Учение Платона о государстве — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Учение Платона о государстве



Платон в рамках своей философии создал и учение о государ­стве (диалоги «Государство», «Политик» и «Законы»).

В диалоге «Государство» Платон рассматривает три основные группы вопросов. Во-первых, это вопрос о создании идеального го­сударства. Во-вторых, это определение слова «философ», которое Платон дает в связи со своим убеждением, что у власти должны на­ходиться философы. Наконец, в-третьих, Платон рассматривает воп­рос о реально существующих политических системах, т.е. анализиру­ет устройства реальных государств.

Основная цель, которую ставил перед собой Платон, состояла в написании проекта создания прочного и стабильного государства. Такое государство должно быть максимально приближенным к образцу – самой идее государства. Фактически в учении о государстве мы сталкиваемся с продолжением учения Платона об идеях: поскольку в мире нет ничего устойчивого, устойчивы только идеи, а также то, что им в наибольшей степени соответствует. Платон стремился к тому, чтобы обосновать идею идеального государства и воплотить его в жизнь.

Платон полагал, что идеальное государство должно включать в себя три сословия: ремесленников, воинов и мудрецов.Платон в соответствии со своей концепцией устройства человеческой души выделял три добродетели: сдержанность, мужество и мудрость. Ре­месленники - это те люди, у которых преобладают вожделения; имен­но они должны производить общественные блага и торговать ими. Основной добродетелью ремесленников Платон считал сдержанность. Воины - это люди, которые в своем развитии достигли высоких воле­вых качеств и мужественности, а потому на них должна быть возложена обязанность защищать государство; их основная добродетель - му­жество. И лишь те люди, которые достигли наибольшей высоты в че­ловеческом развитии, т.е. мудрецы, могут руково­дить государством.

Правители, т.е. философы, должны обладать такой добродетелью как мудрость - способность к пониманию блага. Его понимание блага существенно отличается от понимания блага, приписываемого Сократу. Пла­тон существенно расширяет понятие блага, определяя его как цель и причину всякого бытия. С точки зрения Платона, человек познает бы­тие лишь благодаря существованию блага: «Так вот, то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага... Считай, что и познаваемые вещи не только могут познаваться лишь благодаря благу, но оно дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно - за пределами существования, превышая его достоинством и силой».



Из того, что Платон отождествлял бытие с идеями, в частности, вытекает, что благо является причиной и целью существования идей, т.е. существует как нечто внешнее по отношению к идеям, существует до и помимо них.Благо придает миру единство, меру и порядок; оно является причиной не только того, что мир познаваем, но и того, что вещи обладают бытием. При этом для Платона вполне закономерным является вопрос о благе как об основании мира, в то время как вопрос об основаниях самого блага оказывается полнос­тью лишенным смысла. Платон сравнивает благо с солнцем, которое, освещая предметы, делает их видимыми, а также дает жизнь растениям, животным и людям. Из этого и вытекает необходимость того, что править идеальным государством должны философы.

Платон считал, что рождение и воспитание детей - это дело государственной важности, а потому семья не может брать на себя эти обязанности.Соответственно, эту роль берет на себя государ­ство, отбирая детей у матерей и воспитывая их в соответствии с их способностями. Это необходимо для того, чтобы отобрать лучших, которые смогут управлять государством и защищать его. Следова­тельно, «собственность» на детей также является коллективной, как и собственность на предметы быта (и, как полагал Платон, на женщин). Конечно, Сократ, от имени которого излагаются идеи Платона, предви­дит трудности, связанные с таким положением. Однако они не кажут­ся ему непреодолимыми.

Подготовка правителей, по Платону, должна включать начальное образование - изучение музыки, поэзии и гимнастики до достижения двадцатилетнего возраста, изучение астрономии, математики и гармонии в течение 10 лет, затем изучение философии в течение 5 лет с последующей практической государственной дея­тельностью.Только после этого, т.е. по достижении пятидесятилет­него возраста, человек может занимать руководящие места в госу­дарстве. Кроме того, претенденты на власть должны проходить жест­кий отбор: только так, по мнению Платона, можно подготовить действительно достойных правителей.



В платоновском идеальном государстве практически нет места творчеству и искусству.Парадоксально, но это так, тем более что Платон был идеалистом. Он полагал, что искусство в большинстве его проявле­ний способствует развитию изнеженности; следовательно, оно в це­лом вредно для государства и должно быть запрещено. В некото­рых случаях, доказывая вредность искусства, Платон доходит до весь­ма причудливой аргументации. В частности, он указывает, что хороший человек не должен стремиться подражать дурному человеку; посколь­ку же в большинстве пьес выводятся злодеи, драматургу и актеру, который играет роль злодея, приходится подражать людям, виновным в различных преступлениях. Поэтому в пьесах, если вообще их можно допустить, не должны выводиться другие характеры, кроме безупреч­ных мужчин-героев хорошего происхождения. Поскольку невозможность этого очевидна, Платон решает изгнать всех драматургов из своего города: «Если же человек, обладающий умением перевоплощаться и подражать чему угодно, сам прибудет в наше государство, желая показать нам свои творения, мы преклонимся перед ним, как перед чем-то священным, удивительным и приятным, но скажем, что такого человека у нас в государстве не существует, и что недозволено здесь таким становиться, да и отошлем его в другое государство, умастив ему главу благовониями и увенчав шерстяной повязкой...».

Тем не менее, Платон не отрицает воспитательной функции ис­кусства,что приводит его к допущению необходимости искусства, предназначенного исключительно для воспитания граждан. В воспи­тание граждан входит не только «гимнастика», под которой Платон понимал физическое развитие, но и «музыка» - в особом смысле этого слова, имеющем отношение к музам вообще.

Платон негативно относился к частной собственности.С его точки зрения, наличие частной собственности представляет собой соблазн для тех, кто обладает властью; по этой причине необходимо исключить возможность корыстных мыслей, просто запретив частную собственность.

В заключение диалога «Государство» Платон предлагает клас­сификацию форм власти.Он выделил:

1) аристократию, т.е. власть избранных;

2) монархию;

3) тимократию (т.е. власть воинов: в качестве примера он приводит Спарту);

4) олигархию - власть небольшого числа богачей;

5) демократию, крайней формой которой является охлократия, т.е. власть толпы;

6) тиранию;

7) идеальное государство, которое не может быть воплощено в дей­ствительности.

Аристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы - к неправильным. Идеальное государство в теории Платона стояло особняком, поскольку не могло существовать в реальности.

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.