В преддверии поры «почемучек» (третий год жизни) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

В преддверии поры «почемучек» (третий год жизни)

2017-11-16 133
В преддверии поры «почемучек» (третий год жизни) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За два прошедших года малыш во многом преуспел, накопил силы для дальнейшего совершенствования и приобретения новых умений. Именно в это время ребенок продолжает довольно ин­тенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом. В этот период у детей совершенствует­ся деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6—6,5 часа). Теперь у ребенка легче сформировать навыки правильного поведения. Он уже может на короткое время сдержать свои действия, желания. Од­нако надо помнить, что и в 3 года ребенок легко возбуждается, быстро утомляется от однообразных действий. Происходит интен­сивное нервно-психическое его развитие. Самые заметные измене­ния в психике ребенка происходят за счет дальнейшего форми­рования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3—4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, дети начинают упот­реблять все части речи; почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова.

Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. «Волк больше зайчика,


он может его съесть»; «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым»,— сообщает малыш в 2,5 года. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда? за­чем? Это говорит о развивающейся познавательной потреб­ности малыша, а использование различных частей речи, появле­ние вопросов и придаточных предложений в активной речи — о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети вос­принимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимо­связь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; разви­ваются речь и мышление.

Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ре­бенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ним можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. Например, о том, куда он пойдет, что будет делать на прогулке, что там произошло вчера; вспомнить, какими игрушками украшали елку, что собирали летом в лесу. Появляются более сложные обоб­щения: например, словами игрушки, одежда он объединяет разно­родные, но сходные по выполняемой функции предметы. В его речи появляются слова, обозначающие качество предметов. Напри­мер, на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».

Малыш может понять из рассказа взрослого такие явления и события, которые он сам непосредственно не воспринимал. Но для этого необходимо, чтобы смысл слов, используемых в рассказе, был знаком по прошлому опыту.

На третьем году существенно изменяется воспитательное зна­чение речи. Несмотря на то что при обучении ведущую роль про­должает занимать показ, использование речи как средства обуче­ния и воспитания в этом возрасте значительно возрастает. Сло­вом можно прекратить то или иное действие, предупредить отри­цательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие: Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грам­матическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. В 2 года 8 месяцев ребенок говорит: «У меня за­мерзли ножки и вланки» (валенки). Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Мно­гие звуки произносятся еще смягченно: «зяйка» (зайка), «пизя-ма» (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произ­носятся правильно («лиса»), в другом—неправильно: «повзет» (ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: «балабан» (барабан), «Зеня» (Женя). Встречаются за­мена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошиб­ки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое

 


восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.

На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообраз­ными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает свойства и специфическое назначение многих предме­тов, находящихся в его повседневном обиходе: не только разли­чает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориенти­руется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»). У него формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один). Представления и понятия детей этого возраста пока еще не совершенны, и поэтому нередки неправильные заключения: «Вот закрою глазки, и сиди в темноте»,— говорит малыш.

Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная дея­тельность ребенка.

Важным средством сенсорного и общего развития малыша яв­ляются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественнвк условиях может познакомиться со свойствами предметов, их формой, вели­чиной, цветом. Однако определять их самостоятельно малыш еще не может. Он научился пока только смотреть, но не видеть, слу­шать, но не слышать. Поэтому его надо учить выделять свой­ства предметов окружающей обстановки. Если ребенок за чем-ли­бо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное — помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы, которые он задает в это время. Но если он их не задает, надо побуждать малыша к этому, созда­вать соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на третьем году жизни становится сложной и разнообразной: предметная деятельность (занятия с пи­рамидами, матрешками, мозаикой), сюжетные»игры (игра с кук­лой), наблюдения, рассматривание картинок, книг, элементы трудовой деятельности (самостоятельная еда, одевание, уборка иг­рушек), игры со строительными материалами, начала изобразитель­ной деятельности (лепка и рисование). Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша.

1<Среди всех видов деятельности ребенка особое место занимают сюжетные игры. По своему характеру они становятся более слож­ными по сравнению с игрой ребенка второго года жизни. Играя, малыш отображает уже многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он отражает не только последовательность и взаимосвязь действий, но и социальные отношения. Например, ласково обра­щается с куклой или сердится на нее, наказывает, делает ей заме­чания. Появляются элементы ролевой игры.

Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни


является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее опре­деляет цель: «Я буду строить дом», «Я буду лечить куклу», т. е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы плани­рования.

В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять уже довольно сложные постройки, например гараж, дорогу к нему, забор, и играть с ними. Малыш начинает овладевать совершенно новым видом деятельности — рисованием, лепкой. Ребенок понимает, что при по­мощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу третьего года рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, ко­лечки, лепешки.

В процессе деятельности у него рано начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим — и различное поведение. В одних усло­виях ребенок ласково и внимательно относится к близким, чувст­вует их настроение. Если мать или отец чем-то расстроены или у них что-либо болит, ребенок подходит к ним, гладит с выра­жением сочувствия, заглядывает в глаза, проявляет стремление оказать помощь. Однако уже в этом возрасте возможны и проти­воположные (отрицательные) отношения: малыш замахивается ру­кой на родителей, не хочет делать то, о чем его просят. Раз­лично и поведение детей. Одни умеют сдерживать свои желания, спокойно ждать, пока взрослый чем-то занят, настойчиво преодоле­вать трудности, стремясь закончить дело. Другие, наоборот, не­терпеливо кричат, требуя немедленного выполнения своих желаний, беспомощно плачут при самом незначительном затруднении. Все положительные формы поведения уже вполне доступны детям этого возраста, и их надо формировать.

Характерно для детей этого возраста и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. Малыши с явным удовольствием слушают музыку, пение. Они еще и еще раз просят повторить знакомые стихотворения, сказку и слушают, следят не только за сюжетом, но и за музыкаль­ным сопровождением, ритмом. Ребенок с удовольствием рассматри­вает хорошую картину, замечает красивое в природе, обстановке, одежде. «Мама, посмотри, какое красивое дерево»,— говорит ма­лыш, видя цветущую вишню. Ребенку доступно и понимание коми­ческого: он с интересом наблюдает за действиями Петрушки. Изме­няются и поводы для эмоциональных переживаний: ребенок раду­ется сделанной постройке, очень доволен, если помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть. Но все это богатство эмо­циональных проявлений, как и сложное психическое развитие, ко­торого достигает ребенок к 3 годам, возможно лишь при опре­деленных условиях его жизни и воспитания.




Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.