Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих главных задач. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих главных задач.

2017-11-16 192
Стратегическая ЭО призвана обеспечить решение следующих главных задач. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Установление экологических ограничений для будущего раз­вития проектов. Стратегическая ЭО позволяет проводить оценку рамочных решений перед их принятием, а не параллельно с оцен­кой деталей конкретного проекта. Ее процедура способна обеспе­чить учет экологических факторов на всех уровнях принятия реше­ний, а не только на проектном уровне.

2.Учет воздействий, выходящих за рамки отдельного проекта. Это прежде всего учет суммарных и накапливающихся воздействий, например оценка общего загрязнения, создаваемого несколькими проектами, осуществляемыми в рамках плана или программы. Воз­вращаясь к примеру Республиканской минерально-сырьевой про­граммы Карелии, где отмечена необходимость укрупненной оцен­ки техногенного воздействия всей горной промышленности, при­ходится констатировать, что степень генерализации все же недоста­точна для получения представления о будущем уровне нагрузки на природные системы, так как изолированно рассматривается воз­действие только горнорудной отрасли вне контекста с остальными антропогенными источниками (предприятия лесного комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности, жилищно-коммунально­го хозяйства, транспорта, энергетики). Видимо, высшим уровнем СЭО в этом случае была бы некая федеральная программа (напри­мер, Концепция устойчивого развития России).

Выявление столкновения интересов и предупреждение воз­никновения конфликта между группами землепользователей и жителями муниципальных образований.

Документация для стратегической ЭО должна содержать описа­ние компонентов окружающей среды, которые могут быть затро­нуты в результате осуществления плана, в том числе непосред­ственно не расположенные на территории, охватываемой планом. Особое внимание должно быть уделено наиболее ценным и уязви­мым компонентам окружающей среды.

Основные принципы стратегической экологической оценки в соответствии с Директивой ЕС:

1) ответственной за оценку предполагаемых экологических ас­пектов стратегического плана или программы является организа­ция — инициатор их разработки или пересмотра;

2) процесс оценки должен начинаться как можно раньше в ходе разработки стратегического плана;

3) масштабы оценки должны соответствовать масштабам по­тенциального воздействия на окружающую среду, а цели и зада­чи — четко определены;

4) должны быть рассмотрены альтернативы и воздействие на окружающую среду в случае реализации каждой из них;

5) социально-экономические и другие факторы должны быть включены в рассмотрение в соответствующем размере;

6) оценка значимости и допустимости воздействия должна быть основана на целях экологической политики, а также принятых стандартах;

7) должна существовать возможность участия общественности, соответствующая предполагаемой степени общественной значи­мости стратегического плана. Открытость информации об оценке, ее результатах и принятом решении (за исключением случаев, в которых конфиденциальность соответствующей информации ус­тановлена официально и в явном виде);

8) учет экологических факторов при подготовке и принятии решения;

9) мониторинг и оценка результатов реализации стратегического плана, в том числе наблюдение за инициативами, которые разрабатываются для его развития и исполнения;

10) необходимость механизмов, обеспечивающих независимую оценку процесса стратегической ЭО, их соответствие установленным требованиям, а также их эффективность.

При проведении стратегической ЭО используется общая мето­дология экологической оценки. В то же время под внешним сход­ством процессов стратегической ЭО и ОВОС скрываются многие значительные отличия. Эти отличия касаются, во-первых, степени детальности в предсказании воздействий, а во-вторых, степени важности, которую прогнозирование изменения воздействий за­нимает в общем процессе оценки. Стратегические планы и про­граммы имеют более широкие географические рамки, в них часто ярче выражены трансграничные аспекты, используется расширен­ный набор альтернатив. Диапазон воздействий в таких инициати­вах имеет глобальный и региональный уровень (устойчивость эко­систем соответствующего ранга, закисление водоемов, проблемы сохранения биоразнообразия).

В целом процедура и методы стратегической ЭО зависят от при­роды той стратегической инициативы, которая подлежит оценке. Наиболее детально могут быть предсказаны воздействия планов и программ, определяющих параметры будущих конкретных проек­тов. Например, в плане развития транспортной инфраструктуры Москвы обсуждалась третья кольцевая магистраль. Первоначально предполагалось, что сами транспортные потоки при перераспре­делении снизят общее загрязнение воздуха. В процессе стратеги­ческой ЭО в план были внесены существенные коррективы в орга­низацию развязок. На очереди — проведение стратегической ЭО железнодорожной магистрали Москва — Минск (как части дороги Москва — Берлин).

Сложнее проводить стратегическую ЭО стратегических реше­ний, для которых невозможно предсказать количество и тип свя­занных с ними индивидуальных проектов (финансово-эконо­мические и подобные им решения, нормативные акты, между­народные соглашения, политики или стратегии национального уровня).

Трудности перенесения принципов экологической оценки про­ектов на стратегический уровень носят процедурный и методоло­гический характер. Процесс разработки и утверждения стратеги­ческих решений отличается от процесса разработки и утвержде­ния конкретных проектов отсутствием регламентированной про­цедуры.

Серьезную трудность нередко представляет обеспечение учас­тия в стратегической ЭО общественности и заинтересованных сто­рон. Это связано с тем, что стратегические решения обычно затрагивают значительное количество сторон и в то же время их под­готовка часто ведется конфиденциально, внутри того или иного агентства.

 

6. Экологический контроль за исполнением требований заключения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза является организацион­но-правовой формой предупредительного контроля. Как уже отмечалось ранее, основным документом государственной экологической эксперти­зы является заключение, содержащее обоснованные выводы о допусти­мости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной эко­логической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий фи­нансирования и реализации объекта государственной экологической эк­спертизы. При этом положительное заключение имеет юридическую силу только в течение срока, определенного государственным органом прово­дившем государственную экологической экспертизы.

Для осуществления контрольных функций за выполнением тре­бований заключения государственной экологической экспертизы ин­формация о заключении государственной экологической экспертизы направляется органам государственного экологического контроля, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. В отдельных случаях по решению федерального органа исполнительной власти в области экологичес­кой экспертизы информация о заключении государственной эколо­гической экспертизы может быть направлена банковским организа­циям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Государственный экологический контроль осуществляется феде­ральными органами исполнительной власти в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные государствен­ные инспектора в области государственного экологического контроля осуществляют контроль федеральных объектов, перечень которых ус­танавливается Правительством РФ. Муниципальные инспектора осу­ществляют экологический контроль за объектами, находящимися на территориях муниципальных образований, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному госу­дарственному экологическому контролю.

В соответствие с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» инспектора в области охраны окружающей среды и исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих олномочий имеют право в установленном порядке:

1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

2. проверять соблюдение требований, норм и правил в области ох­раны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в экс­плуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

3. проверять выполнение требований, указанных в заключении го­сударственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

4. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в об­ласти охраны окружающей среды и нарушений природоохранных тре­бований, выявленных при осуществлении государственного экологи­ческого контроля;

5. приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юриди­ческих и физических лиц при нарушении ими законодательства в об­ласти охраны окружающей среды;

6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, федеральным законом «Об охране окружающей сре­ды» проверка выполнения требований, поименованных в заключении государственной экологической экспертизы возложена на федеральных государственных инспекторов в области государственного экологичес­кого контроля и муниципальных инспекторов, в соответствие с их ком­петенцией.

Заключения государственной экологической экспертизы по феде­ральным объектам поступает для осуществления государственного эко­логического контроля в территориальные органы федеральных орга­нов исполнительной власти в области экологического контроля. Заключения государственной экологической экспертизы по объектам находящимся на территориях муниципальных образований, за исклю­чением объектов, подлежащих федеральному государственному эколо­гическому контролю, поступают в муниципальные образования по при­надлежности. Экологический контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы проводится как контроль за осуществлением хозяйственной и иной деятельности, не соответству­ющей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

За нарушение законодательства об экологической экспертизе Ко­дексом Российской Федерации «Об административных правонаруше­ниях» (статья 8.4), который вступил в действие с 1 июля 2002 года, пре­дусмотрена административная ответственность.

Также органы экологического контроля при нарушении законода­тельства об экологической экспертизе вправе выносить предписания об ограничении хозяйственной или иной деятельности. Предписание об ограничении хозяйственной и иной деятельности направляется на­рушителю при ведении им хозяйственной и другой деятельности, осу­ществляемой с нарушением природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов и причиняющей вред окружающей при­родной среде. Предписание является обязательным для исполнения все­ми юридическими и физическими лицами.

Предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности, причиняющей вред окружающей природной сре­де, направляется в соответствующий финансово-кредитный орган од­новременно с Предписанием об ограничении хозяйственной и иной деятельности или при его невыполнении нарушителем. Предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности для финансово-кредитного органа является обязательным для исполнения.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.