Учение о фонеме в современной лингвистической литературе. Классификация гласных фонем. Система гл.звуков др.рус и совр-м рус.яз. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Учение о фонеме в современной лингвистической литературе. Классификация гласных фонем. Система гл.звуков др.рус и совр-м рус.яз.

2017-11-16 184
Учение о фонеме в современной лингвистической литературе. Классификация гласных фонем. Система гл.звуков др.рус и совр-м рус.яз. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В др/рус.яз. гласных было 10: и, е, ь, ять, а, гласные переднего ряда, ы, у, о, ъ, а – гласные непереднего ряда. Гласные др/рус.яз. классифицируют по трем принципам: 1)по подъёму языка, 2)по месту образования звука, 3)по участию губ (лабиализованности). Гласные верхнего подъёма – и,ы,у. Среднего подъёма: э,ь,ять,о,ъ. Нижнего подъёма: а,а. Лабиализованные: о,ъ,у. Все гласные могли выступать в любой позиции в слове так в ударном, так и безударном слогах. Ударение было музыкальное, а не силовое. Гласные верхнего подъёма остались. ъ,ь после падения редуцированных преобразовались, в слабой позиции утратились, в сильной – в о,э. Ять сущ-л до 18 века. Позднее он слился со звуком э. Из гласных среднего подъёма остались э,о. а стал произноситься как а, т.е. осталось 6 гл.звуков.

Фонема – яз. единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Функции фонем: сигнификативная - способность различать разные слова (мал, мол, мул). Перцептивная – способность отождествлять одни и те же слова и фонемы.

Фонемный ряд – сов-ть позиционно чередующихся звуков, представляющие собой варианты или разновидности одной фонемы. Типы: параллельные ряды – не имеющие общих звуков; пересекающиеся – имеющие общие звуки.

Сильные позиции фонем – позиции, в кот-х фонема способна выполнять свои ф-ии различия слов и отождествления морфем. В абсолютно сильной позиции фонема выступает в основном виде, т.е. доминанта. Относительно сильная позиция – фонема выступает в своей разновидности.

Слабая позиция – позиция, в кот-й фонема ен способна в полной мере выполнять ф-ии различения слов и отождествления морфем. Все звуки образуют фонемный ря – аллофоны.

Гиперфонема – слабая фонема, не приводимая к сильной позиции.

В фонологии сущ-ет две школы – московская МФШ и ленинградская ЛФШ. МФШ (Аванесов, Кузнецов, Иванов и др.). ЛФШ (Щерба, Зиндер, Гвоздев и др.). Эти школы придерживаются разных взглядов на фонемы и аллофоны.

МФШ ЛФШ
Не признают сущ-я <ы> Признают <ы>
Не признают <г’>, <к’>, <х’> Признают <г’>, <к’>, <х’>
Понятие гиперфонемы Не принимают понятие гиперфонемы

 

И МФШ, и ЛФШ признают сущ-е 5 гласных фонем, кот-е реализуют себя в сильных позициях. Самой сильной позицией явл-ся изолированное положение и абсолютное начало слова п/д тв.согл. в исконно русских словах: алый, око, ухо, ива, этот.

5 фонем: <а>, <о>, <у>, <и>, <э>. Относительно фонемы <ы> нет единого мнения.

МФШ – не признаёт ЛФШ - признаёт
Ы не выступает в абсолютно сильной позиции начала слова перед тв.согл. в русских словах Ы выступает в абс.начале слова в нек-х заим.словах – Ыб, Ыргеншар
Ы и И не могут выступать в одной позиции. Ы может стоять только поле тв.согл., И – после мягких, т.е. это аллофоны <и>. Ы чётко различается под ударением
<и> после тв.согл. реализуется звуком ы. <и> после тв.согл. чередуется <ы>

1. Гласные фонемы в сильных позициях – под ударением могут выступать в абсолютно сильной или относительно сильной позиции. В абс.сильной – в основном виде, в относительно сильной – в разновидностях.

2. В слабых позициях – положении без ударения – реализуются редуцированными звуками, выступают в своих вариантах.

Гласные звуки.

Звук – наименьшая смыслоразличительная единица языка, не обладающая значением. Звуки делятся на гласные и согласные в зависимости от того, что принимает участие в их образовании – шум или голос. В образовании л.звуков уч.голос.

 


Вопрос 3. Позиционные изменения ударных гласных. Позиционные мены безударных звуков. Исторические чередования в области гласных звуков. Методика проведения фонетического анализа в школе

Позиционные изменения ударных гласных

Ударные позиции (уп)

В сря существует 8 уп для гласных, находящихся в окружении согласных.

[a] – любой ударный гласный

[t] – любой твердый согласный

[t’] – любой мягкий согласный

I уп [at] – абсолютное начало слова перед твердым согласным [Ивъ]

II уп [at’] – абсолютное начало слова перед мягким согласным [Оч’ и ]

III уп [tat] – положение между двумя твердыми согласными [бЫл]

IV уп [tat’] – между твердым в начале, но перед мягким [мАт‘]

V уп [t’at] – после мягкого перед твердым [м‘Эл]

VI уп [t’at’] – между мягкими согласными [п‘Ат’]

VII уп [ta] – абсолютный конец слова после твердого согласного [р/\бЫ]

VIII уп [t’a] – абсолютный конец слова после мягкого согласного [п/\л’А]


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.