Метафизика и физика Аристотеля — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Метафизика и физика Аристотеля

2017-11-16 441
Метафизика и физика Аристотеля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Аристотеля нередко считают основателем метафизи­ки. Это неверно.Аристотелю в этом случае приписывают создание того, о чем он на самом деле не помышлял. Термин «метафизика» (буквально «после физики») возник случайно: так Андроник Родосский в I веке до н. э. назвал часть его сочинений, которые следовали за изложени­ем его физических и, шире, естественнонаучных представлений и были посвящены общим принципам философии. Этот термин нередко тол­куют также как обозначающий то, что лежит за физическими явления­ми. Таким образом, Аристотель не был автором этого термина, но все же причастен к его возникновению.

Аристотель стремился преодолеть дуализм вещи и идеи, который постулировал Платон. Сущность познания он видел в познании вещи через нее саму. По этой причине он вводит другое противопоставле­ние - противопоставление между материей и формой.

У Аристотеля мир предстает как иерархия сущностей, внизу которой находится материя, а наверху чистая форма. Чистой формой Аристо­тель считал бога, который в его философии получил статус высшего принципа. Развитие мира предполагает движение, в самом мире движе­ния нет - следовательно, таким двигателем любого развития в мире является бог. Если нет бога, то не может существовать и изменения. Аристотель приходит к такому выводу в ходе следующих рассужде­ний: любое изменение в мире предполагает причину; причина, в свою очередь, имеет собственную причину; поскольку подобное рассуждение ведет к бесконечному числу причин, а бесконечного числа причин быть не может, необходимо предположить наличие первопричины, которая приводит мир «в движение». Этой причиной и является бог.

По мнению Аристотеля, ни материи, ни формы в чистом виде не существует. Сущность предмета заложена в материи лишь как потенция, возможность; с другой стороны, только в материи фор­ма обретает актуальность, действительность. Основой любого бы­тия Аристотель считал первую материю. Противопоставляя материю и форму, материю он рассматривал как пассивное начало, на которое воздействует активное начало - форма, т.е. источник движения и цель. Материя представляет собой основу для любого бытия, но не может быть отождествлена с ним. Материя - это лишь потенция, ко­торая должна быть ограничена формой, чтобы превратиться в опре­деленную вещь. И лишь определенная вещь приобретает способность «быть», т.е. получает бытие. Как уже указывалось, Аристотель разра­ботал систему десяти категорий. Категория сущности, т.е. ответ на вопрос «что есть вещь?», стоит к бытию ближе всего.

Форма обретает действительность лишь в материи, а материя су­ществует лишь в связи с формой, поскольку любому становлению, по мнению Аристотеля, присуща цель (энтелехия): любое становление предполагает становление возможного действительным, актуальным.

Аристотель выделял четыре причины перехода возможного в акту­альное:

формальная причина, когда предмет получает определенность в соответствии со своей формой (например, дом строят в соответ­ствии с планом);

целевая причина, когда предмет создается в соответствии с его предназначением, функцией (так, цель существования дома - за­щита от непогоды);

движущая причина, т.е. тот «мотор», который приводит процесс возникновения предмета в действие (в случае с домом это работа плотников, каменщиков и т.д.);

материальная причина - это сама материя, без которой суще­ствование предмета невозможно (дом строят из камней).

Случайность также вписывается в противопоставление мате­рии и формы, а точнее, вытекает из него. Материя, согласно Арис­тотелю, «сопротивляется» форме, стремящейся дать материи опреде­ленность. Именно из-за этого возникает всё случайное в явлениях действительности (например, конкретные черты внешности того или иного человека). Если бы этого сопротивления не было, то форма, которую получает материя, всегда была одинаковой, не существовало бы уродств и отклонений, т.е. в материи реализовывалась бы форма в чистом виде.

Душу Аристотель рассматривал как энтелехию, форму любого тела, которое обладает способностью быть живым. Аристотель выделял растительную душу, основная задача которой состоит в по­исках питания; животную душу, основная функция которой заключает­ся в ощущении и перемещении по пространству; разум, сущность ко­торого - мыслительная деятельность. Наиболее важной частью души, по Аристотелю, является разум. В разуме Аристотель также выделял материю и форму. Материю разума он называл претерпевающим ра­зумом, его форму - деятельным (творящим) разумом. Деятельный разум - это причина любой духовной активности; благодаря пре­терпевающему разуму человек оказывается в состоянии восприни­мать предметы и познавать форму предметов и явлений.

 

 

Этическое учение Аристотеля

 

Целью человека, по Аристотелю, является деятель­ность души, согласованная с суждением. Эту ценность он называет дианоэтической и определяет ее сущность как деятельность разума. Основную добродетель разума Аристотель видит в благоразумии. Этой ценности противостоят этические ценности. Если дианоэтические добродетели справедливы для всех людей, то этические ценнос­ти действительны лишь в рамках определенного общества. Аристо­тель одним из первых высказал мысль, что поведение человека зави­сит не только от того, понимает ли он свою пользу: человек ведет себя определенным образом потому, что он был приучен поступать так, а не иначе.

Подлинная ценность, с точки зрения Аристотеля, представляет со­бой нечто среднее между двумя крайностями. Так, умеренность Ари­стотель рассматривает как добродетель, поскольку она является зо­лотой серединой между сладострастием и безразличием; мужество - поскольку оно занимает промежуточное положение между трусо­стью, яростью и безрассудством.

В то же время Аристотель склоняется к тому, что дианоэтические и этические добродетели не противопоставлены друг другу абсолют­но. Он полагал, что быть добродетельным человек не может, если он не обладает благоразумием, а благоразумие невозможно для челове­ка, который не обладает этическими добродетелями.

Аристотель придерживался мнения, что человеческая воля сво­бодна: человек имеет возможность выбора. Это было необходимо для того, чтобы связать добродетели со страстями. Если этическая добродетель - это сдерживание воли, то воля - это страсть, жела­ние, которому разум придает форму. А, следовательно, желание обла­дать благом может и должно совпадать с пониманием того, что же является благом.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.