Принципы проведения экологической экспертизы. Сроки и этапы проведения. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Принципы проведения экологической экспертизы. Сроки и этапы проведения.

2017-11-16 870
Принципы проведения экологической экспертизы. Сроки и этапы проведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соотношение ОВОС и ЭЭ

Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе»: это — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельное-1 ти экологическим требованиям и определение допустимости реа­лизации объекта экологической экспертизы.

Что представляют собой экологические требования, которым должна соответствовать планируемая деятельность? Это – требо­вания по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Другой разновидностью экологических требований являются требования, содержащиеся в законодательстве по охране окружающей среды и природопользованию. В экспертизе участвуют, как правило, специалисты -представители науки и практики, обладающие знаниями таких требований.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующе деятельности на окружающую природную среду и связанных ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия. Экологическая экспертиза — логическое продолже­ние оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечения учета экологических требо­ваний при ее проектировании и планировании. Но одновременно правовое значение экологической экспертизы — более широкое. Задача государственной экологической экспертизы — гарантиро­вать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окру­жающей среды, адекватные требованиям законодательства.

ОВОС – сохранение ОС, которые включают все компоненты природы, во 1-х биологические. Т.к. потребности человека во многом совпадают с потребностями животного и растительного мира. Идея ОВОС – информационное обеспечение и отображение изменений ценностей ОС при предполагаемой и реализуемой хозяйственной деятельности. ЭЭ – правовое обеспечение выполнения экологических норм и требований на стажи проектирования, то ОВОС на стадии подготовки соответствующего решения. ЭЭ продолжение ОВОС.

 

Принципы проведения экологической экспертизы. Сроки и этапы проведения.

Экологическая экспертиза организуется и осуществляется на основе соблюдения следующих принципов, которые впервые на законодательном уровне были определены в Законе РФ "Об охране окружающей среды" (ст. 35), 1991 г. В последствии, с принятием Закона РФ "Об экологической экспертизе" (ст. 3), круг принципов ЭЭ был расширен с 9 до 12. В новом законе «Об ОхОС», 2002 только ссылка на ФЗ от 1995

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Т.е при просмотре документации любой объект считается опасным, а в ходе проведения ЭЭ доказывается, так ли это.

2. Важным принципом ЭЭ является принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта ЭЭ. В наст вр. после финансирования.

3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, что означает обязанность комиссии, приводящей экологическую экспертизу, при вынесении решения учесть все возможные негативные и позитивные последствия, которые могут сопутствовать намеченной деятельности. Например, какие могут быть исследования при закрытии данного объекта хозяйственной деятельности для окружающей среды и людей, проживающих на прилегающих к объекту территориях, если учесть, что на практике хозяйственные объекты, прекратившие работу, находятся в неконтролируемом состоянии. Для всех компонентов ПС.

4. Принцип обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы. Предполагает уяснения смысла и содержания термина "экологическая безопасность". Экологическая безопасность – процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенными или естественными воздействиями на окружающую природную среду. Данные принцип состоит в определении оценки предполагаемого хозяйственного начинания или проекта, определения справедливой оценки воздействия проекта на окружающую среду.

5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на ЭЭ. В соответствии в законом РФ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза, в т.ч. и повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, а также действительности и полноте информации об объекте, представляемом на ЭЭ [ст. 14]. Положительное заключение экспертизы теряет юридическую силу в случае: реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы [ст. 18].

6. Принцип независимости экспертов ЭЭ при осуществлении ими своих полномочий означает, что непременным условием ее эффективности являются организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих ее органов, нештатный статус экспертов, их надлежащие финансовое, организационное, материально-техническое обеспечение. Экспертиза должна осуществляться специалистами при активном участии заинтересованных граждан, не работающих и не связанных какими-либо обязательствами с организациями-проектантами и заказчиками, а также исполнителями. Экспертиза проводится за плату, согласно ст.28 Закона РФ "Об экологической экспертизе", финансирование работ по проведению государственной ЭЭ проводится за счет средств: республиканского бюджета РФ – по объектам, строящимся за счет бюджетных средств; за счет собственных средств заказчиков – по объектам, которые строятся предприятиями, учреждениями, организациями.

7. Принципы научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ. Высвечивает две ее стороны – научную и административно-правовую. Такая экспертиза опирается на нормативную базу, закон, административные методы контроля, государственное принуждение. Одновременно она представляет собой научно-исследовательский процесс и должна проводиться на современном научно-техническом уровне с использованием новейших методов исследования. Результатом этого должны быть не только фиксация допущенных нарушений экологических нормативов, но и научно обоснованная оценка их исследований, рекомендации органов, принимающих решения.

8. Принцип широкой гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения в проведении ЭЭ. Предполагает доступность информации о ходе проведения экспертизы, принятии решений и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы. Правовое обеспечение доступности экологической информации представляется очень актуальным. Чернобыльская катастрофа обнаружила как несовершенство действующей в стране системы информационного обеспечения в области экологических исследований чрезвычайных ситуаций, так и полное отсутствие ответственности органов управления перед общественностью. Лишь спустя много лет после трагедии, наше общество узнает подлинные ее масштабы.

9. Принцип ответственности участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество ЭЭ.

10. Принцип вне ведомственности в организации и проведении ЭЭ, он предполагает, что непременным условием эффективности ЭЭ является ее организационная и финансовая независимость.

11. Принцип равноправия экспертов, эксперт может отстаивать свою позицию в рамках экспертной комиссии, особое мнение.

12. Принцип законности принимаемых по результатам экспертизы решений, обязательность выполнения всех требований.

Количество экспертов и время проведения ЭЭ зависит от сложности выполняемого проекта, но всегда нечетное число, несогласный с решением может вынести в приложение несогласие с заключением ЭЭ, объяснив причину, прилагать особое мнение к общему заключению. По степени сложности объекты ЭЭ могут быть: простой – до 30 дней может быть продлен до 45 дней до 5 экспертов, средней сложности – до 60 дней до 15 человек, сложный – более 15 экспертов от 90 до 140 дней. Сложные типа строительства ВСМ Сан-Петербург – Москва или Катунская ГЭС – 80-100 чел, в редких случаях численность экспертов может превышать 120-150 чел, так например. ГЭЭ Госкомприроды РФ по рассмотрению комплексной схем охраны природы оз. Байкал и его бассейна состояла из 185 чел.

Эколого-экспертный процесс состоит из трех основных этапов: подготовительного, или проверки наличия необходимости реквизитов, представляемых проектных материалов и их соответствия действующему законодательству; основного, или аналитической обработки данных по объектам экспертизы; заключительного, или обобщения и оценки данных и составления акта экспертизы.

1. На подготовительном этапе выявляют и проявляют достоверность и полноту представленных предплановых, проектно-планировочных и проектно-сметных материалов, их соответствие требованиям действующего законодательства, нормативным документам. Необходимо также проверить основания направления проектных материалов на экспертизу в данный государственный орган, наличие установленных сопроводительных документов, установить правовые основания разработки материалов, а также проверить наличие документов по предварительному выбору участков для строительства.

Важным на данном этапе является уяснение специфики представленных проектов и наличие необходимых согласовании с заинтересованными предприятиями, организациями, учреждениями и органами государственного надзора или необходимости указанных согласовании в процессе экспертизы и подготовки материалов (проектов) к утверждению.

2. Аналитическую обработку объектов экспертизы можно условно разделить на два этапа:

1) изучение, анализ и проверка проектных решений, изложенных в пояснительной записке и содержащихся в графическом материале, а также прилагаемых к предплановой, проектно-планировочной и проектно-сметной документации материалов - заключений о согласовании предварительного выбора участков, проведения изыскательских работ;

2) проверка и анализ результатов обследований места предполагаемого размещения планируемых, проектируемых к размещению объектов.

Важнейшим моментом на данном этапе является всесторонний учет соблюдения в проектах нормативных требований по ограничению роста крупных городов за счет промышленного строительства, обоснований природоохранных мероприятий не только в пределах города, но и на территориях, прилегающих к нему, при непременном отражении характера и масштаба пространственного распространения фоновых загрязнений.

Большое внимание экспертные органы на данном этапе должны уделять определению эффективности запроектированных мер, направленных на улучшение состояния природных ресурсов.

Важнейшим элементом проектных разработок являются натурные обследования зоны размещения объекта. Они позволяют объективно оценить экологическую обстановку в зоне, выявить положительные и отрицательные особенности сложившейся экологической системы, ее антропогенных и природных компонентов.

3. На заключительном этапе экологической экспертизы экспертные органы производят сводную обработку данных, полученных в процессе изучения, анализа и сравнения аналогов природоохранных материалов.

На основании рабочих материалов экспертизы при подготовке сводного заключения оценивают качество разработки документации, представленной на экологическую экспертизу.

По результатам проведенного анализа, всесторонней проверки и оценки проектных решений формулируют выводы, рекомендации и предложения, которые излагают в свободном экспертном заключении.

3. Порядок проведения ЭЭ

Эксперт и экспертная комиссия. Экспертное заключение государственной экологической экспертизы: содержание и структура.

Согласно Закону РФ "Об экологической экспертизе", действующему с 15 ноября 1995 года, Экспертиза проводится экспертной комиссией. Образованной приказом министра ПР, расходы по проведению экспертизы несет проектная организация. Которая обязана в течение 30 дней со дня получения сметы и счетов оформить плату, и проходит следующие стадии:

1.Формирование комиссий и рабочих групп по основным разделам проекта. Проведение заседания, на котором обычно главный инженер проекта докладывает его основные положения.

2.Рассмотрение проекта экспертами – высококвалифицированными специалистами в разных отраслях науки и практики. Продолжительность этого периода зависит от сложности рассматриваемого проекта или объекта экспертизы. В случае необходимости эксперты выезжают на площадку строительства или размещения объекта для уточнения деталей и оценки различных сторон проекта.

В приказе утверждается председатель комиссии, его заместитель или два. Ответственные секретари (обычно 2, один представитель министерства, другой – представитель организации председателя комиссии). Определяется также перечень и персональный состав рабочих групп, в каждую из которых входит от 3 до 5 чел. Это сложный вариант ЭЭ, экспертами являются приглашенные специалисты и ученые, представители РАН, отраслевых государственных академий, госуниверситетов, производственных и проектных организаций и т.д. в состав ЭК могут включатся и штатные работники МПР. Количество экспертов зависит от сложности выполняемого проекта, но всегда нечетное число, несогласный с решением может вынести в приложение несогласие с заключением ЭЭ, объяснив причину, прилагать особое мнение к общему заключению.

3. Обсуждение и принятие решений с учетом дискуссий, поправок, внесенных при обсуждении проекта с проектировщиками.

4. Составление сводного заключения, обсуждение с проектировщиками, принятие проекта, причем в случае несогласия какого-либо из экспертов с выводами сводного заключения, эксперт сохраняет за собой право в письменной форме выразить особое мнение.

5. Рассмотрение и утверждение (отклонение) сводного заключения по проекту экспертным составом Минэкологии РФ (департамент по ПР и Ох.П). В особо сложных случаях создается объединенный экспертный совет из экспертов и членов ГЭК Минэкономики, Минстроя, минПР РФ. Например, на этом уровне рассматривался проект строительства Катунской ГЭС.

Проект решения экспертного совета по регионам и проектам государственного значения передается на утверждение правительству РФ. Заключение может быть как положительное, так и отрицательное, отправляться на доработку, и повторная ЭЭ.

В ст.14 закона ФЗ "Об ЭЭ" обусловлено, что результатом проведения ГЭЭ является заключение об ГЭЭ. Заключение об ГЭЭ – это документ подготовленный ЭК содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на ОПС хозяйственной или иной деятельности. И возможности реализации объекта экспертизы, одобренный большинством состава ЭК и соответствующий заданию на проведение ЭЭ, которое выдал специально уполномоченный орган в области экспертизы. К заключению подготовленному – ЭК прилагается особое обоснованное мнение экспертов не согласных с принятым ЭК решением – заключением. Заключение ЭЭ считается документом после того как оно подписывается руководителем ЭК, ее секретарем и всеми экспертами входящими в состав экспертной комиссии. Заключение не может быть изменено без согласования выше перечисленных лиц.

Положительное заключение экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ЭЭ. Положительное заключение экспертизы имеет юридическую силу в течение определенного срока, который устанавливается организацией проводящей ЭЭ. Положительное заключение экспертизы теряет свою силу если:

1. раскрываются недоработки объекта экспертизы по замечаниям проведенной ранее экспертизой.

2. изменение условий ПП.

3. реализация объекта экспертизы происходит с отклонениями от условий, изложенных в документации, которое получило положительное заключение экспертизы.

4. истечение срока действия положительного заключения ЭЭ.

5. внесение изменений в проектную или иную документацию, после получения положительного заключения экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения ЭЭ, является запрет реализации объекта ЭЭ. В случае отрицательного заключения экспертизы заказчик в праве предоставить материалы на повторную экспертизу. Как положительное, так и отрицательное заключение может быть оспорены в судебном порядке.

Эколого-экспертное заключение состоит из следующих основных частей:

1. Вводная.

2. Описательная/констатирующая.

3. Оценочная/аналитическая.

4. Результатирующая (замечания, предложения).

5. Выводы.

1. Во вводной части приводятся а) полное наименование объекта экспертизы, б) сведения о заказчике, проектировщике, в) источнике финансирования и состав ЭК.

2. В описательной части приводят а) перечень просмотренных материалов, б) информацию о состоянии природной среды и учете природной специфики территории, в) обоснованность выбора места размещения объекта ЭЭ, г) вид деятельности и ее возможное влияние на ОПС, д) информацию о способах достижения и обеспеченности экологической безопасности, об эффективности мер по охране ПС, е) информацию об ожидаемых последствиях в случае реализации проекта, о мерах по предупреждению ликвидации негативного воздействия.

3. Оценочная / аналитическая – должна включать оценку:

1. Полноты информации о состоянии ПС, на момент разработки документации, учета специфики территории, выполнение условий природопользования выданных органами государственного надзора и контроля.

2. Эффективности, полноты, обоснованности и достоверности мер по охране здоровья населения и ОхПС, рационального использования ПР.

3. Соответствие принятых решений требованиям природоохранного законодательства. Дополнительно рассматриваются условия при ликвидации предприятия или его перепрофиляция, для этого должна быть предоставлена следующая информация:

1. Краткая характеристика происшедших изменений ПС и условий жизни населения за период эксплуатации объекта.

2. Оценка достоверности эколого-социально-экономического обоснования, необходимости ликвидации перепрофилируещего предприятия.

3. Оценка достаточности мероприятий по восстановления ПС.

4. В результатирующей / в предложениях, замечаниях д.б.

1. отмечено качество рассматриваемой документации;

2. дана оценка правильности принятия решения;

3. планируемых природоохранных мероприятий;

4. организация сети наблюдения – экологического мониторинга.

По этим же пунктам формируются замечания и предложения, направленные на принятие решения, документации, повышения степени экологической безопасности, в случае реализации намечаемой хозяйственной деятельности. Необходимо указать вид документации с учетом стадийности проектирования. В которой по мнению Экспертной Комиссии д.б. учтены замечания и предложения экспертов. Выводы, это заключение подготовленное ЭК. Оно д.содержать обоснованные выводы о допустимости или недопустимости реализации воздействия данного экспертируемого объекта на ОС. Выводы, заключения д.б. помещены с замечаниями и предложениями. Заключение может быть как положительным, так и отрицательным.

5. Выводы. Положительное заключение должно содержать выводы:

1. о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленных законодательством;

2. о допустимости намечаемого воздействия на ОС;

3. о возможности реализации объекта экспертизы.

Отрицательное заключение может содержать выводы двух видов:

1. О необходимости доработки предоставленных материалов по замечаниям и предложениям, которые изложены в заключении.

2. О недопустимости реализации объектов экспертизы, с указанием причин.

Проект заключения должен быть подписан, руководите комиссии, секретарем и остальными членами ЭК, после чего проект становиться документом ЭЭ.

Соотношение ОВОС и ЭЭ

Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе»: это — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельное-1 ти экологическим требованиям и определение допустимости реа­лизации объекта экологической экспертизы.

Что представляют собой экологические требования, которым должна соответствовать планируемая деятельность? Это – требо­вания по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Другой разновидностью экологических требований являются требования, содержащиеся в законодательстве по охране окружающей среды и природопользованию. В экспертизе участвуют, как правило, специалисты -представители науки и практики, обладающие знаниями таких требований.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующе деятельности на окружающую природную среду и связанных ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия. Экологическая экспертиза — логическое продолже­ние оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечения учета экологических требо­ваний при ее проектировании и планировании. Но одновременно правовое значение экологической экспертизы — более широкое. Задача государственной экологической экспертизы — гарантиро­вать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окру­жающей среды, адекватные требованиям законодательства.

ОВОС – сохранение ОС, которые включают все компоненты природы, во 1-х биологические. Т.к. потребности человека во многом совпадают с потребностями животного и растительного мира. Идея ОВОС – информационное обеспечение и отображение изменений ценностей ОС при предполагаемой и реализуемой хозяйственной деятельности. ЭЭ – правовое обеспечение выполнения экологических норм и требований на стажи проектирования, то ОВОС на стадии подготовки соответствующего решения. ЭЭ продолжение ОВОС.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.