Более полвека интенсивной региональной политики — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Более полвека интенсивной региональной политики

2017-11-16 470
Более полвека интенсивной региональной политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Региональная политика во Франции имеет свою специфику, связанную с унитарным устройством государства, сильной традицией централизации и большой территорией. Государство имеет богатый опыт региональной политики, которая в своем развитии прошла несколько этапов: первый (1950-е - начало 1970-х.), второй (1970-е-1990 гг.), третий (с 1990-х гг).

Зарождение региональной политики во Франции в послевоенные годы было вызвано необходимостью преодоления сложнейших проблем в развитии территорий страны (прежде всего, чрезмерный рост и доминирование во многих отношениях над остальной страной парижского региона. Парижский регион сосредоточивал около 30% занятого в экономике населения. При этом средняя зарплата в Париже была на 30% выше, чем в других регионах. Кроме этого, крупной проблемой для французского правительства явилось стремительное ухудшение положения с/х территорий в большинстве юго-западных, западных и центральных районов. В кризисном состоянии находились также и старо промышленные регионы страны (северо-восток Франции), основу экономики которых составляли угольная, текстильная и металлургическая промышленность. Упадок в угольной отрасли был вызван ее неконкурентоспособностью по сравнению с набирающей обороты нефтяной промышленностью. Структурные проблемы данных отраслей экономики регионов повлекли за собой рост безработицы, падение уровня жизни населения, стремительный его отток из данных регионов и упадок хозяйств территорий страны.

В начале 50-х гг. XX в. более 70 из 90 департаментов Франции переживали набирающий обороты застой экономической деятельности. Отмечает три аспекта региональных проблем Франции данного периода: доминирование Парижа над остальной страной, региональные последствия изменений в сельскохозяйственном и промышленном производстве.

Первые мероприятия по регулированию развития территорий в рамках региональной политики во Франции стали проводиться в первой половине 50-х гг. под руководством центральной власти в лице Генерального секретариата по планированию: меры по развитию городских территорий, совершенствованию инфраструктуры, привлечению крупных компаний и инвестиций в проблемные регионы. Декрет французского правительства от 30 июня 1955 г. вводит так называемые «программы региональных мероприятий» с целью поощрения экономического и социального развития регионов. В 1956 г. центральная администрация официально утвердила новую региональную карту Франции, включавшую в себя 21 регион (своего рода, экономические районы, включавшие по 2-8 департаментов), где были введены должности префектов, региональные комиссии экономического развития (КОДЕР). Для выделения регионов объектов региональной политики во Франции изначально использовали показатель безработицы, который в дальнейшем был дополнен демографическими показателями и ВВП на душу населения. Правительство Франции, пытаясь решить проблему чрезмерного разрастания Парижа, приняло ряд ограничительных мер, предусматривающих запрет крупным фирмам и компаниям на размещение значительного объема производства в пределах парижского региона, тем самым стимулируя их перенаправлять капитал в другие регионы страны.

Действия французского правительства в 50-60-х гг. по реализации региональной политики основывались на концепции полюсов роста, предложенной впервые французским экономистом Ф. Перру, в рамках которой допускалось существование регионов-локомотивов развития страны и отстающих территорий. Большое внимание при реализации региональной политики во Франции уделялось созданию промышленных центров, выполняющих внутренние (в пределах страны) и внешние (в пределах Европы) функции.

14 февраля 1963 г. во Франции создается агентство ДАТАР (Делегация по обустройству территории и региональному развитию). Две основные роли: 1) регионального планирования, обеспечения равномерного пространственного распределения экономической деятельности и населения и устранения дисбаланса в развитии районов; 2) роль органа регионального развития. Региональное планирование во Франции стало активным направлением государственной политики по развитию территорий. Методы региональной политики, проводимой ДАТАР, включали в себя межминистерскую координацию отдельных направлений политики посредством соответствующего комитета, выдачу специальных разрешений для осуществления или расширения экономической деятельности в Парижском районе, выдачу грантов для регионального развития фирмам, которые обосновались в районах приоритетного развития. Для помощи в реализации проектов средства поступали через специальные фонды – ФИАТ (фонды государственной поддержки в области развития и благоустройства территорий) и ФИДАР (межминистерские фонды развития и благоустройства сельских территорий).

С середины 60-х гг. во Франции велось активное строительство новых городов, располагающихся рядом с крупными центрами. В частности, для снижения концентрации предприятий и трудового населения в Париже, было принято решение о строительстве 5 новых городов вдоль р. Сены, которые должны были связываться с Парижем посредством железнодорожных и автомобильных магистралей. Уделялось внимание развитию инфраструктуры территорий, учитывался и социальный фактор.

Другим мероприятиям региональной политики страны 60-70- х гг. XX в. стало введение различных региональных программ ограничительного и стимулирующего характера, нацеленных на развитие отдельных территорий.

Более широкое территориальное применение в стране нашли стимулирующие (поощрительные) меры региональной политики. Наиболее эффективная из них ‒ финансовая помощь предприятиям, участвующим в проведении соответствующих мероприятий, которая осуществляется за счет гос. бюджета в виде дотаций, займов, кредитов, налоговых льгот. Помимо этого, участилось предоставление регионам займов на льготных условиях, которые обсуждались совместно с местными властями. Одной из мер региональной политики Франции 60-70-х гг. XX в. стало также применение премий за строительство или расширение промышленных предприятий как особых стимулов для развития территорий.

Таким образом, в период с 1945 до начала 70-х гг. во Франции были заложены основы региональной политики, предприняты меры по уменьшению региональных диспропорции и решению проблем кризисных регионов.

Период с 1972 по 1990 гг. стал ключевым для развития региональной политики в стране. Изменился статус и были существенно расширены полномочия регионов, общее количество которых возросло до 22. Мероприятия государственного управления территориальным развитием стали согласовываться с региональным уровнем, который стал активно участвовать в данном процессе.

С 2014 года ДАТАР было упразднено, вместо данной организации созданы Генеральный Секретариат по равенству территорий. Функции Генерального Секретариата по равенству территорий включают в себя разработку, подготовку и реализацию государственной политики равенства территорий, осуществление ее межминистерской координации.

Согласно новой реформе, регионы обладают исключительными полномочиями в следующих сферах: 1) экономическое развитие; 2) управление программами ЕС (ЕФРР, частично ЕСФ); 3) профессиональное образование; 4) образование в лицеях; 5) благоустройство территории и экологические вопросы; 6) транспортные вопросы; 7) совместные с департаментами компетенции в сфере туризма, культуры, спорта, продвижения региональных языков, цифровое развитие территорий.

Слияние регионов имеет ряд положительных эффектов. Так, теперь все французские регионы, за исключением Корсики, насчитывают более 2 млн. жителей и, по меньшей мере, 3% от ВВП по стране каждый. В результате реформы регионы во Франции приблизились по своим размерам к германским федеральным землям, что позволяет говорить об увеличении их значимости в общеевропейском масштабе. Тем не менее, такие меры не смогли разрешить проблему низкой экономической динамики восточной части страны. Значительный экономический рост по-прежнему демонстрируют регион Аквитания-Лимузен-Пуату-Шаранта и Лангедок-Руссильон-Юг-Пиренеи, в то время как регион Эльзас-Шампань-Арденны-Лотарингия показывает отрицательную динамику развития.

Современная региональная политика Франции основана на принципах увеличения экономической привлекательности и конкурентоспособности страны, обеспечении единства на ее территории посредством создания развитой транспортной и информационной инфраструктуры, модернизации сферы услуг.

Основным методом современной региональной политики Франции является планирование территориального развития. В рамках региональной политики городские территории в стране делятся на крупные города, метрополии, конурбации, города средних размеров и проблемные округа.

Крупные города: поощрение расширения городских центров, увеличения плотности населения, развитие функций городов, а также преодоление таких негативных последствий урбанизации, как загрязнение окружающей среды, экономическая и социальная сегрегация. Конурбационные и городские сообщества получают от государства значительное финансирование на развитие кооперации между коммунами при условии введения единой налоговой ставки для бизнеса на этих территориях. Города средних размеров: сосредоточены на увеличении их экономической активности, развитию транспортной инфраструктуры и туризма, повышению качества образования и медицинских услуг. Проблемные городские округа: 1. «уязвимые городские зоны» с характерными проблемами устаревшего жилищного фонда и безработицы, мероприятия: увеличение количества рабочих мест, строительство, повышение качества среднего образования и экологическую политику. 2. Зоны городского обновления: отмечены более серьезными экономическими проблемами, вследствие чего государство предоставляет предприятиям, расположенным в таких зонах, налоговые льготы и поощрения. 3. Свободные городские зоны: наиболее бедные в экономическом плане округа городов с населением свыше 10 тыс. чел. Главной задачей государственных программ в отношении этих территорий является повышение уровня занятости населения.

Также, государство осуществляет финансовую поддержку проектам, способствующим созданию рабочих мест в сельских местностях по четырем основным направлениям:

· сохранение природного, культурного и туристического наследия;

· рациональное использование биологических ресурсов;

· размещение нового населения;

· технологические инновации в фермерском хозяйстве, ремесленном и промышленном производстве, а также в сфере услуг.

Помимо этого, был принят ряд мер по улучшению жизненных условий в сельской местности, мероприятия региональной политики Франции включают в себя поддержку фермерства и малых предприятий, расширение сферы услуг, в частности информационных технологий, сохранение природных ландшафтов. Важным является тот факт, что в последнее время правительство уделяет все больше внимания решению проблем с/х отрасли в контексте общей региональной политики.

Важным аспектом современной региональной политики Франции является создание кластеров — полюсов конкурентоспособности, что подразумевает организацию на определенной территории взаимосвязанных производств, исследовательских учреждений и центров по подготовке кадров. Создание кластеров имеет своей целью реализацию инновационных, высокотехнологичных проектов, которые позволят достигать результатов мирового уровня и увеличить привлекательности местных территорий для инвесторов и предпринимателей.

Сейчас переориентация – поддержка ключевых отраслей экономики. В качестве других стимулирующих мер по развитию территорий во Франции широко применяются дифференцированные налоговые ставки и налоговые льготы. Сделать регионы Равновозможными.

15. Экономическое содержание политики «тетчеризма» в Великобритании.

 

Существовало множество экономических проблем, которые необходимо было устранить новому правительству:

1) основная власть принадлежала профсоюзным лидерам, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок;

2) в стране действовало налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы — до 83 %;

3) чрезмерный уровень инфляции;

4) чрезмерная власть в руках государства

5) снижение темпов экономического развития

Результат: экономическое направление - тэтчеризм. Элементы:

Ø свободное предпринимательство,

Ø личная инициатива, крайний индивидуализм - вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу. И если раньше государство оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, то правительство Тэтчер отказалось от такого пути полностью

Ø строгий контроль над денежной массой – для снижения уровня инфляции

Меры по урегулированию

1) приватизация общественного сектора (К частным владельцам перешло: нефтяная и авиакосмическая промышленность, а также воздушного транспорт). Тэтчер не раз отмечала негибкость государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Т.к. предприятия состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании.

2) Сокращение налогового бремени для малого бизнеса, что привело к образованию бюджетного дефицита. Чтобы решить данную проблему, было принято решение увеличить косвенные налоги, а именно НДС, который приплюсовывается к цене продаваемого товара с 7%, до 15%

3) отказ от государственных социальных программ, т.к. все трудоспособные граждане должны обеспечивать себя сами. помощь только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Но правительство занималось социальными программами: была разработана целая программа увеличения числа рабочих мер: преждевременный уход на пенсию, расширение количества мест за счет неполного рабочего дня и неполной недели

Несмотря на все меры, предпринимаемые М. Тэтчер по борьбе с инфляцией, в первый год ее правления уровень инфляции не просто не уменьшился, а увеличился в двое + увеличение безработицы. Несмотря на столь ухудшающееся положение, правительство продолжило политику сокращения государственных ассигнований и дальнейшее предоставление налоговых льгот МСБ. Тенденция увеличения косвенных налогов также была продолжена: на бензин, машинные масла, автомобили, сигареты и спиртные напитки. Тэтчер решила увеличение налогов и сокращение расходов

 

В конце 70х:

Ø удалось достичь высоких темпов экономического роста. самый значительный рост — 5 %. Такая ситуации благоприятно повлияла на привлечение ин. капитала в промышленность Британии.

Ø снижение себестоимости продукции. И если раньше британский товар с трудом конкурировал на мировом рынке, то благодаря тэтчеризму он стал дешевле южнокорейского, считавшегося самым дешевым в мире.

Ø кол-во британцев с акциями предприятий выросло в 3 раза. Такая распродажа акций имела двойное значение: с одной стороны, она способствовала увеличение заинтересованности владельцев акций в успехе предприятий и обеспечила снижение себестоимости продукции, а с другой, это позволило приобщить англичан к идее собственности, самостоятельности.

Ø основной силой стали МСП. Их деятельность и способность быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка способствовали повышению конкурентоспособности английского товара

Ø стабилизация инфляции

Ø доход на душу населения вырос 23%. Число забастовок так же резко уменьшилось. Но больше всего Тэтчер гордилась тем, что ее программа тэтчеризма позволила почти каждому гражданину Англии иметь свой дом.

Ø снижение безработицы

С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни — бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.