Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов

2017-11-16 285
Особенности государственной экологической экспертизы различных объектов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во всех случаях ГЭЭ выступает как процедура оценивания дос­таточности экологического обоснования проектов. При этом экс­пертная комиссия исходит как из формальных признаков, опреде­ленных нормативной базой, так и из содержательного сопоставле­ния существующей экологической ситуации и той обстановки, ко­торая сложится при создании и эксплуатации планируемого объекта.

К формальным признакам относятся:

1. наличие всех необходимых материалов, предусмотренных зако­ном;

2. достоверность содержащихся в них сведений;

3. адекватность применявшихся методов сбора, исследования и обработки информации применительно к задачам проекта;

4. наличие всех необходимых согласований властных и надзорных структур соответствующего уровня;

5. соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, технологи­ческих норм использования сырья и энергии, нормативов исполь­зования территории и других природных ресурсов, корректность расчетов санитарных и защитных зон и т.п.;

6. результаты общественных слушаний и учет интересов всех за­интересованных сторон.

Содержательный анализ опирается на оценки существующих техногенных нагрузок на компоненты окружающей среды и про­верку приемлемости рассчитанного уровня экологического риска. Этот анализ призван подтвердить допустимость появления новых воздействий (по составу и количеству) в уже существующей (или возникающей) природно-технической системе, а также справед­ливость обоснования географического размещения объекта и от­дельных частей его инфраструктуры с точки зрения минимизации (оптимизации) вредного влияния их на экосистемы и население Косвенно при этом должен рассматриваться и ожидаемый положительный социально-экономический эффект (без которого решение о допустимости планируемой деятельности вообще невозможно).

Перечисленные аспекты подробно рассматривались выше, при обсуждении процедуры, методов и приемов разработки экологического обоснования проектов и проведении ОВОС (включая альтернативы размещения объекта, использования строительных, производственных и природоохранных технологий, предложения по программе мониторинга, компенсационным мерам и т.д.). Ины­ми словами, экологическая экспертиза — это процесс проверки экологического обоснования или результатов оценки воздействия, аналогичный им по цели и применяемым методам.

Естественно, что экологическая экспертиза промышленных объектов различных отраслей имеет подчас отчетливую специфич­ность, связанную с несимметричностью воздействия на отдель­ные компоненты окружающей среды: «землеемкие», водоемкие, ресурсоемкие и т. п. производства.

 

5. Стратегическая экологическая оценка

Решение об осуществлении любого крупного проекта, напри­мер нефтеналивного порта, принимается в рамках отраслевых про­грамм или планов территориального развития, которые должны иметь стратегическую ЭО. Следствием принципа превентивности является то, что оценка деятельности должна осуществляться до принятия соответствующего решения в контексте самого плана или программы. В ходе такой оценки, в частности, могут быть рас­смотрены альтернативные способы достижения поставленных це­лей (например, выбор вида транспортировки нефти: железная до­рога, трубопровод, танкеры «река - море»), в том числе варианты осуществления конкретных проектов для достижения этих целей.

Однако роль стратегической ЭО не ограничивается обеспечени­ем своевременного рассмотрения альтернатив и связанного с ними воздействия на окружающую среду. Осуществление конкретного про­екта может в той или иной мере предопределять направление раз­вития территории. Например, сооружение нефтяного терминала может в значительной мере предопределить развитие нефтеперера­батывающих производств и, с другой стороны, существенно огра­ничить возможности развития туризма, рекреационного использо­вания территории. Разумеется, такие направления должны опреде­ляться не стихийно, в результате осуществления ряда отдельных проектов, а осознанно, на основании приоритетов, установленных систематическим образом. Стратегическая ЭО может сыграть важ­ную роль в этом процессе, обеспечивая учет экологических факто­ров при выработке приоритетов развития.

Таким образом, стратегическая ЭО не только устраняет неко­торые ограничения экологической оценки проектов, но и являет­ся ключевым элементом устойчивого развития.

Термином «стратегическая экологическая оценка», являющим­ся официальным переводом англоязычного понятия Strategic Environmental Assessment (SEA), обозначают применение принципов ОВОС к решениям более высокого структурного уровня, чем решения о создании конкретных единичных объектов. Стратеги­ческая ЭО способствует рассмотрению экологических последствий намечаемой деятельности и ее альтернатив на ранней стадии при­нятия решений. Она представляет собой систематический процесс выявления и учета экологических факторов при возможной реали­зации предлагаемых стратегий, концепций, планов и программ. Еще в 1996 г. Экономическая комиссия ЕС одобрила применение стратегической ЭО при разработке планов и программ, связанных с землепользованием в таких областях, как энергетика, обраще­ние с отходами, добыча полезных ископаемых и транспорт, а с 2001 г. в соответствии с Директивой 2001/42/ЕС этот перечень зна­чительно расширился за счет сельского, водного и лесного хозяй­ства, рыболовства, промышленности, телекоммуникаций, туриз­ма, городского и сельского планирования.

Термин «стратегические документы» охватывает всю совокуп­ность инициатив, выходящих за рамки проектов конкретных объек­тов. Как правило, между ними предполагаются иерархические от­ношения — разработка, например, интегрированного стратеги­ческого плана развития района должна опираться на более общие решения, принятые на уровне субъекта федерации. При этом ре­зультаты, полученные в ходе оценки стратегических документов, могут использоваться при экологической оценке проектов, вытекающих из них. Результаты стратегической ЭО могут содержать указание на потенциальные проблемы, которые должны быть особенно тщательно исследованы на проектном уровне, граничные условия и т.п.

В России наибольшее распространение получили крупные научно-технические и целевые программы федерального и регионального уровней. Такие программы охватывают несколько конкретных проектов, объединенных географической, отраслевой или какой либо другой общностью. В качестве низшего уровня этой «пирамиды», на котором принимаются наиболее частные и детальные решения, рассматривается уровень конкретных проектов.

В качестве иллюстрации сошлемся на Республиканскую целевую пре грамму «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса республики Карелия на 2000 —2002--2010 гг.». В Программе рассмотрены перспективы освоения недр и развития горных предприятий республики соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999 — 2002 — 2010 гг.

Программой намечается значительно увеличить объемы производства действующих горных предприятий (строительный щебень, облицовочн блоки и изделия, полевошпатовая и шунгитовая продукция), освоить с новых видов продукции (хромовый, ильменитовый, ванадиевый, никелевый, тальковый и кианитовый концентраты, золото) и выявить промышленные месторождения алмазов.

Естественно, что в Программе такого уровня не может быть выполне­на оценка воздействия прогнозируемой горнопромышленной деятельно­сти на окружающую среду, поскольку детальная проработка этих вопро­сов возможна лишь в рамках конкретных технических проектов. Поэтому в ней рассматриваются экологические ограничения планируемой деятель­ности и приводятся оценки возможных видов и уровней техногенных воз­действий на окружающую среду и здоровье населения.

Предметом стратегической ЭО могут быть проекты таких стра­тегических документов, как:

1) законы и другие нормативные акты, в том числе международ­ные соглашения;

2) планы развития отдельных отраслей;

3) целевые программы, направленные на решение какой-либо проблемы в рамках нескольких регионов или отраслей (например, программа энергосбережения);

4) территориальные планы и схемы развития;

5) схемы землепользования.

Основной целью стратегической ЭО является обеспечение вы­сокого уровня охраны окружающей среды и содействие устойчи­вому развитию путем нормативного обеспечения обязательного проведения ЭО планам и программам, которые могут иметь зна­чимые воздействия на окружающую среду.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.