Развитие психологических знаний в русле медицины в 19 веке. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Развитие психологических знаний в русле медицины в 19 веке.



В рамках психиатрии врачами был внесен вклад в психологию, завершившейся образованиям особой области – патопсихологии.

С.С. Корсаков – основатель Московской психиатрической школы. Он начал свой курс психиатрии с изучения элементарных знаний по психологии, так как знакомство с психологическими знаниями имеет определяющее значение в подготовке врачей-психиатров. А также он показал, что психиатрия приносит свой вклад в психологию. «Об алкогольном параличе» - докторская диссертация. Он описал в ней особые проявления нарушения психики – нарушение памяти, заключающееся в том, что больные – крайне забывчивы на события недавнего прошлого. Они знают о том, что было давно, но не помнят то, что с ним произошло недавно. Эта болезнь получила название синдром Корсакова. «К психологии микроцефалов» - (людей, у которых слаборазвит головной мозг) в ней он точно описывает человека, который живет с этой болезнью. Его речь бессвязна, присутствует неспособность к обучению, непонимание последовательности действий. Этот опыт чрезвычайно важен для того, чтобы не забывать, что высшие психические функции человека не дарованы богом, а присутствуют у каждого, имеющего здоровый мозг. В 1879 году в Лейпциге, Германия, Вундт открывает свою собственную психологическую лабораторию, где в психологии внедряется особый метод – эксперимент. И Корсаков покупает некоторый инструментарий данной лаборатории. И в 1895 году в структуре психиатрической клиники открывается первая лаборатория экспериментальной психологии, заведовал которой ученик Корсакова – А.А. Токарский. Она была необходима для обучения студентов-психиатров работе над человеком, практике, исследованию. То есть, происходит образование связи обучения с исследованием в Московском Университете.

Н.Н. Баженов – ученик С.С. Корсакова, психиатр. Ему была близка творческая среда и литература. Он искал в творчестве различных писателей некоторые патологические черты – патография.

В.П. Сербский – также ученик С.С. Корсакова, основатель судебной психологии и психиатрии. Его главным вкладом была научная постановка судебно-медицинской экспертизы преступника, изучение психики преступника с целью правильного вынесения приговора. Разрабатывал проблемы вменяемости/невменяемости.

П.Б. Ганнушкин – основатель малой психиатрии, внес большой вклад в индивидуальное различие людей: параноиков, истериков. «Очень трудно провести грань между нормой и болезнью, ведь все мы иногда бываем вспыльчивыми, недовольными – это норма. Это проходящее состояние». Он сформулировал общие признаки для человека, находящемуся на грани между нормой и болезнью. Это учение – психопатия. Психопат – это человек, который всегда пребывает в определенном настроении, и первый признак психопатии – постоянство известных психологических особенностей, проявляющихся всегда и везде. Психопаты, помещенные в психическую больницу, чувствуют себя там плохо, но также им плохо и среди людей. Поэтому он требовал понимания со стороны людей, что помогает сгладить эти трудности и, возможно, излечить таких людей.



Г.И. Рассолимо – детский невропатолог и психоневролог. Он открыл на свои средства клинику для нервно больных детей и разработал методику психологического обследования детей – психологические профили Рассолимо. Он устанавливал характеристики памяти, мышления, восприятия ребенка, на сколько они соответствуют нормальным показателям. Он исследовал особенности психики ребенка, степень пораженности его болезнью и общий уровень его психики и производил коррекционную работу с этими детьми, или же ставил диагноз. Завещал эту клинику Московскому Университету.

И.М. Сеченов – врач-физиолог, внес огромный вклад в изучение рефлексов. Начиная с 1860 годов «Современник» обратился с просьбой научно объяснить «пружины» человеческого поведения. И И.М. Сеченов написал статью «Рефлексы головного мозга», в которой предложил свое научное понимание психики. Идея: психика – это внутренний мир человека, но он складывается под влиянием внешних воздействий, и является мощным регулятором поведения. Он раздвинул область изучения психологии, включил в нее не только внутреннюю реальность, но и внешнюю реальность, что крайне важно. Сформулировал новые методы изучения психики – генетические (нужно изучать психику с момента рождения).



9. Развитие психологических знаний на историко-филологическом факультете. Психологические представления К.Д. Кавелина

Л.М.Лопатин - Он преподавал на кафедре философии, написал множество статей по философии и психологии. Вошел в историю русской философии и психологии и как автор собственной оригинальной системы, которую называл «системой конкретного спиритуализма» («Психические явления ничем нельзя объяснить, кроме души…как самостоятельном источнике и носителе субъективных явлений, переживаемых нами»). Органичной частью философской системы Лопатина были его психологические взгляды, изложенные им в статьях по наиболее общим вопросам психологии – о понятии «душа» , о явлениях и сущности сознания, о бессознательной душевной жизни, о параллелистической теории душевной жизни, о методе самонаблюдения и др.

Н.Я.Грот - был привлечен в Москву стараниями М.М.Троицкого. В целях подготовки к преподавательской деятельности пробыл год за границей, в Германии, изучая философию, анатомию и физиологию. Психику Грот рассматривает как «один из видов взаимодействия организма с окружающей средой с целью приспособления внутренних отношений к внешним». «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов» (1882) Грот рассматривает познавательную деятельность как «совокупность движений и действий…, направленных к развитию явлений объективной восприимчивости». За эту книгу в 1883 г. Гроту была присуждена степень доктора философии.

С 1886 г. Грот становится профессором кафедры философии Московского университета. В 1888 г. он был избран председателем Психологического общества. С избранием Грота деятельность Общества необыкновенно оживилась, приобрела симпатии не только профессионалов, но и широкой публики . Он привлек к участию в работе Общества Л.Н.Толстого, А.А.Фета, Вл.Соловьева и др.

Научно-исследовательская деятельность Грота охватывала широкий круг философских и психологических проблем. Её результаты нашли воплощение в статьях, докладах и выступлениях в дискуссиях на заседаниях Психологического общества. Перечень и краткую характеристику своих работ в период деятельности в Московском университете Грот дал в «Автобиографическом очерке». В 1895 г. он выступил на заседании Московского психологического общества с большим докладом «Основания экспериментальной психологии». Идеи Грота об эксперименте как перспективном методе психологического исследования связаны с его мыслями о единстве психических и физических сил.

Грот читал лекции и проводил семинары по античной и новой философии, этике, психологии, причем в общем объеме часов преобладали философские курсы. Лекции, которые Грот читал для студентов, способствовали продумыванию и систематическому изложению того или иного вопроса, служили стимулом для научного творчества.

К.Д. Кавелин – (1818-1885), учителем его был Белинский, он готовил его к поступлению в Московский университет. Его культурный кругозор был чрезвычайно широк. Исследования русского законодательства с развитием общества. При исследовании юридических вопросов он столкнулся с вопросами личности, взаимосвязи личности и общества. Он сделал вывод о том, что в России личность крайне неразвита, забита. «В психологии лежит ключ ко всем областям знания» - говорил Кавелин. Человеком он был либеральным, переживал о существовании крепостного строя как балласта при развитии личности.

В 1855 году написал сочинение с названием «Записка об освобождении крестьян», где утверждал, что крестьянин должен быть свободным. Эта записка понесла за собой тяжелые последствия: Каверина отстранили от преподавания в Университете и обучении царевича. Одним законом и управления не добьешься развития общества, необходимо нравственное возрождение, особенно у молодежи – одна из важных мыслей Кавелина. «Мы не можем механически перенимать культуру Запада, это неразумно и неправильно».

«Наш умственный строй» - где он размышляет о личности русского и западного человека; главная мысль – человек должен быть свободным, чтобы развить все его личностные качества.

1872 год – Кавелин создал свою программу развития психологии как самостоятельной науки и посвятил этой программе целую книгу под названием «Задачи психологии». Душевные особенности человека (мысли, чувства, воля, воображение и т.п.) воплощаются в продуктах его творчества; человек – творческое существо, создающее свою реальность вокруг себя. Психология должна учитывать, что человек живет, помимо природной, в культурной среде, и с помощью психического зрения можно сделать продукты творчества предметом анализа для изучения человека. Книга была с интересом воспринята, но не получила развития из-за того, что Кавелин не смог связать свою идею с каким-нибудь методом. Идеи Кавелина получили наибольшую известность в связи с его полемикой с И.М.Сеченовым, которая развернулась в 1872 г. по поводу книги Кавелина «Задачи психологии».

 

 

10. Развитие психологических знаний на историко-филологическом факультете в рамках философии

Первые психологи были философы. Например, Аристотель, создавший трактат «О душе».

Философский факультет был основополагающим Московского университета. Любой человек, кто хотел получить какую-либо специальность (юрист, медик и т.д.) должен был 3 года обучаться на Философском факультете, а далее – по своей специальности.

На Философском факультете изучалось много дисциплин: логика и метафизика, российская история и словесность, физика, алгебра, геометрия, астрономия и иностранные языки. Профессора кафедры не были выдающимися учеными – они были квалифицированными иностранными преподавателями. Но, несмотря на это, философия не так сильно была развита в России, в отличие от других стран. На философской кафедре не задерживались преподаватели, и из-за этих причин кафедра закрывалась несколько раз. Однако интерес к философии был большим, и поэтому многие ученые и профессора включали в свои труды и занятия философские вопросы, тем самым привлекая к ней внимание.

В Московском университете также создавались студенческие философские кружки: Белинского, Герцена и так далее. В них обсуждались выдающиеся направления в философии – Гегеля и Шеллинга. Обсуждались также вопросы жизни России, порядков России, жизненно важные философские вопросы, развивающие ум и интеллект.

В 1849году кафедра философии была закрыта, так как Николаю I не понравились многие лекции по философии, преподаватели и то, что философия не так хорошо развита в университете.

В 1863году кафедра была восстановлена, и в нее был приглашен П.Д. Юркевич. Этот профессор произносит перед всеми профессорами актовую речь «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта». В своей речи он заострил внимание на роль философии в жизни человека. Нужно было поднять уровень философии, чтобы поднять уровень интеллекта и ума, повысить общую образованность в университете – вот была главная мысль речи.

Психология имеет дело с духовной реальностью, это очень отличающаяся реальность от всей действительности. Она настолько своеобразна, что к ней нельзя подступиться естественнонаучными методами. Он защищал идеалистические взгляды на психологию и полностью поддерживал метод самонаблюдения, так как считал это единственным способом изучения духовного мира. Выразил свой взгляд на психологию и естественнонаучные дисциплины в трактате «Язык физиолога и психолога».

В 1874 после смерти П.Д. Юркевича его сменил его ученик -М.М. Троицкий. Из всех философских направлений, он выбрал в качестве основного направления английскую эмпирическую философию и ассоциативную психологию. Он читал специальные курсы по теории ассоцианизма. Он является основателем русской эмпирической психологии. После М.М. Троицкого преподавателем стал Н.Я. Грот. Он читал курсы по психологии.

Одновременно с Гротом работал Л.М. Лопатин. Это философ – идеалист, последователь Лейбница. Читал курс психологии, создал прекрасный очерк о самонаблюдении в психологии, описывающий достоинства и трудности этого метода.

В. Соловьев – не преподавал психологию, однако он оказал огромное влияние на поэзию символистов Серебяного века. Он автор капитальных трудов и в том числе более 160 статей в словаре Брокгаузена и Эфрона.

 

 

11. Московское психологическое общество и его вклад в развитие психологической науки в Московском университете

В. Соловьев – не преподавал психологию, однако он оказал огромное влияние на поэзию символистов Серебряного века. Он автор капитальных трудов и в том числе более 160 статей в словаре Брокгаузена и Эфрона.

Психология собиралась из частиц, содержащихся во многих науках, и Соловьев предложил объединить все это в какое-то единое целое.

15 июля 1884 г. был утвержден Устав Психологического общества. Первое заседание – оно имело организационный характер – состоялось 24 января 1885 г. На нем Троицкий был избран председателем Психологического общества. И в 1885году было учреждено московское психологическое общество (МПО), работающее до 1922. Основателем был М.М. Троицкий, он привлек всех преподавателей Московского университета к созданию этого общества.

Идея создания психологического сообщества заключалась в том, чтобы объединить всех тех людей из различных естественнонаучных и гуманитарных наук, занимающихся психологией, в единое целое. Заседания проводились в Московском университете. На заседаниях поднималась проблема разногласий, разобщенности в разработке психологии. Психология должна разрабатываться как междисциплинарная наука.

Организация МПО была следующей: заседания проходили 2 раза в месяц, на которых проходили различные дискуссии по поводу психологических и философских проблем. Издавались также труды: наиболее интересные доклады на заседаниях и важные иностранные философские трактаты.

Следующая важная сторона деятельности МПО – создание первого психологического журнала «Вопросы философии и психологии». Журнал издавался в 1899 – 1918 годах. Этот журнал является важнейшим источником изучения психологии в этом периоде времени.

С 1885 до 1887 председателем МПО был М.М. Троицкий. Затем с 1887 по 1898 год председателем был Грот, этот период являлся расцветом психологического общества.

В обществе выступал Л.Н. Толстой, он поднимал важные вопросы психологии и пытался донести всем важность изучения психологии и ее продвижения. Помимо того, в развитии МПО сильно помог Соловьев: он написал очень важный доклад о вере «О причинах упадка средневекового миросозерцания». В этом докладе он рассмотрел вопрос о положении церкви и религии в жизни человека. Но его запретили публиковать, так как доклад был рассмотрен как угроза христианству, и был опубликован спустя 10 лет, после смерти Соловьева.

После смерти Грота председателем стал Лопатин, одновременно он являлся и редактором журнала. Преобладала нравственная тематика и этические проблемы. «Теоретические взгляды должны иметь нравственный смысл» - вот основная идея Лопатина, как и Грота.

После смерти Лопатина возглавил МПО И.А. Ильин с 1920 по 1922 год. Ильин – очень крупный мыслитель, в качестве диссертации он защитил работу о философии Гегеля, причем вместо того, чтобы получить просто магистра, он получил докторскую степень. Журнал перестал выходить в 1918 году, но остались заседания, которые, впрочем, начали превращаться в философские.

В 1922 году – Ильин и большая группа людей (философы) получили обвинение в контрреволюции, т.е. из-за несогласия с новым режимом России, и получили наказание: приговор к ссылке из страны без права возвращения в страну. Они были высланы на «философском пароходе».

Ильин активно действовал за границей как представитель своей отчизны – различные доклады, лекции среди иностранного общества. Основной проблемой, которую разрабатывал Ильин, была проблема духовной личности, а термин «личность» ввел американский психолог У.Джемс.

В МПО были заложены традиции отечественной психологической науки: высокая философская и теоретическая культура в исследовании, внимание к вопросам методологии и мировоззрения; здесь началась идея комплексного, междисциплинарного подхода к психологии.

Существует преемственность между МПО и созданием Московского психологического института. Создатель этого института Челпанов сохранил все устои, мысли и культуру МПО и воплотил их в институте.

12. Профессор Московского университета Г.И Челпанов и его роль в становлении университетского психологического образования

С приходом в университет Г.И.Челпанова (1862 – 1936) в развитии психологии произошли принципиальные сдвиги: он сформировал и возглавил здесь крупную научную школу. Впервые его имя появляется в списке преподавателей историко-филологического факультета университета в 1891 году.Для вступления в должность профессора, в соответствии с университетским Уставом 1884 г., было необходимо иметь степень доктора. Докторскую диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности»Челпанов защитил в 1904 г. в 1907 г. перешел в Московский университет.

Челпанов проводил практические занятия по психологии в созданном им в 1897 г. философско-психологическом семинаре, который он называл «Психологической семинарией» в Киевском университете. С 1907 г. работа Семинария продолжалась на кафедре философии Московского университета, которую Челпанов занял в 1907 г. после смерти С.Трубецкого. С 1912 г. занятия в Семинарии были перенесены в Психологический институт.

Выдающаяся роль Челпанова в развитии университетской психологии заключается в создании Психологического института и разработанной им системы психологического профессионального образования. Институт стал крупным центром теоретической и экспериментальной психологии. Тематика ведущихся в нем научных исследований была разнообразной и разноплановой. В начале 1914 г. под редакцией Челпанова вышел из печати первый том Трудов Психологического института. В него вошли результаты экспериментальных исследований сотрудников института в области памяти, новых методов изучения реакций, а также материалы об Истории института, описание его устройства, организации занятий, отчет о деятельности Семинария при Московском университете за 1907- 1913 гг.

В 1917 г. Челпановым было предпринято издание специального психологического журнала. Его первый том под названием «Психологическое обозрение» вышел в двух книгах, в 1918 г. также в двух книгах вышел второй том, и на этом издание прекратилось . Журнал был призван отражать основные направления работы Психологического института, давать информацию о состоянии мировой и отечественной науки.

Официальное открытие Института состоялось под председательством ректора Московского университета профессора М.К.Любавского 23 марта 1914 г. С речью «О задачах Московского психологического института» выступил Г.И.Челпанов. Он произнес слова искренней благодарности Сергею Ивановичу Щукину, на благотворительные пожертвования которого был построен и оборудован институт.

Созданную Челпановым систему университетского психологического образования отличали высокий теоретический уровень подготовки в сочетании с культурой в области проведения экспериментальных исследований. Это достигалось посредством включения в психологическую подготовку как теоретических курсов по психологии, логике, философии, так и практических занятий по экспериментальной психологии.Таким образом, в начале ХХ века в Московском университете развернулась активная учебно-научная и организаторская деятельность Челпанова, под руководством которого преподавание психологии получило здесь значительное развитие.

За многолетнюю педагогическую и организаторскую деятельность в 1917 г. Челпанову было присвоено звание заслуженного профессора Московского университета.

 

 

13. Психологический институт имени Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете: основание, задачи, направления работы

23 марта (5 апреля) 1914 г - торжественное открытие Психологического института им. Л.Г.Щукиной при Императорском Московском университете. В организации института важную роль сыграл крупнейший отечественный предприниматель и меценат Сергей Иванович Щукин (1854—1936), пожертвовавшего 120000 рублей на его строительство и оборудование. Он нередко участвовал в заседаниях Московского психологического общества, был избран его почетным членом. Им были выдвинуты 2 условия при передаче денег ректору университета: назвать институт именем его покойной жены — Лидии Григорьевны и поручить его организацию и руководство персонально Г.И.Челпанову, наиболее достойному этой миссии.

С 1910-1911 Челпанов проехался по наиболее крупным немецким и американским психологическим научным центрам для организации передового психологического учреждения в России. Уже к началу 1911 г.был разработан проект здания, а всего через 10 месяцев в тихом университетском дворе возвышался трехэтажный особняк. В следующие полгода институт был оснащен самым современным оборудованием, превосходившим по совершенству западные образцы. С сентября 1912 г. (за два года до официального открытия) началась регулярная работа института.

Первый этаж был целиком учебным. Здесь находилась большая аудитория на 300 человек, библиотека и кабинет директора, располагавшийся в одном из помещений теперешней библиотеки. Двери между вестибюлем и лестницей по идее Челпанова разделяли институт на собственно учебную и учебно-научную части. Они открывались для участников занятий в психологическом практикуме, располагавшемся на втором этаже, где помимо малой аудитории имелись специальные экспериментальные комнаты. Третий этаж отводился исключительно для занятий наукой.

Во «Временных правилах о Психологическом институте при императорском Московском университете», утвержденных 10 апреля 1912 г. Министерством народного просвещения, институт квалифицировался как «учено-учебное учреждение университета, имеющее целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области». Это определило программу работы института — лекции по общему курсу психологии, лабораторные занятия, семинары по теоретической и экспериментальной психологии. Студенты, желавшие работать в институте, избирали тему для самостоятельного исследования.

Тематика научно-исследовательской работы первоначально касалась преимущественно теоретических вопросов: психо-физическая проблема, вопрос о предмете психологии, проблема личности и т. п. Основное место занимала общая психология, поскольку Г.И. Челпанов видел в ней базу, необходимую для развития других областей психологической науки, и отводил ей роль консолидирующей силы, способной сохранить единство психологии в период, когда стало общепризнанным ее значение для целого ряда смежных наук (педагогики, философии, медицины и др.) и начиналось интенсивное изучение ее специфических проблем.

Предметом экспериментальной работы в Институте были память, мышление, сравнение как своеобразный акт, связывающий элементарные и высшие умственные процессы, эмоции, представление, волевые. Интенсивно исследовался процесс ощущений. Цикл исследований по изучению реакций проводил К.Н. Корнилов.

Большое значение придавал Г.И. Челпанов вопросу о методах исследования, в связи с чем он подробно проанализировал значение экспериментального и аналитического методов в психологии.

Результаты интенсивной исследовательской работы получили отражение в двух крупных сборниках работ и в журнальных публикациях. Развитие психологической науки, усиление ее значения побудили Г. И. Челпанова организовать специальный психологический журнал «Психологическое обозрение» (начал выходить в 1917 г., в 1918 г. прекратил существование из-за недостатка средств), где публиковались результаты теоретических и экспериментальных исследований.

Реализуя учебно-научные задачи Института, Г.И. Челпанов регулярно пополнял его новейшей психологической аппаратурой и литературой. В самом институте было налажено изготовление некоторых видов аппаратуры. Очень рационально был составлен план и формы практических занятий со студентами. Результаты экспериментальной работы и способы работы с аппаратурой обсуждались на собрании участников практикума. На этой основе вносились уточнения в методику дальнейшей работы. В результате такой работы Г.И. Челпановым было создано пособие для студентов по экспериментальной психологии.

 

14. Развитие психологии в университете в 20-е годы ХХ века

В 1917 году произошла Октябрьская революция – смена общественного устройства.

В 1919 г. в связи с потребностями нового общества в развитии прикладных направлений в Институте было создано отделение Прикладной психологии(зав. В.М.Экземплярский) с подотделами – практикум по индивидуальной психологии, практикум по психологии труда, практикум по экспериментальной педагогике. В 1920 г. при филологическом факультете, образовавшемся в 1919 г. после выделения исторического отделения из состава историко-филологического факультета, был учрежден Кабинет этнической и социальной психологии (зав. Г.Г.Шпет).

Г.И. Челпанов после революции оставался директором Психологического института, руководителем психологических кадров. Структура сохранилась, но изменились условия проведения занятий и заседаний в Институте. В архиве Челпанова есть письма (1920), в одном из них он пишет своему ученику Щербине: «уровень студенчества понижается, научных занятий наладить нельзя – потому что все служат. Совсем нет книг. Но все же кое-что в университете делалось: наш факультет совсем вытеснили из нового здания, и все занятия теперь приютились в Психологическом институте».

В1921 году началась реорганизация университета: был упразднен историко-филологический факультет и создан факультет общественных наук. И студенты первого факультета были переведены в ФОН (создан в 1919). К этому факультету и был присоединен психологический факультет. В это же время было опубликовано обращение к русским ученым, в котором объявляется: свобода науки и научного исследования запрещаются, все должно быть в рамках партийного учения. Складывается новая ситуация в области методологических требований к науке. Ставится задача построить новую теорию в психологии с опорой на основные положения диалектико-материалистической теории: учения Маркса, Энгельса.

Челпанов попал под подозрение, что он по-старому мыслит развитие психологии, и наметились расхождения между его взглядами и взглядами властей. Корнилов писал очень много писем насчет деятельности Челпанова: что, мол, он идеалист, вразрез идет с философией Маркса и ставит вопрос, стоит ли вообще оставлять такого человека директором.

Ноябрь 1923Челпанов был уволен с поста директора, а также отстранен от профессорства. И директором Психологического института становится Корнилов. С уходом Челпанова ушли и многие преданные ему сотрудники. Обновился состав Психологического института: Корнилов привлек Выготского, Лурию, Леонтьева и других сотрудников для работы. Были созданы особые секции (их было 6), проводились рабочие научные конференции сотрудников института. Во время научных конференций Выготский представлял массу докладов по анализу мировой психологии и развитии теоретической концепции Корнилова. Основное место в работе Института стала занимать научно-исследовательская работа. Институт получил название Московского института экспериментальной психологии.

В 1921Корнилов выдвинул программу построение новой психологииреактологию, представляющую собой подробное изучение реакции. Однако Выготскому, Лурии и другим психологам не нравилась эта концепция, так как психология направлялась совершенно в другое русло, отходила от психики и сознания. Они вводили другие идеи: «Развитие человека идет за счет присвоения ценностей культуры, а если человек не усваивает этот опыт – человек остается полуживотным», то есть разработка концепции культурно-исторической психологии, которая стала называться культурно-исторической концепции Выготского-Лурии-Леонтьева. Эта теория является базовой для психологического факультета до сих пор, и именно по этой теории идет развитие нашего факультета. Примерно в это же время было раскритиковано направление Корнилова в одном из заседаний, и Корнилов был сдвинут с должности.

1931 г. – исключение историко-философского факультета, включавшего отделение психологии, из состава МГУ. Вплоть до начала Великой Отечественной войны исследования и преподавание по психологии в университете практически прекращаются. С 1931 по 1941 год психология была представлена в МГУ только в рамках Лектория Университета. Сложившаяся система подготовки психологических кадров перестала функционировать. Московский университет приостановил подготовку профессиональных психологов. Прекратились исследования по психологии, преемственность в развитии психологической науки в Университете прервалась на целое десятилетие

 

15. Развитие психологии в структуре философского факультета МГУ в 40-е годы 20 века. С.Л. Рубинштейн как организатор психологической науки и образования в МГУ: создание кафедры психологии и двух отделений по подготовке профессиональных психологов; основные направления научных исследований в МГУ в годы войны

В России была поставлена задача научного обоснования образования и научного обоснования производства для создания новой экономической базы. Это побудило создать две новых дисциплины – педология (наука о ребенке, как его воспитывать и т.д.) и психотехника (наука об изучении труда как деятельности, профессии, психологические требования и так далее. Получилось так, что педология включила в себя некоторую часть психологии, что поставило под вопрос существование второй. Возникли важные вопросы сопоставления этих двух дисциплин с психологией. Вообще психология стояла на месте, происходил поиск путей для ее дальнейшего развития. В сложившейся в 20-х – 30-х гг. ситуации прямых выступлений или скрывающихся под лозунгом перестройки психологической науки косвенных тенденций, объективно направленных на ликвидацию психологиив качестве первостепенной выступила задача сохранения психологии как науки.

На этом фоне становится особенно понятной значительность развиваемой в конце 20-х - начале 30-х гг. Л.С. Выготским культурно-исторической теории как учения о развитии высших психических функций. Однако Выготского сильно критиковали идеологи. С начала 30-х гг. в психологии как развитие культурно-исторической теории Выготского его единомышленниками и соратниками (А.Н.Леонтьев) начинает разрабатываться проблема деятельности, провозглашается переход от изучения абстрактно взятых психических функций к изучению участия психики и сознания в реальной жизни человека.

В это время появляется С.Л. Рубинштейн, работающий заведующим кафедрой в Ленинградском институте. С.Л.Рубинштейн выдвигает положение о формировании человека в процессе деятельности. Вышедшая в 1935 г. книга С.Л.Рубинштейна «Основы психологии» явилась первой работой, написанной с позиций принципа деятельности и представлявшей «попытку дать целостную систему психологии». Он изложил по-новому целостную систему мировой психологической науки и наметил новые пути дальнейшего развития психологии на основе марксизма.Проблема деятельности получила дальнейшую разработку в его книге «Основы общей психологии» (1940) и последующих работах.За эту книгу он получил высшую государственную премию.Исключительный вклад Рубинштейна заключается в том, что он отстоял важность психологии, написал книги-учебники по ней и не дал исчезнуть психологии в стране.

Университет был эвакуирован в Среднеазиатский университет в Ашхабаде. По приказу правительства был воссоздан Философский факультет (в 1941 году 25 декабря), а также филологический и экономический. Произошло воссоединение Психологического института с Философскимфакультетом. С этого времени в университете начинается процесс восстановления научной работы в области психологии, а также преподавание психологии.

По приказу были организованы специальные психологические лаборатории - госпитали. Научный состав лабораторий полностью комплектовался из сотрудников Университета. В них солдаты проходили реабилитацию. В этих госпиталях работали психологи и восстанавливали солдат. Два из этих госпиталей были оснащены психологами из Психологического института. Именно здесь развернулись научные исследования, в основу которых были положены идеи решающей роли деятельности в становлении нарушенных функций.

С1 октября 1942 в Московском университете была организована кафедра психологии. Она вошла в структуру философского факультета.Заведовать этой кафедрой и стать директором Психологического института предлагают С.Л. Рубинштейну. ). Возобновилась подготовка психологов и проведение научных исследований: Рубинштейн подобрал штат психологов из сотрудников Психологического института ( Леонтьев, Лурия, Эльконин, Гальперин и другие). Необходимо было создать на кафедре отделение для набора психологов, которое возникло в 1943 году.

В 1946 году правительство ввело преподавание психологии и логики в школах, а так же было создано отделение психологии, логики и русского языка. Развернулись и научные исследования по восстановлению высших психических функций, по мышлению, истории психологии и другим вопросам. Главной теоретической базой была теория С.Л. Рубинштейна: в основе была идея решающей роли деятельности. «Человек вне деятельности – это абстракция», - говорил Рубинштейн. Он выдвинул принцип единства сознания и деятельности, что привело к созданию школы Рубинштейна.

Произошла крайняя политизация и идеализация науки, преследования инакомыслящих и увольнение их с должностей. По университету прокатились дискуссии, затрагивающие разные науки, области культуры; навязывались обсуждения трудов Сталина по различным проблемам.

В 40-е годы началась борьба с космополитизмом (недостаточное развитие отечественной науки и преувеличение зарубежной науки). Космополитов, «пропагандирующих» зарубежную науку и, мол, недостаточно развивающих свою, увольняли и всячески критиковали.

В 1949 году Рубинштейн был подвергнут огромной критике, освобожден от всех должностей, но остался профессором кафедры Психологии. После заведующим кафедрой стал Теплов.

В




Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.023 с.