Основные черты правовой культуры Древней Греции. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные черты правовой культуры Древней Греции.

2017-11-15 452
Основные черты правовой культуры Древней Греции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Колыбель для развития многих правовых институтов.

-гражданство (это политико-правовая зависимость государства),подданство, парламент, демократия.

Остракизм -изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания. О. был введён Клисфеном в конце 6 в. до н. э. как мера против восстановления тирании. для привлечения – 6 тыс голосов, Платон подвергнут.

-исономия (равенство перед законом всех граждан страны, выражалось в праве выдвигать законопроекты)

- исогория (равная свобода слова для всех граждан, выражалось в праве выступать в нар.собрании)

-исократия (равновластие, равное избир. право)

Демократические традиции в управлении гос-вом.

Система органов власти

· Совет 500

· Ареопаг(аристократический орган, суд. инстанция, рассм тяжкие преступления)

· Нар.собрание эклессия -30-40 тыс.человек

· Архонт (правительственные функции)

· Суд гелиастов – похоже на суд присяжных, но выносили приговор, поэтому это фактически судьи.

· Местные органы: магистраты.

Принципы работы должностных лиц:

· Выборность

· Смещаемость

· Подотчётность

Процедура конституционного контроля:«графэ???»

Любой гражданин Греции имеет право обратиться к народному собранию - является ли принятый закон соответствующим действующему законодательству. Если он не противоречит, то гражданин платит штраф. Если противоречит, то лицо-инициатор закона будет нести ответственность за его изменение, отмену.

 

Сис-ма защиты и обвинения в Др.Греции – нет прокуроров и адвокатов. Защита в Др. Греции сначала осуществ. самим обвиняемым. Стороны обязаны лично явиться в суде. Защита базируется на ораторском искусстве. Прагматики давали консультации о том, как надо выступать в суде. Со временем речи стали писаться логографами (немые адвокаты - Демосфен). Их записи стороны читали в суде.

 

 

8. Характерные признаки правовой культуры Рима древнейшей эпохи.
9. Юриспруденция Древнего Рима классического периода.
10. Юриспруденция Древнего Рима постклассического периода.

В Древнем Риме право было делом понтификов («мостостроитель»). Ю-привилегия священников. Хранилось в строжайшем секрете. Флавий ограбил караваны и украл трафареты, выставив их затем на улице. Постепенно юриспруденция становится публичным делом.

Правовые консультанты набирают влияние-становятся уважаемыми людьми. Тиберий Корунканий сделал консультации публичными. Консультации со временем становятся платными. Будущие юристы изучали риторику, грамматику, ораторское искусство. Знаменитая золотая 5-ка юристов: Павел, Модестин, Гай, Ульпиан, Папиниан.

Деятельность юристов имела несколько форм:

· Сavere - редактирование правовых текстов

· Agere – вели судебные дела.

· Respondere – давали консультации.

· Interpretario – толкование(в рез-те появл. новые правовые институты – эмансипация)

 

Согласно закону о цитировании, мнения только пяти юристов могло использоваться в случае отсутствия правовой нормы.

Судопроизводство аналогично греческому. Но есть изначально – патроны (как правило патриции) и клиенты.

Со временем появляются адвокаты. Адвокат – первоначально родственник истца/ответчика.

Это представители; представляли интересы и на суде, досудебно. Берут деньги. Клакфы аплодировали и хвалили за вознаграждение.

 

206 г.Н.Э. – закон «О дарах и приношениях» скорее всего ограничивал верхний предел гонораров

326(Константин) г. – ещё один закон, ограничивающий гонорар: адвокаты, который берет чрезмерные гонорары, лишаются права заниматься адвокатской деятельностью.

368 год – закон запрещающий оплату до вынесения решения.

Юридическая техника – очень высока.

Древнему Риму мы обязаны терминами Конституция, Эдикты и Рескрипты, Мандаты.

IV-V века – закат классической адвокатуры в Риме.

 

11. Зарождение юридического образования в России.

Ю. 17 века существовала только в качестве законоискусства и воплощалась исключительно в совокупности сугубо практических навыков формулирования и толкования правовых норм, технических приемов и способов обработки правового материала. Знание законов и умение с ними обращаться приобреталось в процессе практического осуществления правосудия и при составлении разл рода деловых бумаг. Законоискуссники- лица, занятые в судопроизводстве и делопроизводставе, кот явл главными носителями юрид знаний. Ими по преимуществу были лица, занятые в госаппарате- приказные: дьяки, подьячие, докладчики, стряпчие.

Но к концу 17 века такая прикладная Ю перестала отвечать интересам дальнейшего развития права. На ее основе невозможно было преодолеть разрозненность русс зак-ва. Потребность в более широком круге юрид образованных лиц. Кроме того, приказные использовали свою монополию на юрид знания в корыстных целях. Слово «законоискуссник» получило оттенок бранного слова.

Специального юридического образования у нас не было до 1755 года. Вообще система образования была не очень определённой, в основном все получали образование на дому. Юридич знания и практ навыки приказные приобретали при непосредственно работе с юрид док-тами. Подобие юридического образования начинается в приказах. Там дьяки и подьячие получают первоначальный образец юридического образования: их обучают грамоте и дают переписывать княжеские указы. Сперва – при поместном приказе школа, готовящая дьяков и подьячих, затем с 1649-го года как бы пособием для обучения праву становится Соборное Уложение. Но с 20-х гг. в рамках приказов стали возникать спец школы для обучения подьячих приказному делопрои-ву. Такая шк сущест в Посольском приказе. Обычно обучалось в одной школе 30-90 чел в теч 1-2 лет. Их здесь обучали:

- навыку быстрого и красивого письма

- знакомили с содержанием Соб Ул

- прививали навыки работы с юрид док-тами.

Спец учителей тут не было, учительские функции дьяк совмещал с практической службой в приказе. Эти школы нельзя назвать юрид учебными заведениями.

Программа обучения Эллинно-греческой (Славяно-латинской, Славяно- греко-латинской) академии не предусматр изучение Ю, позже только основы светского и канонического права.

Федор Алекс. - попытка завести преподавание ю в духовной академии, которую предполагалось учредить при Заиконопасском монастыре. Проект учредительной грамоты, в соот с которым эта академия д. б. стать верховным училищем всех свободных наук в России на правах автономной корпорации. Учиться в ней могли даже простолюдины, кот потом могли занимать самые высокие госуд должности. Программа обучения составляла не только духовные, но и светские предметы, в т.ч. учение правосудия духовного и мирского. Проект академии не был подписан царем из-за его смерти.

Сперва люди не хотели получать юридическое образование, так как программа была неопределённой и сложной, литературы не было.

Т.о., господство приказной ю помешало развитию системы настоящего юрид образования в России.

 

12. Попытки создания системы подготовки законоведов на основе научной Ю. в начале 18 в.

Петр попытался решить эту проблему с помощью иностранцев. В 1715 году поручил генералу Адаму Адамовичё Вейде разыскать в Лифляндии и за границей людей, обученных наукам,в том числе юриспруденции. Он понимал, что надо заняться организацией обучения русских юношей навыкам законоискусства. Сын Никиты Зотова съездил во Францию для изучения торг уставов. Он писал Петру, что не худо бы было послать нес-ко чел-к заграницу для изучения судейских дел. Право преподавали в Коллегии Юнкеров (1720-1763), Училище, возглавляемом Нарышкиным (1703-1715). Это было в основном государственное право.

После создания коллегий Петр встал на путь организации системы обучения молодых людей, пришедших на госслужбу, навыкам ведения дел при коллегиях. После создания коллегий Пётр установил в генеральном регламенте 1720 года «некоторые удобные люди, которые впредь при канцеляриях и конторах служить пожелают»,предварительно допускались в коллегии и обучались в них»как письму, так и всем делам,принадлежащим во оном коллегии».Обучение предполагалось осуществлять «прилежным списыванием дел и практическим их производствомпод управлением секретаря». Однако на практике организованное обучение при коллегиях молодых дворян ведению гражд дел оказалось неэффективным. Обучение проходило единицы чиновников - от 4 до 8 - под наблюдением генерал-прокуроров. Обучение законоискусству было бесплодным, т.к. они учились в большей мере канцелярскому стилю, навыку красивого письма, нежели основам Ю.

Табель о рангах 1722 г: обладание опр юрид знаниями было для низших чинов необход условием производства в более высокий ранг. 1722г.при Сенате создавалась «краткая школа»,в которой надлежало «от всякой знатных и средних дворянских фамилий обучать экономии и гражданству указную честь».

Мысль Петра о развитии теоретической Ю. зародилась у царя под влиянием его сношений и бесед с Лейбницем. Готфрид Лейбниц состоял в переписке с Петром 1 и несколько раз встречался с царем и беседовал на тему развития просвещения в РИ. Он имел юрид образование и как доктор права мог дать полезные советы, как устроить обучение юридическим наукам в России.

Должность тайного юстиц-советника у Лейбница в России с 1712. Он говорил и с королем Великобритании, и с шведским королем, но только Петр смог понять и оценить идеи этого ученого.

Записка Лейбница «О введении образования и наук в России» 1716. В ней он рассуждал об учреждении Академии и университетов, о том, каким должно быть юрид образование в современном гос-ве. Он писал, что юристы должны упражняться со своими коллегами не только в практике, но и изучать законы и политику др. народов. А тот, кто занимается публичным правом, должны изучать мировую историю. Лейбниц выражал идею о необходимости развития, наряду с практической Ю, юриспруденции теоретической. Но советы Лейбница Петр принимал в качестве пособия к своим планам, нежели как руководство к действию.

 

Академия наук

Создание академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I. Как только начали учреждаться некоторые училища, возникла мысль и о создании академии наук. Пример Парижской академии, беседы Петра со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иностранцев, сподвижников Петра, убедили его в необходимости завести в России академию наук. Одним из многих предложений Петру был поданный ему доклад одного из его иноземных сподвижников, Генриха Фика, 1718 года, в котором Фик вызвался представить Петру записку «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить». Этот доклад удостоился такой резолюции Петра: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции». Поиск персонала для академии предполагалось осуществить привычным способом: вызовом иностранных ученых из-за границы. Средства для академии предполагалось выделить из государственного казначейства. Для академического инвентаря уже существовал задел: книги, доставшиеся в виде трофеев при завоевании Остзейского края, дополненные закупленными Петром за границей книгами, составили существенных размеров библиотеку; а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась Кунсткамера.

По проекту Петра, академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением; ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. (Университет – собрание учёных и деятелей культуры, которые обучают наукам. Академия же представляла собой собрание учёных и деятелей культуры, которые «развивают науку об обучении не пекутся». Создавать и то, и другое Пётр посчитал нерентабельным и обязал академиков ещё и преподавать).

1724 года последовал именной указ Сенату "Об учреждении Академии наук и художеств". Согласно этому указу «академии наук и курьезных художеств», каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был подготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выказал желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Вызванные из-за границы академики уже не застали в живых императора Петра I, и академия открылась, под президентством Блюментроста, только 27 декабря 1725 года при Екатерине I.

Здание Петербургской академии наук на Васильевском острове. Официальное открытие Академии наук (первое заседание) состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725, первоначально она делилась на три класса (отделения):

· математика, астрономия с географией и навигацией, механика;

· физика, анатомия, химия, ботаника;

· красноречие, древности, история, право.

При академии содержались: библиотека, музей Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, химическая лаборатория (основана в 1748 М. В. Ломоносовым), анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография.

Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. С 1747 г. официально закрепилось название: Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге. При Академии наук созданы Академический университет и Академическая гимназия.

Академический Университет — первый в России университет, основанный Петром I в 1724 г. в составе Петербургской Академии наук. Обучение велось с января 1726 г. академиками по трем «классам»: математика, физика и «гуманиоры». Лекции читались на латинском и немецком языках. Первые студенты выписаны из Германии; позднее их набирали из числа учащихся духовных семинарий. В 1726—1733 гг. в А. у. обучались 38 человек. Занятия велись нерегулярно, прерывались в 1732—1738 и 1740 гг. По Уставу АН 1747 А. у. получил самостоятельный статус и штат профессоров, были налажены регулярные занятия; число студентов пополняли лучшие ученики Академической гимназии.

Университет был неотъемлемой частью академии. Он должен был готовить научные кадры. Относительно регулярной работа университета была в 50-е и начале 60-х годов, когда его деятельно опекал М. В. Ломоносов. После его смерти Академический университет стал угасать и в 1767 г. был упразднен, сыграв важную роль в воспитании первых отечественных академиков. Академия оказала помощь в создании в 1755 г. Московского университета, «доучивала» в своей Обсерватории геодезистов из Морской академии, участвовала в делах Кадетского корпуса, обучала физиологии лекарей Сухопутного и Морского госпиталей.

Профессура: Бененштейн – был приглашён по договору, на условиях 5-летнего срока работы и получения квартиры. Его лекции были посвящены натуральному праву, в которых профессор часто сетовал на то, что Академия совершенно не похожа на германские универитеты. Русские студенты этого не оценили и на лекции Бененштейна предпочитали не ходить, считая предоставляемый им материал «противным по духу» и «оторванным от реальности».

Другой немец – Гросс – преподавал естественное право. Лекции его также не имели особого успеха и профессор, отказавшись преподавать, с головой ушёл в политику. Но – не надолго. Его программы потерпели крах, Гросс начал пить. Результатом стало самоубийство профессора.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.