Методы стимулирования, их характеристика. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методы стимулирования, их характеристика.

2017-11-16 165
Методы стимулирования, их характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:

Ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.

Ситуация свободного выбора — школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.

Ситуация соотнесения (X. Й Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта. Педагог создает подобную ситуацию, например, тогда, когда необходимо побудить школьника к самовоспитанию.

Ситуация успеха (О. С Газман, В. А. Караковский и другие) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т. п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия.

Ситуация творчества (В. А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.

Ситуация соревнования (А. Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, а также соответствующее ему волевое усилие и, как результат, — достижение лучших показателей. Это подтверждается обычно и официальным признанием: призовое место, количество баллов, диплом, грамота и т. п. Соревнование — это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с одноклассниками или другими детьми, приобретает новый социальный статус. Он также учится реализовывать себя в разных видах деятельности. Соревнование по успеваемости не проводится (можно сравнивать только темпы личного продвижения в развитии). Вместе с тем можно соревноваться по таким показателям, как добросовестное отношение к учению, выполнение домашних заданий, внешний вид школьных принадлежностей и учебников, дисциплинированность на уроках и т. п. Действенность соревнования повышается при насыщении деятельности учащихся ситуациями переживания успеха.

Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение — способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и другие. Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует осторожного применения. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. Ученик не должен приучаться ждать награды за малейший успех. Важно, чтобы поощрение было естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные ученики, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Следует наблюдать за тем, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам учебной группы. Педагог должен заботиться о том, чтобы не было «захваленных» учеников и учеников, обойденных вниманием.

Отношение к наказанию как методу воспитания в педагогике неоднозначно и противоречиво. Наказание — такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство вины перед собой и другими, чувство стыда, дискомфорта, неудовлетворенности собой. Это состояние может перерасти в потребность изменить свое поведение. Известны такие виды наказания, как наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, порицание, осуждение. Эти методы могут реализовываться по логике естественных последствий, как наказания-экспромты или как традиционные наказания. Наказание в форме естественных последствий наиболее приемлемо. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания.

Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Недопустимо наказывать по подозрению. Если ученик нарушил правило поведения непреднамеренно, случайно, то учитель мо­жет ограничиться индивидуальной беседой или простым замечанием. Неправильно применять метод наказаний в целях стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности ученика. Рекомендуется избегать групповых наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. В целом наказаниями нельзя злоупотреблять. Педагог должен быть уверен в справедли­вости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.