Общие характеристики типов культур — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие характеристики типов культур

2017-11-16 1232
Общие характеристики типов культур 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Моноактивные Полиактивные Реактивные
Систематически планируют будущее Планируют только в общих чертах Сверяют только с общими принципами
Одновременно делают только одно дело Делают одновременно несколько дел Реагируют по ситуации
Разбивают проекты на этапы Дают проектам пересекаться Рассматривают картину в целом
Строго придерживаются плана Меняют планы Вносят легкие коррективы
Бесстрастны Эмоциональны Ненавязчиво заботливы
В споре опираются на логику В споре опираются на эмоции Избегают конфронтации
Редко перебивают Часто перебивают Не перебивают
Сдержанная жестикуляция и мимика Эмоциональная жестикуляция и мимика Едва уловимая жестикуляция и мимика

 

Таким образом, опираясь на теоретические обоснования, можно дать некоторые общие практические рекомендации по подготовке и развитию деловых контактов с представителями разных типов культур.

Специфика делового общения представителей моноактивного типа культуры. Для представителей данных культур характерен объективистский дискурс и рационализм. Это выражается в линейном восприятии времени, строгом и четком плановом подходе к деятельности и невозможности выполнения нескольких дел одновременно. Как правило, представители данного типа алгоритмичны в работе, хорошие плановики, часто оперируют фактами, эмоции у них никогда не являются коммуникативной доминантой.

Специфика делового общения представителей полиактивного типа культуры. Коммуникация с представителями данного типа строится на основе получения информации в ходе личных контактов с людьми. Эмоциональная сфера в деловой коммуникации нередко доминирует. Как правило, представители полиактивных культур не отличаются пунктуальностью, пренебрежительно относятся ко всяким расписаниям и инструкциям, не всегда рационально расходуют время, особенно с точки зрения представителей моноактивного типа культуры, так как в полиактивном социокультурном дискурсе время не является линейной величиной, а воспринимается как величина циклическая. Они склонны делать несколько дел одновременно: это считается критерием наполненности жизни. В деловом общении делают акцент на доминанте межличностных отношений, эмоциональной близости, симпатии, красноречии. Однако следует учитывать и тот факт, что нередко представители данного типа культуры идут по пути автократического варианта принятия решений. Здесь доминирующую роль играют иерархическое положение, статус, репутация, происхождение и нередко материальный достаток коммуниканта.

Специфика делового общения представителей реактивного типа культуры. Для представителей данного культурного формата доминанта коммуникации — достижение гармонии в отношениях. Однако эта гармония не всегда прямо пропорционально соотносится с многословностью. Например, финны, как представители реактивного типа культуры, в деловых отношениях немногословны и интровертированы. С одной стороны, в менталитете представителей этого типа культуры учитывается цикличность времени, с другой — прослеживается адаптивная тенденция, т.е. имеет место приспособление ко времени, а не распоряжение им. Бытует мнение, что с каждым новым витком времени человек становится мудрее. В организационной культуре присутствует система четких иерархических взаимоотношений. Но по сути своей она напоминает структуру семьи. Поведенческая модель в деловой коммуникации основывается на скромности, вежливости и профессионализме. Когнитивный дискурс функционирует по принципу «монолог — пауза — размышление — монолог». Паузы воспринимаются как очень важная часть деловой беседы. Невербалика не настолько обильна, как у полиактивисткого типа: она скорее носит несколько интровертированный, утонченный характер. Например, общепринятым считается избегание прямых взглядов на собеседника и открытых касаний во время бесед. Нередко можно отметить такой факт, как отсутствие называния по имени во время деловых бесед: это придает беседе некоторую безличность. У представителей данного типа культуры принято соблюдать ритуализированные формальности во время проведения деловых мероприятий. Как правило, все деловые мероприятия четко следуют протоколу и регламенту. Стиль их проведения часто бывает безличным и безэмоциональным.

Г. Миллер обнаружил, что при объяснении своих поступков жители США и Канады (представители индивидуалистских культур) преимущественно используют диспозиционные характеристики («он поступил так, потому что он несчастный»), а представители азиатских (коллективистских) культур чаще апеллируют к контексту («он поступил так, потому что был жаркий день»). Он также выделил несколько основополагающих индексов, характеризующих специфику коммуникации в разных культурах:

· индекс индивидуализма / коллективизма, основанный на самоориентации личности;

· индекс иерархической дистанцированности, отражающий ориентацию на власть и авторитет;

· индекс степени избегания неопределенности, характеризующий уровень готовности к риску;

· индекс мужского или женского стиля деловых взаимоотношений, фокусирующийся на ориентации на достижения;

· индекс ориентации на краткосрочные / долгосрочные отношения;

· индекс снисхождения к слабостям / сдержанности.

В индексе индивидуализма / коллективизма отражено отношение между индивидом и обществом. Совершенно очевидно, что высокий индекс индивидуализма означает концентрацию личности на себе и собственных достижениях, в то время как высокий индекс коллективизма указывает на подчинение индивида коллективу. В данном случае, дифференциация основывается на базовых социокультурных ценностях.

Иерархическая дистанцированность. Это статусное разделение между членами общества, находящимися на разных ступенях социальной лестницы. Индекс иерархической дистанцированности измеряет толерантность социума к неравноправию между вышестоящими и нижестоящими индивидуумами.

Степень избегания неопределенности. Это степень избегания риска или стремления к нему. Индекс степени избегания неопределенности отражает терпимость и готовность членов общества к неопределенности ситуации, а также их стрессоустойчивость.

Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения. Жесткая конкуренция, требовательность, стремление к достижениям, относятся к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом жесткого типа поведения характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих. В противоположность этому в странах с доминирующим поведением по женскому типу преобладающими ценностями являются участливость, скромность, акцент на эмоциональный комфорт, альтруизм. В странах с мужским типом поведения ценится работа, позволяющая добиться признания, сделать карьеру, в странах с женским типом — работа в приятном коллективе, взаимопомощь.

Ориентация на краткосрочные / долгосрочные отношения. Индекс ориентации на долгосрочные отношения отражает формирование свойств, направленных на вознаграждение в будущем (например, упорство и экономия). Индекс ориентации на краткосрочные отношения отмечает формирование других качеств, связанных с прошлым и настоящим, (например, уважение к традиции, сохранение своего «лица» и выполнение общественного долга).

Индекс снисхождения к слабостям / сдержанности. «Снисхождение к слабостям» свойственно обществу, в котором принято относительно свободно удовлетворять основные человеческие потребности, связанные с наслаждением жизнью и получением удовольствия (отдых, развлечения и т.п.). «Сдержанность» же соответствует обществу, которое строго относится к удовлетворению нужд и регулирует его с помощью жестких социальных норм. Сюда же Г. Хофстеде относит свободу самовыражения: в «снисходительном обществе» она поощряется, в то время как в «сдержанном» считается излишней роскошью.

В табл. 3.2 проводятся данные измерения индексов коммуникации по Г. Хофстеде в различных странах.

 

Таблица 3.2

Измерения Г. Хофстеде на примере разных стран

Страна Индивидуализм / коллективизм Дистанцированность от власти Избегание неопределенности Мужественность / женственность
Россия и страны СНГ Коллективизм Большая Высокое Высокое
Австралия Индивидуализм Малая Среднее Высокое
Канада Индивидуализм Умеренная Низкое Умеренное
Англия Индивидуализм Малая Среднее Высокое
Франция Индивидуализм Большая Высокое Слабое
Греция Коллективизм Большая Высокое Умеренное
Италия Индивидуализм Средняя Высокое Высокое
Япония Коллективизм Средняя Высокое Высокое
Мексика Коллективизм Большая Высокое Высокое
Сингапур Коллективизм Большая Низкое Среднее
Швеция Индивидуализм Малая Низкое Слабое
США Индивидуализм Малая Низкое Высокое
Венесуэла Коллективизм Большая Высокое Высокое

 

Э. Холл, описывая пространственно-временные доминанты в кросс-культурной коммуникации, выделяет две системы восприятия времени: монохроническую и полихроническую.

В основе монохроничного понимания времени лежит тенденция к разделению времени на небольшие отрезки и последовательному выполнению запланированных дел. «Монохроническое» время линейно, поэтому именно в этом контексте применимы выражения «потратить время», «сэкономить время» и т.д. Данный способ восприятия времени характерен для Северной Америки, Германии, Швейцарии.

Полихроническое восприятие времени, с точки зрения Э. Холла, характерно для высококонтекстных культур, где доминантой является гармония человеческих отношений. Для данного типа восприятия времени совершенно нехарактерно четкое соблюдение временных норм и рамок, пунктуальность. Особенно это заметно у представителей арабских культур и латиноамериканцев. Разумеется, знание данной специфики позволяет максимально эффективно выбирать и использовать коммуникативные стратегии в деловой коммуникации с представителями разных культур.

В модели Клукона — Стродберга представлено шесть критериев оценки культур.

1. Отношение к окружению. Этот критерий может быть рассмотрен с трех позиций: «подчинение окружению», «гармония с ним» или «попытка доминировать».

2. Отношение ко времени. Время неодинаково воспринимается в разных культурах, данный факт отмечен практически в каждой из классификаций. Как правило, все исследователи, по сути, делят время на «линейное» и «цикличное».

3. Природа человека. В зависимости от восприятия природы человека в каждой из культур используется, преимущественно, автократический или доверительный подход.

4. Ориентация деятельности. В разных культурах деятельность может быть ориентирована на действие, бытие и результат (контроль). Для жителей США характерна направленность на действие. Они много работают в надежде на карьерный рост и финансовое благосостояние. Латиноамериканцы по своему мироощущению ориентированы на бытие. Французы, англичане, немцы ориентированы на контроль, рационализм, логику жизни.

5. Направленность ответственности. Существуют культуры, где доминирует «индивидуальная» ответственность (США), и культуры «коллективной» ответственности (Китай).

6. Концепция пространства. Различают культуры с «открытыми» и «закрытыми» офисными пространствами. Т. Парсонс выделил пять факторов, определяющих коммуникативную компетентность с представителями других культур.

1) эмоциональность — нейтральность (дихотомия между эмоциональной и рациональной доминантами);

2) интересы личности — интересы коллектива;

3) универсализм — партикуляризм (дихотомия общих и индивидуальных стандартов);

4) специфичность — диффузорность;

5) авторитетность — результативность (дихотомия статуса и собственно результативности личности).

В типологии Ч. Хэмпден-Тернера и Ф. Тромпенаарса рассматриваются несколько культурных пространств (США, Западная Европа, Азия, Латинская Америка, Ближний Восток) с точки зрения отношений к таким параметрам, как:

· окружающая среда (контроль — гармония);

· время (фиксированное время — текучее время);

· действие (деятельность — существование);

· коммуникация (низкоконтекстная — высококонтекстная; прямая — непрямая; эмоциональная — действенная; неформальная — формальная);

· пространство (личное — публичное);

· власть (равноправие — иерархия);

· индивидуализм (индивидуализм — коллективизм);

· структура (гибкость — порядок);

· мышление (индуктивное — дедуктивное; линейное — системное).

С точки зрения вышеперечисленных дихотомий, аспект «деятельность» присущ, например, в США и западноевропейских государствах, а аспект «существование» наиболее полно отражен в культуре Латинской Америки. В Северной Америке время «фиксировано», в то время как на Ближнем Востоке его воспринимают как величину «текучую» и т.д. С точки зрения методологии нейролингвистического программирования, существует понятие предпочитаемого стиля мышления, т.е. стиля переработки информации. Исходя из данной концепции, можно выделить три основных стиля репрезентации мира не только в сознании отдельного индивида, но и в рамках целых культурных пластов:

1) визуальный — восприятие мира в картинках, зрительных образах;

2) аудиальный — звуковая доминанта;

3) кинестетический (доминанта эмоций и ощущений.

Можно предположить, что это напрямую связано с языком и когнитивными схемами конкретной социокультурной реальности. Например, в США преобладает визуальный стиль (50% населения воспринимают мир глазами), во Франции господствует аудиальная система репрезентации информации, Великобритания представляет собой нечто среднее с преобладанием визуальной доминанты, а страны Ближнего Востока, Индия, Юго-Восточная Азия имеют однозначную кинестетическую доминанту.

В своей книге «Кросс-культурное поведение в бизнесе» Р. Гестланд выделяет четыре основные особенности социокультурного делового поведения, которые могут привести к коммуникативным неудачам. Данные особенности вытекают из некоторых вышеуказанных когнитивных констант и могут быть представлены в виде дихотомий:

1) внимание на сделке / внимание на взаимоотношениях;

2) неформальный стиль общения / формализованный стиль общения;

3) культуры с жесткими временными рамками / культуры с гибкими временными рамками;

4) эмоционально-экспрессивные / эмоционально-сдержанные культуры.

Если опираться на модель Колба — Фрая, то в деятельностной основе дифференциации культур лежат четыре звена, а именно: действие — опыт — рефлексия — знание. Южные культуры преимущественно ориентированы на действие; северные — на опыт; восточные — на рефлексию; западные — на знание.

По мнению ряда авторов, при дифференциации культур можно учитывать еще некоторые параметры дихотомического плана (такие как рациональность — эмоциональность; оптимизм — пессимизм; открытость — закрытость).

Что касается дихотомии «рациональность — эмоциональность», то, например рационализм как поведенческая доминанта присущ французам. Следует отметить, что часто французский рационализм находит отражение в скепсисе и недоверии по отношению к партнерам по коммуникации. Американцы — рационалисты с большой буквы. Россияне — эмоциональны. Многие представители арабского, латиноамериканского мира также будут иметь эмоциональную доминанту в коммуникации. Если говорить о дихотомии «оптимизм — пессимизм», то жители США, в большинстве своем, оптимистичны. Это выражено и в ментальности, и в дискурсивных стратегиях. Многие представители Центральной и Западной Европы оптимистичны. Россияне в целом — пессимистичный народ. Это обусловлено историческими, социально-экономическими и климатическими причинами.

Если рассматривать дихотомию «открытость — закрытость», то, по мнению Н. М. Лебедевой, в закрытых культурах поведение индивида лежит в плоскости принятых норм и моделей поведения. Нарушение и выход за рамки норм строго осуждается и карается. В открытых культурах, для того чтобы добиться какого-либо результата необходимо во многом выходить за рамки и отступать от общепринятых норм и моделей поведения. Представители закрытой культуры — японцы, открытой — жители США.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.