Неблагополучная семья как объект социальной работы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Неблагополучная семья как объект социальной работы.

2017-11-16 239
Неблагополучная семья как объект социальной работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно.Неблагополучные семьи можно условно разделить на 2 большие группы: 1)С открытой формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные).

2)С закрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.1) Семьи с открытой формой неблагополучия: Формы неблагополучия имеют ярко выраженный характер; проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне); проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье; ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. К таким семьям относятся: а) Семьи с алкогольной зависимостью. Признаки: Размытость, нечеткость границ своего Я (Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет), отрицание (многое в жизни такой семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг), непостоянство (потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания), низкая самооценка (ребенок думает, что он виноват в происходящем), недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи. 1б) Конфликтные семьи.В семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы членов семьи, конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение. 1в) Неполные семьи. В такой семье нарушается гармоничное развитие способностей ребенка; менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек;затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;формирование избыточной привязанности к матери. 1 г) семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.2) Семьи с закрытой формой (Внутренне неблагополучные семьи)2 а) Недоверчивая семья. Признаки: повышенная настороженность по отношению к окружающим, ожидание враждебности; слабые контакты с окр-ми. В любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка. 2 б) «Легкомысленная семья»: отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем, планы на будущее у нее неопределенны;семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей и т.д).Дети вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.2в) «Хитрая семья»: ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех; стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых. Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых; у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся! 2 г) Семьи, ориентированные на успех ребенка: ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо); упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи, срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома) 2д) Псевдовзаимные семьи: поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют 2е) Псевдовраждебные семьи:наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье учатся не чувствовать, а играть в чувства, остаются эмоционально холодными, проявляют в дальнейшем невмешательство, дистанцирование

Семья считается неблагополучной, если родители: неисполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей; не исполняют своих обязанностей, жестоко обращаются с детьми, имеют зависимости.

Диагностика неблагополучия семьи включает в себя:1) Сбор информации (обследование жилищно – бытовых условий жизни ребенка; беседы с ребенком, родителями, соседями, друзьями и знакомыми из ближайшего социального окружения; получение из различных учреждений обзорных справок на членов семьи и ребенка, характеризующих всех членов семьи, характер отношений в семье, степень участия родителей в воспитании детей и т.д.;сбор документов, удостоверяющих личность членов семьи, место регистрации по месту жительства или месту пребывания, сведения о доходах семьи, характеристики с места работы, жительства и учебы, медицинские документы и иные документы)2) Анализ (документов; продуктов детского творчества; документации паспортно-визовой службы; состояния здоровья детей; развития, успеваемости)3)На основании вышеперечисленного осуществляется постановка «социального диагноза». На каждую неблагополучную семью заводится папка, в которую входят следующие документы: акт обследования; представление о постановке на учет; учетная карточка семьи; карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения; план индивидуальной профилактической работы; дневник наблюдений за неблагополучной семьей.

 

Билет 35


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.