Тема 9. Денежно-кредитная политика — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 9. Денежно-кредитная политика

2017-11-16 176
Тема 9. Денежно-кредитная политика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План семинара:

1. Предложение денег. Операции центрального банка и денежная база.

2. Равновесие на денежном рынке. Влияние центрального банка на рыночную процентную ставку.

3. Цели денежно-кредитной политики. Механизм влияния денег на экономику.

4. Проблемы проведения дискреционной и нормативной монетарной политики.

Основная литература:

1. Курс экономической теории: учебник. Под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2010. Гл. 20, §7; гл. 26, §§ 2, 5, 7.

2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2006. Тема 9 (9.5).

3. Мэнкью Н. Принципы экономикс. СПб., 2010. Гл.27, 28, 34.

 

Вопросы и задания:

1. Предположим, что в экономике спад, и Центральный Банк решает проводить политику «дешевых денег». Покажите и объясните с помощью графиков денежного рынка и совокупного спроса – совокупного предложения, как могла бы помочь эта политика.

2. Предположим, бессрочная облигация будет приносить ее владельцу 1000 рублей ежегодно. Если процентная ставка равна 10%, то сколько стоит такая облигация сейчас? Что случится со стоимостью этой облигации, если процентная ставка возрастет до 20%? Упадет до 5%?

3. Центробанк хочет увеличить денежное предложение на 2000 млрд. руб.

а) Какие операции на открытом рынке ценных бумаг и на какую сумму он должен провести, если норма резервных требований составляет 4%?

б) Учетная ставка равна 8 %. Если Центробанк хочет достичь своей цели, то на сколько должна измениться учетная ставка? Можно ли дать точный ответ? Почему?

в) Что должен сделать Центробанк, если он хочет достичь того же через валютные операции, а обменный курс рубля составляет 30 руб. за 1 долл.?

4. Центробанк купил на открытом рынке облигации правительства на сумму 500 млрд. руб. Что произойдет с денежным предложением, если норма резервных требований составляет 10%, и кроме того известно, что из 500 млрд. руб., полученных продавцами ценных бумаг от Центробанка, 100 млрд. руб. не поступили в банковскую систему страны, а были сразу вывезены за границу?

5. Центробанк решает, что необходимо проводить политику «дорогих денег» и хочет уменьшить денежное предложение на 3000 млрд. руб. Предположим, что люди держат 25% своих денег в форме наличности, резервные требования составляют 4 %, и дополнительно банки держат в резервах 6% от своих депозитов. Рассчитайте денежный мультипликатор. Покажите, как ЦБ может достичь своей цели через операции на открытом рынке.

6. Опишите денежный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии). Почему монетаристы считают, что деньги оказывают на экономику более мощное влияние, чем думают кейнсианцы?

7. Какую денежную политику кейнсианцы считают правильной? Как они ее обосновывают? По каким причинам такая монетарная политика на деле может оказаться дестабилизирующей?

Почему политика «дешевых денег» может привести со временем не к снижению, а к росту стоимости кредитов? (вспомните эффект Фишера)

8. Какую денежную политику рекомендуют проводить монетаристы? Покажите, как они аргументируют её, используя количественное уравнение обмена.

9. Состояние экономики в одном году характеризуется следующими данными. Денежное предложение составляет 400 млрд. руб. Долгосрочный ежегодный прирост ВВП равен 3%. Скорость обращения денег постоянна и равна 4. Пусть также банковская система не имеет избыточных резервов, а норма резервных требований – 10%. Допустим, что ЦБ стремится выполнить монетаристское правило и действует через операции на открытом рынке. На какую сумму он должен тогда продать или купить государственные облигации?

 

Тесты для самоконтроля:

1. Норма обязательных резервов равна 0,1. Госбюджет сведен с дефицитом в 300 млрд. руб. Правительство решает покрыть дефицит на 1/3 за счет денежной эмиссии, а на 2/3 за счет выпуска облигаций. Как может измениться предложение денег, если ЦБ выкупит четвертую часть выпущенных государством облигаций?

а) предложение денег может возрасти на 500 млрд. руб.;

б) предложение денег может увеличиться на 600 млрд. руб.;

в) предложение денег может уменьшиться на 400 млрд. руб.;

г) предложение денег может увеличиться на 1500 млрд. руб.

2. Норма обязательных резервов равна 12%, избыточные резервы составляют 3% от суммы депозитов. Если общая величина резервов равна 45 млрд. руб., а наличность составляет 150 млрд. руб., то размер депозитов равен:

а) 300 млрд. руб.; б) 375 млрд. руб.; в) 363,75 млрд. руб.; г) 225 млрд. руб.

3. Если предположить, что деньги меняют своих владельцев в среднем через месяц, а экономические агенты используют весь имеющийся доход, то какой будет денежная масса в экономике, если совокупный номинальный доход составляет 2700 млрд. в год?

а) 32 400 млрд.; б) 225 млрд.; в) 2700 млрд.; г) нельзя определить.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

А. Рекомендуемая основная литература:

1. Елисеев А. С. Экономика: Бизнес-курс МБА.- М.: «Дашков и Кº», 2009.

  1. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ. - М.: Вита – пресс, 2000.
  2. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2009.
  3. Курс экономической теории: учебник. - Киров: “АСА”, 2010.
  4. Мамедов О. Ю. Современная экономика. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  5. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2005.
  6. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2006.
  7. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 4-е изд. - СПб: Питер Ком, 2010.
  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд.,изм.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2010.
  9. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 16-е изд. - М.: Издательский дом ”Вильямс”, 2009.

11. Сафрончук М. В. Микроэкономика. Курс лекций.- М.: КНОРУС, 2007.

  1. Сажина М.Н., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов.- М.:Норма, 2005.

13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 2010.

14. Экономическая теория: основные понятия, тесты и задачи. Учебно-методический комплекс. Изд.2-е.- М.: Изд.-во РАГС, 2009.

Б. Дополнительная литература:

  1. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. Пер. с англ. - Спб: Питер, 2008.

2. Акулов В. Б. Макроэкономика: учебное пособие. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: МПСИ, 2008.

3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. Изд 2-е, перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2006.

4. Бугаян И. Р., Маличенко И.П., Корчагин Ю.Л. Современная макроэкономика: учебник.- Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  1. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями. Под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. М. 2004.
  2. Корниенко О.В. Макроэкономика: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 13-е издание М.: ИНФРА-М, 2006.
  4. Методические материалы по экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов: Программы, тесты, задачи, решения. Под общ. Ред. Л.С. Гребнева. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  5. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. 4-е изд. Спб.: Питер, 2008.
  6. Сухарев О.С. Основы макро- и микроэкономики: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2009
  7. Франк Р.Х. Микроэкономика и экономическое поведение. Университетский учебник. – М.: Инфра-М, 2000.
  8. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 2006.
  9. Экономика. Учебник под ред. А.И. Архипова, А.Н.Нестеренко, А.К. Большакова. 2-е изд. - М.: Проспект, 2005.
  10. Экономическая теория. Учебник. Под ред. Камаева.- 6-е изд. М.: Владос, 2005.

 

В. Периодические источники:

1.Вестник МГУ: Серия 6. Экономика.

2.Вестник ТГУ. Экономика.

3.Вопросы экономики.

4.Международная жизнь

5.Мировая экономика и международные отношения.

6.Общественные науки и современность.

7.Российский экономический журнал.

8.Россия и современный мир.

9.Экономическая наука современной России.

10. Экономические науки.

11. Эксперт.

 

Г. Интернет-ресурсы:

  1. Всемирный банк: www.worldbank.org.
  2. Государственный университет – Высшая школа экономики: www.hse.ru.
  3. Институт экономики переходного периода: www.iet.ru.
  4. Информационное агентство «Росбизнесконсалтинг» (РБК): www.rbc.ru.
  5. Международный валютный фонд: www.imf.org.
  6. Министерство финансов РФ: www.minfin.ru.
  7. Министерство по налогам и сборам РФ: www.nalog.ru.
  8. Федеральная служба государственной статистики: www.fsgs.ru.
  9. Центральный банк РФ: www.cbr.ru.

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.