Методика Выбор цветов Люшера — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методика Выбор цветов Люшера

2017-11-16 176
Методика Выбор цветов Люшера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основа: выбор цвета отражает направленность на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Их значение является универсальным, неизменным для разных стран, не зависит от возраста, пола, образования. Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй — действительное. Рассматривается взаимное положение цветов.

Тест Роршаха: 10 таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями. На что похоже каждое изображение. Результат: суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность отношений позволяет создать структуру, взаимосвязанных особенностей личности. Диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностнве и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.

Рисуночный тест дом-дерево-человек: Для обследования взрослых, детей, возможно в группе. Выбор предметов, т.к. они знакомы каждому, удобны для рисования, стимулируют более свободные высказывания. Дж. Бук: рисунок - это автопортрет, детали имеют личностное значение.

Психология личности

1.Психоаналитическая концепция личности ( З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм)

Структура личности в психоанализе: трех-компонентная модель

1. Ид (Оно) – на бессознательном уровне психики, содержит главные инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) - противостоят друг другу.

Вместилище врожденных желаний и вытесненных представлений. На уровне Оно функционируют рефлекторные действия. Это - фантазийная форма человеческих представлений, алогичная и иррациональная.

2. Эго (Я) - в контакте с реальностью, на сознательном уровне психики. Эго - формируется из Оно, появляясь с возникновением знания о внешнем мире. Эта инстанция действует по принципу реальности, применяя перцептивные и когнитивные стратегии, т.е. внимание, логическое мышление, рассуждение и оценку.

3. Суперэго (Сверх-Я) – формируется к концу третьей, фаллической стадии психосексуального развития и представляет собой систему ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала. Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал - поощрений родителей.

Противостояние 3-х составляющих приводит к внутренним конфликтам Личности.

Психосексуальные стадии развития: Оральная стадия (0-18 месяцев). Анальная стадия (1,5-3 года). Фаллическая стадия (до 3-6 лет). Латентный период (6-12 лет). Генитальная стадия (12-18 лет). Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитеческой трактовке. Это зрелый в социальном и сексуальном планах человек. Он испытывает удовлетворение от гетеросексуальной любви.

Структура личности по Юнгу отличается от Фрейдовской - Ид («личное» и «коллективное» бессознательное), не противопостовляет их, но наделяет разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда «Ид» - биологическое, природное, у Юнга бессознательное включает и социальные моменты.

АРХИТИПЫ: Персона (публичная маска, надеваемая в ответ на социальные требования, она противоположна истинной сущности Личности), Анима и Анимус (Анима представляет собой женскую часть психики мужчины, ассоциирующуюся с чувственностью, настроением, восприимчивостью к иррациональному. Анимус - мужскую часть психики женщины, обнаруживаемую в таких положительных проявлениях, как смелость, умение логически мыслить, инициативность), Тень (темная сторона Личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни, формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное), Мудрец обнаруживается в проекции на определенные объекты силы, жизненной энергии. Он связан с проработкой зависимости от отца/матери и разотождествлением с ними.
Самость (центр Личности, обеспечивает единство, равновесие и стабильн). Реализация самости является целью жизни - процесс индивидуализации.

Теория личности А. Адлера в индивидуальной психологии. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости (человек стремится к преодолению чувства неполноценности, к превосходству уже с 4-5 л).

Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.

Х арактер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля». Развитие личности зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти). Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес;

5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Постоянные индивидивидуальные способы адаптации становятся привычными и определяют стиль жизни, проявляются в 3 основных сферах: работа, дружба, любовь. Стремление к превосходству у каждого человека уникально, т.к. у каждого человека свои цели.

Теория личности К. Хорни развивалась в дискуссии со многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым пансексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство „ базальной тревожности “, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества). Стремление к безопасности, к удовлетворению желаний. К любви и власти. 3 типа невротической личности: устойчивый, устраненный, агрессивный.

В теория личности Э. Фромма ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений. В отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторически социаьные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов. Фромм выделил и описал пять типов социального характера: рецептивный, эксплуативный, накопительский, рыночный и продуктивный.

1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить;

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Эти типы являют способ отношения индивидов к миру и друг к другу.

 

 

2.Гуманистическое направление изучения личности (К. Роджерс, Г. Олпорт,

А. Маслоу)

Я-концепция — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Роджерса. Основной движещей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаетет не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.

В развитии личности, значимым являются отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. Два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "неприспособленная личность".

С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Если переживания человеком не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,которая не полностью устраняется его психологическми защитами, и происходит развитие невроза.

Роджерс в качестве ядра личности рассматривал Я-концепцию, представленной динамикой соотношения Я-реального и Я-идеального.

Центральным звеном в теории личности является категория самооценки, однако, ее формирование не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценки, дилемма – принять оценку окружающих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания - органический оценочный процесс.

Теория самоактуализации А.Маслоу. Заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного чел., свободно делающего свой жизненый выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди от рождения обладают творческим потенциями, которые у большинства угасают в результате "окультуривания". Разрушительные силы в них являются результатом неудовлетворенности базисных потребностей.

Иерархия потребностей человека по Маслоу:

1. Физиологические потребности – в пище, воде, сне и т. п.;

2. Потребность в безопасности – стабильности, порядке;

3. Потребность в любви и принадлежности – в семье, дружбе;

4. Потребность в уважении – самоуважении, признании;

5. Потребность в самоактуализации – развитии способностей.

Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. Все мотивы человека - две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.

В теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение. Считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Цель личностного развития – это стремление к росту,самоактуализации, в то время как остановка личностного роста – это смерть для личности.

Идей, Маслоу, положение о роли пиковых переживаний в личностностном росте, благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности. Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей – нормальное явление, а у среднего чел. происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания только положительны и желанны. Пиковое переживание чистой радости – например.

Теорию Олпорта часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому:

1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;

2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.

Г. Олпорт в своей персонологической концепции рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Особое место в этой системе занимает мотивационно-потребностная сфера.

Два уровня функционирования: уровень мотивов нужды (Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения) и уровень высших мотивов, или мотивов развития (Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития).

Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Принцип функциональной автономии мотивов, в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу

Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.

Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет к формированию черт. Черты рассматриваются в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

"Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы".

Три стадии в развитии единства личности:

детская стадия;

стадия относительной дифференциации;

стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я."С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания".

 

3.Теория личности в экзистенциальной психологии (работы К. Ясперса, Штрауса, Сартра)

Предметом философии и психологии должен стать не объективный мир, а «бытие»(экзистенция), которое не может быть достигнуто рассудочным-научным мышлением; оно познается лишь непосредственно.
Штраус Только познавая себя как «существующее», независимое от социальных или естественных условий, человек обретает свободу. Основные утверждения экзистенциальной теории в. обобщенной форме слелующие:
1. Человеческая психика, сознание не могут быть сведеныт к физиологическим механизмам.
2. Человеческое действие всегда обладает значимостью или стимулом), в которой находит свое отражение отношение человека к окружающему.
3. Специфически человеческим является <рефлектирующее сознание, посредством которого человек высвобождается из ситуации и противостоит ей.
4. Человек не может рассматриваться изолированно, оттокружающего мира, с которым он находится в постоянном взаимодействии.
Обратимся к анализу изложенных положений экзистен-
циализма.
К. Ясперс выступает как воинствующий представитель экзистенциализма именно в понимании сознания. Он различает. два вида сознания: бодрственное и рефлектирующее.бодрственное сознание-это то сознание, которое отражает окружающий мир: оно отражает предмет, людей. Но ест еще другое сознание у того же человека-рефлектирующее.Оно заключается не в том, что отражает объективно существующий мир, а в том, что отражает восприятие этого мира человеком. Понимание рефлектирующего сознания сближается с понятием, которое выдвинул и Э. Шпрангер. Это понятие рефлектирующего и бодрственного сознания оказало
большое влияние прежде всего на философию и на психиатрию в частности. К. Ясперс сам был хороший психопатолог,он прекрасно описывал психопатологию, состояние деперсонализации, когда человеку становится все чуждо, когда ему
кажется, что мир совсем иной, и он воспринимает его каким то внутренним, <ДУХОВНЫМ оком>; это как бы не тот мир, который он обычно видит. Так бывает при так называемом синдроме деперсонализации, это патопсихологический синд-
ром, а для К. Ясперса-это не патопсихологический синдром, а проявление рефлектирующего сознания. Поэтому те психиатры, философы, литераторы, которые стоят на позиции К. Ясперса, не делают различия между психикой душев-
нобольного человека и психикой здорового. Это положение основано на антипсихиатрии, о которой мы выше писали, причем антипсихиатрия создана в недрах самой психиатрии, и это самое интересное.
У Сартра это ЗВУЧИТ так, что человеку присуща <тенденция к свободе>,
человеческая личность самосоздается; она лишь проявление
духовного начала.
Экзистенциалисты призывали понять человеческое существование, признать ценности человеческой личности. Экзистенциалисты отвергают объективную причинность развития личности, утверждая, что психическое развивается из психического, они отрицают, что личность является продуктом общественных отношений. Экзистенциалисты прокламируют, по существу, невозможность познания человека, они отклоняют возможность причинного объяснения развития человека и приходят к иррационализму. Обнажая непродуктивность и ложность позиции бихевиоризма, фрейдизма и неофрейдизма, сами экзистенциалисты остались на идеалистических позициях.
Высказав положение о нерасчлененности <Я>, которое поддается лишь сопереживанию, экзистенциалисты, по существу, нивелируют возможность специального психологического анализа.
Призыв экзистенциалистов <найти человеческое в человеке> оборачивается своей обратной стороной. В рамках самой экзистенциалистской психологии развиваются различные мистические направления (например, дзен-буддизм, экзистенциа-
льная психотерапия Франкла и др.).

4.Концепция личности в социопсихологической французской школе (работы Ж. Пиаже)

В своей работе "Происхождение интеллекта у детей" Ж. Пиаже, раскрывая сущность процесса социализации, отмечал, что человеческое существо с момента рождения погружено в социальную среду, которая не просто физически воздействует на личность, но "непрестанно трансформирует самую его структуру.

Пиаже приходит выводу: социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие на него языка (знаки), содержания взаимодействий субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические и дологические нормы) (Пиаже, 1969).

Ученый подчеркивал, что развитие проходит через стадиальный процесс усвоения знаний. На каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя и необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Он выделил четыре стадии социализации:

сенсомоторную,

дооперациональную,

конкретно-операциональную

и формально-операциональную.

Соответственно, на стадии от рождения до полутора-двух лет не существует мысли, а поэтому и нет глубокого воздействия социальной жизни на интеллект. У младенца образуются лишь схемы поведения. На следующей стадии возникает сначала допонятийное, символическое, а следом и интуитивное мышление. Ребенок может представлять объекты, но не видит связи между ними. Затем (с 7 до 8 лет и до 11-12 лет) происходит формирование конкретных операциональных группировок мышления и "на смену нащупывающему воображению приходит… чувство связности и необходимости, удовлетворенность от завершенности системы"

Выработка формального мышления, зрелого рефлексивного интеллекта начинается в 11-12 лет и продолжается в течение всего юношеского периода.

Также Ж. Пиаже обращал особое внимание на то, что каждая предыдущая стадия имеет важное значение для успешного прохождения последующей. Механизмами перехода от одной стадии к другой он считал процессы ассимиляции – усвоения общественных ценностей, норм поведения и культуры с помощью уже существующих схем поведения, и аккомодации – приспособления этих схем к новым ситуациям. С помощью перечисленных механизмов, двигаясь от одной стадии развития к другой, индивид постепенно проходит путь от врожденного ощущения и спонтанного ответа до способности к абстрактному, гипотетическому мышлению.

 

5.Теории личности в трудах отечественных ученых (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев)

Б.Г. Ананьев - Он ставил задачу исследовать связи биологических особенностей и социальных достижений личности. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека.

Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это "связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека". Структура личности, например, организуется по двум принципам - субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах.

В.Н. Мясищев - разработал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его реальности.

"Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности".

Виды отношений: эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение.

Характер - устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении.

В структуре личности он выделял несколько планов.

Первый - доминирующие отношения личности, второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень - динамика реакций (или темперамент).

Источником нарушений личности, ее патологии являются проблемы, которые возникают в процессе установления или реализации отношений в разных сферах деятельности. Стойкость личности в борьбе с болезнью повышает сопротивляемость организма, содействует рекомпенсации"

А. Ф. ЛАЗУРСКОГО Впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Основная задача личности - это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.).Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях - низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере - являются врожденными. Экзопсихика, отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихи-ческие проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга.

А. Ф. Лазурский три психических уровня адаптации личности. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Низший уровень - дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний - приспособившихся, а высший - приспособляющихся.

А.Г. КОВАЛЕВ Личность как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. До образования устойчивых психических свойств состояния характеризуют развивающуюся личность ребенка в целом (ребенок капризный, спокойный, аффективный, уравновешенный и т. п.). Смена состояний меняет облик личности ребенка. В определенных условиях одно из состояний может укрепиться и определить некоторые особенности его характера (возбудимый, застенчивый, депрессивный и т. д.).

Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. Психические свойства характеризуют устойчивый, относительно постоянный уровень активности, характерный для данного человека.

В свою очередь уровень активности определяет ту или иную социальную ценность личности и составляет внутренние субъективные условия развития человека.

В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры: темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения).

Сама личность представляет собой синтез названных выше структур. Независимость, произвольность поведения и зрелость человеческой личности обеспечивается этим синтезом.

 

6.Теории личности в трудах отечественных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)

Л.С. Выготский - культурно-историческая концепция. Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым.

Развитие, связано с усвоением культурных знаков - слово. В связи с проблемой высших психических функций обсуждается феномен натуральных психических функций, которые являются врожденными и непосредственными.

Натуральные функции - механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.

К высшим психическим функциям относятся - логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые - натуральные - развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.

Формирование личности, процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

А.Н. ЛЕОНТЬЕВ «личность человека «производится» - создается общественными отношениями». «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Индивид - это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности - это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Развитие личности -процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл».

По сути потребность замещается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета»... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом».

Но мотивы, как известно, бывают разные - анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Мотивы-стимулы (побуждающие),порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообра-зующих мотивов.

«Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Три основных параметра личности:

* широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

* степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

* общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Л.И. БОЖОВИЧ

Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. Основу направленности составляет возникающая


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.246 с.