Анализ прибыли и рентабельности предприятия — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Анализ прибыли и рентабельности предприятия

2017-11-16 147
Анализ прибыли и рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.

Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.

В задачи анализа финансовых результатов входят:

оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;

изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;

выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;

анализ показателей рентабельности;

выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

Анализ прибыли поводится в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание).

Анализ прибыли начинается с изучения динамики массы прибыли и анализа выполнения плана прибыли, если он был разработан на данном предприятии. При анализе прибыли определяется сумма перевыполнения (недовыполнения) плана прибыли, ее увеличение (уменьшение) в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, а также рассчитываются процент выполнения плана по прибыли, темп ее изменения по сравнению с предыдущими годами. Такой анализ целесообразно проводить в разрезе отдельных видов прибыли (прибыль от реализации товаров, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, чистая прибыль).

Анализ прибыли торгового предприятия необходимо проводить не только путем сравнения фактически достигнутых результатов с планом или с показателями за аналогичный период прошлых лет, но также путем проведения более углубленного исследования, целью которого является определение и количественная оценка влияния на прибыль отдельных факторов.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, и среднего уровня издержек обращения.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле:

 

Вл.Т = Ро (Т1 – То) / 100, (12)

 

где Вл.Т – влияние изменения объема товарооборота, руб.;

Ро – уровень рентабельности в предшествующем году (или по плану), % к обороту;

Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;

То – объем товарооборота в предшествующем году (по плану), руб.

Влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, определяется по формуле:

 

Вл.УВД = Т1 (УВД1 – УВДо) / 100, (13)

 

где Вл.УВД – влияние изменения среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, руб.;

Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;

УВД1 – уровень валового дохода в отчетном году, % к обороту;

УВДо – уровень валового дохода в предшествующем году (по плану), % к обороту.

Изменение уровня издержек обращения определяется по формуле:

 

Вл.УИО = Т1 (УИО1 – УИОо) /100, (14)

 

где Вл.УИО – влияние изменения уровня издержек обращения, руб.;

Т1 – фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;

УИО1 – уровень издержек обращения в отчетном году, % к обороту;

УИОо – уровень издержек обращения в предыдущем году (по плану), % к обороту.

При этом направление влияния изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли меняется на противоположный, так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению суммы прибыли и наоборот.

На сумму прибыли оказывают влияние и прочие операционные и внереализационные доходы и расходы. Это влияние определяется по абсолютной величине отклонений данных отчетного года по сравнению с предшествующим годом. Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить раздельно, по отдельным их видам.

Анализ выполнения плана по прибыли, ее динамики, основных факторов, влияющих на ее величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При этом анализируются как абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели, так и структура ее использования, которая может быть проанализирована с помощью систем коэффициентов.

Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается по формуле:

 

Кнп = НП / ВП, (15)

где Кнп – коэффициент налогообложения прибыли;

НП – сумма налога на прибыль и другие налоги, выплачиваемые за счет прибыли, руб.;

ВП – валовая прибыль, руб.

Данный коэффициент показывает, какая доля прибыли торгового предприятия изымается у торгового предприятия в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов.

Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли), может быть определен по формуле:

 

Кчп = ЧП / ВП, (16)

 

где Кчп – коэффициент чистой прибыли;

ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.

Данный коэффициент характеризует долю прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия (Кнп + Кчп = 1).

Коэффициент капитализации прибыли, характеризующий ее долю, направляемую на производственное развитие предприятия, определяется по формуле:

 

Ккп = ФН / ЧП, (17)

 

где Ккп – коэффициент капитализации прибыли;

ФН – сумма прибыли, направляемая в фонд накопления предприятия, руб.

Коэффициент потребления прибыли:

 

Кпп = [ФП или ФСС + ФП]/ЧП, (18)

 

где Кпп – коэффициент потребления прибыли;

ФП – сумма прибыли, направляемая в фонд потребления, руб.;

ФСС – сумма прибыли, направляемая в фонд социальной сферы, руб.

Коэффициент резервирования прибыли:

 

Крп = РФ / ЧП, (19)

 

где Крп – коэффициент резервирования прибыли;

РФ – сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, руб.

Для оценки эффективности использования прибыли, направляемой на потребление, могут быть использованы следующие коэффициенты:

 

Квс = ЧПс / ЧП, (20)

 

где Квс – коэффициент выплаты прибыли собственникам предприятия;

ЧПс – сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия, руб.;

 

Куп = Чпвер / ЧП, (21)

 

где Куп – коэффициент участия персонала предприятия в прибыли;

Чпер – сумма чистой прибыли, выплаченная персоналу предприятия, руб.

Основным видом прибыли ООО «Анюта» является прибыль от реализации товаров. Однако в состав валовой прибыли предприятия входят также внереализационные доходы (расходы). Таким образом, чистая прибыль предприятия характеризуется следующим равенством:

 

ЧП = Пр + ВнД – ВнР – НП, (22)

 

где ЧП – чистая прибыль, руб.;

Пр – прибыль от реализации;

ВнД – внереализационный доход;

ВнР – внереализационный расход;

НП – налог на прибыль.

Во внереализационные доходы предприятия за 2002–2003 гг. входит доход, получаемый в результате зачета излишне уплаченных сумм по налогам и сборам. Во внереализационные расходы включено списание остаточной стоимости основных средств.

В связи с изменениями в российском налоговом законодательстве фирмой «Анюта» начиная с 2002 г. применяется система налогообложения в виде ЕНВД.

Объектом налогообложения при применении единого налога является не сама прибыль, полученная предприятием, а вмененный доход. Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат.

Сумма вмененного дохода в 2002 г. определялась исходя из базовой доходности, установленной в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, и количества единиц этого показателя. В качестве такого физического показателя фирмой «Анюта» применяется единица площади. Поскольку предприятия работают в неодинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих или понижающих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащую налогообложению, можно представить в виде формулы:

 

M = C · N · D · E · F · J, (23)

 

где М – сумма вмененного дохода, руб.;

С – базовая доходность на единицу физического показателя, руб.;

N – количество единиц физического показателя (мІ);

D – корректирующий коэффициент подвидов деятельности;

Е – региональный корректирующий коэффициент;

F – коэффициент, характеризующий тип населенного пункта;

J – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия внутри населенного пункта.

Сумма единого налога на вмененный доход рассчитывается:

 

V = M · 0,15, (24)

 

Где V – сумма единого налога на вмененный доход, руб.;

0,15 – ставка единого налога на вмененный доход (15%).

 

В 2003 г. сумма вмененного дохода торгового предприятия рассчитывалась по формуле:

 

М = С Ч N Ч К1 Ч К2 Ч К3, (25)

 

Где в соответствии с положениями главы 26 Налогового кодекса

К1 – в 2003 г. не применялся,

К2 – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия внутри населенного пункта,

К3 = 1.

Сумма ЕНВД в 2002 г. составила 164599 руб., в 2003 г. – 266525 руб. В 2002 г. предприятия в связи с изменением ставки налога на вмененный доход обязаны были уплачивать также единый социальный налог и иные платежи в государственные фонды, что впоследствии снова было отменено. Сумма ЕСН составила в 2002 г. 35,6% от фонда оплаты труда предприятия, т.е. 82795 руб. В 2003 г. предприятие было освобождено от уплаты ЕСН, а уплачивало только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на сумму которых – 42858 руб., уменьшался ЕНВД.

Начнем анализ прибыли ООО «Анюта» с рассмотрения этапов формирования чистой прибыли по каждому отделу фирмы. Для наглядности представим эти данные в таблице.

 

Таблица 1. – Формирование чистой прибыли ООО «Анюта»

Отдел   Прибыль от реализации, руб.   Внереализац. доход, руб.   Внереализац. расход, руб.   Сумма ЕНВД, руб.   Чистая прибыль, руб.
           
                     
Зак. 1       -            
Зак. 2     - - -       -9170  
ММ 03       - -          
ММ 66       - -          
Магазин       -            
Итого       -            

 

Мы видим, что в 2002 г. только Закусочная №2 была убыточной, а по итогам 2003 г. все подразделения ООО «Анюта» показали положительный финансовый результат. Наибольшую чистую прибыль в 2003 г. имеют три отдела: мини-магазин №03 (138522 руб.), мини-магазин №66 (229092 руб.), основной магазин (191026 руб.).

Для сравнения эффективности деятельности каждого подразделения ООО «Анюта» проведем более детальный анализ и выявим динамику изменения товарооборота, прибыли, издержек обращения этих подразделений.

 

Таблица 2. – Динамика товарооборота ООО «Анюта»

Отдел Товарооборот, руб. Изменение абсолютное, руб. Изменение относительное, %
         
Зак. 1        
Зак. 2        
ММ 03     – 79777 95,3
ММ 66        
Магазин        
Итого       110,6

 

Из таблицы видно, что в 2003 г. динамика товарооборота была положительной почти по каждому подразделению ООО «Анюта» за исключением мини-магазина №03, товарооборот которого снизился на 4,7%, т.е. на 79777 руб. Товарооборот Закусочной №1 и мини-магазина №66 вырос на 15% по сравнению с 2002 г., что составило 130177 руб. и 261709 руб. соответственно. Увеличение товарообороты Закусочной №2 составило 2% (13599 руб.), основного магазина – 119% или 456049 руб. В итоге общий товарооборот ООО «Анюта» вырос на 10,6%, что в абсолютном выражении составило 781696 руб.

Так как, помимо товарооборота, одним из факторов, влияющих на прибыль торгового предприятия, является изменение уровня издержек обращения, рассмотрим динамику издержек обращения подразделений ООО «Анюта» в 2002–2003 гг.

Анализ издержек обращения по статьям затрат позволит более полно изучить влияние динамики издержек обращения на изменение прибыли ООО «Анюта». Состав издержек обращения фирмы «Анюта» показан в таблице 3.

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в составе издержек обращения имеют такие статьи как заработная плата, услуги охраны, социальное страхование, электроэнергия.

К условно-постоянным издержкам обращения относятся оплата услуг водоканала, меддезинфекция, пожарная охрана, охрана магазина, услуги связи, износ основных средств, аренда.

 

Таблица 3. – ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ООО «АНЮТА»

Статья издержек обращения Сумма издержек обращения, руб. Уровень издержек обращения, % Абсолют-ное изменение уровня издержек обращения, руб. Относите-льное изменение уровня издержек обращения %
             
Электроэнергия     8,72 14,52 5,8 166,5
Вода и канализация     0,35 0,57 0,22 162,9
Вывоз мусора     0,84   1,16  
Оплата труда     34,47 36,6 2,13 106,2
Меддезинфекция     0,3 0,48 0,18  
Обслуживание ККМ     1,77 2,98 1,21 168,4
Обслуживание холодильн. оборудов.     4,15 7,04 2,89 169,6
Обслуживание системы КонсультантБухг     1,86
Общехозяйственные расходы     6,53 0,6 – 5,93 9,2
Охрана     7,65 14,4 6,75  
Пожарная охрана     0,47 0,65 0,18 138,3
Социальное страхование     10,4 6,75 – 3,65  
Услуги банка     0,65 1,08 0,43  
Услуги связи     0,22 0,64 0,42  
Коммунальные услуги     4,87 2,4 – 2,47  
Аренда     3,52 4,28 0,76 121,6
Предоставление доступа к ГТС   0,8
Амортизация     2,87 1,8 – 1,07 62,7
Износ НМА   0,47
Налоги и другие обязательные платежи     11,42 0,88 – 10,54 7,7
Итого            

 

Изменение сумм затрат по этим статьям по сравнению с 2002 г. связано с изменением тарифов на эти услуги.

Среди издержек обращения, относимых к условно-переменным, уровень заработной платы вырос на 6,2%, электроэнергии – на 66,5%, затрат по обслуживанию холодильников – на 69,6%. Снизился уровень статьи «Социальное страхование» на 35% и статьи «Налоги и другие обязательные платежи» на 92,3% в связи с переводом организации на уплату ЕНВД.

Чтобы увидеть, насколько эффективны затраты, произведенные в 2002–2003 гг. фирмой «Анюта», рассчитаем динамику издержек обращения и показатели эффективности произведенных затрат.

Из приведенных выше данных видно, что по Закусочной №1 абсолютная сумма издержек обращения снизилась на 12370 руб. При этом, за счет роста товарооборота Закусочной №1 (15%) при одновременном снижении суммы издержек обращения на 8, 44%, уровень издержек обращения снизился на 3,12%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 31161 руб. Темп снижения уровня издержек обращения Закусочной №1 составил 20,8%.

Темп снижения уровня издержек обращения Закусочной №2 составил 1,86%. Здесь абсолютная сумма издержек обращения увеличилась на 36 руб. или 0,03%, однако за счет опережающего роста товарооборота (2%), уровень издержек обращения снизился на 0,35%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 2480 руб.

Абсолютная сумма издержек обращения мини-магазина №03 снизилась на 36039 руб. Однако за счет того, что темп снижения издержек обращения (19,46%) оказался выше, чем темп снижения товарооборота мини-магазина №03 (4,7%), уровень издержек обращения снизился на 1,68%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 27252 руб. При этом темп снижения уровня издержек обращения мини-магазина №03 составил 15,5%.

По мини-магазину №66 сумма издержек обращения увеличилась на 10536 руб., однако за счет опережающего роста товарооборота (15%) по сравнению с темпом роста издержек обращения (5,88%), уровень издержек обращения снизился на 0,82%, за счет чего получена относительная экономия издержек обращения в размере 16440 руб. Темп снижения уровня издержек обращения составил 8%.

Сумма издержек обращения основного магазина увеличилась на 3605 руб. Но за счет опережающего роста товарооборота (19%) по сравнению с темпом роста издержек обращения (1,3%), уровень издержек обращения снизился на 1,77%, что привело к экономии издержек обращения в размере 49782 руб. Темп снижения уровня издержек обращения составил 15%.

В целом по фирме произошло снижение суммы издержек обращения на 34231 руб. Увеличение товарооборота составило 10,6%, что при одновременном уменьшении издержек обращения на 3,79% привело к снижению уровня издержек обращения на 1,6%, за счет чего получена экономия издержек обращения в размере 130350 руб. Темп снижения издержек обращения в целом по фирме составил 13%.

Доля издержек обращения каждого подразделения фирмы в общей сумме издержек обращения представлены на рис. №7, 8 Приложение №

Мы рассмотрели динамику показателей, размер и изменение которых оказывает наибольшее влияние на сумму прибыли торгового предприятия. Теперь рассмотрим динамику чистой прибыли по каждому подразделению ООО «Анюта». Данные представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. – Динамика чистой прибыли ООО «Анюта»

Отдел Чистая прибыль, руб. Изменение абсолютное, руб. Изменение относительное, %
         
Зак. 1        
Зак. 2 – 9170      
ММ 03       100,2
ММ 66       129,25
Магазин       149,43
Итого       137,25

 

Данные таблицы 5 показывают, что динамика чистой прибыли ООО «Анюта» в 2003 г. была положительной, как в целом по фирме (170032 руб. или 37,25%), так и по каждому подразделению. Сумма прибыли Закусочной №1 увеличилась на 38788 руб. или 173%, Закусочная №2 перестала быть убыточной и изменение суммы ее чистой прибыли составило 15923 руб. или 174%. Прибыль мини-магазина №03 осталась приблизительно на том же уровне, ее изменение составило 279 руб. или 0,2%. Сумма прибыли мини-магазина №66 увеличилась на 5185 руб. или 29,25%. Увеличение суммы прибыли магазина составило 63187 руб. или 49,43%.

Доля чистой прибыли каждого подразделения в общей сумме прибыли фирмы представлена на рис. №10, 11 Приложение №

Теперь проведем общий анализ показателей, характеризующих деятельность ООО «Анюта» в целом по фирме и рассмотрим влияние факторов на изменение суммы прибыли.

В таблице 6 представлена динамика показателей деятельности ООО «Анюта» в целом по фирме за 2002–2003 гг.

 

Таблица 6. – Показатели эффективности деятельности ООО «Анюта»

Показатель год год Отношение отчетного к предыдущему в%
Товарооборот, руб.     110,61
Валовой доход, руб.      
Издержки обращения, руб.     96,2
Балансовая прибыль, в т.ч.     143,78
прибыль от реализации, руб.     -
Прибыль/убыток от внереализац. операций, руб. – 9553 – 1000 -
ЕНВД, руб.     161,92
Чистая прибыль, руб.     137,25
Кнп 0,26 0,3  
Кчп 0,74 0,7 94,6

 

Расчеты:

 

1. Коэффициент налогообложения прибыли: Кнп = НП/ВП

 

2002 г. Кнп = 164599 / 621192 = 0,26;

2) 2003 г. Кнп = 266525 / 893150 = 0,3.

 

2. Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли): Кчп = ЧП / ВП

 

1) 2002 г. Кчп = 456593 / 621192 = 0,74;

2) 2003 г. Кчп = 626625 / 893150 = 0,7.

Далее проведем анализ влияния факторов на изменение прибыли. Данные для анализа представлены в таблице 7.

 

Таблица 7. – Исходные данные для анализа влияния факторов на изменение прибыли ООО «Анюта»

Показатель год год Отклонение Δ (+, -)
Товарооборот. Руб.      
Валовой доход, руб. в% к товарообороту 20,83 21,75 0,92
Издержки обращения, руб. в% к товарообороту   12,26   10,66   -34231 -1,6
Прибыль, руб. в% к товарообороту (Ро) 8,5   2,5

 

Данные этой таблицы используем для расчета влияния факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».

1. Влияние изменения товарооборота на сумму прибыли:

 

Вл.Т = Ро • ∆Т / 100 = 8,5 • 781696 /100 = 66444 руб.

 

2. Влияние изменения среднего уровня валового дохода:

 

Вл.УВД = Т1 • ∆УВД / 100 = 8146885 • 0,92 / 100 = 75164 руб.

 

3. Влияние изменения уровня издержек обращения:

 

Вл.УИО = Т1 • ∆УИО / 100 = 8146885 • 1,6 / 100 = 130350 руб.

4. Изменение прибыли = Вл.Т + Вл.УВД + Вл.УИО = 271958 руб.

 

Как видно из таблиц и приведенных расчетов, прирост прибыли на 66444 руб. обусловлен увеличением объема товарооборота; 75164 руб. получено от увеличения валового дохода. Снижение уровня издержек обращения увеличило общую сумму прибыли на 130350 руб. Баланс факторов соответствует размеру полученной прибыли, что подтверждает правильность аналитических расчетов.

Проведенный в этой части анализ таких показателей деятельности торгового предприятия, как товарооборот, издержки обращения, валовый доход, выявил их взаимосвязь и влияние этих факторов на изменение прибыли ООО «Анюта».

Как выяснилось, наибольшее влияние на увеличение прибыли ООО «Анюта» оказало снижение уровня издержек обращения. Достигнутая относительная экономия издержек обращения показала, что у предприятия имеются резервы для дальнейшего развития и роста товарооборота и прибыли.

Однако достижение целевой чистой прибыли исключительно за счет экономии издержек обращения не всегда возможно. Более вероятным будет достижение этой цели при одновременном увеличении объема розничного товарооборота и экономии издержек обращения.

На основе взаимосвязи суммы прибыли торгового предприятия с объемом товарооборота, валовым доходом (торговыми надбавками) и издержками обращения можно выделить роль отдельных факторов ее формирования и обеспечить эффективность управления этим процессом. Изменения значения одного из показателей этой взаимосвязи, можно разработать хозяйственную стратегию предприятия на планируемый год.

Предприятие для получения необходимой суммы прибыли может одновременно проводить мероприятия по увеличению объема товарооборота, изменению торговых надбавок (ценовая политика), уменьшению издержек обращения, выбирая для себя наиболее приемлемый вариант. Однако при этом необходимо учитывать, ниже какого объема товарооборота, уровня торговой надбавки и выше какого уровня переменных расходов нельзя заходить, чтобы не попасть в зону убытка.

Для оценки торгово-хозяйственной деятельности предприятия помимо показателя прибыли в абсолютной сумме используются и относительные показатели, т.е. рентабельность. В торговле наиболее широкое распространение получил показатель рентабельности, исчисляемый как отношение суммы прибыли к объему товарооборота:

Рт = П / Т · 100, (24)

 

где Рт – уровень рентабельности, % к товарообороту;

П – сумма прибыли, руб.;

Т – объем товарооборота, руб.

Посмотрим, какова рентабельность каждого из подразделений ООО «Анюта» в 2002–2003 гг. (таблица 8).

Наибольший показатель рентабельности имеют мини-магазин 03, мини-магазин 66 и основной магазин «Анюта». Однако наибольший рост рентабельности наблюдается у Закусочной №1 – 3,55%. Темп роста рентабельности Закусочной №1 составил 237,6%. Мини-магазин 03 имеет наименьший рост рентабельности 0,42%. Темп роста составляет 105,2%.

Рентабельность Закусочной №2 в 2003 г. стала положительной и увеличилась на 2,27%, темп роста составил 172%. Динамика рентабельности мини-магазина 66 и основного магазина «Анюта» также положительна – 1,26% и 1,36% соответственно, темп роста рентабельности по этим отделам составил 112,4% и 125% соответственно.

Общая рентабельность ООО «Анюта» выросла на 1,5%, а темп роста составил 124,2%.

 

Таблица 8. – Динамика рентабельности ООО «Анюта»

Отдел Рентабельность, % Изменение абсолютное, %. Изменение относительное, %
         
Зак. 1 2,58 6,13 3,55 237,6
Зак. 2 – 1,32 0,95 2,27  
ММ 03 8,12 8,54 0,42 105,2
ММ 66 10,17 11,43 1,26 112,4
Магазин 5,43 6,79 1,36  
Итого по фирме 6,2 7,7 1,5 124,2

 

Данные таблицы 8 говорят о том, что предприятие ООО «Анюта» имеет достаточный потенциал экономического развития, который позволяет ему сохранять устойчивое положение и повышать эффективность деятельности даже при воздействии некоторых неблагоприятных факторов, что отвечает как интересам собственников, так и работников предприятия.

В практике деятельности торгового предприятия большое значение имеет удовлетворение интересов собственников, акционеров, инвесторов предприятия не только в получении достоверной информации о бухгалтерской отчетности и учетной политике организации, но и в овладении соответствующей аналитической информацией о ее финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия различных управленческих решений.

Анализ рентабельности занимает основное место в финансовом анализе, осуществляемом организацией торговли. Информационной базой анализа рентабельности являются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета. В процессе контроля показателей бухгалтерского учета и отчетности, участвующих в расчете коэффициентов рентабельности, применяют следующие аналитические процедуры:

– сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с данными за прошлый отчетный период;

– сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними коэффициентов рентабельности отчетного периода и предыдущего года с нормативными значениями или критериальными, свидетельствующими о положительных или отрицательных тенденциях в изменении рентабельности организации;

анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов рентабельности при изучении влияния факторов на эти показатели.

Так как показатели рентабельности предприятия – это относительные коэффициенты, выражающие экономическую зависимость ряда показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ предусматривает построение различных факторных моделей анализа коэффициентов рентабельности.

Анализ рентабельности коммерческого (торгового) предприятия имеет свою специфику, связанную с использованием показателей и терминологии, присущих торговым предприятиям. Рентабельность торгового предприятия характеризуется системой показателей, между которыми существует взаимосвязь и взаимозависимость. В свою очередь каждый из показателей рентабельности складывается под воздействием тех или иных процессов, происходящих в деятельности предприятия.

Взаимосвязи и пропорции между основными экономическими показателями, характеризующими хозяйственно – финансовую деятельность ООО «Анюта», приведены в таблице №9.

 

Таблица 9. – Показатели эффективности деятельности ООО «Анюта»

Показатели Условные обозначения Прошлый год 2002 Отчетный год 2003 Изменения
        Абсолютные (+, -) Относительные, %
1. Выручка (объем товарооборота), руб. N       110,6
2. Трудовые ресурсы: а) среденесписоч. числ-ть персонала, чел. T     - -
б) оплата труда с начислениями, руб. U        
3. Внеоборотные активы, руб. F     – 18295  
4. Оборотные активы, руб. E       152,3
5. Себестоимость продаж, руб. S       109,48
6. Товарные запасы, руб. З        
7. Издержки обращения, руб. I     – 34231 96,2
8. Прибыль от продаж, руб. P=N-S-I        
9. Рентабельность капитала (основных и оборотных активов), % R=P/(F+E) 53, 55 56,49 2,94 105,5
10. Рентабельность продаж, % P/N 8, 6   2,4  
11. Рентабельность издержек обращения, % P/I 69, 8 102,9 33,1  
12. Прибыль на одного работника, руб./чел. P/T        
13. Рентабельность расходов на оплату труда, % P/U 204, 8 281,3 76,5  
14. Фондоотдача основных и оборотных активов, % N/(F+E) 625, 3 514,7 – 110,6 82,3
15. Скорость обращения оборотных активов (число оборотов) N/E 9, 1 6,6 – 2,5 72,5
16. Доля оборотных активов в имуществе, % E/(F+E) 68, 7 77,8 9,1  
17. Скорость обращения товарных запасов (число оборотов) N/З 11, 4 7,3 – 4,1  
18. Доля товарных запасов в оборотных активах, % З/E   90,2 10,2  
19. Издержкоемкость продаж I/N 0, 123 0,106 – 0,017  
20. Производительность труда, руб./чел. N/T       110,6
21. Фондооснащенность труда (F+E)/T        
22. Средняя зарплата на одного работника, руб./чел. U/T        
23. Зарплатоемкость продаж U/N 0, 042 0,039 – 0,003  

 

В торговле одним из основных показателей рентабельности является рентабельность товарооборота, исчисляемая как отношение прибыли от продажи товаров к товарообороту. На анализируемом предприятии он увеличился по сравнению с прошлым годом на 28%. В последующем можно установить взаимодействие рентабельности товарооб


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.