Свободное воспитание и гуманистическая педагогика — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Свободное воспитание и гуманистическая педагогика

2017-11-16 204
Свободное воспитание и гуманистическая педагогика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4.1 Говоря о педагогике, построенной на основании идей свободного воспитания, Г. С. Батищев пишет:

«Общая стратегия тут — утверждение господства человека над любыми вещами ради расцвета и ничем не скованного прогресса всех человеческих способностей, всех «сущностных сил». Этому расцвету и прогрессу отдается приоритет как самоцели. На место формирования взаимодействия извне ставится самоформирование, но оно может потерять свою меру, стать чрезмерным, присваивающим себе те успехи, которыми человек обязан великому культурному наследию, ему доставшемуся. Представляется, будто творческие способности коренятся преимущественно или даже исключительно в них же самих, происходят из ничего и совокупность этих способностей выступает как автономный мир и вершина человеческого совершенства.

Сугубое внимание к индивидуальности, к неповторимости душевного мира каждого помогает увидеть, что специфически человеческие потенциальные качества и врожденные способности или их задатки всегда предшествуют воспитанию и обучению. Важнее всего дать свободу именно тому и растить в ребенке именно то, к чему он предрасположен изначально. Воспитание не должно ничего навязывать, но питать и выращивать зерна способностей.

Педагог сам оказывает влияние на воспитуемого именно благодаря своим способностям, благодаря тому, что преподаваемая им культура для него — не внешнее и чуждое содержание, но раскрытое ему в его динамизме, множественности концепций, стилей, образцов. Поэтому он и детей может пригласить в проникновение в этот динамизм и эту многоликость.

Ведущим методом становится явный диалог и состязание в развитии, заражение потребностями в развитии, в обучении и воспитании, внутрикультурными интересами. Преобладает акцент на индивидуальную мотивацию на уровне интереса.

Приоритет отдается перемене способов деятельности, подвижности воли и характера, избирательности, максимуму личностной инициативы каждого, а превыше всего ставится творчество как деятельность, как самоцель.

Вся культура берется вне и независимо от ее сведения к цивилизации, во всех ее областях преобладают гуманитарные аспекты, но более всего художественность, эстетизация.

Идеальный итог воспитания — максимально развитый, максимально способный во всех отношениях индивид — душевная личность в ее своеобразии. Чем способнее, тем лучше, чем талантливее, тем замечательнее! Подразумевается как бы безмерность развития.

Педагогика способностей раскрывает в человеке возможности выполнить свое призвание — то, посредством чего это достижимо, но не дает безусловных ценностей, критериев, внутреннего владения способностями. В ней есть всегда немалый риск вырастить индивидуальных самоутвержденцев, то есть тех, кто предпочитает свои интересы, свои мерила, свое превосходство — даже и во всем том, что мотивировано истиной, красотой и даже добром. Всегда есть риск снизить ценности до условных, относительных, риск установить самих себя в центре мира (своецентризм)». [Батищев Г. С. Три типа педагогики // Учительская газета, 14.04.88]

1. В чем видите Вы сильные стороны педагогики способностей, вырастающей на основе теории свободного воспитания? В чем ее слабые стороны?

2. Какую, по-вашему, позицию, судя по тексту, по отношению к этому типу педагогики: агитирует за ее использование в практике; выступает категорически против; не возражает, но высказывает ряд опасений? Подтвердите свой вывод ссылками на формулировки в тексте.

3. Считаете ли Вы возможным существование сегодня в практике работы современных школ основных идей теории свободного воспитания? Ваши доводы «за» и «против».

 

4.2 А. М. Гольдин знакомит читателей журнала «Школьные технологии» с двумя образовательными учреждениями России. Вот что он пишет. «Одной из альтернативных классно-урочной образовательных систем является система «Образовательный парк открытых студий», идеи которой восходят к Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстому, П. П. Блонскому, Э. Фромму. Современная концепция школы-парка создана известным ученым и педагогом, ст.научн. остр. МГУ М. А. Балабаном; практическая ее реализация осуществляется в России двумя образовательными учреждениями: школой №734 г. Москвы и школой №95 г. Екатеринбурга.

«Парк-школа — это совокупность разновозрастных студий; каждая студия соответствует определенному предмету или виду деятельности — могут быть студии математики, словесности, театра, технологии и т. п. В парке-школе в принципе нет таких понятий, как учебный план или расписание уроков: образовательный процесс основан на ежедневном свободном выборе каждым учеником одной или нескольких открытых студий. При этом занятия в студиях основываются не на обязательном изучении «учебного материала программы» в определенной последовательности, а на творческом освоении предметов на основании своего интереса и своих возможностей».

Для ученика созданы условия свободного выбора студий (предметов), которые имеют недельный график работы, а каждый учебный день разбит на трехчасовые блоки (два блока по три «урока» в каждом). Внутри блока работает одновременно 6 разных студий. Ученик выбирает для себя ежедневно работу в одной студии (два блока подряд), либо в двух, «наполняя» по своему смотрению неделю самыми разными предметами (всего понемногу), или отдавая предпочтение в течение I четверти или полугодия небольшому числу студий. Распределение времени между студиями в недельном бюджете часов в школе примерно соответствует пропорциям базисного учебного плана.

Авторы модели подчеркивают, что взрослый может советовать ученику, предлагая варианты образовательных маршрутов, но окончательный выбор всегда должен оставаться за ним — это принципиальная позиция авторов.

В отношении образовательных стандартов авторы исходят из того, что они контролируют не процесс движения по образовательной программе на отдельных его этапах, а результат, который выявляется при итоговой аттестации уже выпускника. Поэтому «программу следует понимать как перечень тем, в рамках которых ШКОЛА должна оказать ребенку образовательную услугу. Уместным является сравнение со столовой — это ассортиментный минимум, но никак не комплексный обед, обязательный для поедания всеми посетителями в заданное время. При этом никто не снимает ответственности с работников столовой, которые должны заботиться о возбуждении аппетита своих клиентов, воспитании их вкусов, презентации блюд...

Задача учителя — не исправлять знания ученика, а организовать «встречу» существующего знания ребенка с мировой культурой, развить его познавательные умения... мы не «формируем» знания, мы развиваем способы их добывания. Именно такой подход и называется в парковой технологии работой с живым знанием ребенка»

[Гольдин А. М. Школа-парк как одна из моделей свободного образования // Школьные технологии, 1998. №4. с. 44-45.]

1. Пользуясь текстом, вычлените те исходные идеи теории свободного воспитания, которые реализованы в школе-парке.

2. Если бы Вам представилась возможность выбора между обычной школой и школой-парком, какой из них Вы отдали бы предпочтение? Ответ аргументируйте.

 

4.3 В начале 1994 года школьный отдел газеты «Первое сентября», дискутируя по поводу новаторства и традиционности современной школы, предложила свой взгляд на типы школ. Авторы выделили традиционные школы; школы, альтернативные традиционной; школы педагогики сотрудничества и школы-казармы. Они предложили читателям ответить на вопросы: «Как бы Вы оценили свою школу? Может быть, она находится на каком-то промежуточном этапе? Может быть в ней еще есть какой-то запас энергии обновления?...» Основным критерием, в соответствии с которым предложено оценить тип школы, «лежит в плоскости развитие — достоинство. Лучшие школы дают всем детям без исключения, без отбора максимум достоинства при максимум развития. Это непросто, потому что при слабых способностях дать ребенку знания, развивающие его, и просто развивать его и при этом не применять наказаний и других видов принуждения — непросто. Мировая педагогика не нашла разрешения для этого противоречия. Обычно школа или дает внутреннее достоинство (но без знаний), или знания, но за счет достоинства...»

[Четыре типа школы // Первое сентября, №3 от 11.01.94]

1. Если выбирать в «плоскости развитие — достоинство», каким будет Ваш выбор?

2. Согласны ли Вы с авторами, что именно эти четыре типа школ имеют место быть у нас сегодня? К какому типу Вы отнесете школу, в которой Вы учились?

3. Какого типа школу хотели бы Вы выбрать для своего ребенка? Для себя как учителя? Ответ аргументируйте.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.