Психологические идеи в деятельности юристов. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психологические идеи в деятельности юристов.

2017-11-16 138
Психологические идеи в деятельности юристов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Константин Дмитриевич Кавелин - правовед, историк, философ, публицист, ученый и общественный деятель, друг Тургенева и Боткина. В своих статьях по крестьянскому вопросу проводил считавшийся в то время очень радикальным взгляд об освобождении крестьян с землей, с предоставлением им права выкупа своего надела в собственность. В ряде статей по поводу различных философских вопросов пытался противодействовать материалистическим тенденциям 60 - 70-х годов прошлого столетия, в частности вел полемику с известным физиологом Сеченовым, проводившим в своих "Психологических этюдах" материалистическое понимание психической деятельности.

Этнопсихологическая проблематика была одной из важнейших в его творчестве. В работе "Очерк юридического быта Древней России" (1847), он наметил план этнографических и этнопсихологических исследований, предполагая, что правовое сознание человека обусловлено особенностями исторических и социальных условий его жизни. Этнографические исследования К.Д. Кавелина привели его к мысли о том, что анализ продуктов народного творчества может являться методом изучения национальной психологии, а анализ продуктов индивидуального творчества может быть использован в анализе психики отдельного субъекта. Занимаясь изучением русской истории, ученый обосновал основной принцип культурного прогресса: он возможен там, где есть развитая личность (однако при этом свобода как необходимое условие развития личности им игнорировалась, что и послужило одной из предпосылок его идейного разрыва с революционными демократами.

Кавелин считает, что психическое не может и не должно быть сведено к физиологическому. Психическому Кавелин приписывал свойства идеальности, сознательности и произвольности и, обосновывая приобретение психологией статуса положительной науки, считал, что успехи естествознания раскрывают у человека только одну материальную сторону, а другой, духовной стороной должна заниматься как раз психология. Духовную сторону Кавелин, не без влияния идей Вундта, предлагал изучать и через внутреннее зрение, и через проявления ее в продуктах культуры у разных народов в разные времена. Психология, указывал Кавелин, превратится в положительную науку лишь после того, как сделает главнейшим объектом изучения эти внешние проявления человеческого духа.

26. Развитие психологических знаний на историко-филологическом факультете в рамках философии в XIX в. (П.Д.Юркевич, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Л.М.Лопатин, Вл.С.Соловьев).

Л.М.Лопатин - преподавал на кафедре философии, написал множество статей по философии и психологии. Вошел в историю русской философии и психологии и как автор собственной оригинальной системы, которую называл «системой конкретного спиритуализма» («Психические явления ничем нельзя объяснить, кроме души…как самостоятельном источнике и носителе субъективных явлений, переживаемых нами»). Органичной частью философской системы Лопатина были его психологические взгляды, изложенные им в статьях по наиболее общим вопросам психологии – о понятии «душа», о явлениях и сущности сознания, о бессознательной душевной жизни, о параллелистической теории душевной жизни, о методе самонаблюдения и др.

Н.Я.Грот - был привлечен в Москву стараниями М.М.Троицкого. В целях подготовки к преподавательской деятельности пробыл год за границей, в Германии, изучая философию, анатомию и физиологию. Психику Грот рассматривает как «один из видов взаимодействия организма с окружающей средой с целью приспособления внутренних отношений к внешним». «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов» (1882) Грот рассматривает познавательную деятельность как «совокупность движений и действий…, направленных к развитию явлений объективной восприимчивости». За эту книгу в 1883 г. Гроту была присуждена степень доктора философии.

С 1886 г. Грот становится профессором кафедры философии Московского университета. В 1888 г. он был избран председателем Психологического общества. С избранием Грота деятельность Общества необыкновенно оживилась, приобрела симпатии не только профессионалов, но и широкой публики. Он привлек к участию в работе Общества Л.Н.Толстого, А.А.Фета, Вл.Соловьева и др.

Научно-исследовательская деятельность Грота охватывала широкий круг философских и психологических проблем. Её результаты нашли воплощение в статьях, докладах и выступлениях в дискуссиях на заседаниях Психологического общества. Перечень и краткую характеристику своих работ в период деятельности в Московском университете Грот дал в «Автобиографическом очерке». В 1895 г. он выступил на заседании Московского психологического общества с большим докладом «Основания экспериментальной психологии». Идеи Грота об эксперименте как перспективном методе психологического исследования связаны с его мыслями о единстве психических и физических сил.

Грот читал лекции и проводил семинары по античной и новой философии, этике, психологии, причем в общем объеме часов преобладали философские курсы. Лекции, которые Грот читал для студентов, способствовали продумыванию и систематическому изложению того или иного вопроса, служили стимулом для научного творчества.

Первые психологи были философы. Например, Аристотель, создавший трактат «О душе».

Философский факультет был основополагающим Московского университета. Любой человек, кто хотел получить какую-либо специальность (юрист, медик и т.д.) должен был 3 года обучаться на Философском факультете, а далее – по своей специальности.

На Философском факультете изучалось много дисциплин: логика и метафизика, российская история и словесность, физика, алгебра, геометрия, астрономия и иностранные языки. Профессора кафедры не были выдающимися учеными – они были квалифицированными иностранными преподавателями. Но, несмотря на это, философия не так сильно была развита в России, в отличие от других стран. На философской кафедре не задерживались преподаватели, и из-за этих причин кафедра закрывалась несколько раз. Однако интерес к философии был большим, и поэтому многие ученые и профессора включали в свои труды и занятия философские вопросы, тем самым привлекая к ней внимание.

В Московском университете также создавались студенческие философские кружки: Белинского, Герцена и так далее. В них обсуждались выдающиеся направления в философии – Гегеля и Шеллинга. Обсуждались также вопросы жизни России, порядков России, жизненно важные философские вопросы, развивающие ум и интеллект.

В 1849 году кафедра философии была закрыта, так как Николаю I не понравились многие лекции по философии, преподаватели и то, что философия не так хорошо развита в университете.

В 1863 году кафедра была восстановлена, и в нее был приглашен П.Д. Юркевич. Этот профессор произносит перед всеми профессорами актовую речь «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта». В своей речи он заострил внимание на роль философии в жизни человека. Нужно было поднять уровень философии, чтобы поднять уровень интеллекта и ума, повысить общую образованность в университете – вот была главная мысль речи.

Психология имеет дело с духовной реальностью, это очень отличающаяся реальность от всей действительности. Она настолько своеобразна, что к ней нельзя подступиться естественнонаучными методами. Он защищал идеалистические взгляды на психологию и полностью поддерживал метод самонаблюдения, так как считал это единственным способом изучения духовного мира. Выразил свой взгляд на психологию и естественнонаучные дисциплины в трактате «Язык физиолога и психолога».

В 1874 после смерти П.Д. Юркевича его сменил его ученик - М.М. Троицкий. Из всех философских направлений, он выбрал в качестве основного направления английскую эмпирическую философию и ассоциативную психологию. Он читал специальные курсы по теории ассоцианизма. Он является основателем русской эмпирической психологии. После М.М. Троицкого преподавателем стал Н.Я. Грот. Он читал курсы по психологии.

Одновременно с Гротом работал Л.М. Лопатин. Это философ – идеалист, последователь Лейбница. Читал курс психологии, создал прекрасный очерк о самонаблюдении в психологии, описывающий достоинства и трудности этого метода.

В. Соловьев – не преподавал психологию, однако он оказал огромное влияние на поэзию символистов Серебяного века. Он автор капитальных трудов и в том числе более 160 статей в словаре Брокгаузена и Эфрона.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.