Психология аномального развития и специальная психология — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Психология аномального развития и специальная психология

2017-11-16 160
Психология аномального развития и специальная психология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Закономерности нормального и аномального развития детей. Формы психического дизонтогенеза.

Психическое развитие – процесс поступательных, непрерывных, необратимых качественных изменений в отражении внешнего и внутреннего мира, обеспечивающих эффективную регуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности, а также повышающих их результативность усвоения социально-исторического опыта.

Начало созданию системы общих закономерностей в специальной психологии было положено Л. С. Выготским.

Выделяют 3 группы закономерностей:

1) Общие закономерности нормального и аномального развития:

1. Неравномерностью и гетерохронностьпсихического развития (в разные периоды проходит ускоренно или замедленно, развития отдельных органов и функций).

2. Сензитивность (повышенная восприимчивость 0-3; 11-14 лет).

3. Поэтапность и неустойчивость (кризисы детского развития, формируются новообразования),

4. Кумулятивность психического развития (результат предшествующей стадии включается в последующую, качественно трансформируясь)

5. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения, воспитания и общения со взрослыми. Обучение, с учётом ЗБР («зоны ближайшего развития») наиболее эффективно в сензитивные периоды развития; общение – необходимое условие развития личности (социальная ситуация развития).

6. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности (ведущая деятельность: младенчество – эмоционально-личностное общение; раннее детство – предметная; дошкольный – игра; школьный – познавательная)

2) Неспецифические закономерности (характерны для большинства видов нарушенного развития)

Дизонтогенез психики выражается в различных нарушениях темпов, срока развития психики в целом и её отдельных состовляющих частей:

- Уменьшение объёма, замедление скорости приёма и переработки поступающей информации;

- Снижение уровня познавательной активности (необходима постоянная стимуляция);

- Замедленное развитие познавательных процессов;

- Бедность запаса знаний и представлений об окружающей среде;

- Разнообразие форм речевых нарушений; - Нарушение психомоторного развития;

- Снижение темпа развития навыков и умений;

- Нарушение социальной ситуации развития, проявляющееся в негармоничных стилях воспитания;

- Изменения в развитии личности

- Проявление различных депривационных симптомов (сенсорной, моторной…); трудности социальной адаптаци.

3) Специфические (свойственны для 1 вида дизонтогенеза)

Классификация психического дизонтогенеза:

- По временному признаку: врождённые (наследственные, ненаследственные), приобретённые (рано 0-3; поздно приобретённые);

- По признаку обратимости (обратимые, частично обратимые, необратимые);

- Клинические типы (Ушаков, Ковалёв):

1) ретардация (замедление или стойкое психическое недоразвитие как общее, так и парциальное

2) асинхрония (неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации).

Формы дизонтогенеза (В.В.Лебединский):

1) недоразвитие – раннее время повреждения, выраженная недостаточность ВПФ (Умственная Отсталость),

2) задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер(Задержка Психического Развития),

3) поврежденное развитие – нарушение возникают после 3 лет, когда большинство мозговых структур уже сформировано (деменция),

4) дефицитарное развитие - нарушения анализаторных систем (слепота, глухота…),

5) искаженное развитие - нарушение последовательности формирования психических функций (РДА),

6) дисгармоническое развитие - диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы (психопатии).

Уровни патологического нервно-психического реагирования на вредности у детей и подростков:

1. Соматовегетативный (0-3) – возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна…

2. Психомоторный(4-10) – гипердинамический синдром, невротические и неврозоподобные двигательные расстройства (тики, заикание, мутизм) 3. Аффективный (7-12) - страхи, повышение аффект возбудимости, уход и бродяжничество 4. Эмоционально-идеаторный (12-16) – реакции протеста, эмансипации, дисморфофобия, нервная анорексия…


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.