Правила составления блок схем — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Правила составления блок схем

2017-11-16 480
Правила составления блок схем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Блок-схемы - совокупность действий или операций, изображенное в виде геометрических фигур. Переход от одного действия к другому обозначается направленной линией.

При составлении блок-схемы необходимо добавлять элементы сверху вниз последовательно друг за другом. При возникновении условий соблюдать древовидную иерархию. Блок-схема обязательно должна начинаться с элемента "Начало" и заканчиваться элементом "Конец", причем каждый из них должен быть употреблен только по одному разу.

Основными элементами блок-схемы являются:

Терминатор Обозначает начало или конец программы. Выделяет границы взаимодействия с внешней средой. Используется обычно с надписями "Начало","Конец" либо "Пуск","Остановка" строго по одному разу.
Процесс Выполнение некоторой операции (арифметической, логической либо инойдругой), в результате которой каким-либо образом изменяются данные. Возможно объединение нескольких операций в один блок.
Решение Выбор одного из двух возможных решений алгоритма. Внутри элемента расположено условие. Из углов ромба выходят возможные пути, обозначающиеся как "да","нет" либо "истина","ложь". В целях удобства чтения блок-схемы направление, отвечающее условию ("да"/"истина")выходит из нижнего угла ромба, противоположное из бокового. Возможно использования элемента для обозначения цикла epeat..until и while..do.
Модификация Выполнение циклических команд for. Операции и действия цикла располагаются ниже элемента. При каждом шаге цикла программа возвращается к заголовку по левой стрелке. Выход из цикла производится по правой боковой стрелке.
Предопределенный процесс Обозначение процедуры, функции, модуля (части программы вне текущего последовательного кода).
Данные Осуществление обмена данными (ввод-вывод). Обобщенное представление обмена информацией без определенного типа носителя.
Документ Вывод данных на бумажный носитель (печать на принтере).
Ручной ввод Неавтономный ввод данных с помощью клавиатуры.
Перфокарта Ввод-вывод данных с перфокарты.
Перфолента Ввод-вывод данных с перфоленты.
Запоминающее устройство с последовательным доступом Обмен данными с магнитной лентой.
Запоминающее устройство с прямым доступом Обмен данными с магнитным барабаном.
Магнитный диск Ввод-вывод данных, носителем которых является магнитный диск.
Оперативная память Обмен данными с оперативно-запоминающим устройством (ОЗУ).
Ручное управление Отображение процесса, выполняемого человеком.
Сохраненные данные Обмен данными при использовании запоминающего устройства, управляемого непосредственно процессором.
Дисплей Отображение данных на мониторе, визуальных индикаторах.
Извлечение Выделение одного или несколько множеств из другого множества.
Слияние Объединение одного или несколько множеств в общее множество.
Группировка Объединение множеств с выделением некоторых других.
Сортировка Упорядочивание множеств по заданному признаку.
Соединитель Используется для обрыва линия связи в одном месте и продолжения в другом. Внутри элемента блок-схемы вводится уникальный идентификатор.
Межстраничный соединитель Аналогичен предыдущему элементу блок-схемы, переносит линии связи с конца одной страницы в начало другой.
Комментарии Пометка неактивной части программы.
Линия потока Отображает пото данных, с возможным указанием направления их передачи. Объединяет между собой элементы блок-схемы.
Пунктирная линия Альтернативная связь между объектами. Используется также для обведения комментариев.
Параллельные действия Синхронизация нескольких операций в программе единовременно.
Канал связи Передача по каналам связи.
Пропуск Пропуск элементов блок-схемы. Используется когда можно оставить часть программы без внимания.

 

Алгоритм базовые структуры

Название базовой структуры Вид базовой структуры Примечание
Базовая структура следование Базовая структура следование.Образуется из последовательности действий, следующих одно за другим:
Базовая структура развилка (неполная альтернатива) Базовая структура развилка.Обеспечивает в зависимости от результата проверки условия (да или нет) выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран.
Базовая структура развилка (полная альтернатива)
Базовая структура цикл ("пока") Базовая структура цикл. Обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий, которая называется телом цикла.
Базовая структура цикл ("до")
Базовая структура цикл ("для")

 

Базовые структуры алгоритмов — это определенный набор блоков и стандартных способов их соединения для выполнения типичных последовательностей действий.

К основным структурам относятся:

o линейные

o разветвляющиеся

o циклические

Линейными - алгоритмы, в которых действия осуществляются последовательно друг за другом. Стандартная блок-схема линейного алгоритма приводится ниже:

Разветвляющимся - алгоритм, в котором действие выполняется по одной из возможных ветвей решения задачи, в зависимости от выполнения условий. В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в разветвляющиеся алгоритмы входит условие, в зависимости от выполнения или невыполнения которого выполняется та или иная последовательность команд (действий).

В качестве условия в разветвляющемся алгоритме может быть использовано любое понятное исполнителю утверждение, которое может соблюдаться (быть истинно) или не соблюдаться (быть ложно). Такое утверждение может быть выражено как словами, так и формулой. Таким образом, алгоритм ветвления состоит из условия и двух последовательностей команд.

В зависимости от того, в обеих ветвях решения задачи находится последовательность команд или только в одной разветвляющиеся алгоритмы делятся на полные и не полные (сокращенные).
Стандартные блок-схемы разветвляющегося алгоритма приведены ниже:

Циклическим - алгоритм, в котором некоторая часть операций (тело цикла — последовательность команд) выполняется многократно. Организация циклов, никогда не приводящая к остановке в выполнении алгоритма, является нарушением требования его результативности — получения результата за конечное число шагов.

Перед операцией цикла осуществляются операции присвоения начальных значений тем объектам, которые используются в теле цикла. В цикл входят в качестве базовых структур:

o блок проверки условия

o блок, называемый телом цикла

Существуют три типа циклов:

· Цикл с предусловием

· Цикл с постусловием

· Цикл с параметром (разновидность цикла с предусловием)

Если тело цикла расположено после проверки условий, то может случиться, что при определенных условиях тело цикла не выполнится ни разу. Такой вариант организации цикла, управляемый предусловием, называется циклом c предусловием.

Когда тело цикла выполняется по крайней мере один раз и будет повторяться до тех пор, пока не станет ложным условие. Такая организация цикла, когда его тело расположено перед проверкой условия, носит название цикла с постусловием.

Цикл с параметром является разновидностью цикла с предусловием. Особенностью данного типа цикла является то, что в нем имеется параметр, начальное значение которого задается в заголовке цикла, там же задается условие продолжения цикла и закон изменения параметра цикла. Механизм работы полностью соответствует циклу с предусловием, за исключением того, что после выполнения тела цикла происходит изменение параметра по указанному закону и только потом переход на проверку условия.
Стандартные блок-схемы циклических алгоритмов приведены ниже:

Данные. Понятие типа Данных

С точки зрения программиста, данные — это часть программы, совокупность значений определённых ячеек памяти, преобразование которых осуществляет код. С точки зрения компилятора, процессора, операционной системы, это совокупность ячеек памяти, обладающих определёнными свойствами (возможность чтения и записи (необяз.), невозможность исполнения).

Контроль за доступом к данным в современных компьютерах осуществляется аппаратно.

Понятие типа данных

Тип данных- множество данных, т.е. допустимых значений, где некоторый объект может принимать в программе, совместно с множеством операций по обработке этих данных. Данные задаются с помощью описания их свойств (атрибутов). Совокупность операций, т.е. действий, производимых над данными, определяется с помощью процедур и функций, реализующих эти действия. Фундаментальные типы данных подразделяются на простые или встроенные в язык программирования, и конструируемые пользователем, т.е. абстрактные. В программе объектом некоторого типа является константа или переменная. Значения, которые может принимать объект данного типа, называются константами типа. Во время выполнения программы для каждого объекта выделяется область оперативной памяти, называемая элементом хранения, в которой размещаются константы типа. Максимальное количество элементов в множестве, включающем все константы типа, называется мощностью типа. Мощность типа определяет размер элемента хранения объекта данного типа так, чтобы этот размер был достаточен для размещения любой константы типа. Формат внутреннего представления данных в элементе хранения определяется типом объекта.

Для обработки ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны такая важная характеристика, как ее тип.

Тип определяет:

· возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;

· внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;

· операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.

В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня.

Иерархия типов в языке Паскаль:

· Простые

o Порядковые

§ Целые

§ Логические

§ Символьные

§ Перечисляемые

§ Интервальные

o Вещественные

· Структурированные

o Массивы

o Строки

o Множества

o Записи

o Файлы

· Указатели


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.