Синтаксическая функциональность частей речи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Синтаксическая функциональность частей речи

2017-11-16 288
Синтаксическая функциональность частей речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Синтаксическая функциональность частей речи не одинакова. Она велика у существительных, способных выступать в роли разных частей предложения, и имеет меньшую степень у глаголов и прилагательных: личные формы глаголов могут быть только сказуемым, прилагательные - определением или именной частью сказуемого.

За пределами системы частей предложения остаются только автономные компоненты предложения, не находящиеся в синтаксических связях ни с какими другими компонентами - вводные слова, обращение. Вместе с этими компонентами члены предложения используются в качестве единиц синтаксического анализа предложения.

Значение теории частей предложения

Система частей предложения лежит в основе выделения типов придаточных предложений (ср. придаточные дополнительные, определительные, обстоятельственные, подлежащные), отражаясь в анализе сложного предложения. Степень неоднородности системы частей предложения различна в языках разных типов. Она зависит от степени разделенности языковых механизмов, обслуживающих логическую, семантическую, коммуникативную функции предложения.

Некоторые синтаксические теории исключают понятие частей предложения. Синтаксическая модель предложения представляется в них в виде дерева зависимостей той или иной формы, отражающего реализованную в предложении систему синтаксического подчинения

Приемы изучения синтаксиса и пунктуации в школе. (лекция по Мигуновой)

Значение изучения синтаксиса в школе:

Образовательное значение

1. Знакомство с синтаксическим строем русского языка – синтаксическими понятиями, определениями, правилами.

Практическое значение

• Изучение синтаксиса способствует:

1) формированию пунктуационных умений (изучая синтаксические конструкции, учащиеся параллельно знакомятся с правилами выделения их на письме с помощью знаков препинания);

2) овладению синтаксическими нормами литературного языка –правилами построения словосочетаний и предложений:

- нормами согласования, нпр., крепкий кофе;

- нормами управления, нпр.: отзыв (о чем?) о книге, рецензия (на что?) на книгу;

- правилами построения предложений разных конструкций, нпр.,предложения с деепричастным оборотом и др.

3) обогащению грамматического строя речи учащихся синтаксическими конструкциями, не свойственными детской речи

(причастными, деепричастными оборотами, обособленными

приложениями, СПП с некоторыми видами придаточных, нпр., с придаточными уступительными)

Принципы изучения синтаксиса

1. Преподавание синтаксиса с опорой на знания учащихся по морфологии.

Синтаксические отношения реализуются, как правило, морфологическими средствами. Нпр., при изучении ССП и СПП важна роль союза как средства связи частей сложного предложения, разряды союзов. При изучении односоставных предложений выявляется способ морфологического выражения главного члена предложения.

2. 2. Интонационный принцип состоит в сопоставлении структуры и интонации.

При изучении каждой синтаксической конструкции необходимо организовать наблюдения над ее интонацией. Нпр.:

При знакомстве с видами предложений по цели высказывания и по интонации сопоставляется интонация

- повествовательного предложения: Пришла зима.

- вопросительного предложения: Пришла зима?

- восклицательного предложения: Пришла зима!

3. Морфолого-синтаксический принцип состоит в сопоставлении члена предложения и части речи.

Смешение членов предложения и частей речи, т.е. явлений синтаксического и морфологического уровня, – типичная ошибка учащихся. Учащиеся смешивают понятия существительное и подлежащее, глагол и сказуемое, прилагательное и определение и т.п. Для предупреждения подобных ошибок важно:

- во-первых, рассматривать их первичную (типичную) синтаксическую функцию и вторичную функцию. Ср.:

Дом стоял (где?) напротив. Наречие выступает в предложении в типичной функции обстоятельства.

Дом (какой?) напротив очень необычен. Наречие напротив выступает во вторичной (нетипичной) функции.

- во-вторых, рассматривать случаи, когда одна и та же часть речи выступает в различных синтаксических функциях, типичных и нетипичных:

Содержание школьного курса синтаксиса

В школьном курсе синтаксиса изучаются две синтаксически единицы –словосочетание и предложение.

И словосочетание, и предложение характеризуются в школьных учебниках русского языка тремя признаками: функцией, строением, грамматическим значением.

I. Функция словосочетания – номинативная, состоит в расчлененном обозначении предметов, процессов, ср.: мяч и футбольный мяч,волейбольный мяч).

Функция предложения – коммуникативная, в зависимости от цели

высказывания предложения выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию.

II. О структуре словосочетания учащимся сообщается следующее:

словосочетание состоит из главного и зависимого слова. С т. зр. морфологического выражения главного слова выделяют словосочетания с главным словом существительным (весенний день), с главным словом глаголом (читать книгу), с главным словом прилагательным (важный для меня), с главным словом наречием (очень интересный).

Структура предложения.

В соответствии с программой учащиеся знакомятся с разными видами простых и сложных предложений. Содержание школьного курса синтаксиса

• Грамматическое значение.

Грамматические значения синтаксических единиц отражают многообразные отношения, возникающие между явлениями реального мира.

В школьном курсе синтаксиса рассматриваются следующие грамматические значения синтаксических единиц:

1) предикативные - отношения между главными членами предложения, нпр.: Снег идет;

2) непредикативные - все остальные:

- сочинительные - выражают равноправные отношения между синтаксическими конструкциями и их компонентами, нпр.: 1) Увидел и задумался; 2) Солнце село, и стало темно;

- подчинительные - выражают неравноправные отношения (отношения подчинения) между синтаксическими конструкциями и их компонентами, нпр.: 1) внимательно читать; 2) Когда взошло солнце, путники продолжили путь.

Сочинительная связь имеет значения соединительные, разделительные, противительные и более частные оттенки значений: градации (Не жалею, не зову, не плачу), попеременного чередования (то дождь, то снег), взаимного исключения (или дождь, или снег) и др.

Подчинительная связь включает в себя атрибутивные, объектные, обстоятельственные значения (времени, места, причины, условия, уступки, следствия, сравнения и др.): Когда взошло солнце, мы продолжили путь.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.