Структура воспитательного процесса: мотивационный, диагностический, содержательный, деятельностно-отношенческий и оценочный компоненты. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Структура воспитательного процесса: мотивационный, диагностический, содержательный, деятельностно-отношенческий и оценочный компоненты.

2017-11-16 571
Структура воспитательного процесса: мотивационный, диагностический, содержательный, деятельностно-отношенческий и оценочный компоненты. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты:

Индивидно-групповой;

Ценностно-ориентационный;

Функционально-деятельностный;

Диагностико-результативный;

Отношенческо-коммуникативный.

Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:

администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;

учащиеся;

родители учащихся;

другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения

Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:

ценности сообщества детей и взрослых;

цели воспитания;

принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.

Этот компонент часто называют ценностно-смысловым ядром воспитательной системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития. Базисные ценности воспитательной системы определяют ее цели, которые, в свою очередь, служат не просто элементами, а важнейшими факторами образования, функционирования и развития этой системы. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности школьного сообщества, содержания и организации воспитательного процесса. Из совокупности идей, отражающих представления сообщества детей и взрослых о ценностях, целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в учебном заведении, как правило, выделяют одну наиболее важную, определяющую "лицо" и стратегическую линию развития данного учреждения. Эту идею называют ключевой.

Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:

системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;

основных функций воспитательной системы;

управления и самоуправления воспитательной системой.

Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основу составляют совместная деятельность и общение учащихся, педагогов и родителей. В образовательных учреждениях выбираются в качестве приоритетного различные виды деятельности: трудовая, клубная, краеведческая, познавательная и др. Его выбор зависит от следующих факторов: интересы и потребности учащихся, особенности педагогического коллектива, тип учебного заведения, традиции учреждения образования и окружающего социума, финансово-материальные возможности учебного заведения.

Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности (учащиеся, родители, педагоги, социальные партнеры) и ни одна из управленческих функций не "выпадает".

Напомним эти управленческие функции: информационно-аналитическая; планово-прогностическая; мотивационно-целевая; организационно-исполнительская; контрольно-диагностическая; регулятивно-коррекционная.

Главной целью управления воспитательной системой является оптимизация функционирования и развития. Как полагают Л.И. Новикова с коллегами, существуют четыре ее основных направления:

моделирование строящейся системы;

организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;

ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов, родителей на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих отношений;

рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды.

Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:

критерии эффективности воспитательной системы

методы и приемы изучения ее результативности

формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого [4, 9,12].

Технология мониторинга качества воспитательного процесса:

1. Определение методологических оснований, в том числе целей, критериев и показателей.

2. Определение объектов мониторинга.

3. Подбор комплекса методов и конкретных методик.

4. Планирование мониторинга.

5. Предварительная подготовка.

6. Реализация диагностических методик.

7. Обработка результатов.

8. Фиксация результатов и оформление результатов в форме, удобной для анализа и демонстрации.

Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:

отношений в обществе детей и взрослых;

внутренних и внешних связей воспитательной системы

Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.

В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен: как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.

Воспитательный аспект отношений проявляется в развитии социально-ценных отношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектные отношения, как известно, влияют на отношение человека к себе.

В этом плане системная деятельность должна быть направлена на воспитание "культуры отношений" (К.Д. Радина).

Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются взаимоотношения. Отношения и взаимоотношения в системе класса - существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.

Становление ученического коллектива в системной деятельности - и есть становление отношений, взаимоотношений субъектов.

Гуманные взаимоотношения предполагают положительное отношение сторон друг к другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что способствует единству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга, познанию себя через Другого, развитию себя как некоторого единого целого.

Уровень таких взаимоотношений обусловлен как внутренними (личностными) особенностями взаимодействующих, так и объективными (внешними) условиями. В этом плане реализуется взаимосвязь, взаимообусловленность компонентов системы: "Взаимоотношения - субъекты", "взаимоотношения - деятельность". Тут очень важна педагогически верно организованная деятельность, способствующая становлению эмоционально-нравственного опыта детей, развитию "эмоционального богатства личности" (К.Д. Радина).

Особую роль приобретают взаимоотношения "воспитатель - воспитанник", ведь воспитатель воспринимается и как "источник" деятельности, и как ее участник.

Принципы воспитания.

Принципы – общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, – ориентация на ценностные отношения, постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога, которая только и позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением – закономерность, за закономерностью – основания жизни. С помощью педагога дети проходят школу добра, но это не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу.

2. Второй принцип воспитания – принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?» Производится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это делается в ходе повседневной деятельности, в отдельные часы групповых размышлений, в индивидуальной беседе с ребенком, через обращение к произведениям искусства и через анализ собственных мыслей и собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.

3. Третий принцип – принцип целостности воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: «Принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей уважения к его личности».

К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.

Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

38. Формирование базовой культуры личности: философско-мировоззренческая подготовка.

Одним из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников Мировоззрение - это система взглядов человека (философских, социально-политических, правовых, нравственных, эстетических) на окружающий мир (явления природы, общественные процессы, сознание людей) свое место в нем

Мировоззрение является духовной средой человека, его \"внутренним Я\" Осмысливая свою субъектность и окружающий мир, человек благодаря мировоззрения начинает осознавать себя способной к его интеллектуальному и практического усвоения, формироваться как человеческая индивидуальность.

Только мировоззрение дает человеку осознание собственного места в мире и тем самым почву под собой время мировоззрение фактором самосознания эпохи, составляющей культуры и поэтому - необходимым фундаментом образования Обеспечивая осмысления экзистенциальных вопросов человеческого бытия, культурно-мировоззренческий контекст образования ориентирует школу не только на овладение учащимися современными знаниями, но и на формирование у них необходимых гражданских позиций, ценностных ориентаций, готовности и способности жить полноценной личным и социальной жизнью В этом смысле формирование мировоззрения - одно из высших целей образованности.

Структуру мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения Знание является субъективным отражением объективной реальности, результатом обобщенного познания действительности, усвоение общественно-исторического опыта, накопленного человечеством в процессе развития общественной практики и в сознании человека результат познания окружающей действительности отображается в виде представлений, понятий, суждений, теорий, идей, норм.

Одни из них актуальны для человека, т. е. приобретают для нее субъективный, личностного смысла, другие - остаются лишь словесными знаниями. Взгляды и убеждения - это принятые человеком представления о мире как достоверные и эмоционально пережитые Убеждение - знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный склад личности: ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, п чувства, поступки.

Современная украинская школа ориентирована на формирование научно-материалистических взглядов и убеждений В ст 35 Конституции Украины записано: \"Церковь и религиозные организации отделены от государства вы, а школа - от церкви \", определяющий светский характер государства, а также светский характер обучения и воспитания во всех типах учебных учреждениях.

В ст 6 Закона \"Об образовании\" подчеркнуто, что одним из основных принципов образования является \"научный, светский характер\", \"интеграция с наукой и производством\"

Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии

В цивилизованной Франции еще в 1882 году приняли закон об исключении религии из учебных планов Этот закон не нарушается более 100 лет В США религиозное обучение является частным делом граждан Уроки религии можно получить лишь за стенами учебного заведения В Японии конституцией \"безусловно запрещено преподавание любой конфессии\" в общественных школах, одновременно законом разрешено включать религиозное обучения в программу частных учебных учреждениях.

Основными средствами становления научного мировоззрения учащихся является учебный процесс, внеклассная деятельность, самостоятельная работа Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами обучения, выделения ям фундаментальных идей в каждой области знаний и деятельности, межпредметных связей, созданием интегрированных курсев.

Воспитание мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, эволюции, свободу личности, от ее активной практической деятельности

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к понятийного, абстрактного мышления, а затем - возвращение, восхождения от абстрактного к конкретному Последний обеспечь слышит не простое нанизывание абстракций друг на друга, а создает синтез, способствует дальнейшему углублению в суть явлений материального мира во всех их причинных связях и опосредованности Результатом ан аналитико-синтетической деятельности является понятие, идеи, теории В них содержатся и знания, и способы деятельности Это требует использовать для развития учащихся единство знаний и умений, мыслить и действовать.

Для того, чтобы знания переросли в убеждения личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний

Эмоциональный компонент мировоззрения побуждает учителя обращаться к личному опыту учащихся, жизненных ситуаций, произведений литературы и искусства и т.п., чтобы создать и поддержать благоприятный социально-психологический фон для формы в них убеждения.

Взгляды и убеждения формируются в общении и собственной практической деятельности школьников

Практически-действенное компонент мировоззрения предполагает включение учащихся в достаточно широкую сферу практических действий: трудовую, общественную, художественную, техническую и др., в широкий круг социальных отношений, вооружение разносторонней информации ю, опыт общения.

Воспитанию у учащихся научного мировоззрения способствует преемственность в обучении и осуществления межпредметных связей Эти педагогические условия позволяют увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить о н него целостное представление Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметных взаимодействия, которые позволяют учащимся всесторонне охватить все свойства и связи объектов, которые изучаются В выработке учащимися взглядов и убеждений важную роль играет позиция педагога Он сам должен иметь убеждения жить в соответствии с ними, уметь не навязывать их и одновременно не отказываться от них из конъюнктурных соображений Духовным наставником современной молодежи может быть л только учитель, который воспринял передовые идеи нового тысячелетия, смысл науки, учитель, который сформирован как творческая личность.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.