Социальная работа в сфере материального производства (на промышленном предприятии). — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Социальная работа в сфере материального производства (на промышленном предприятии).

2017-11-16 609
Социальная работа в сфере материального производства (на промышленном предприятии). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предприятие- самостоятельный хозяйственный субъект с правовом юридического лица созданный в порядке установленном законодательством в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Социальное политика предприятия направлена на: 1. Динамичное развитие 2. Безопасные условия труда 3. Всестороннее развитие работника 4.Формирование благоприятного климата 5. Укрепление здоровья работника 6. Обеспечение социальной защиты

Корпоративная социальная ответственность - философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и компаниями своей деятельности в целях:


Производство кач-ых товаров и услуг

Привлекательность рабочего места

Соблюдение законодательства

Эффективное ведение бизнеса

Учет общественных ожиданий

Формирование гражданского общества


Стремление к достижению основных целей – повышению эффективности производства, снижению себестоимости, повышению качества производимой продукции и т. д. – может даже приводить к нарушению прав и интересов работников. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии. Главным таким институтом, деятельность которого охватывает весь коллектив предприятия и который располагает для этого необходимыми правами и возможностями, является профсоюзная организация. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Основная деятельность как «зависимых», так и «независимых» профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ – использование (для защиты прав и интересов трудящихся) форм и механизмов социального партнерства. Суть этого подхода заключается не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождении компромисса и выработке на этой основе приемлемых решений.

Принципы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение при создании в Российской Федерации различных постоянно и временно действующих, двух– или трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия). Эти институты на основе взаимных консультаций, переговоров, договоренностей между сторонами могут принимать ряд совместных документов (коллективные договоры, соглашения, решения и др.), осуществляющих функции социальной защиты трудящихся.

Важно обеспечить социальную защиту работников в случае банкротства, закрытия или перепрофилирования предприятия.

Другой важный социально-нормативный институт, который все шире входит в практику предприятий и различных организаций и который при определенных условиях может выступать средством социальной защиты, – трудовой контракт.

Социальное партнерство как разновидность социально-трудовых отношений сформировалось только в Новейшее время. Оно направлено на то, чтобы в условиях преобладания рыночной экономики обеспечивать баланс интересов основных социальных групп общества, сотрудничество участников общественного производства путем достижения разумного компромисса между ними. Субъектами социального партнерства являются предприниматели и наемные работники, связанные вопросами спроса и предложения рабочей силы, регулирования занятости и рынка труда. Субъекты системы социального партнерства – это непосредственно взаимодействующие стороны, выразители мнений и интересов как работников и работодателей, так и органов государственной власти.

В Российской Федерации система социального партнерства имеет свои особенности – оно рассматривается как двустороннее, так и трехстороннее сотрудничество по решению проблемы занятости, оплаты труда, социального обеспечения, соблюдения и защиты прав работников.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т. е. принятие решений, которые в равной степени должны учитывать необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Таким образом, субъектами системы социального партнерства в России, как и в других странах, являются наряду с государством профессиональные союзы, представляющие наемных работников, и ассоциации (союзы) предпринимателей, как правило объединяющие работодателей.

Основой складывающегося в России социального партнерства стали заключаемые раз в два года генеральные соглашения между правительством, общероссийскими профсоюзами и работодателями. Они определяют согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и совместным действиям по их реализации.

Основными проблемами развития социального партнерства являются медленное формирование организационных структур работодателей, недостаточное развитие системы коллективно-трудового регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях всех форм собственности. Результатом этого являются снижение мотивации к высокопроизводительному труду, формальный подход к заключаемым коллективным договорам.

Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономическая ответственность, социальная справедливость, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.

Объективная необходимость смягчения негативных последствий экономических реформ, создание эффективной и развивающейся системы социального партнерства на промышленных предприятиях требуют новаторского подхода к трансформации их социальной инфраструктуры. По исследованиям Института сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО), руководители крупных промышленных предприятий выступают за сохранение социального сектора. Они считают, что:

1) разветвленная социальная инфраструктура является неотъемлемой чертой отечественной модели управления; 2) социальная сфера предприятия способствует созданию и укреплению корпоративного духа фирмы; 3) наличие социальной сферы помогает привлекать и удерживать работников на предприятии; 4) развитый соцкультбыт способствует повышению производительности труда; 5) социальная инфраструктура повышает престиж предприятия; 6) объекты соцкультбыта необходимы для удовлетворения потребностей в социальных услугах у местного сообщества; 7) социальная сфера играет роль социальных амортизаторов российских реформ; 8) предприятия с солидной социальной сферой вряд ли могут подвергнуться процедуре банкротства.

С точки зрения В.С. Торохтия, в методологическом смысле социальная работа на российских предприятиях включает минимум три основных вида: социальную защиту, социальное обслуживание, социальную поддержку.

Суть ее должна заключаться в поощрении чувства ответственности за собственную жизнь, в закреплении в сознании каждого члена трудового коллектива представления о том, что предприятие будет оказывать ему социальную поддержку, но эта поддержка не будет строиться на основе благотворительности. При этом большую роль должны играть активная жизненная позиция самого работника и его желание улучшить свое благополучие.

Другими словами, цель социальной работы на предприятии – улучшение взаимодействия между отдельными работниками и предприятием в целом, направленного на улучшение качества жизни работников.

Объектом социальной работы являются все работники предприятия, и в первую очередь работники, находящиеся в затруднительных ситуациях и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению.

К задачам социальной работы на предприятии можно отнести:

создание условий, в которых работник может в полной мере проявить свои возможности и способности (в том числе работа с максимальной отдачей сил и способностей, т. е. трудовая самореализация, реализация личностного потенциала);

активная адаптация и реадаптация работника на предприятии;

¦ профилактика и предупреждение социально нежелательных явлений;

организация научных исследований, конференций, семинаров, учебно-просветительской деятельности по проблемам социальной работы на предприятии;

¦ разработка и реализация социальных программ;

¦ социальное обслуживание, оказание услуг работникам предприятия;

¦ социальная поддержка работников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

¦ осуществление социального мониторинга.

Социальная работа на предприятии призвана осуществлять следующие основные функции: информационную, диагностическую, прогностическую, организационную, психолого-педагогическую, практическую (оказание практической помощи людям), управленческую.

Социальную работу на промышленном предприятии следует основывать на следующих принципах:

1) опоры на собственные силы – предполагает активную позицию работника в разрешении своих проблем;

2) гарантированности – обязательное оказание социальной помощи лицам, стремящимся максимально использовать собственные внутренние резервы;

3) адресности – оказание помощи конкретному человеку с учетом его конкретной ситуации;

4) социального реагирования – выявление социальных проблем работников и принятие мер по их решению;

5) профилактической направленности – необходимость принимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений человека;

6) выделения социальных ресурсов – выделение для оказания помощи своим работникам средств, реальная величина которых зависит от социально-экономических возможностей предприятия;

7) включения механизмов социальной помощи в ситуациях, когда исчерпаны другие способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Для осуществления социальной работы на высоком научно-практическом уровне в соответствии с названными целями и задачами необходимо создание на предприятии отдела социальной работы. Данный отдел должен представлять собой подструктуру службы социального развития промышленного предприятия, осуществляющую свою деятельность в области социальной защиты и поддержки работников в соответствии с данными целями, задачами и принципами, причем существенным в деятельности отдела будет интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям. С этой точки зрения системный подход в деятельности социальной службы предприятия занимает основополагающее место.

Основными направлениями работы отдела социальной работы следует считать:

социальную защиту, социальное обеспечение и социальную поддержку работников предприятия;

¦ медико-социальную работу;

¦ культурно-просветительскую, образовательную и спортивную работу.

Отдел социальной работы предприятия должен выполнять следующие функции:

¦ планово-организационную – планирование и организация социальной работы на предприятии, разработка социальных программ, создание системы информационного обеспечения социальной работы, контроль деятельности служб, участвующих в решении социальных вопросов предприятия;

¦ аналитическую – оценка социальных последствий планируемых экономических, технических и управленческих нововведений, анализ взаимоотношений руководителей и подчиненных, проведение социальных и мониторинговых исследований, осуществление анализа социальных ресурсов трудового коллектива;

¦ информационно-просветительскую – информирование работников предприятия о возможностях службы, проведение массовой пропаганды идеологии, философии, корпоративной культуры предприятия, организация обучения руководителей и специалистов;

¦ консультативную – консультирование руководителей и рядовых членов коллектива по вопросам разрешения конфликтов, социально-психологических проблем, возникающих в коллективе.

В кадровый состав отдела социальной работы должны входить:1.¦ специалисты по социальной работе; 2. ¦ психологи;3.¦ социологи.

В качестве критериев эффективности отдела социальной работы на предприятии можно рассматривать:

¦ наличие базы данных и карточек персонифицированного социального учета клиентов отдела;

¦ количество мероприятий, проводимых при участии отдела;

¦ удовлетворение работников предприятия социальной политикой организации, работой отдела, выявленное путем специальных опросов;

корреляцию произведенных затрат на отдельного работника с результатами его производственной деятельности. Специалист отдела по социальной работе выполняет множество функций, осуществляя которые он непременно прибегает к помощи психологии.

Создание условий, при которых работники имели бы возможность самореализации своих сил, потенциала, энергии, является основным назначением социальной политики промышленного предприятия. Это происходит в том случае, когда имеются реальные предпосылки, материальные ресурсы, финансовые источники для создания и формирования достойного жизненного статуса человека.

Особое внимание специалисты по социальной работе должны уделять здоровью трудящихся. В развитых странах принято оценивать здоровье трудоспособного населения в экономических показателях. Определено, что интенсивность производственного процесса и производительность труда во многом зависят от состояния физического и психического здоровья работников. Для этого необходимо создать или активизировать следующие звенья медико-социальной работы на предприятии:

усилить взаимодействие между медицинскими учреждениями и структурными подразделениями предприятия оздоровительного, социального, профсоюзного и других профилей;

разработать комплексные медико-социальные мероприятия с интеграцией медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических подходов во все сферы профессиональной деятельности человека;

организовать широкую просветительскую работу по укреплению резистентности организма как основного условия сохранения здоровья в условиях неблагоприятного воздействия экологических, производственных, социальных, бытовых и психологических факторов;

информировать официальные административные и выборные органы о факторах, способствующих утрате здоровья, переходу патологических процессов в хронические, препятствующих эффективному лечению, снижающих ориентацию индивидуума на здоровый образ жизни, нарушающих социальный статус человека.

Особенность социального развития предприятий в последнее время состоит в разработке и реализации различных социальных программ, которые можно рассматривать в качестве механизма социальной защиты работников предприятия: негосударственных пенсионных, социального и медицинского страхования, подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программ поощрительного туризма с использованием средств фонда социального развития предприятий, программ по улучшению условий труда и охраны здоровья, организации досуга, борьбы с алкоголизмом, наркоманией, преступностью, поддержки материнства и детства, ветеранов и др. Создаются фонды для финансирования социальных программ. Отличительная черта современных социальных программ на уровне предприятий – их свободный выбор. Масштабы социальных программ и степень охвата ими трудящихся зависят в первую очередь от возможностей их финансового, материально-технического, организационного обеспечения на предприятиях.

Социальная работа на предприятии должна осуществляться согласно системе стандартов оказания услуг.

Стандартизация как форма регулирования процессов и результатов деятельности все больше проникает во все сферы жизни общества. Не составляет исключения и социальная сфера, в частности такой специфический вид деятельности, как социальная работа.

В Концепции определены функции стандартизации: экономическая, социальная и коммуникативная.

Экономическая функция охватывает следующие аспекты: 1.представление информации о продукции и ее качестве; 2. распределение в промышленности информации о новой технике, материалах и методах измерений и испытаний; 3. повышение производительности труда и снижение себестоимости; 4. содействие конкуренции; 5. обеспечение совместимости и взаимозаменяемости; 6. рационализация управления производственными процессами и обеспечение заданного уровня качества продукции.

Социальная функция стандартизации предусматривает фиксацию высокого уровня параметров и показателей продукции, который соответствует требованиям здравоохранения, санитарии и гигиены, обеспечивает охрану окружающей среды и безопасности людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.

Коммуникативная функция стандартизации предусматривает создание базы для объективизации различных видов человеческого восприятия информации, а также фиксацию терминов и определений, классификаторов, методов измерений и испытаний, чертежей, условных знаков и т. п., обеспечивая необходимое взаимопонимание с учетом международных регламентов. Регулирование терминологии становится одной из основных задач реализации коммуникативных функций стандартизации.

Стандартизация в социальной работе предполагает совершенствование законодательных основ, установление приоритетных направлений и объектов стандартизации, перспективное и текущее планирование, внедрение современных информационных технологий как в систему информационного обеспечения, так и непосредственно в процедуры разработки стандартов.

Нормативное обеспечение содержания, качества, оценки социальных услуг предполагает разработку стандартов вида и методов контроля этих услуг, стандартизацию создания и совершенствования технологий социальной диагностики, социальной экспертизы, социального прогнозирования и моделирования и т. д.

Билет 17


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.