Законодательство о защите прав потребителей. Право на информацию и возмещение морального вреда — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Законодательство о защите прав потребителей. Право на информацию и возмещение морального вреда

2017-11-16 151
Законодательство о защите прав потребителей. Право на информацию и возмещение морального вреда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отношения в области защиты регулируются различными нормативными актами.

Конституция Российской Федерации является законом прямого действия. Закрепление в конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов борьбы с преступными посягательствами (особенно в торговле), в результате которых создается угроза жизни человека.

В соответствии со ст. 20 Конституции были разработаны такие нормативные акты, как: постановление Госком-санэ-пиднадзора "Об обеспечении безопасности продукции для здо­ровья человека", "Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертифика­ции ГОСТ РФ", "Правила продажи отдельных видов това­ров", постановление Правительства "О мерах по защите по­требительского рынка от проникновения некачественных им­портных товаров" и др.

Основные статьи Конституции РФ, связанные с защитой прав потребителей, следующие:

- Статья 21 Конституции гласит: "Достоинство личности охраняется государством". Под достоинством личности пони­мается осознание самим человеком и окружающими факта обладания неопороченными нравственными и интеллектуаль­ными качествами. Достоинство личности определяется не толь­ко самооценкой субъекта, но и совокупностью субъективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обще­стве (нравственные установки, уровень знаний, достойный образ жизни и т. д.). Данная статья Основного Закона пред­ставляет собой норму общего характера, которая распрост­раняется на неограниченный круг лиц и запрещает всякого рода деяния (действие или бездействие), способные причи­нить ущерб достоинству и чести человеческой личности.

- Статья 30 Конституции установила: "Каждый имеет пра­во на объединение". В потребительской сфере данная форма реализуется в специальном постановлении "О поддержке об­щественного движения в защиту прав потребителей" от 26 августа 1995 г. № 837. Этим документом предписано государ­ственным органам (ГКАП РФ, Госстандарту России, Комите­ту РФ по торговле) принять меры по оказанию необходимой помощи общественным организациям потребителей в части предоставления доступа к информации о результатах серти­фикации и экспертизы качества товаров, проверок соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания, а также к ведомственным нормативным и методическим мате­риалам.

- Гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина закреплены ст. 45 Конституции. Права потребителей имеют мощную государственную поддержку направлениям санитарно-эпидемиологического контроля, ан­тимонопольной политики, стандартизации, сертификации и т. д. Система государственных органов по защите прав потре­бителей определена Законом "О защите прав потребителей" В эту систему входят: Минэкологии, специальные комитеты инспекции и другие государственные органы.

- Часть 2 ст. 45 Конституции признает право каждого за­щищать свои права и свободы всеми способами, не запре­щенными законом. Потребитель для защиты своих законных интересов может использовать все виды обжалования, обра­щение в суд, к общественности, использовать средства мас­совой информации, создать комитет в свою защиту, провести пикетирование и т. д. Одним из проявлений самозащиты яв­ляется удержание вещи, которое рассматривается ГК как один из способов обеспечения исполнения обязательств (см. ст. 325, 359, 369). Удержание вещи возможно до момента исполнения обязательств должником. В случае неисполнения обязательства кредитор получает право продать вещь с пуб­личных торгов.

- Статья 46 Конституции закрепляет важные демократи­ческие начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права потребитель осуществляет защиту в порядке уголов­ного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

Кодекс об административных правонарушениях (ст. 146, 147, 150, 170 и др.) определяет административную ответственность за нарушения работниками предприятий тор­говли и общественного питания правил обслуживания потре­бителей, обман покупателей и заказчиков и т. д.

Статья 146 КоАП устанавливает ответственность за тор­говлю товарами в нарушение правил их реализации. Такими правилами являются:

а) Порядок розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации от 26 сентября 1994 г.;

б) Правила комиссионной торговли непродовольственны­ми товарами от 26 сентября 1994 г.;

в) Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит от 9 сентября 1993 г.;

г) Правила продажи товаров по образцам от 19 августа 1994 г.;

д) Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке от 1 декабря 1994 г.;

е) Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации (его первая часть) введен в действие с 1 января 1995 г. Здесь говорится о предприятиях, юридических лицах, статусе гражданина, соб­ственности, сделках, отражены вопросы чести и достоинства. Вторая часть ГК введена в действие с 1 марта 1996 г. и регу­лирует предпринимательские отношения граждан, дарение и др.

Статья 12 ГК РФ называет одиннадцать способов защиты гражданских прав. Среди названных в данной статье спосо­бов защиты можно выделить:

а) способы, осуществляемые только судом;

б) способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда;

в) самозащита, т. е. защита гражданских прав без участия суда.

Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. от 17 декабря 1999 г.) можно образно назвать "конституцией по­требителя". Он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавца­ми; устанавливает права потребителей на приобретение то­варов (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, порядок получения информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполните­лях, продавцах, закрепляет государственную общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реа­лизации их прав, а также ответственность за их нарушение. Данный Закон является базовым документом и содержит нор­мы различных отраслей права: государственного, админист­ративного, гражданского, природоохранительного, уголовно­го и др.

Все другие законы и нормативные документы, которые регулируют отношение с участием потребителей, не могут содержать положений, противоречащих указанному Закону.

Кроме перечисленных законодательных актов отношения области защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, применяемыми Правительством Российской Федерации. Перечислим основные из них:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров», где утверждены правила торговли продовольственными и непродовольственными товарами.

2. Постановлением Верховного Совета Российской Федера­ции от 10 июня 1993 г. был введен в действие Закон РФ "о сертификации продукции и услуг". В соответствии с Законом товары, способные оказывать неблагоприятное воздействие на организм человека в условиях их производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации, обязательно должны иметь гигиенический сертификат установленного об­разца.

3. Закон РФ "О стандартизации", принятый постановлени­ем Верховного Совета РФ 10 июня 1993 г. № 5156-1, опреде­ляет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения норма­тивных документов по стандартизации.

4. Интересы потребителей затрагивают также законы РФ "О страховании", "Об антимонопольной политике и поддер­жке новых экономических структур", "О естественных моно­полиях" и ряд других нормативных актов.

Кроме уже указанных нормативных актов существует множество ведомственных документов, регулирующих отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) товаров или услуг. Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей».

Право на информацию и возмещение морального вреда.

Закон устанавливает общие требования к информации. В соответствии со ст. 8 Закона потребителю должна быть пре­доставлена необходимая и достоверная информация о това­рах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, про­давце), а также о порядке приобретения товаров (работ, ус­луг). Иными словами, потребитель имеет право знать, что именно ему предлагается, кто предлагает, и когда он (потре­битель) может получить предлагаемое.

Под необходимой информацией понимается ее полнота. Поскольку потребитель, как правило, не име­ет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, ус­луге), объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также использовать товар по назначению без помощи профессионалов. Закон устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Условно их можно разделить на две группы:

1. В соответствии с требованиями закона информация об изготовителе (продавце, исполнителе) должна содержать следующие сведения:

- фирменное наименование организации, т. е. ее назва­ние, позволяющее отличить ее от других организаций. В со­ответствии со ст. 54 ГК РФ наименование предприятия обя­зательно должно содержать указание на его организацион­но-правовую форму, поскольку от организационно-правовой формы зависит объем ответственности предприятия;

- место нахождения организации. Место нахождения организации определяется по ее юридическому адресу, т. е. адресу, указанному в регистрационных документах;

- режим работы организации. Закон закрепляет право продавца (изготовителя, исполнителя) самостоятельно уста­навливать режим работы своего предприятия (исключение составляют лишь государственные (муниципальные) предпри­ятия).

Информация о продавце (исполнителе) должна содер­жаться на вывеске предприятия. Информация об изготовителе должна быть указана в документах, сопровождающих товар, на его упаковке, или доведена до потребителя иными способами.

2. Сведения о лицензии.

Если деятельность продавца (изготовителя, исполнителя) подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем лицензию.

Поскольку товар (работа, услуга) — это целый комплекс потребительских качеств, которые должны сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока, Закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя) обязанность кроме информации о товаре предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий от потребителей и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара (работы).

Однако значение имеет не только то, какая информа­ция предоставляется, но и каким образом она доводится сведения потребителей. В Законе прямо указано, что инфор­мация должна предоставляться на русском языке, а по ус­мотрению изготовителя (исполнителя, продавца) — дополни­тельно и на государственных языках субъектов Федерации или родных языках народов России.

Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю ин­формацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанно­стей. Статья 12 Закона устанавливает два вида ненадлежащей информации:

- недостоверная информация, т. е. информация, которая не соответствует действительности (например, проданная потребителю швейная машинка выполняет лишь 16 операций из 32, которые она должна выполнять исходя из предостав­ленной потребителю информации);

- недостаточно полная информация, т. е. информация, которая не позволила потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара, либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

Если в результате нарушения права на информацию по­требитель приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми ему свойствами, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков.

Если в результате отсутствия информации оказалось не­возможно использовать приобретенный товар (работу, услу­гу) по назначению, потребитель вправе потребовать предос­тавления ему в разумно короткий срок надлежащей инфор­мации. Если информация в оговоренный срок не будет предо­ставлена, потребитель вправе возвратить товар продавцу потребовать полного возмещения убытков.

Рассматривая споры о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познании о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

В силу ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" мо­ральный вред, причиненный потребителю вследствие нару­шения изготовителем (исполнителем, продавцом) или орга­низацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных зако­нодательством, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

Поскольку моральный вред возмещается в денежной или ной материальной форме и в размере, определяемых судом, независимо от подлежащего возмещению имуществен­ного вреда, размер иска, удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (рабо­ты услуги) или суммы, подлежащей взысканию неустойки, размер морального ущерба должен основываться на харак­тере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом о защите прав потребителей и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Судебная защита прав потребителей. Порядок рассмотрения исков по делам о защите. Порядок рассмотрения исков по делам о защите прав потребителей, исковая давность, доказательства, освобождение клиента (потребителя) от уплаты госпошлины, виды судебных решений

Защита прав потребителей осуществляется судом.

Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Федеральный закон «Об акционерных обществах». Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Согласно ЗАКОН РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 21.12.2004) "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" Защита прав потребителей осуществляется судом.Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;жительства или пребывания истца;заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок рассмотрения исков по делам о защите прав потребителей, исковая давность, доказательства

Для защиты прав у потребителей есть несколько путей:

1. Административный порядок защиты, который подразумевает обращение потребителя в соответствующие контролирующие органы: - антимонопольный орган; - орган по стандартизации, метрологии и сертификации; - орган по охране окружающей среды и природных ресурсов; - органы исполнительной власти.

2. Кроме официальных органов, которые контролируют работу торговли, имеются общественные объединения потре­бителей, осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством. Статья 45 Закона определя­ет права таких обществ (ассоциаций, союзов).

3. Право на судебную защиту — конституционное право. Право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, про­давцам) предоставлено:

- федеральному антимонопольном органу (его террито­риальным органам) — в защиту прав потребите­ля, в том числе о ликвидации изготовителя (исполните­ля, изготовителя) или о прекращении деятельности индиви­дуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым ак­том прав потребителей;

- федеральным органам исполнительной власти (их тер­риториальным органам), осуществляющим контроль за каче­ством и безопасностью товаров (работ и услуг);

- органам местного самоуправления — в защиту прав потребителя;

- общественным объединениям потребителей (их ассоци­ациям, союзам) — в защиту прав потребителя.

Таким образом, каждый покупатель (потребитель) сам или через соответствующие органы вправе обратиться в суд за восстановлением своих прав.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных прав осуществляет суд. Это является основополагающим принци­пом, предусмотренным Конституцией (ст. 46). Ст. 11 ГК РФ содержит также важную норму о том, что защита гражданских прав в административном порядке является исключением из общего правила о судебной защите и осуще­ствляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, мо­жет быть обжаловано в суд.

Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителя по иску потребителя.

Во всех случаях истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков.

Гражданский процессуальный кодекс, действующий в настоящее время, предусматривает общее правило о предъявлении иска в суд по месту жительства ответчика

Если ответчиком является юридическое лицо, иск предъявляется по месту его государственной регистрации которое, согласно ст. 54 ГК РФ, считается местом его нахож­дения, если в учредительных документах не установлено иное. Местом нахождения индивидуального предпринимателя так­же является место его государственной регистрации (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Для потребителя Законом установлена так называемая альтернативная подсудность: он вправе по своему выбору обратиться в суд по собственному месту жительства, по ме­сту нахождения ответчика (продавца, изготовителя, органи­зации, выполняющей их функции, исполнителя) или по мес­ту причинения вреда.

Исковое заявление может содержать требование о взыскании определенных денежных сумм (неустойки, убытков, вреда, в том числе морального, понесенных расходов, уплаченных сумм и т. п.), а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав потребителя, выполнить его определенные требования, не препятствовать осуществлению конкретных прав, прекратить противоправные действия и т. п.

Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя. Поэтому последний может напрямую обратиться со своими требованиями в суд.

При обращении в суд необходимо иметь в виду, что на­рушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности.

Гражданский кодекс предусматривает общий и специаль­ные сроки исковой давности (ст. 196, 197). Общий срок иско­вой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.

Если для определенных отношений не установлены спе­циальные сроки исковой давности, то применяется общий срок.

Истечение срока исковой давности само по себе не яв­ляется основанием для отказа в принятии искового заявле­ния судом. Это обстоятельство может послужить основанием для вынесения решения об отказе в иске.

Если срок исковой давности пропущен гражданином по причинам, при­знанным уважительными (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т. п.), суд в исключительных слу­чаях может этот срок восстановить.

Однако причины пропуска срока должны иметь место в последние шесть месяцев срока давности или в течение сро­ка давности, если он меньше или равен шести месяцам (ст. 205 ГК РФ). Для юридических лиц пропущенный срок дав­ности восстановлен быть не может.

На некоторые требования исковая давность вообще не распространяется (ст. 208 ГК РФ). В частности, это относится к требованиям вкладчиков к банку о выдаче вкладов, к тре­бованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здо­ровью гражданина.

От сроков исковой давности следует отличать другие сроки, устанавливаемые законодательством, в частности, сроки для осуществления самого права. Истечение этих сроков, называемых пресекательными, означает утрату права на определенное требование. Эти сроки, как правило, не могут быть продлены или восстановлены, порядок их исчисления отличается от порядка исчисления сроков исковой давности, этим срокам относятся гарантийные сроки годности и службы и др.

Каждый предъявляемый в суд иск необходимо обосновать и доказать в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Суд создает необходимые условия, разъясняет права и обязанно­сти, предупреждает о последствиях процессуальных действий и оказывает содействие в осуществлении их прав.

В отношении остального стороны должны принимать ре­шения сами: участвовать в процессе или нет, признавать иск или нет, предоставлять ли доказательства, являться ли в за­седание суда и т. д.

Практически это реализуется следующим образом. Если сторона не представляет в суд по его требованию письмен­ные доказательства, суд вправе установить, что содержащиеся в документе сведения стороной признаны. При этом если должностное лицо или гражданин не известили суд о причинах невыполнения его требований или эти причины признаны неуважительными, они могут быть подвергнуты штрафу в размере до 50 минимальных размеров оплаты тру­да, а повторно — до 100. Если представитель организации или гражданин не является в суд, он обязан из­вестить суд о причинах неявки и доказать их уважитель­ность. Если причины неявки признаны уважительными или нет сведений об извещении стороны о слушании дела, разби­рательство откладывается. Если сторона не известила суд, либо причины неявки признаны неуважительными, либо от­ветчик умышленно затягивает дело, суд вправе рассмотреть его в отсутствие ответчика.

В случае уклонения стороны от участия в назначенной судом экспертизе (неявка на экспертизу, непредставление объектов исследования и т. п.), когда без этого произвести экспертизу невозможно, суд вправе признать факт, для вы­яснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

В тех случаях, когда ответчик извещен о слушании дела, но в суд не явился, согласно новой главе 161 ГПК выносится заочное решение, если истец не возражает против этого. В случае возражения истца суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику повторное изве­щение.

О слушании дела в порядке заочного производства судом выносится специальное определение. Заочное производ­ство отличается от обычного рядом особенностей: не допус­кается представление истцом дополнительных доказательств, изменение основания или предмета иска, а также увеличение размера исковых требований. Отсутство­вавший в суде ответчик вправе подать заявление о пере­смотре заочного решения для рассмотрения его судом, вынесшим это решение, в течение 15 дней со дня вынесения.

Существует особая процедура взыс­кания задолженности на основании судебного прика­за — единоличное постановление судьи по заявлению креди­тора о взыскании денежных сумм или истребовании движи­мого имущества (гл. II1). Судебный приказ имеет силу испол­нительного документа, и взыскание по нему производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений, по истечении 10 дней со дня выдачи.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.