Способности -- это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Способности -- это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

2017-11-16 746
Способности -- это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделяются три основных признака понятия способности:

1. индивидуально - психологические, отличающие одного человека от другого;

2. не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3. способности, которые не сводятся к уже выработанным у данного человека знаниям, навыкам, привычкам или умениям.

28 В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

29 Принципы гуманной педагогики:

очеловечивать среду вокруг ребёнка;

проявлять творящее терпение;

принимать любого ребёнка таким, какой он есть (не ломать его волю);

строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель);

преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;

проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный защитник детства - учитель).

30 Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

31 едагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

32 Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат, perceptio — восприятие) — в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.
Цель врача — выработать определенную точку зрения на сиюминутные и потенциальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие: обратной связи; коммуникативных барьеров; коммуникативного влияния; вербального и невербального уровней передачи информации.
В контексте общения врача и пациента обратная связь — это реакция пациента на поведение врача. Обратная связь призвана помочь врачу понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.
Во время диалога врач и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями “говорящего” и “слушающего”. Поэтому врач также выражает свою реакцию — прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от врача (“говорящего”), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента (“слушающего”): “Я не смогу ответить на ваш вопрос”, “Я не приветствую нарушение вами режима”, “Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь” и т.д.; реакция может также проявляться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адекватное понимание ее пациентом и создает условия для эффективного общения.
Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру информации. Для этого используются риторические вопросы типа “Вы действительно так считаете?”, “И это поможет?” иронические замечания типа: “Да... У нас теперь все знают, как надо лечить”, вербальные и невербальные реакции и т.д. В данном случае “слушающий” должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему “говорящий” и каковы на самом деле его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что значительно затрудняет процесс общения.
Выступая в роли “слушающего”, врач должен по возможности недвусмысленно реагировать на слова и поведение пациента. В затруднительных случаях лучше сказать: “Это не входит в мою компетенцию, надо посоветоваться с коллегами”.
Если пациент предоставляет врачу информацию, не поддающуюся однозначному толкованию, он обязан задать уточняющие вопросы.
Известно, что спонтанный прием сигналов обратной связи неполон и интерпретируется через собственную систему координат. Мы считаем, что система координат врача детерминируется его профессиональной ролью и основывается в большинстве случаев на безоценочном положительном отношении к пациенту. Говоря о большинстве случаев, мы имеем в виду что иногда врач может поведенчески оценивать некорректное, с его точки зрения, поведение пациента, например, несколько фамильярное.
С другой стороны, касаясь феномена обратной связи, нельзя не заметить, что подобное поведение пациента, возможно, является ответом на поведение врача, которое позволило ему вести себя подобным образом.
В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько ее адекватного понимания. От чего оно зависит?
Во-первых, форма и содержание сообщения существенно связаны с личными особенностями “говорящего”, его представлениями о “слушающем” и отношением к нему и к ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, всякое сообщение трансформируется под влиянием особенностей личности “слушающего”, его отношения к автору сообщения, тексту, ситуации. Так, одни и те же слова, услышанные пациентом из уст врача, соседа по палате, родственника, могут вызвать у него разные реакции. Замечание врача, скорее всего, будет выслушано с должным вниманием, а замечание соседа — с раздражением. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать совершенно по-разному в зависимости от воспитания, особенностей личности и даже политических пристрастий. Одно и то же высказывание врача один пациент воспримет как справедливое замечание, а другой — как “вечную придирку”.
Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В данном случае можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. М.Р. Битянова (1994) выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный и барьеры отношений.
Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции.
Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера — актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем.
Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д.
В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни.
С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.
Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет “бабуля” и “дедуля”, не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).
Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.
Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должена быть готов к возникновению этого барьера, к тому что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.
В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек, причем причину этого часто трудно осознать, о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию (“Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?”).
Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них — это прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: “У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает”.
Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь — искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: “Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно — это было временное явление” или: “В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом”. Второй путь — снижение авторитетности источника информации: “Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!” Наконец, третья возможность — защита через непонимание; “Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит”.
Любая поступающая к “слушающему” информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия — авторитарный и диалогический, различающиеся характером психологической установки, возникающей у “говорящего” по отношению к “слушающему”. В большинстве случаев установка не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия это — позиция “сверху”, в случае диалогического — “рядом”. Как врач, так и пациент могут занимать в диалоге позиции “сверху”, “рядом”, “снизу” — это зависит от типа лечебного учреждения, взаимоотношений медицинского персонала между собой, индивидуальных особенностей общающихся.
В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.
При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.
Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.
Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику
Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования SusanE.Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexicalentrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.
В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

35 Эффективная медико-профессиональная подготовка будущего специалиста - врача XXI века требует детального анализа современной системы высшего медицинского образования, выявления и определения ее проблем, а также противоречий в контексте системно-ценностного подхода.

Высшей медицинской школе, в рамках реализации национального проекта совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации, предстоит повысить уровень образования при подготовке высококвалифицированных специалистов-медиков, а именно врачей общей практики, которые работают в непосредственном контакте с населением страны. Специфика врачебной деятельности предполагает знание своеобразного свода этических правил, запретов и ограничений, которые должны приниматься во внимание теми, кто неизбежно по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека.

Профессионально-личностная культура врача должна пронизывать все аспекты его профессиональной деятельности. В этой связи актуален системно-ценностный подход в формировании содержания образования студентов медицинских вузов.

Подготовка специалистов в медицинских университетах сегодня недостаточно совершенна с современных культурно-ценностных позиций и не дает должного научного обоснования практике вузовского обучения.

Продуктивное решение проблем формирования культуры будущего специалиста медицинского профиля, всестороннее развитие его социальных качеств возможно на основе анализа учебно-воспитательной и организационной работы, обобщения выводов теоретических и конкретно-социологических исследований на стыке педагогики высшей медицинской школы, теории личности и культуры, педагогического наследия земских врачей.

Принципиальное отличие концепции современной парадигмы образования в высшей медицинской школы состоит в том, что высшее профессиональное образование рассматривается как деятельность, цель которой - развитие интеллектуально-нравственной личности с целью сохранения жизни человека и улучшения качества медицинской помощи пациентам. Системно-ценностный подход в подготовке студентов-медиков понимается нами как система, построенная с учетом культурных и гуманистических ценностей нового века: субъектности, диалогичности, развивающей направленности, интегрированности, фундаментальности и непрерывности.

Современную парадигму образования можно назвать социально-личностным, личностно ориентированным, медико-гуманным образованием в системе высшей медицинской школы. Главной целью формирования профессионально-личностной культуры является развитие социально значимых качеств студентов-медиков как высшей ценности образования - квинтэссенции культуры. Основным способом реализации социально-личностного аспекта профессионального образования является использование педагогических технологий проблемного, дифференцированного, рефлексивного, диалогового обучения и воспитания, технологии коллективной культуротворческой деятельности и др.

Понятием профессионально-личностной культуры в системе высшей медицинской школы мы обозначаем единство медико-культурной деятельности и социоиндивиуального бытия в медицинских учреждениях, а также сотрудничество врача и пациента, которое основано на способности специалиста медицинского профиля объективировать культурные ценности, проявляющиеся как в порождении новых медико-культурных форм, смыслов, ценностей так и во введении уже имеющихся культурных смыслов - через их выявление, осмысление и оценку.

Образование является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом творчества, милосердия, сочувствия и доверия могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения специалиста-медика. В процессе творческого поиска он делает для себя открытия в области человеколюбия с этическими и гуманистическими ценностями как показателями коммуникативной культуры.

Описание феномена культуры врача подчеркивает два момента: с одной стороны, медики сами создают ее, с другой - они образовываются в той культуре, которая создана другими специалистами медицинского профиля.

Системно-ценностный подход в процессе подготовки специалистов медицинского профиля - это высшее проявление человеческой образованности врача и его профессиональной компетентности. Именно на уровне профессионально-личностной культуры может в полной мере выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля.

На каждом этапе формирования профессионально-личностной культуры студентов в системе медицинских учреждений необходимо глубокое личностное утверждение и создание здоровьесберегающей атмосферы врачом; внедрение эталонной модели, включающей компонентный состав, структуру и содержание врачебно-педагогического творчества. [6]

Развивая диагностический инструментарий процесса формирования профессионально-личностной культуры студентов-медиков, можно создать новый вариант методики оценки работы специалиста медицинского профиля, с помощью которого нами выдвинуты следующие группы медико-культурных способностей:

- способность вести диалог врача с пациентом;

способность контролировать уровень интеллектуальных, профессиональных и культурологических знаний;

- способность предъявлять требования врача к пациенту;

- способность организовывать практическую работу по лечебной педагогике;

- способность использовать различные медико-педагогические методы в практической врачебной деятельности.

Становление профессионально-личностной культуры будущего врача при системно-ценностном подходе в процессе подготовки исходит из новых форм отношений между преподавателями и студентами-медиками: совместная продуктивная деятельность, конструктивное общение в процессе профессионального образования, реализующаяся в дальнейшем через эмоционально-волевое воздействие врача на пациента. [7]

Рассматриваемая в профессиональном образовательном процессе медицинской школы, социокультурная толерантность - это важное моральное качество личности врача, характеризующееся терпимым отношением к пациентам, независимо от их социального статуса, этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Развитие у студентов-медиков социокультурной толерантности является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком эффективного роста образования специалистов медицинского профиля, характеризующегося комплексом профессиональных умений, милосердия, сочувствия, сострадания, доверия и т.д. [8]

Главными компонентами в структуре системы формирования профессиональной и личностной культуры будущих специалистов медицинского профиля мы определили конструктивную, организаторскую, коммуникативную области. Конструктивная область деятельности студентов-медиков, как показали наши исследования, только тогда приносит плоды, когда сочетается с организаторской деятельностью, так как каждое целесообразное медико-педагогическое действие, в конечном счете, представляет собой комплексный организаторский акт. В свою очередь, и конструктивная, и организаторская деятельности могут быть усилены только в том случае, если преподаватель-медик сумеет установить правильные взаимоотношения со студентами (коммуникативная деятельность).

Одной из важнейших составляющих профессионально-личностной культуры является медико-педагогический такт врача - это умение выбрать правильный подход и стиль общения с больным, определить для себя и реализовать на практике разумную степень сопереживания, а также предъявить комплекс медико- образовательных требований, способность предвидеть различные отрицательные ситуации и умение найти оптимальную меру ее решения.

Системно-ценностный подход в процессе подготовки студентов-медиков выступает в нашем исследовании как комплекс целенаправленных медико-педагогических компонентов и индивидуально-профессиональной заинтересованности студентов высшей медицинской школы, который, реализуясь в рамках учебно-воспитательного процесса, способствует формированию личности будущего врача путем развития культурно-нравственного, эстетического, этического потенциала студентов. [9]

Целью внедрения системно-ценностного подхода в процессе подготовки студентов в учебно-воспитательный процесс медицинского вуза является развитие у них творческого и нравственно-этического отношения к своей будущей деятельности путем формирования необходимых культурно-нравственных качеств на основе реализации вышеперечисленных принципов.

Модель развития культурообразовательного аспекта процесса подготовки студентов высшей медицинской школы включает в себя: саморазвитие, самосовершенствование, саморегулирование, врачебно-педагогический такт, толерантность, медико-педагогическую этику, само-определение, и т.д.

На основании всего этого выделены структурные компоненты модели формирования профессионально-личностной культуры в процессе подготовки студентов-медиков:

- мотивационный, включающий в себя потребности, мотивы, интересы, т.е. то, что обеспечивает включение будущих специалистов медицинского профиля в образовательный процесс медицинского вуза;

- ориентационный, заключающийся в принятии студентом-медиком познавательной цели деятельности и своего нравственного самосовершенствования, ее планирования и прогнозирования;

- оценочный, имеющий своим содержанием систематическое получение обратной информации о ходе совершения действий на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей в рамках формирования профессионально-личностной культуры;

- содержательно-операционный, состоящий из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (теории, законы, факты, представления) и способов учения (инструменты получения информации и применения знаний);

- волевой, включающий в себя внимание, волю, эмоциональную окрашенность действий по освоению культурно-нравственных ценностей. [6]

Успешному функционированию данной модели будут способствовать следующие интегрированные процессы в высшей медицинской школе: взаимосвязь и взаимопроникновение специальных дисциплин медицинского профиля, способствующих развитию культурно-нравственной направленности студента-медика; творческо-теоретическое и практическое взаимодействие этих дисциплин; создание в системе медицинского университета целостного образовательного пространства, основанного на обмене созидательным опытом; формирования и развития культуронравственной школы, базирующейся на прочной и осознанной русской медицинской традиции.

Современные проблемы воспитания студентов медицинских вузов

Попытка разделения процессов образования и воспитания оказалась пагубной для достижения конечной цели высшего профессионального образования - подготовки профессионально грамотных и гармонично развитых специалистов. В последние десятилетия двадцатого века в сфере высшего образования России предприняты серьезные качественные изменения. Одним из направлений является гуманизация и гуманитаризация. Воспитание на сегодняшний день рассматривается как продолжение концепции гуманитаризации и гуманизации.

Безусловно, главным направлением воспитательной работы в вузе является профессиональное, воспитание через профессию. В случае медицинского образования огромная роль принадлежит профилирующим медицинским кафедрам, которые непосредственно осуществляют профессиональную социализацию. Традиционно в нашем обществе в практике подготовки врача и медицинского работника сочетались образование и воспитание. Так, например, обучение и воспитание будущего врача у постели больного считалось великим благом еще и по причине нравственного звучания данной профессии. В этой связи трудно переоценить важность производственной практики для студента медицинского вуза. Таким образом, эта традиция соблюдается и сейчас, но современное общество предъявляет к врачу более широкие требования. Но сегодня для любого профессионального образования только прагматический подход узок.

Врач сопровождает человека от момента рождения до смерти, у врача необыкновенно широкий спектр общения с людьми различных социальных групп, личностных установок и т.п. Врачу необходимо учитывать определенное изменение психологии больного человека, находить подход к каждому пациенту, его родственникам. Кроме того, в нашей стране, где институт социальных работников только переживает фазу своего становления врачу приходиться частично выполнять еще и эти функции. Определенные требования диктует возрождающаяся специальность семейного врача, а также профессиональная конкуренция, порожденная частной врачебной практикой.

Сегодняшний студент будет выполнять в обществе множество социальных ролей, интегрировать в различные сферы общественной жизни. Поэтому необходимо формирование мировоззренческих, гражданских основ личности, учитывая также традиционно активную роль медиков в общественной жизни. [7]

Все эти требования могут успешно реализовываться не только через профессиональное обучение и воспитание, но и через широкий воспитательный процесс, проводимый во внеучебное время.

Определение воспитательного процесса как внеучебного, на наш взгляд, является условным. Практически каждая учебная тема несет информационно-значимую воспитательную нагрузку, что особенно видно на примере гуманитарных дисциплин. Воспитание осуществляется при изучении героических страниц истории нашей Родины, особенно военной истории, жизни и деятельности исторических личностей, культурных традиций и обычаев, краеведческого материала и т.п. Аналогичные примеры можно привести из области каждой учебной дисциплины. Кроме того, аудиторная и научная работа частично обеспечивается внеаудиторной, поскольку для проведения научной конференции или заседания научного кружка нужна большая подготовительная работа.

Уже несколько лет воспитательная работа в медицинских вузах проводится согласно плану, основными направлениями которого являются:

-повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по воспитательной работе;

-информационное обеспечение;

-формирование патриотического сознания студентов;

-развитие научно-профессиональных способностей студентов;

-духовно-нравственное воспитание студентов;

-формирование здорового образа жизни;

-межвузовская и интернациональная работа.

Огромная роль в этой связи принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Преподаватель в вузе всегда являлся одним из основных звеньев воспитательного процесса. Кризис в России оказал деструктивное воздействие и на это звено. Низкая заработная плата, поиск дополнительного заработка вне стен своего учебного заведения повлекло за собой оформление ситуации, когда преподаватель превращался в человека, излагающего только учебный материал. Сейчас многое меняется к лучшему, появилась возможность эффективного использования творческой деятельности преподавателя, постепенно происходит освобождение от взглядов на воспитательную работу, как на дополнительную нагрузку преподавателей. Большую помощь в этой связи оказывает постоянно действующий в академии психолого-педагогический семинар.

Одним из приоритетных направлений воспитательного процесса является патриотическое воспитание, важность которого неоднократно подчеркивалась на различных уровнях. Позволим себе согласиться с мнением В. Лутовинова: «Патриотизм - своего рода фундамент общественного здания, идеологическая и мировоззренческая опора его жизнеспособности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов». В этой связи особую актуальность приобретает формирование патриотического сознания, осознание русской самобытности, выработка национальной самоидентификации, понимание роли родного края в судьбе страны, воспитание у молодежи потребности к освоению общечеловеческой и национальной культуры, чувства интернационализма.

По такой же схеме идет реализация названных выше направлений плана воспитательной работы. Полагаем, что многим эти мероприятия покажутся не новыми, но сегодняшнее поколение молодежи было в большинстве своем лишено элементов воспитательного процесса, знакомого очень хорошо людям среднего и старшего возраста. Неправомерный отказ от позитивного опыта прошлых лет оказал свое отрицательное воздействие. Сегодня перечисленные мероприятия воспринимаются студентами с энтузиазмом и высокой степенью активности.

Необходимо отметить, что со стороны студенчества существует определенный социальный заказ на организацию внеучебной работы. Большой популярностью пользуются лекции на темы: «Стратегия формирования имиджа делового человека», «Культура речи». Опыт последних лет демонстрирует оживление студенческой вузовской жизни: появились театральные коллективы, эстетические центры, литературные гостиные, краеведческие экспедиции, а также энтузиасты такого рода деятельности, как со стороны студенчества, так и со стороны преподавательского состава.

На сегодняшни


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.