко пользоваться методом отвлечения,- перек­лючения малыша на другую деятельность.

Анализ организации самостоятельной деятельности детей сле­дует проводить по определенным показателям: преобладающее настроение детей в группе; умение самостоятельно выбрать себе игру; уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность; взаимоотношения ребенка с окружающими взрос­лыми и другими детьми; частота и характер речевых реакций ре­бенка. Проводится анализ как индивидуально, так и всей группы.

Показатели правильно и хорошо организованной самостоятель­ной деятельности детей — их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотноше­ния между детьми, частые обращения ребенка к воспитателю по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.


 




ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни раз­нообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно-познаватель­ная деятельность, наблюдения, рассматривание. книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнения практиче­ских поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской дея­тельности воспитателю необходимо соблюдать прежде всего неко­торые общие условия:

1. Высвободить достаточное время для деятельности: это может
быть достигнуто только при условии методически правильного
проведения режимных процессов, если четко соблюдается принцип
постепенности, при этом высвобождается больше времени для
самостоятельной деятельности ребенка.

2. Создать достаточный простор для движений, и обстановку
для всех остальных видов деятельности.

3. Обеспечить подбор материала для детей третьего года жиз­
ни по всем видам деятельности. Игровой материал необходимо вре­
мя от времени менять, что повышает интерес к нему и способствует
лучшему использованию. Так, если воспитатель видит, что дети пе­
рестали играть с крупным строителем или пирамидками, эти игруш­
ки целесообразно на некоторое время убрать.

4. Правильно расположить материал в группе; для каждого
вида деятельности должно быть обязательно выделено определен­
ное место: дети должны хорошо знать места хранения материала,
знать, где взять нужную им игрушку и куда положить ее после
игры. Однако это совершенно не значит, что они должны играть
только в тех местах групповой комнаты, где находится данный
материал. Дети, взяв игрушку, могут с ней играть в любом месте
помещения группы, но воспитатель должен следить, что'бы ребенку
было удобно играть, чтобы в выбранном им месте не мешали другие
дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности.
Если малыш взял мелкий строительный материал и стал занимать­
ся с ним на полу, где играют другие дети с двигателями, ему лучше
предложить играть с этим материалом за столом, но, что должно яв­
ляться обязательным, после игры убрать игрушку на отведенное
место. Это приучает малыша к порядку.

5. Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном
возрастном этапе воспитатель использовал индивидуальное обще­
ние с ребенком; при этом он может применить такой прием воз­
действия, который больше соответствует уровню развития и индиви­
дуальным особенностям малыша.

6. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми вида­
ми деятельности.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель


направляет свое внимание прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В за­висимости от их поведения и настроения педагог определяет, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент занять­ся. Особенно важно направлять деятельность тех детей, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво. В активном учас­тии воспитателя нуждаются и те дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им нужны помощь, совет, указание взрослого. Например, ребенок начал строить что-то, делает перекрытие, а оно не получается. Воспитатель показывает, ка'к лучше поставить ку­бики и какую форму выбрать для перекрытия. Но, помогая ребен­ку справиться с задачей, воспитатель должен учитывать, что в дан­ном возрастном периоде развития ребенка ему не следует давать готовые рецепты к действию, как это делалось в предыдущей груп­пе; надо побуждать малыша выполнить знакомое действие, сооб­разить, как сделать быстрее и качественнее.

Остановимся на некоторых методических указаниях по руко­водству сюжетной игрой.

Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по свое­му содержанию, необходимо иметь игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребенку отразить свои впечатления. Очень важно расположить этот материал в групповой комнате. В практике детских учреждений материал чаще расположен в виде готовых сюжетных уголков (сюжетный уголок для игры в доктора, парик­махера, магазин и т. д.). Такое расположение пособий для раз­вития сюжетных игр на данном возрастном этапе неудачно, так как при этом не учитываются'те изменения, которые происходят в развитии ребенка третьего года жизни. Все за ребенка уже про­думано, даны определенные сюжеты и полностью подобран к ним необходимый материал. Поэтому дети играют часто однообразно, неинтересно, сюжеты повторяются изо дня в день,

Кй/К же все-таки разместить пособия в помещении группы?

В групповой комнате, где стоит крупная мебель (стол, стулья, кровати, шкаф для хранения чистой посуды), надо выделить место для сюжетных игр. Здесь можно поместить шкаф для одежды кукол (которая меняется в зависимости от времени года), плиту, диван­чик, на котором будут располагаться куклы и другие сюжетные игрушки. В этой части комнаты дети могут играть с игрушками, отображая различные бытовые сюжеты. Здесь же неплохо уста­новить открытый шкаф или стеллаж для различных игрушек или атрибутов. Например, для игры в магазин нужны будут весы, не­которые овощи, фрукты (можно использовать игрушки или муля­жи), сумочки, корзинки или другое оборудование, скажем, для игры в доктора. Этот материал пополняется в зависимости от обогаще­ния детей впечатлениями, новыми знаниями.

Для развития сюжетной игры детям необходимы разнообраз­ные впечатления. Детские впечатления обогащаются на темати-


ческих экскурсиях, во время наблюдений (в кабинете врача, на кухне, за работой дворника, няни в группе). Во время экскурсий и наблюдений воспитатель обращает внимание малышей на глав­ное, существенное, тем самым помогает ребенку не только запом­нить то, что он видит, но и разобраться во взаимосвязи действий, взаимоотношениях взрослых между собой. Полученные впечатления дают ребенку материал для новых сюжетных игр.

Как и на втором году жизни, важным средством обогащения содержания игры являются специально проводимые воспитателем показы-инсценировки. Они помогают детям понять хорошие дела и поступки людей. Например, показывая инсценировку «Упрямые ба­рашки», которые не захотели уступить друг Другу дорогу через мос­тик и поэтому упали в воду, воспитатель противопоставляет поведе­ние двух девочек — Маши и Даши: они тоже шли через мостик, но уступили друг другу дорогу и прошли благополучно. Сюжетом для таких инсценировок могут быть сказки с участием знакомых иг­рушек. Это расширяет возможности их использования в повседнев­ных играх.

Для обогащения сюжетных игр можно использовать макеты из игрушек. Например, зимний сюжет: зима, куклы делают снежную бабу, катаются с горок на санках, лыжах; или макеты, которые делаются к праздникам: нарядные куклы едут на машинах с шара­ми и флажками. Полезно рассмотреть макеты вместе с детьми, по­говорить о том, куда едут нарядные куклы, и т. д. Совместные игры воспитателя и детей — эффективный метод обогащения их деятель­ности. Играя с малышами, педагог поддерживает их интерес, ста­раясь усложнить содержание игры. Если он видит, что кто-то из де­тей играет неактивно; без интереса, подсаживается к нему, задает вопросы по ходу игры, вызывает у него воспоминания, стимулирует воспроизведение прошлых впечатлений. Это не только удлиняет и обогащает игру, но и упражняет память малыша. Вопросы воспита­теля вызывают детей на разговор, а это, в свою очередь, оказы­вает положительное влияние на становление речи. Или, например, педагог видит, как ребенок завязывает бинтом р)4ку, но у него плохо получается и вот он уже готов бросить это дело, • не достигнув цели. Воспитатель, обращаясь к нему, говорит: «Я доктор, давай я тебя полечу». Внимательно осматривает руку, протирает ватой, забин­товывает. Затем говорит: «Пойди, спроси у ребят, у кого кукла за­болела, я полечу». Своими действиями педагог подводит ребенка к ролевой игре.

Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, воспитатель делает это с большой осторожностью, чутко относится к интере­сам малышей. Нельзя мешать возникновению их самостоятельной игры, участие в ней взрослого ни в коем случае не должно превра­щаться в натаскивание.

[Особое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают сюжетные игры со строительным материа­лом. В этом возрасте детям можно давать все виды существую­щих наборов и все формы строительного материала. В группе дол-


жен быть крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, средний и мелкий, с которым они занимаются за столом. Играя со строительным материалом, ре­бенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел на втором году. Помимо этого, детей третьего года жизни подводят к сюжетной постройке, их учат строить. Этот вид деятельности исполь­зуется также для ознакомления ребенка с формой предмета, раз­вития пространственных соотношений. Поэтому руководство вос­питателя играми детей с этим материалом, важно и необходимо. Например, воспитатель в присутствии малышей создает разные сооружения, затем объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирает­ся строить; организует работу так, чтобы дети помогали ему, подби­рали нужную форму. Руководя играми малышей, воспитатель уточ­няет их представления о форме и величине предмета, поддерживает интерес к строительному материалу, предлагая выполнить нужные для игры сооружения. Ребенок играет в зоопарк. Воспитатель уточняет, знает ли он, где живут звери, что для них можно построить. Решили: надо из кубиков сделать домик. Наборы строительного ма­териала желательно дополнять игрушками (куклы, животные, пти­цы), различными атрибутами для оформления построек (флажки, звездочки, елочки и др.).

По окончании игры детей приучают убирать строительный ма­териал в шкаф или класть его на стеллажи по формам. Такое хра­нение помогает содержать строительный материал всегда в поряд­ке. Кроме того, у ребенка закрепляется представление о форме предмета.

Наряду со строительным материалом детям этого возраста можно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребе­нок может сделать несложные предметы, например домик из де­талей конструктора, соединяющихся способом сцепления, и др. Если, действуя с конструктором, ребенок в чем-то затрудняется, не надо торопиться ему помогать: пусть он подумает, вспомнит и сам попро­бует сделать. Но если же он не может обойтись без помощи взрос­лого, не следует делать за него абсолютно все, надо ему показать и объяснить, что можно из деталей сделать и почему именно так, чтобы в дальнейшем малыш смог сам решить подобную задачу.

Для развития самостоятельной деятельности детей большое зна­чение имеют наблюдения. Через наблюдения малыши знакомятся со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Объекта­ми наблюдения могут быть животные, находящиеся в группе, рыбки в аквариуме, растения, картины, на которых изображены пейза­жи, цветы (время от времени их надо менять). Рассматривая вмес­те с детьми окружающее, воспитатель пробуждает у них желание наблюдать самостоятельно. Если воспитатель видит, что ребенок за чем-то наблюдает, это надо поддержать, помочь ему видеть в наб-. людаемом объекте или явлении главное, существенное. При этом малыши могут задавать вопросы, что свидетельствует об уровне их познавательной деятельности.


 





 


Большой интерес в самостоятельных играх детей вызывают складные кубики: из частей можно собрать целый предмет. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать от 2 до 4 частей, от 2,5 до 3 лет — до 6 частей. На картинках должны быть изображены хорошо знако­мые малышам предметы и их части, чтобы они могли сложить целый предмет.

В самостоятельной деятельности ребенок использует разнооб­разное лото (лото малышам, ботаническое, зоологическое, лото транспорт, мебель, посуда). Эта игра использовалась на занятии и дети знают, как играть.

В работе с детьми третьего года жизни широко используют книги, серии картинок. Воспитание умения самостоятельно пользо­ваться книгой, картинками — рассматривать изображения, расска­зывать по ним, бережно, аккуратно относиться к книгам, после рас-


 


Игровой материал дают 4 основных цветов.

Для занятий с мозаикой детям дают об­разцы несложных форм.

Полезно давать в самостоятельное пользование малышам ди­дактические игры. Играя, ребенок уточняет знания свойств пред­метов — цвет, форму, величину. После этого малыши успешно собирают пирамидку по форме и величине. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать пирамидки из 6—8 колец, от 2,5 до 3 лет — из 8—10 (12) колец и даже фигурные пирамидки.

Малыши любят играть с матрешками. В первом полугодии, от 2 до 2,5 лет, они собирают и разбирают 4—5-местные, а во вто­ром — 6—7-местные игрушки.

С увлечением малыши занимаются с геометрической мозаикой. Для самостоятельных занятий с ней детям дают образцы неслож­ных рисунков геометрических форм. Выполняя рисунок по образ­цу, ребенок должен ориентироваться на его форму и цвет. Так, иг­рая, он закрепляет знания свойств предмета.

В группе должен быть игровой материал „по цвету. Распола­гать его надо так, чтобы малыши могли им пользоваться. Воспита­тель помогает детям организовать игру. Например, в коробке по­добраны разнообразные предметы основных цветов (их б): грибы, шарики, палочки, кольца. К ним даны цветные дощечки таких же цветов. Взяв для игры пособие, ребенок должен сам разложить эти предметы на дощечки соответствующих цветов.

Для упражнений в восприятии и запоминании основных цветов надо иметь игрушки, предметы, окрашенные в эти цвета. Напри­мер, у кукол красные и желтые платья, у мишек синие штаны, у дру­гих кукол красные косынки. Строительный материал также дол­жен иметь разную окраску. Во время самостоятельной деятель­ности детям можно давать, например, такое задание: «Давайте вни­мательно посмотрим, а что у нас в группе красного, желтого, зеле­ного или синего цвета?» Подобные задания способствуют раз­витию у малышей ориентировки в окружающем, наблюдательности.

ПО


Для самостоятельного рассматривания иллюстраций детям дают знакомые книги.


 


 


сматривания убирать их на место — все эти задачи, воспитатель решает, организуя самостоятельную деятельность ребенка. К выбо­ру места хранения книг и картинок надо отнестись особо вниматель­но. Место должно быть спокойное, светлое, чтобы малышу, поже­лавшему заняться книгой, не мешали другие дети. Хранятся книги на полочке или в шкафу, так, чтобы дети свободно могли их брать. Для самостоятельных занятий детей даются те книги и картинки, которые использовались на занятии и им знакомы. Но вполне ес­тественно, что в самостоятельное пользование можно давать и та­кие, которые малышам не знакомы, но содержание иллюстраций в книге или картинок таково, что, имея уже определенный опыт, ребенок может сам в нем сориентироваться. Это, например, тема­тические альбомы (мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты и др.). Надо стремиться к тому, чтобы во время рассматривания иллюстра­ций дети больше говорили, если воспитатель видит, что у ребенка исчез интерес к книге, надо или самому подключиться и своим учас­тием поддержать интерес малыша, или же переключить его на дру­гой вид деятельности. Но именно к книге у ребенка с самого начала должно быть воспитано особое отношение, и это полностью зависит от взрослого.

Для закрепления навыков изобразительной деятельности в самостоятельное пользование на третьем году жизни ребенку мож­но давать только мел и доску. Карандаши и пластилин давать неце­лесообразно, так как в этом возрасте у детей нет устойчивого от­ношения к использованию данного материала, поэтому без внима­ния воспитателя они могут применять его не по назначению. В груп­пе следует иметь доску настенную или переносную, на ножках.

В самостоятельной деятельности ребенка особое место должны занять действия, способствующие формированию элементарной трудовой деятельности, связанной в основном с самообслуживани­ем и выполнением некоторых поручений. Малыш совершает их с большим удовольствием. Но поручение надо давать ребенку не для того, чтобы только чем-то его занять. Оно должно являться одним из средств трудового воспитания, а также решать задачи развития ориентировочных реакций и речи. Давая ребенку поручение, надо исходить из определенных задач, чтобы малыш его выполнил, так как на данном возрастном этапе дети часто отвлекаются и забы­вают о задании. Следует давать ребенку такие поручения, при вы­полнении которых ему потребуется усилие, необходимость подумать, как действовать. Полезны разнообразные словесные поручения: «пойди скажи», «пойди позови» и др. Они способствуют развитию общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Большое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают движения, но и в этом возрасте ребенок устает от их однообразия. Дети не могут долго ходить, бегать, однообразно двигаться. Есть много средств для развития движений. С этой целью используют режимные и гигиенические процессы, привлека­ют детей к участию в работе взрослых, дают им различные посиль­ные поручения — что-то принести или отнести. Такие приемы рас-


ширяют ориентировку детей в окружающем, усложняют и разнооб­разят их деятельность, повышают двигательную активность.

Но особенно эффективным средством развития движений ребен­ка является игра. Во время игры малышу создают условия для дви­жений как в группе, так и на участке. В игровой комнате должно быть достаточно места, где дети могли бы свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В группе должны быть игрушки, по­буждающие детей к движениям: мячи разных размеров, широкие обручи, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, игру­шечные автомобили, небольшие доски, ящики. Особенно это сле­дует иметь в виду, если дети по какой-либо причине не гуляют на участке. В группе, если позволяет площадь, или в каком-либо дру­гом помещении можно разрешать малышам кататься на велоси­педе (под контролем взрослого), играть в мяч, предложить ребен­ку не бросать мяч бесцельно, а чтобы ловил его кто-либо из детей или взрослый, показав при этом, какие движения нужно делать.

На участке должны быть специальные пособия — шестигран­ники, лесенки, доски различной ширины, приспособления для игры в мяч, чтобы во время прогулок дети могли достаточно и разнооб­разно двигаться: развивать координацию общих движений, учить­ся преодолевать небольшие препятствия, подниматься и спускаться с лестницы чередующимся шагом, согласовывать свои движения с движениями других детей. Пособия, предназначенные для физи­ческих упражнений, должны храниться вне группы.

Создание условий для всех видов деятельности детей, правиль­ное руководство воспитателя их самостоятельными играми спо­собствуют умственному развитию и формированию личности ре­бенка.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.