Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, их характеристика. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, их характеристика.

2017-11-16 256
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, их характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К методам данной группы относятся: приучение, упражнение, метод воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение и другие.

Приучение как метод наиболее эффективен на ранних возрастных этапах — для дошкольников и младших школьников. Применение этого метода требует соблюдения ряда педагогических условий. Предписывая детям тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле. Важно показать образец воспитываемой формы поведения, создать положительное отношение к ней. Для выработки привычки требуется время. Данный метод предполагает контроль и самоконтроль за выполнением действий; благожелательное заинтересованное отношение учителя к детям; анализ возникающих трудностей, обсуждение способов дальнейшей работы в выбранном направлении.

Особенно результативной будет организация такой деятельности учащихся, в процессе которой они неза­метно для себя, непринужденно привыкают к нужной форме поведения. В некоторых случаях задача научиться вести себя определенным образом ставится открыто, например, быть вежливым, дисциплинированным и т. п. Возможен и третий путь: вызвать у учащихся стремление воспитать в себе то или иное качество личности. Это стремление и будет побуждать ребенка овладевать соответствующими привычками. Большое значение в приу­чении ребенка к определенным формам поведения имеет его режим жизнедеятельности. Этот режим должен быть целесообразным (разумным), последовательно осуществляемым, конкретным и понятным для ребенка.

В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности. В авторитарной педагогике приучение часто сопровождается наказаниями и напоминает дрессировку (жесткое приучение). Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения и предписывает применять метод приучения, например, в комплексе с игровыми методами. Метод приучения — разновидность метода упражнения, рассматриваемого в теории воспитания как многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки. Упражнение в этом контексте есть упражнение в правильном, жизненно значимом поступке. В ходе упражнения повторяются не только действия и поступки, но и мотивы, их вызывающие.

Достаточно продуктивным методом организации деятельности и поведения учащихся является такой метод, как поручение. Суть его заключается в передаче воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них. В деятельности учебной группы (детского объединения) могут применяться самые разнообразные по содержанию поручения: учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые и др. По времени они могут быть эпизодические, кратковременные, длительные; по сменяемости — сменяемые и постоянные.

Основными требованиями к реализации данного метода являются: объяснение общественной и личностной значимости поручаемого задания, показ образцов и сообщение критериев оценки результатов поручаемого дела (обучение выполнению задания), учет склонностей, интересов и возможностей воспитанников, соблюдение принципа добровольности и поощрения инициативы, творческого подхода к выполнению задания, оказание помощи в выполнении поручения, гласность в оценке результатов порученного дела, контроль за его выполнением.

Метод воспитывающих ситуаций — это метод организации деятельности и поведения в специально соз­данных условиях. Они предполагают специальную организацию таких условий, такой внешней обстановки, которая вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, те или иные представления, чувства, мотивы, поступки. По сути это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему (нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др.). Ученику предоставляется возможность выбрать определенное решение из нескольких вариантов (например, промолчать, сказать правду, ответить «не знаю» и т. п.).

Педагогическое требование — один из исходных методов организации и стимулирования деятельности учащихся. Это педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Стратегия педагога в применении данного метода состоит в постепенном переходе педагогического требования в требование самой группы, а затем и воспитанника к самому себе. Первоначально требование педагога выступает как конкретная задача, которую необходимо решить в ходе той или иной деятельности.

По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки. Косвенное требование (совет, просьба, намек, одобрение, выражение доверия) отличается от прямого тем, что вызывает психологические факторы: переживание, интересы, стремления учащихся. Прямые требования часто вызывают отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Этими требованиями можно сформировать внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении (лицемерие, двойственная мораль).

Требование, с помощью которого педагог сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования учащихся друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования. Отражением требований группы является общественное мнение, которое соединяет в себе оценки, суждения, волю учебной группы. У опытного педагога общественное мнение может выполнять функцию педа­гогического метода.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.