Профессиограмма деятельности социального работника — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Профессиограмма деятельности социального работника

2017-11-16 659
Профессиограмма деятельности социального работника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

П

рофессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними.Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:

· адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в решении своих проблем;

· создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;

· социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся; консультирование; социальная реабилитация и терапия; социальный надзор и попечительство;социальное проектирование; посредничество между клиентами и различными организациями;

Социальный работник заботится о создании условий для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень – это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.

Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.

 

Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.

Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;

• анализировать и выявить проблемы и концепции;

• применять на практике свои знания и понимание проблем;

• применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работникдолжен быть в состоянии:

• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

• выявлять и учитывать в работе различия личностного, националь­ного, социального и культурно-исторического характера;

• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессиюи враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и длядругих;

• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

• общаться вербально, невербально и письменно;

• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;

• вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;

• ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;

• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;

• действовать в алгоритме выработки решения;

• вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с дру­гими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

• нести четкие и лаконичные записи;

• проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;

• готовить доклады и докладывать;

• организовывать, планировать и контролировать работу;

• добывать информацию с помощью доступной технологии;

исследовать и распознавать потребности в услугах;

• расширять сферы своих услуг;

• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;

• оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Основной навык, которым должен обладать социальный работник общего профиля — это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину.

Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

 

Степень соответствия личности специалиста требованиям про­фессии обусловлена:

- характеристиками преморбидной (предшествующей) струк­туры личности;

- качеством профессионального образования;

- наличием опыта профессиональной деятельности.

Характеристики преморбидной структуры личности определя­ют степень вероятности положительного результата профессиона­лизации будущего специалиста.

Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятельности, которые в совокупности определяют профессиональную направленность личности.

В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен овладеть не только знаниями, но и способами практиче­ской социальной работы по ряду направлений, в том числе следу­ющими методами, формами, средствами:

-оказание социальной помощи и услуг семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т.п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях);

-организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными воз­можностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.;

-проведение исследовательско-аналитической деятельности (ана­лиз и прогнозирование, разработка социальных проектов, техно­логий) по проблемам социального положения населения в кури­руемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;

-участие в организационно-управленческой деятельности и ад­министративной работе социальных служб, организаций и уч­реждений;

-интеграция деятельности государственных и общественных орга­низаций и учреждений по оказанию необходимой социальной за­щиты и помощи населению.

Для реализации практической профессиональной работы по данным направлениям специалисту необходимо владеть рядом умений и навыков. Среди них можно выделить две группы:

-общепрофессиональные умения (коммуникативные, организацион­ные, управленческие, исследовательские): работать в условиях не­формального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; вести организационно-уп­равленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педаго­гическую деятельность и др.;

-специальные умения: обеспечивать посредничество между клиен­том (личностью, семьей, группой лиц) и различными обществен­ными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обще­ством; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуа­цию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению соци­ально-значимой деятельности; давать психологическую характери­стику личности (ее темперамента, способностей и т.п.); владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррек­ции; использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе и т.д.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.